Туркменистан: Цифровая трансформация – платформа роста

27 марта 2019 года

В настоящее время в стране ведётся программная работа по цифровизации всех сфер народнохозяйственного комплекса, внедрению научных разработок в производство. В рамках комплексной цифровизации появляются специальные сервисы и виртуальные платформы для улучшения социально-бытовых условий жизни граждан. Так, на предприятии «Госэнергонадзор» Ашхабада создан соответствующий Расчётный центр, оснащённый современным оборудованием и программным обеспечением.

Здесь в электронном формате сосредоточена база данных потребителей по столице, в том числе адреса, объёмы использованной электроэнергии, сроки оплаты и др. Появилась возможность производить оплату через сотовые телефоны, платёжные терминалы, системы интернет-обеспечения. Аналогичные центры предполагается открыть во всех велаятах до конца текущего года, что в полной мере послужит реализации Концепции развития цифровой экономики в Туркменистане в 2019-2025 годах.

В вышеупомянутом документе отражены нынешнее состояние отечественной системы информационно-коммуникационных технологий, цели и задачи Концепции, пути и механизмы её претворения в жизнь, ожидаемые результаты. Реализовать Концепцию, направленную на рост деловой и инвестиционной активности, внедрение передовых методов государственного управления, создание новых рабочих мест, планируется в три этапа. Первый из них будет осуществлён в 2019 году, второй – в 2020-2023 годы, третий – в 2024-2025 годы.

В контексте обозначенных в документе задач различные министерства, ведомства, агентства, а также предприниматели страны проводят работу по укреплению материально-технической базы, созданию необходимых сетевых платформ, которые позволяют интегрировать предоставляемые населению услуги в сеть интернет.

В Туркменистане развёрнута активная деятельность по внедрению интеллектуальных систем и новейших технологий, подготовке высокопрофессиональных специалистов в области ИКТ. Кроме того, разработаны программы переподготовки кадров, по которым уже проводятся занятия на факультетах повышения квалификации вузов и в учебных центрах.

Обозначив в числе ключевых векторов ускорение темпов перехода госучреждений к цифровой системе, Президент указывает на необходимость перевода системы оказания услуг в различных сферах в электронный формат. В этих целях различные министерства и ведомства разрабатывают новые и совершенствуют уже имеющиеся веб-страницы в интернете, интегрируя в них функции оказания услуг в онлайн формате.

На сегодняшний день ряд учреждений нашей страны уже широко представлен во всемирной паутине. Особенно преуспели в этом деле государственные кредитные организации, предоставляющие клиентам большой спектр возможностей в сети. Так, каждый гражданин страны может зарегистрироваться в системах интернет-банкинга, который позволяет пополнять баланс мобильного и стационарного телефона, IP телевидения, интернета, погашать кредиты и т.д. из любого места 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Разработаны платформы, предоставляющие возможность осуществлять покупки в интернет-магазинах через национальную платёжную систему. Так, на созданных отечественными предпринимателями виртуальных витринах выставляются различные виды товаров, купить которые теперь можно в считанные секунды. Аналогичным способом через специальный сайт Агентства «Туркменховаёллары» можно приобрести авиабилеты.

Сегодня в этом направлении активную деятельность также осуществляет Акционерный коммерческий банк «Rysgal», разрабатывающий систему оплаты с помощью QR-кодов – оптических знаков, отсканировав которые владельцы мобильных телефонов получат возможность расплачиваться за любые товары и услуги без наличных денег и банковских карт.

Подобная система превращает мобильный телефон в своеобразный цифровой кошелёк, облегчая проведение банковских транзакций и любых других операций с деньгами. Она нашла широкое применение в странах Азии – Китае, Японии, Индии и др.

Задача по цифровизации всех сфер жизнедеятельности государства и переход на цифровую экономику стали одним из приоритетных векторов работы отечественных предпринимателей, которые, внедряя передовые технологии, способствуют улучшению социально-бытовых условий жизни граждан.

Индивидуальные предприятия и хозяйственные общества, взаимодействуя с государственными предприятиями и общественными организациями, создают мобильные приложения, позволяющие осуществлять оплату различных услуг. Ключевое преимущество таких программ – общедоступность и лёгкость в использовании. Отечественные бизнесмены также перенимают опыт зарубежных государств и привносят на рынок современные технологии, широко распространённые и доказавшие свою эффективность во всём мире.

Действенные шаги, предпринимаемые для развития отрасли связи, придают мощный импульс росту национальной экономики. Стартовавшая в Туркменистане реализация Концепции развития цифровой экономики, разработанная на период до 2025 года, представляет собой «дорожную карту» технологической трансформации всех отраслей и государственного управления ими, формирования экономики знаний на основе огромного ресурсного и производственного потенциала страны.

Это качественно новый этап для национальной экономики, переход к которому стал возможен благодаря политике главы государства, направленной на повышение конкурентоспособности отечественного индустриального комплекса как в традиционных секторах, включая ТЭК, АПК, так и в других сферах.

Перспективы развития нашей страны напрямую связаны с усилением внешних факторов: дальнейшей интеграцией в мирохозяйственные связи, активизацией взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного партнёрства, появлением новых направлений взаимодействия на фоне научно-технического прогресса, выработкой согласованных решений общих для человечества вопросов и проблем.

Преимущества цифровых технологий очевидны для достижения Целей устойчивого развития, интегрированных во все государственные программы и крупные экономические проекты, а также в социальную политику. Поэтому Президент Туркменистана стимулирует развитие в стране телемедицинских технологий, онлайн-образования и дистанционного обучения, инструментов электронного правительства и т.д.

Оцифровка хозяйственных, производственных, управленческих процессов позволит создавать «умные» города, в которых потребности населения удовлетворяются более полно и оперативно, дополнительные рабочие места, например, в области компьютерных наук и информационных технологий. В этой связи актуальна подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе в сфере цифровой экономики.

Одной из ключевых задач глава государства определил обеспечение всеобщей доступности цифровых и мобильных услуг. Следовательно, Национальная программа по коренному преобразованию социально-бытовых условий населения сёл, посёлков, городов этрапов и этрапских центров продолжится в новом качестве – на уровне цифровизации регионов и глубинки, став мощным катализатором их социально-экономического развития.

 

 

Источник: Государственное информационное агентство Туркменистана


Теги: Туркменистан, Председательство в СНГ, Мероприятия, Экономика, Информатизация и связь