Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Парламента Республики Молдова

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Парламента Республики Молдова

 

Общие положения

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Молдова Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Парламента Республики Молдова (далее – выборы), состоявшихся 24  февраля 2019 года.

Выборы были назначены Постановлением Парламента Республики Молдова от 27 июля 2018 года. В день выборов также проводился республиканский консультативный референдум, на котором гражданам предлагалось ответить на два вопроса: «согласны ли Вы, чтобы число депутатов в парламенте сократили со 101 до 61», а также «согласны ли Вы с тем, чтобы народ мог лишать депутата полномочий, если он не выполняет своих должностных обязанностей».

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 4 февраля 2019 года, осуществляла свои функции свободно
и независимо, руководствуясь законодательством Республики Молдова, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии были аккредитованы 106 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, а также Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии В. Гуминский провел встречи с Председателем Центральной избирательной комиссии А. Руссу, а в день голосования – с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ М. Еорши, ознакомился с работой окружных избирательных советов и участковых избирательных бюро.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции и Кодекса о выборах Республики Молдова (далее – Кодекс), а также нормативных документов, принимаемых Центральной избирательной комиссией.

После парламентских выборов 2014 года Кодекс был существенно доработан. В июле 2017 года в положения, регламентирующие проведение выборов Парламента, были внесены изменения. В частности:

введена смешанная система формирования Парламента, при которой 51 депутат избирается по одномандатным округам и 50 депутатов – по спискам политических партий;

уменьшено количество подписей, которые необходимо собрать в поддержку кандидатов в депутаты;

отменена норма о пороге явки избирателей для признания выборов состоявшимися.

Кроме того, в ноябре 2018 года было исключено положение о запрете агитации в любой форме в день выборов и предшествующий ему день (кроме агитации в помещении или у входа в помещение избирательного участка).

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Молдова и отмечают, что оно соответствует общепризнанным нормам международного права в области демократических выборов и является достаточной правовой основой для обеспечения свободного и открытого волеизъявления избирателей.

 

Деятельность избирательных органов по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия (ЦИК), окружные избирательные советы и участковые избирательные бюро.

Центральная избирательная комиссия является постоянно действующим органом, состоящая из 9 членов с правом решающего голоса, из которых один назначается Президентом, остальные – Парламентом с соблюдением пропорционального представительства большинства и оппозиции. Персональный состав комиссии утверждается Парламентом и принятым большинством голосов избранных депутатов. Срок полномочий ЦИК – 5 лет.

Окружные избирательные советы образуются ЦИК не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе 7 – 11 членов. Кандидатуры 2 членов выдвигаются судом или Апелляционной палатой, 2 других – местными советами, кандидатуры остальных – партиями, представленными в Парламенте.

Участковые избирательные бюро образуются окружными избирательными советами не позднее чем за 25 дней до дня выборов в составе 5 – 11 членов. Кандидатуры 3 членов выдвигаются местными советами, кандидатуры остальных – партиями, представленными в Парламенте.

Конкуренты имели возможность направить в ЦИК и окружные избирательные советы по одному своему представителю с правом совещательного голоса.

Центральная избирательная комиссия вела работу по подготовке и проведению выборов в соответствии с Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов Парламента Республики Молдова от 24 февраля 2019 года.

В установленные Кодексом сроки были образованы 51 избирательный округ, 2143 избирательных участка, в том числе 123 – за рубежом. При этом, по мнению Миссии, критерии определения количества и месторасположения избирательных участков за границей могли бы быть уточнены.

Для граждан Республики Молдова, проживающих на территории Приднестровья, впервые были образованы 47 избирательных участков в двух специально созданных избирательных округах (№№ 47, 48).

В целях обеспечения прозрачности финансирования избирательной кампании, противодействия злоупотреблениям, включая использование административного ресурса, и применения единых стандартов поведения Центральная избирательная комиссия призвала конкурентов подписать Этическую декларацию об условиях и порядке финансовой, материальной и нематериальной поддержки избирательной кампании по парламентским выборам. Указанную декларацию подписали 4 политические партии, участвовавшие в выборах.

Заседания ЦИК проходили гласно, открыто и транслировались в прямом эфире на ее сайте.

Центральная избирательная комиссия совместно с Центром непрерывного образования в избирательной сфере при ЦИК (ЦНОИС) провела учебу членов избирательных органов.

