Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов народных депутатов Украины

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов народных депутатов Украины

 

Организация мониторинга
и условия для международного наблюдения

По приглашению украинской стороны Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов народных депутатов Украины, назначенных на 28 октября 2012 года (далее – выборы).

В составе Миссии были аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Всего – 271 наблюдатель.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 29 сентября 2012 года и осуществляла свои функции в соответствии с законодательством Украины, документами, принятыми в рамках Содружества, основывалась на общепризнанных принципах и нормах международного права в области организации и проведения выборов, невмешательства в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

Тридцать пять наблюдателей от СНГ работали на долгосрочной основе. Координировал деятельность наблюдателей Штаб Миссии, располагавшийся в городе Киеве.

Миссия констатирует, что наблюдателям от СНГ были созданы необходимые условия для мониторинга подготовки и проведения выборов. Долгосрочные наблюдатели посетили избирательные комиссии 15 областей Украины, Автономной Республики Крым и города Киева.

Как отмечают наблюдатели, члены окружных и участковых избирательных комиссий были открыты для общения, предоставляли необходимую информацию о проводимых предвыборных мероприятиях.

В период долгосрочного наблюдения члены Штаба Миссии встретились с представителями ряда политических партий, участвовали во встрече международных наблюдателей с Министром внутренних дел Украины В. Захарченко.

Глава Миссии наблюдателей от СНГ В. Гаркун обсуждал ход избирательной кампании с Председателем Центральной избирательной комиссии В. Шаповалом, с Председателем Высшего административного суда И. Темкижевым, руководством Министерства иностранных дел и Генеральной прокуратуры Украины. В. Гаркун дважды встречался с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ О. Гловер.

Миссия проводила политику информационной открытости, расширения контактов с участниками избирательного процесса. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения, даны интервью представителям средств массовой информации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились в соответствии с Конституцией Украины, Законом «О выборах народных депутатов Украины», законами «О Центральной избирательной комиссии», «О Государственном реестре избирателей», а также решениями и постановлениями Центральной избирательной комиссии (ЦИК).

После проведения предыдущих парламентских выборов, в ноябре 2011 года был принят новый Закон «О выборах народных депутатов Украины» (далее – Закон), поддержанный всеми депутатскими фракциями и группами, представленными в Верховной Раде. В Закон внесены существенные изменения, наиболее важные из них следующие:

выборы депутатов проводятся по пропорционально-мажоритарной системе: 225 депутатов избираются в общегосударственном многомандатном избирательном округе (далее – общегосударственный округ) по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий и 225 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах (далее – одномандатные округа);

повышен проходной барьер для политических партий. Право на участие в распределении депутатских мандатов получают партии, набравшие более 5 % голосов по итогам выборов. Ранее этот барьер составлял 3 %;

не предусмотрена возможность участия в выборах избирательных блоков;

из избирательного бюллетеня исключена графа "Не поддерживаю ни одного кандидата (партию)".

В июле 2012 года для повышения уровня доверия граждан к избирательному процессу был принят Закон «Об особенностях обеспечения открытости, прозрачности и демократичности выборов народных депутатов Украины 28 октября 2012 года», которым предусмотрено оборудование помещений для голосования системой видеонаблюдения, видеозаписи и трансляции изображения.

Штаб Миссии совместно с экспертами Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников СНГ МПА государств – участников Содружества провел анализ избирательного законодательства Украины.

Миссия отмечает, что законодательство Украины отвечает нормам международного права в области организации и проведения выборов и является достаточной правовой основой для их свободного и демократического проведения.

 

Система избирательных комиссий
и их деятельность по подготовке к выборам

В соответствии с Конституцией Украины выборы народных депутатов проводятся в последнее воскресенье октября.

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная, 225 окружных и 33 762 участковые избирательные комиссии.

Порядок образования и правовой статус ЦИК определен Конституцией, Законом Украины «О Центральной избирательной комиссии». Центральная избирательная комиссия в составе 15 членов работает на постоянной основе, срок ее полномочий составляет 7 лет. Члены ЦИК были назначены Верховной Радой Украины по представлению Президента с учетом предложений депутатских фракций и групп, образованных в текущем созыве Верховной Рады.

На основании Закона партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, имеет право делегировать одного представителя в ЦИК с правом совещательного голоса, уполномоченного представлять интересы партии в ЦИК во время избирательного процесса. Все 22 политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, воспользовались таким правом.

