Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

28 ноября В.Гаркун принял участие в работе международного круглого стола на тему: «Роль Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве»

Активная и сбалансированная внешняя политика, направленная на углубление межгосударственного сотрудничества, обеспечение национальных интересов, укрепление региональной и глобальной безопасности предопределили общепризнанный авторитет Казахстана и его Президента как на пространстве Содружества, так и в мировом сообществе. Такое мнение высказал первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Владимир Гаркун на состоявшемся 28 ноября в штаб-квартире СНГ в Минске международном круглом столе «Роль Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве».

Поприветствовав от имени Исполнительного комитета СНГ участников мероприятия, организованного Посольством Республики Казахстан в Республике Беларусь, В. Гаркун подчеркнул большую значимость его темы, поскольку она позволяет еще раз оценить пройденный СНГ путь и огромную роль Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева в создания и становлении Содружества.

В. Гаркун отметил конструктивную и стабилизирующую роль лидера Казахстана в сложнейший и тревожный для всего мирового сообщества период распада СССР, когда его бывшие республики находились «на распутье» и любое промедление с принятием оптимальных для тех условий решений было чревато непредсказуемыми последствиями как для каждой страны, так и в глобальном масштабе.

В этой связи В. Гаркун особо подчеркнул, что именно по инициативе Президента Н. Назарбаева 21 декабря 1991 года состоялась Алма-Атинская встреча глав постсоветских государств, сформировавшая Содружество в нынешнем формате участников.

В последующем Казахстан неоднократно выступал инициатором идей, касающихся повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ. В данном контексте важная роль принадлежит заседанию Совета глав государств, состоявшемуся 16 сентября 2004 года в Астане. На нем Президент Республики Казахстан предложил комплекс мер по совершенствованию СНГ, дальнейшему наращиванию интеграционного потенциала, реформированию органов Содружества. Поддержанные на указанном заседании инициативы Нурсултана Назарбаева легли в основу последующей разработки и согласования программных по своей сути документов – Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации.

Весьма символичным В. Гаркун считает тот факт, что оба этих документа были приняты под председательством Казахстана в Совете глав государств – на Душанбинском саммите в октябре 2007 года.

В соответствии с Концепцией и Планом осуществлен ряд основополагающих для Содружества новаций. Учрежден институт национальных координаторов, осуществляющих в своих государствах контроль за реализацией принятых в СНГ документов, утверждено Положение о председательстве в СНГ, которое позволило повысить эффективность подготовки заседаний высших органов Содружества, обеспечить результативный процесс разработки и согласования общезначимых документов. Кроме того, утвердилась практика объявления главами государств основной тематики сотрудничества на календарный год, приняты меры по оптимизации органов отраслевого сотрудничества, а также утверждено Общее положение о них.

По мнению В. Гаркуна, во многом благодаря конструктивной позиции Казахстана был подготовлен и принят Договор о зоне свободной торговли, который является реальным инструментом укрепления экономического взаимодействия и повышения конкурентоспособности стран Содружества.

Интеграционные инициативы Нурсултана Абишевича Назарбаева в значительной степени способствовали тому, что за 20 прошедших лет Содружество состоялось в качестве общепризнанной международной организации и утвердилось как востребованный механизм межгосударственного сотрудничества.

При этом на всех ключевых направлениях взаимодействия имеются позитивные результаты, базирующиеся на концептуальных по своему содержанию документах. К ним, в частности, следует отнести Стратегию экономического развития СНГ на период до 2020 года, Стратегию молодежного сотрудничества, планы приоритетных мероприятий в гуманитарной сфере, целевые межгосударственные программы в области противодействия современным вызовам и угрозам.

В. Гаркун подчеркнул также большую роль Президента Республики Казахстан в практической реализации принципа многоуровневой и разноскоростной интеграции, создании на пространстве СНГ целого ряда интеграционных объединений: ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также намеченном формировании Евразийского экономического союза.

Велика его заслуга и в успешном председательстве Казахстана в 2010 году в ОБСЕ, завершившемся проведением в Астане саммита Организации. Широкую международную поддержку и свое практическое воплощение получила провозглашенная Нурсултаном Назарбаевым инициатива о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, что убедительно подтвердила состоявшаяся в сентябре текущего года в столице Казахстана Четвертая встреча министров иностранных дел государств – членов СВМДА.

Под руководством Нурсултана Абишевича Назарбаева Республика Казахстан добилась общепризнанных успехов в достижении межнационального и межконфессионального согласия, осуществлении демократических преобразований, обеспечении устойчивого социально-экономического развития.

Позитивный опыт деятельности Казахстана в условиях глобализации и динамично изменяющегося мира, безусловно, ценен для всех стран Содружества, сказал В. Гаркун. От имени Исполнительного комитета СНГ он пожелал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву доброго здоровья, новых свершений в дальнейшем прогрессе Республики Казахстан, наращивании интеграционного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств.

 

Пресс-служба
Исполнительного комитета СНГ