В декабре 2018 года был проведен обучающий семинар для руководителей и членов окружных избирательных советов, на котором рассматривался комплекс вопросов, связанных с надлежащей организацией и проведением парламентских выборов.

В феврале 2019 года в окружных избирательных советах представители ЦНОИС провели занятия с руководителями участковых избирательных бюро и членами бюро, впервые принимающими участие в организации выборов.

Для единообразного применения норм Кодекса ЦНОИС обеспечил избирательные органы необходимыми справочными материалами и документами (учебники, пособия, сборники положений, инструкции).

В помощь избирателям с нарушением зрения на языке Брайля были изданы брошюры «Демократия имеет значение – Участвуй!» и «Демократии надо учиться», также изготовлены трафареты для заполнения избирательных бюллетеней.

Для повышения информированности граждан страны о предстоящих выборах при содействии Центральной избирательной комиссии была проведена кампания «Голосуй! Твой голос решающий!». В рамках кампании мобильные группы ЦНОИС посещали регионы республики, разъясняли особенности новой избирательной системы, распространяли информационные материалы, призывали избирателей проявить гражданскую активность в день голосования. По каналам телевидения транслировался подготовленный ЦИК соответствующий просветительский ролик.

С 2 января 2019 года приступил к работе Колл-центр по парламентским выборам.

Кроме того, на сайте ЦИК в разделе «Парламентские выборы 2019 г.» по каждому одномандатному округу размещались сведения о составе, месте нахождения окружных избирательных советов и участковых избирательных бюро, о зарегистрированных кандидатах, а также иная информация, касающаяся выборов.

Центральная избирательная комиссия проводила активную кампанию, призывающую граждан страны принять участие в голосовании. По каналам телевидения и радио транслировались информационные сообщения о предстоящих выборах. Призывы к голосованию размещались на средствах наружной рекламы. Также распространялись информационные плакаты, проспекты и листовки аналогичного содержания.

Избирателям были разосланы извещения о дне голосования с указанием номера и адреса избирательного участка, времени голосования, списка документов, удостоверяющих личность.

В рамках мониторинга выборов долгосрочные наблюдатели от СНГ обсуждали ход избирательной кампании с руководством Центральной избирательной комиссии, посетили окружные избирательные советы и участковые избирательные бюро избирательных округов №№ 4, 6, 7, 9, 10, 18, 19, 22, 38, 39, 45. Им была предоставлена возможность ознакомиться с документами, касающимися избирательной кампании, списками избирателей, побеседовать с членами избирательных органов.

По мнению Миссии, деятельность организаторов выборов с момента начала электоральной кампании и до ее завершения была направлена на обеспечение соблюдения норм избирательного законодательства.

 

Списки избирателей

В соответствии с Кодексом формирование списков избирателей осуществляется Центральной избирательной комиссией на основе данных Государственного регистра избирателей. В списки включаются граждане, обладающие избирательным правом и имеющие место жительства или место нахождения на территории избирательного участка. Избиратель, одновременно имеющий и место жительства и место нахождения, включается в список избирателей по месту нахождения.

За 22 дня до дня выборов ЦИК передала органам местного публичного управления списки избирателей, которые были направлены участковым избирательным бюро.

Для ознакомления избирателей со списками и проверки правильности их составления за 20 дней до дня выборов списки размещались в помещениях избирательных участков, а также на сайте ЦИК в разделе «Проверь себя в Государственном регистре избирателей». Избиратели были вправе не позднее дня, предшествующего дню выборов, обжаловать невключение в список или исключение из него, а также допущенные неточности в указании данных о них либо о других избирателях. Такие обращения должны были рассматриваться избирательными органами в течение 24 часов, а их решения могли быть обжалованы в суд.

По данным ЦИК, в списки избирателей включены 2 824 874 гражданина.

 

Выдвижение и регистрация конкурентов на выборах

В соответствии с Кодексом кандидатами в депутаты Парламента могут быть лица, обладающие избирательным правом, достигшие на день выборов 18 лет, имеющие гражданство Республики Молдова.

Для прохождения в Парламент избирательный порог для партий составляет 6 %, а для избирательных блоков – 8 %.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Парламента (далее – кандидаты) принадлежит:

партиям и другим общественно-политическим организациям, а также избирательным блокам;

гражданам Республики Молдова, выдвигающим свои кандидатуры на выборах (независимые кандидаты).

