Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Интервью В.Гуминского газете «7 дней»

В Исполнительном комитете СНГ в Минске 12–13 февраля работала экспертная группа, чтобы, исходя из реалий, актуализировать положения Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. Новый импульс развития предполагает инновационные идеи…

На вопросы «7 дней» ответил первый заместитель председателя Исполнительного комитета СНГ Виктор Гуминский.

– Виктор Александрович, Содружество Независимых Государств существует уже более четверти века, оно стало частью мирового сообщества. Какова сегодня роль Содружества в стремительно меняющемся мире?

– Соглашусь с вами в том, что Содружество представляет собой признанную в мире международную организацию, значимую международную структуру в общей системе международных отношений. Оно объединяет 11 государств с общим населением 285 млн человек (это 4% численности населения планеты) и территорией 22, 1 млн кв. км (16 %  территории Земли). СНГ – это еще и 10 % мирового промышленного потенциала и 25% базовых видов промышленных ресурсов.

Содружество прошло сложный путь становления, отказавшись в свое время от завышенных ожиданий, оно не прекращает поиск оптимальных форм функционирования.

За прошедшие годы СНГ, и это общепризнанный факт, состоялось как универсальная, не имеющая аналогов организация. Без наднациональных полномочий, без жесткого механизма контроля за реализацией принимаемых документов в формате СНГ налажено и развивается торгово-экономическое сотрудничество, создана и работает система обеспечения стабильности и безопасности, поступательно наращивается разноплановое гуманитарное партнерство, совершенствуется и обновляется нормативно-правовая база межгосударственного взаимодействия. Сформирована дееспособная структура отраслевых органов и базовых организаций, сложилась эффективная модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества.

Содружество – живой и развивающийся организм, что предопределяет наличие некоторых сложностей и проблем. К внутренним, в частности, относятся: экологические и ресурсные противоречия, определенные социально-экономические и демографические проблемы, замороженные территориальные конфликты. По-прежнему дают о себе знать настороженность, связанная с «комплексом возврата к СССР», неопределенность отдельных стран в евразийском либо европейском выборе.

С другой стороны, как значимая региональная структура в общей системе международных отношений СНГ в последние годы в полной мере ощутило влияние глобальных вызовов и угроз. Негативные тенденции в мировой экономике, усилия внешних игроков превратить пространство Содружества в конкурентное поле для его последующей дезинтеграции, а также другие неблагоприятные факторы, безусловно, наложили свой отпечаток на нашу совместную деятельность.

Сохраняются такие общие угрозы, как международный терроризм, нелегальный оборот наркотиков и контрабанда оружия, транснациональная организованная преступность, выходящая за рамки отдельных стран коррупция, незаконная миграция и торговля людьми.

Однако наличие внутренних и внешних проблем только сплачивает страны Содружества, стимулирует к самосовершенствованию, к поиску форм сотрудничества, отвечающих велениям времени. Именно на это было направлено принятое главами наших государств Решение об адаптации СНГ к современным реалиям. Общая позиция лидеров наших стран состоит в том, чтобы результатом проводимой адаптации и обновления Концепции дальнейшего развития Содружества, принятой еще в октябре 2007 года, стало повышение эффективности организации.

– Какие направления сотрудничества актуальны на современном этапе развития СНГ?

– Выделю основные моменты. В области экономики – это полномасштабная реализация Договора о зоне свободной торговли, выполнение Стратегии экономического развития СНГ и Межгосударственной программы инновационного сотрудничества, рассчитанных на период до 2020 года, завершение подготовки к подписанию Соглашения о свободной торговле услугами. Последнее имеет большое значение для дальнейшего углубления торгово-экономических связей, так как именно услуги составляют значительную долю в ВВП государств – участников СНГ, а торговля ими менее подвержена внешним воздействиям, нежели торговля товарами.

В общем контексте интеграции неуклонно повышается роль гуманитарного сотрудничества. Здесь акцент делается на углублении разнопланового партнерства в формате постоянно действующих проектов, долгосрочных и масштабных по своему содержанию документов. Так, в формате СНГ сегодня действуют стратегии молодежного сотрудничества, развития физической культуры и спорта, укрепления взаимодействия в сфере туризма, совершенствования работы по охране здоровья населения, Концепция сотрудничества в сфере культуры и другие не менее значимые проекты.

Высокую эффективность подтвердила практика объявления в СНГ тематических годов гуманитарной направленности, реализация Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», проведения форумов творческой и научной интеллигенции, съездов учителей и работников образования, Молодежных Дельфийских игр, спортивных соревнований, конкурсов и других мероприятий, представляющих несомненный интерес для стран Содружества.

Одно из самых востребованных направлений сотрудничества – совместное противодействие современным вызовам и угрозам, которое носит комплексный характер. Его обеспечивает солидная нормативно-правовая база, а также эффективная система сотрудничества компетентных органов. В целом успешно реализуются среднесрочные целевые межгосударственные программы, укрепляется взаимодействие с профильными структурами ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ и других международных организаций.

– В ситуации обостряющейся международной обстановки на каком уровне находится военное сотрудничество на пространстве СНГ?

– В наше непростое время военное сотрудничество в рамках СНГ носит динамичный, конструктивный характер. Его основная цель заключается в дальнейшем совершенствовании взаимодействия в интересах безопасного развития каждого государства-участника и Содружества в целом. Мы стремимся к гармоничному сочетанию общих приоритетов и национальных интересов в сфере обеспечения военной безопасности стран СНГ.

Военное сотрудничество осуществляется практически во всех областях деятельности вооруженных сил стран СНГ: военной, военно-технической, подготовки военных кадров и развития военной науки, противодействия международному терроризму и иным современным вызовам и угрозам, миротворческой деятельности, а также социально-правовой и гуманитарной.

Об интенсивности военного сотрудничества свидетельствует статистика, согласно которой в среднем ежегодно проводится порядка 50 практических мероприятий различного уровня и направленности. Для адекватного реагирования на существующие и новые вызовы и угрозы совершенствуются существующие и развиваются новые направления взаимодействия.

Так, например, в связи со стремительным развитием ракетных и космических технологий, созданием новых средств нападения, действующих в том числе и через космос, в 2017 году главами государств СНГ утверждены Основные направления адаптации объединенной системы противовоздушной обороны к решению задач воздушно-космической обороны.

В рамках реализации их положений на действующей платформе объединенной системы ПВО стран СНГ предусматривается формирование воздушно-космической обороны (ВКО) государств – участников Соглашения.

К 2025 году планируется завершить выполнение комплекса мероприятий первого этапа построения ВКО, а к 2035 году (ориентировочно) полностью завершить построение ВКО государств – участников Соглашения.

Вопросы военного сотрудничества были и остаются одним из приоритетов интеграционного взаимодействия стран Содружества. Обострение международной обстановки требует от органов СНГ адекватного реагирования на ее изменение и принятия решений, направленных на нейтрализацию действующих и потенциальных угроз и вызовов. Только общими усилиями можно достичь поставленной цели.

 

Источник: «7 дней»