Окружные избирательные комиссии (ОИК) были сформированы ЦИК 26 августа 2012 года из 18 членов. В состав комиссий обязательно включаются по одному представителю политических партий, депутатские фракции которых представлены в Верховной Раде текущего созыва. Оставшиеся места распределяются среди представителей партий, выдвинувших кандидатов в депутаты в общегосударственном округе или хотя бы в одном из 225 одномандатных округов путем жеребьевки, проводимой ЦИК. По результатам жеребьевки 19 из 81 партии получили право направить своих представителей в составы ОИК.

Участковые избирательные комиссии (УИК) были сформированы ОИК в составе от 18 до 24 членов в зависимости от численности избирателей на избирательном участке путем проведения жеребьевок с участием представителей всех партий, выдвинувших кандидатов в депутаты, а также представителей кандидатов в депутаты в соответствующем одномандатном округе.

Миссия отмечает, что формирование окружных и участковых комиссий прошло в установленные Законом сроки. Однако действующая процедура их формирования, по мнению Миссии, могла бы быть усовершенствована. Так, желательно было бы ограничить право субъектов представления кандидатур в состав ОИК и УИК отзывать выдвинутых ими представителей комиссий, так как имевшая место в период данной избирательной кампании частая замена уже прошедших обучение членов комиссий осложняла их работу.

В заседаниях участковых и окружных комиссий могли принимать участие с правом совещательного голоса уполномоченные лица политических партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе. Присутствие на заседаниях комиссий уполномоченных представителей партий способствовало повышению доверия к работе комиссий и открытости избирательного процесса.

Долгосрочные наблюдатели Миссии принимали участие в заседаниях Центральной избирательной комиссии и отмечают коллегиальность в ее работе, свободное, открытое обсуждение вопросов ее компетенции. Заседания ЦИК проходили в присутствии международных и национальных наблюдателей, освещались средствами массовой информации. О дате и времени заседаний заранее сообщалось на официальном интернет-сайте ЦИК.

В сроки, установленные законодательством, ЦИК были образованы одномандатные округа и избирательные участки. Информация с указанием их номеров и границ, а также мест нахождения УИК была опубликована в общегосударственных и региональных средствах массовой информации.

Для более качественной организации избирательного процесса ЦИК организовала обучение членов избирательных комиссий всех уровней. В этих целях были проведены семинары-совещания, выпущены пособия по вопросам применения избирательного законодательства на выборах 28 октября 2012 года и учебный фильм.

При участии ЦИК в помощь членам избирательных комиссий создан интернет-ресурс «Избирком», где размещались обучающие курсы для членов ОИК и УИК, законодательство Украины о выборах и рекомендации по его применению, образцы форм и документов избирательных комиссий, мультимедийные материалы, иллюстрирующие избирательные процедуры.

В целях регламентации видеонаблюдения на избирательных участках ЦИК утвердила «Порядок осуществления видеонаблюдения с использованием средств видеонаблюдения, доступа и контроля за функционированием системы видеонаблюдения во время проведения выборов народных депутатов Украины 28 октября 2012 года».

По мнению Миссии, ЦИК и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с законодательством.

 

Списки избирателей

Для обеспечения учета граждан, имеющих право голоса, и составления списков избирателей в Украине создан Государственный реестр избирателей (далее – Реестр).

База данных Реестра ежемесячно обновляется на основании сведений, предоставляемых органами Министерства внутренних дел, отделами государственной регистрации актов гражданского состояния Министерства юстиции, командирами воинских частей (формирований), районными судами, руководителями специализированных учреждений, которые осуществляют учет бездомных граждан.

Органы ведения Реестра составляют предварительные списки избирателей для каждого избирательного участка. Не позднее чем за 20 дней до дня голосования экземпляр предварительного списка избирателей передается соответствующей участковой избирательной комиссии.

С 8 октября 2012 года УИК предоставили предварительные списки избирателей для ознакомления. Избиратель не позднее чем за 5 дней до дня голосования мог обратиться в УИК или в орган ведения Реестра с заявлением об уточнении предварительного списка.

Если избиратель по каким-либо причинам не имел возможности находиться на избирательном участке в день голосования, орган ведения Реестра по заявлению избирателя мог вынести решение о временном изменении места его голосования.

В целях недопущения злоупотреблений, связанных с изменением места голосования, ЦИК 13 сентября 2012 года приняла постановление «Об обеспечении временного изменения места голосования избирателя без изменения его избирательного адреса», которым была ограничена возможность такого изменения пределами одномандатного округа, а избирателям предписано предоставлять органам ведения Реестра документы, подтверждающие необходимость временного изменения места голосования.

Экземпляр уточненного списка избирателей не позднее чем за 2 дня до голосования передавался органами ведения Реестра соответствующей участковой избирательной комиссии.

Изменения в уточненный список вносят председатель или его заместитель и секретарь участковой комиссии на основании решения суда или уведомления органа ведения Реестра, а в день голосования – только по решению суда.

В списки для участия в выборах было включено свыше 36,6 млн. избирателей.

По мнению Миссии, процедура составления, предоставления и уточнения списков обеспечивала всем гражданам возможность принять участие в голосовании.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

Право выдвижения кандидатов в депутаты в общегосударственном округе принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Украины, а в одномандатных округах – политическим партиям и гражданам путем самовыдвижения.

В Министерство юстиции с заявлениями о заверении копий уставов и свидетельств о регистрации для участия в выборах обратились 86 партий.

Выдвижение кандидатов в народные депутаты Украины партиями проходило с 30 июля по 9 августа 2012 года на партийных съездах, собраниях или конференциях.

Регистрация кандидатов в депутаты как в общегосударственном, так и в одномандатных округах осуществлялась ЦИК. Применение смешанной избирательной системы позволило восстановить институт самовыдвижения независимых кандидатов в депутаты, который, по мнению Миссии, способствовал более полной реализации права гражданина быть избранным в Верховную Раду.

Центральная избирательная комиссия на 450 депутатских мест в Верховной Раде зарегистрировала 5 773 кандидата, из них 2 643 – в общегосударственном округе (по спискам партий) и 3 130 – по одномандатным округам, 443 претендентам в регистрации было отказано.

Всего в бюллетень для голосования в общегосударственном округе были включены 22 политические партии. Порядок размещения наименований партий в избирательном бюллетене был определен ЦИК путем жеребьевки.

Согласно Закону в бюллетени для голосования в одномандатных округах фамилии кандидатов были внесены в алфавитном порядке.

Регистрация 89 кандидатов по партийным спискам, в том числе 59 кандидатов, выдвигавшихся по списку Политической партии Украинская платформа «СОБОР», а также 476 кандидатов, выдвигавшихся по одномандатным округам, на основании их обращений об отказе баллотироваться или обращений выдвинувших их партий была отменена ЦИК. Это привело к необходимости внесения участковыми комиссиями изменений в уже изготовленные избирательные бюллетени путем проставления штампа «Выбыл» напротив названия партии «Собор» во всех бюллетенях для голосования в общегосударственном округе и напротив фамилий выбывших кандидатов в бюллетенях для голосования в одномандатных округах.

По мнению Миссии, этапы выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты прошли в рамках избирательного законодательства, на принципах альтернативности и высокой конкурентности. Участие в избирательной кампании большого количества партий и кандидатов в депутаты свидетельствует о наличии в стране реального политического плюрализма, а также о том, что избиратели в день голосования имели возможность широкого выбора.

 

Информационное обеспечение выборов

Избирательные комиссии всех уровней своевременно и в полном объеме информировали избирателей о предстоящих выборах.

ЦИК обеспечила изготовление за счет средств государственного бюджета Украины информационных плакатов партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе, содержащих предвыборные программы партий и их избирательные списки.

ОИК также за счет средств государственного бюджета обеспечили изготовление информационных плакатов кандидатов в депутаты, зарегистрированных по одномандатным округам, содержащих их биографию, предвыборную программу и фотографию, а также изготовили плакаты, разъясняющие порядок голосования и ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Участковые комиссии направляли избирателям именные приглашения на выборы с указанием места и времени голосования.

По телевидению транслировались анимационные ролики, разъясняющие порядок голосования, а также подготовленный МВД видеоматериал о возможной ответственности избирателей за нарушения законодательства о выборах.

Таким образом, избиратели были вовремя проинформированы об участвовавших в избирательной кампании партиях и кандидатах, а также обо всех этапах и процедурах предстоящих выборов.

 

Предвыборная агитация

В соответствии с Законом предвыборная агитация началась на следующий день после регистрации кандидатов в депутаты и завершился в 24 часа последней пятницы перед днем голосования.

Агитационная кампания проходила активно, бескомпромиссно и осуществлялась в разнообразных формах: партии и кандидаты в депутаты боролись за голоса избирателей путем проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетов, публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», обнародования в печатных и аудиовизуальных средствах массовой информации политической рекламы, выступлений, интервью, распространения избирательных листовок, плакатов, размещения агитационных печатных материалов или политической рекламы на рекламных щитах, билбордах, баннерах, растяжках, интерактивных табло.

Местные органы исполнительной власти определили места для размещения печатных предвыборных агитационных материалов партий и кандидатов в депутаты.

За счет средств государственного бюджета Украины партиям для проведения предвыборной агитации было предоставлено не менее 60 минут на национальном телевидении и не менее 60 минут на общенациональном радиоканале, а также по 20 минут на региональных теле- и радиоканалах в каждом из регионов. Кандидатам в депутаты, зарегистрированным в одномандатном округе, предоставлялось по 20 минут бесплатного эфирного времени на соответствующих теле- и радиоканалах. Очередность предоставления эфирного времени определялась по результатам жеребьевки, проведенной ЦИК.

В целом общий объем предоставленного кандидатам и партиям эфирного времени превысил 2 500 часов на радио и телевидении.

Путем жеребьевки была определена и очередность предоставления печатных площадей в газетах «Голос України» и «Урядовий кур'єр», а также в одном из региональных печатных СМИ за счет средств государственного бюджета для публикации партиями и кандидатами в депутаты своих предвыборных программ.

Кандидаты в депутаты, включенные в партийные списки в общегосударственном округе, могли осуществлять предвыборную агитацию за счет избирательного фонда политической партии, а кандидаты, зарегистрированные в одномандатных округах, – из средств своих избирательных фондов.

Большинство средств массовой информации освещали предвыборные кампании кандидатов и партий в соответствии с Законом, что подтвердили и результаты проведенного Миссией мониторинга. При этом анализировались эфиры наиболее рейтинговых общенациональных телеканалов страны, таких как ІНТЕР, 1+1, ICTV, Новый канал, СТБ, ТРК «Украина», Первый национальный, 5-й канал.

Мониторинг показал, что чаще всего в новостных программах вышеперечисленных каналов освещалась деятельность Политической партии Всеукраинское объединение «Батькiвщина», Политической партии «УДАР Виталия Кличко», Партии Натальи Королевской «Украина – Вперед!», Политической партии Всеукраинское объединение «Свобода», Политической партии «Наша Украина», Партии регионов и Коммунистической партии Украины.

Все субъекты избирательного процесса имели возможность выступить в наиболее популярных ток-шоу («Большая политика с Евгением Киселевым», «Шустер Live», «Рэспублiка з Ганною Безулик», «Свобода слова», «Один на один» и др.). Однако политические оппоненты не всегда соблюдали этические нормы, допуская некорректные высказывания в адрес друг друга.

Партии и кандидаты в депутаты активно использовали предоставленное эфирное время для демонстрации предвыборных агитационных роликов. В подаче политической рекламы на телеканалах лидировали Партия регионов, «Батькiвщина», «Украина – Вперед!», Коммунистическая партия.

Агитационная кампания в целом проходила в рамках действующего законодательства. Тем не менее отмечены факты нарушения порядка ведения предвыборной агитации. По информации Министерства внутренних дел Украины, выявлен 151 случай нарушения порядка размещения агитационных материалов или их размещения в запрещенных местах, а также 126 случаев изготовления или распространения агитационных печатных материалов без установленных законодательством выходных данных. За нарушение порядка ведения предвыборной агитации ЦИК на основании решений судов вынесла предупреждения в отношении 18 кандидатов в депутаты, а также 3 партий: Радикальной партии Олега Ляшко, Политической партии Всеукраинское объединение «Батькiвщина», Политической партии «УДАР Виталия Кличко».

Наблюдатели от СНГ фиксировали случаи порчи рекламных щитов партий, размещения агитационных материалов в неустановленных местах, уничтожения и повреждения агитационных плакатов кандидатов.

Миссия считает, что, несмотря на имевшие место некоторые нарушения, принятые меры обеспечили проведение агитационной кампании в свободной атмосфере, позволили участникам предвыборной гонки открыто излагать свои политические взгляды и оценки, знакомить избирателей с положениями своих предвыборных программ.

 

 

Жалобы и заявления

По состоянию на 27 октября 2012 года в Центральную избирательную комиссию поступили 566 жалоб, из которых 102 рассмотрены с вынесением постановлений, 427 возвращены заявителям как ненадлежаще оформленные, в отношении 3 жалоб даны разъяснения, 14 отозваны заявителями до их рассмотрения ЦИК, 20 находятся на рассмотрении.

По информации, поступившей в Штаб Миссии из Генеральной прокуратуры Украины, органами прокуратуры рассмотрены 106 обращений о нарушениях избирательного законодательства, в 3 случаях принято решение о возбуждении уголовных дел.

Органами внутренних дел зарегистрированы 4 256 обращений, касающихся избирательного процесса. По результатам их рассмотрения составлены 445 протоколов о совершении административных правонарушений.

По сообщению Высшего административного суда Украины, административными судами страны рассмотрены 1109 дел, связанных с выборами, из них 122 дела по обжалованию решений ЦИК.

В целом деятельность органов, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями законодательства о выборах, обеспечила возможность своевременного рассмотрения обращений граждан и вынесения соответствующих решений.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день выборов 28 октября представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов во всех областях Украины, Автономной Республике Крым и городе Киеве, а также за рубежом в городах Бишкеке, Москве и Санкт-Петербурге. Члены Миссии посетили 2 608 участков для голосования.

По мнению наблюдателей от СНГ, голосование проходило в рамках избирательного законодательства Украины.

Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оснащены прозрачными урнами, а также всем необходимым для голосования избирателей и работы членов УИК. Все помещения были оборудованы веб-камерами, позволяющими в режиме реального времени наблюдать процесс голосования на специальном Интернет-сайте.

Для обеспечения голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, ЦИК изготовила трафареты для бюллетеней с использованием шрифта Брайля.

Лицам, которые были внесены в список избирателей на избирательном участке, но по возрасту или по состоянию здоровья не способны передвигаться самостоятельно, УИК предоставляла возможность проголосовать по месту их пребывания. Об этом необходимо было заявить участковой комиссии не позднее 12 часов 27 октября. Избиратели, которые временно не могли передвигаться самостоятельно, могли направить заявление с просьбой обеспечить им голосование по указанному месту пребывания. Заявление вместе со справкой медицинского учреждения подавалось в УИК не позднее 20 часов 26 октября. В таких случаях УИК организовывала голосование с использованием переносных урн для голосования.

По мнению Миссии, избирателям, не способным передвигаться самостоятельно, можно было бы предоставить право проголосовать вне помещения для голосования без медицинской справки, предварительно письменно или устно заявив об этом участковой избирательной комиссии.

В день выборов за ходом голосования наблюдали более 300 тысяч национальных наблюдателей, представляющих партии, выдвинувшие списки кандидатов в общегосударственном округе, кандидатов в депутаты в одномандатных округах, общественные организации, к уставной деятельности которых относятся вопросы избирательного процесса и наблюдения за ним. По мнению наблюдателей от СНГ, участие в мониторинге такого количества национальных наблюдателей позволило обеспечить гражданский контроль за ходом выборов.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили ряд недостатков и упущений, в том числе:

избирательный участок открылся в 08.20 (г. Киев, округ 218, избирательный участок 800811);

случаи отсутствия отдельных граждан в списках избирателей (г. Кировоград, округ 99, избирательный участок 350923; г. Киев, округ 219, избирательные участки 800592, 800596);

наличие на стенах некоторых домов агитационных призывов за партию «Свобода» (г. Хмельницкий, округа 187, 188);

расположение наблюдателей в месте, с которого затруднен обзор урн и кабин для голосования (г. Одесса, округ 135, избирательный участок 511285);

отсутствие информационных плакатов о партиях и кандидатах в депутаты (г. Киев, округ 219, избирательные участки 800768, 800772; г. Севастополь, округ 225, избирательный участок 850180);

информационные плакаты о партиях расположены произвольным образом, а не в порядке, в котором они внесены в избирательные бюллетени (г. Одесса, округ 135, избирательные участки 511292, 511293; г. Киев, округ 221, избирательный участок 800590; округ 217, избирательный участок 800489);

в отдельных случаях избиратели высказывали претензии к освещению кабин для голосования (г. Киев, округ 214, избирательный участок 800375; округ 220, избирательные участки 800637, 800685; округ 221, избирательный участок 800611).

Такие факты не были массовыми и, по мнению Миссии, не могли повлиять на итоги голосования.

Члены Миссии, наблюдая за подсчетом голосов, отметили, что данная процедура проводилась в соответствии с Законом и была открытой.

Центральная избирательная комиссия 5 ноября 2012 года приняла Постановление «О невозможности достоверного установления результатов голосования и результатов выборов народных депутатов Украины 28 октября 2012 года в одномандатных избирательных округах № 94, 132, 194, 197 и 223». Этим постановлением ЦИК признала необходимым проведение повторных выборов народных депутатов в данных одномандатных избирательных округах и обратилась в Верховную Раду Украины для принятия ею решения относительно проведения повторных выборов в одномандатных избирательных округах № 94, 132, 194, 197 и 223.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств:

в ходе наблюдения не зафиксировала нарушений избирательного законодательства Украины, которые могли бы существенно повлиять на результаты выборов;

оценивает прошедшие 28 октября 2012 года выборы народных депутатов Украины как соответствующие национальному избирательному законодательству и общепризнанным демократическим нормам;

считает, что избирательные комиссии всех уровней обеспечили условия для свободного волеизъявления избирателей.