Партия или избирательный блок в соответствии с положениями своих уставов могут выдвинуть список кандидатов в общенациональном округе, который должен включать не менее 30 и не более 55 человек, а также по одному кандидату в каждом одномандатном округе.

Кандидаты по общенациональному округу регистрируются Центральной избирательной комиссией.

Кандидаты по одномандатным округам, в том числе независимые кандидаты, регистрируются окружными избирательными советами. Для регистрации кандидат представляет подписные листы, содержащие от 500 до 1000 (для кандидатов - женщин – от 250 до 500) подписей лиц, проживающих в этом округе.

Выдвижение и регистрация кандидатов проходили с 26 декабря 2018 года по 24 января 2019 года.

В порядке, установленном Кодексом, заявления об участии в выборах, а также списки кандидатов подали 14 партий и один избирательный блок. ЦИК, рассмотрев представленные документы, зарегистрировала списки всех 15 политических сил.

Центральная избирательная комиссия на заседании 5 февраля 2019 года установила следующий порядок внесения конкурентов на выборах в избирательный бюллетень:

Демократическая партия Молдовы;

Избирательный блок «ACUM Платформа DA и PAS»;

Партия коммунистов Республики Молдова;

Политическая партия «Партия социалистов Республики Молдова»;

Политическая партия «Шор»;

Политическая партия Народное движение Антимафия;

Политическая партия Наша Партия;

Национально-либеральная партия;

Политическая партия «ВОЛЯ НАРОДА»;

Партия регионов Молдовы;

Политическая партия «Democra?ia Acas?»;

Движение профессионалов «Speran?a-Надежда»;

Политическая партия «PATRIA»;

Политическая партия Экологическая партия зеленых;

Либеральная партия.

Окружные избирательные советы после получения подписных листов проводили проверку подлинности содержавшихся в них подписей. По ее результатам, а также на основании иных предусмотренных Кодексом документов в семидневный срок принималось решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата.

По информации ЦИК, окружные избирательные советы зарегистрировали 323 кандидата по одномандатным округам. Из них 267 от политических партий и 56 – независимые кандидаты. Заявления 36 кандидатов были отклонены на основании недостаточного количества действительных подписей в их поддержку.

Списки зарегистрированных кандидатов по общенациональному и одномандатным округам публиковались в СМИ и были доступны для ознакомления на каждом избирательном участке.

Участие в избирательной кампании такого количества конкурентов свидетельствует, по мнению Миссии, о том, что избиратели в день голосования имели возможность выбора.

 

Предвыборная агитация

Агитационная кампания конкурентов на выборах началась с момента их регистрации.

Шесть партий и десять организаций средств массовой информации подписали подготовленный ЦИК Этический кодекс по проведению и освещению избирательной кампании по парламентским выборам, который регулирует нормы поведения конкурентов на выборах и представителей средств массовой информации, участвующих в проведении и освещении избирательной кампании.

Центральная избирательная комиссия утвердила Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова избирательной кампании по парламентским выборам.

Согласно Положению конкурентам на выборах предоставлялось эфирное время на равных и недискриминационных условиях.

Национальные вещательные организации предоставляли бесплатно конкурентам на выборах по 5 минут телеэфира и по 10 минут радиоэфира для изложения предвыборных программ и информирования избирателей. Также бесплатно конкурентам было выделено по 1 минуте эфирного времени ежедневно для размещения предвыборной рекламы.

Кроме того, конкурентам на теле- и радиоканалах выделялось до 2 минут ежедневно для платной предвыборной рекламы.

На центральных («ТV 8») и региональных телеканалах транслировались предвыборные дебаты конкурентов и их доверенных лиц.

В периодических печатных изданиях площади для агитационных материалов предоставлялись на платной основе.

Органы местного публичного управления определили минимальное количество мест для размещения предвыборных афиш и проведения встреч с избирателями.

Конкуренты, их доверенные лица в период агитационной кампании проводили активную работу в электоральной среде. Борьба за голоса избирателей велась в разнообразных формах: путем проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, размещения агитационных материалов на информационных стендах, рекламных баннерах, интерактивных табло, организации концертов, распространения информационных плакатов, брошюр, листовок.

В агитационной работе конкурентами также использовались сайты политических партий, партийные печатные издания, социальные сети.

В то же время были выявлены отдельные нарушения порядка проведения предвыборной кампании.

Так, Координационный совет по телевидению и радио Республики Молдова вынес предупреждения телеканалам «Журнал ТВ» и «ТВЦ 21» за нарушение требования о распространении предвыборной рекламы до официального начала избирательной кампании. Кроме того, телеканал «Журнал ТВ» был оштрафован за нарушение собственной редакционной политики по освещению избирательной кампании.

На основании заявлений Либеральной партии и партии «Шор» ЦИК 8 февраля 2019 года вынесла предупреждение Партии социалистов за использование административного ресурса Института Президента Республики Молдова в период агитационной кампании.

В связи с имевшимися случаями нарушения правил ведения предвыборной агитации Центральная избирательная комиссия обратилась с призывом к конкурентам на выборах и средствам массовой информации строго соблюдать избирательное законодательство, проявлять корректность и профессионализм в проведении и освещении избирательной кампании, цивилизованно подходить к политическим, профессиональным и личным качествам кандидатов, а также к предвыборным программам, которые они продвигают.

 

Работа с жалобами и заявлениями

По состоянию на начало голосования Центральной избирательной комиссией получены 77 жалоб. Из них удовлетворены 17, переданы на рассмотрение в другие органы – 11, возвращены заявителям без рассмотрения по существу – 12, отозваны заявителями – 3, отказано в удовлетворении – 26, повторно поданы – 7, находится на рассмотрении одна жалоба.

Высшей Судебной Палатой рассмотрена одна жалоба, которая была оставлена без удовлетворения.

По информации МВД в республике зарегистрировано 153 правонарушения, связанные с повреждением агитационных материалов конкурентов и размещением агитационных плакатов в неустановленных местах. Еще по 8 фактам подкупа избирателей материалы направлены в органы прокуратуры для проверки.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В соответствии с Кодексом в день голосования в дополнительные списки избирателей могли быть внесены граждане, по каким-либо причинам не включенные в основные списки, при предъявлении документа, подтверждающего факт их проживания на территории данного избирательного участка, а также студенты (учащиеся), голосовавшие не по месту регистрации, а по месту расположения их учебного заведения, при предъявлении удостоверения личности, студенческого билета и заявления с обязательством не голосовать на другом участке.

Также в дополнительные списки включались граждане, предъявившие удостоверение на право голосования. Такой документ выдавался участковым избирательным бюро по просьбе избирателя в случаях перемены им места жительства или места нахождения в период между составлением списков избирателей и днем выборов.

Участковые избирательные бюро предоставили возможность участия в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогли прибыть в день выборов в помещение для голосования. В таких случаях голосование проходило с использованием переносной урны для голосования в присутствии не менее двух членов бюро.

В помещениях для голосования находились по два оператора Государственной автоматизированной информационной системы «Выборы», которые по персональному идентификационному коду проверяли, относится ли избиратель к данному избирательному участку и не принимал ли он участие в голосовании в этот день.

Также во избежание двойного голосования в документах проголосовавших избирателей проставлялся штамп «Выборы Парламента 24.02.19».

В целях повышения доверия к итогам выборов все избирательные участки по решению ЦИК были оснащены средствами видеонаблюдения.

В день выборов представители Миссии осуществляли наблюдение в 40 избирательных округах и посетили 786  избирательных участков, в том числе за рубежом (в городах Баку, Минск, Москва и Санкт-Петербург).

На участках, где побывали члены Миссии, голосование проходило в присутствии международных и национальных наблюдателей. Помещения для голосования имели необходимое оборудование и средства связи.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили немногочисленные нарушения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты выборов.

Представители Миссии наблюдали за подсчетом голосов избирателей и констатируют, что данная процедура проходила в соответствии с Кодексом.

Общественный контроль за ходом голосования осуществляли свыше 3000  национальных наблюдателей.

Выводы и оценки прошедших выборов наблюдатели от Содружества делают на основании собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

состоявшиеся 24 февраля 2019 года выборы Парламента Республики Молдова проведены в соответствии с Конституцией Республики Молдова, Кодексом о выборах Республики Молдова;

выборы прошли на конкурентной основе, открыто и гласно;

Центральная избирательная комиссия и нижестоящие избирательные органы Республики Молдова обеспечили в ходе выборов реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление.