Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Векторы председательства Туркменистана в СНГ: к новым горизонтам энергетического партнерства

04.12.2012

Неуклонно реализуя политику миролюбия, добрососедства и широкого взаимовыгодного сотрудничества, независимый нейтральный Туркменистан успешно развивает плодотворные отношения с другими государствами – как в двустороннем, так и в многостороннем формате, в том числе в рамках авторитетных региональных и международных организаций и структур. Приоритетам национальной внешнеполитической стратегии, претворяемой в жизнь под руководством Президента Гурбангулы Бердымухамедова, отвечает и партнерство Туркменистан-СНГ, которое в последние годы обрело качественно новую динамику и наполнение.

Став председателем Содружества Независимых Государств на 2012 год, Туркменское государство за этот период на деле продемонстрировало свою приверженность открытому и равноправному диалогу на пространстве Содружества и инициативный подход к вопросам наращивания эффективных связей по всему спектру направлений.

 

Формируя новую архитектуру энергетической безопасности

Одним из наиболее актуальных вопросов современности является обеспечение энергетической безопасности как важнейшего фактора всеобщего благополучия и прогресса. Будучи мировой энергетической державой, обладая углеводородным потенциалом, Туркменистан стремится поставить этот потенциал на службу всему человечеству. Реализуя в этой сфере дальновидную, взвешенную политику, страна выступает за диверсификацию маршрутов вывода энергоносителей на мировые рынки, формирование многовариантной трубопроводной инфраструктуры и развитие равноправного взаимовыгодного международного сотрудничества в секторе ТЭК.

В 2008 году была принята Резолюция Организации Объединенных Наций «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества». Проект этого документа разработан и включен в повестку дня 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Туркменистана и получил единодушную поддержку всех государств-членов ООН, включая страны СНГ.

Логическим продолжением данной инициативы явились последующие предложения туркменской стороны, в том числе вынесенные на рассмотрение 64-й, 65-й и 66-й сессий Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, речь идет о создании под эгидой ООН межрегионального энергетического диалога с участием всех заинтересованных государств, компаний, международных финансовых институтов и, соответственно, специальной экспертной группы, призванных сформировать эффективные правовые механизмы, четко регламентирующие всю совокупность прав и обязанностей производителей, транзитных стран и потребителей энергоресурсов.

Энергоносители и, в первую очередь, нефть и газ – на этом сегодня базируется социально-экономическое развитие всех, без исключения, государств. Говоря о необходимости использования всех возможностей современной дипломатии для предупреждения и эффективного разрешения кризисных ситуаций в энергетической сфере, Президент Гурбангулы Бердымухамедов особо выделяет роль ООН как единственной универсальной структуры, в рамках которой возможно достижение широкого международного консенсуса по вопросам формирования новой архитектуры энергетической безопасности.

Экспертная группа, которую предлагает создать Туркменистан под эгидой ООН, призвана сосредоточить свою деятельность на трех главных направлениях.

Во-первых, это принятие правовой основы в области обеспечения надежного и стабильного транзита энергоносителей на мировые рынки. Речь идет о многостороннем, комплексном международно-правовом документе, например, Договоре ООН о гарантиях энерготранзита. Во-вторых, следует сформировать новую институциональную основу, необходимую для реализации норм международного права по вопросам транспортировки энергоресурсов. И, в-третьих, нужно создать новую информационную основу, которая позволит обеспечить мониторинг и контроль над выполнением международных обязательств в области международных поставок энергоресурсов.

Основным координирующим органом, ответственным за принятие политических решений в этой сфере, должен в перспективе стать Энергетический совет ООН, чья главная задача – обеспечить «политический формат и организационные условия для системного, профессионального обсуждения всего комплекса вопросов энергетической проблематики». Как отметили в свое время многие мировые СМИ, данное предложение имеет глобальную значимость и его реализация способна кардинально изменить всю систему взаимоотношений на мировом энергетическом пространстве.

Выступая на состоявшемся в Ашхабаде 30 мая нынешнего года заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, Президент Гурбангулы Бердымухамедов вновь заострил внимание на данных вопросах.

Выделив энергетику в качестве одной из ключевых сфер совместного партнерства, туркменский лидер отметил, что в силу своего ресурсного потенциала и географического положения практически все страны СНГ являются реальными либо потенциальными участниками международного сотрудничества в энергетической сфере. В этом контексте все заинтересованы в максимальном задействовании своих энергетических мощностей и транзитных преимуществ.

Подчеркнув готовность Туркменского государства к активному диалогу по вопросам транспортировки энергоресурсов, обеспечения безопасности и надежности их поставок, выработки ясных и четких принципов деятельности государств СНГ на международных рынках энергоносителей, Президент Туркменистана высказался за объединение общих усилий для продвижения в ООН конкретных предложений, призванных усилить коллективные меры на данном направлении.

В продолжение темы следует также отметить, что вопросы, связанные с энергетической проблематикой, формированием новой, соответствующей реалиям третьего тысячелетия международно-правовой базы сотрудничества в энергетической сфере, неоднократно обсуждались на проводимых в Туркменистане международных форумах.

Так, в апреле 2009 года в Ашхабаде состоялась Международная конференция высокого уровня «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества». В форуме, проходившем под эгидой ООН, приняли участие десятки официальных иностранных делегаций, руководители крупных международных организаций – ООН, ОБСЕ, СНГ, Энергетической Хартии, ШОС, ЭКО, главы правительств, внешнеэкономических и энергетических ведомств, представители свыше ста известных мировых финансовых и нефтегазовых компаний.

Выработке единой стратегии действий в области обеспечения надежных и стабильных поставок энергоносителей на мировые рынки, расширения доступа потребителей к экономически эффективному, социально приемлемому и экологически безопасному энергоснабжению были посвящены ранее прошедшие международные конференции «Укрепление регионального сотрудничества в Центральной Азии для обеспечения устойчивой и надежной энергии в Евразии» (2010 г.), «Экологические аспекты Транскаспийских трубопроводов» (2011г.), «Глобальная интеграция энергетических рынков – обеспечение энергетической безопасности» (2011 г.). Тенденции развития глобального рынка энергоресурсов, энергетическая интеграция и безопасность, правовые основы международного сотрудничества в этой сфере – предмет заинтересованного обсуждения участников ежегодно проводимых Международных газовых конгрессов и других отраслевых форумов. В этом плане не стала исключением и состоявшаяся в сентябре нынешнего года Международная конференция стран-участниц Содружества Независимых Государств «Нефть и газ Туркменистана», которая была организована в соответствии с планом мероприятий, намеченных к проведению в рамках председательства Туркменистана в СНГ.

Среди центральных тем этого форума – нефтегазовый потенциал и инвестиционная политика Туркменистана, возможности и перспективы сотрудничества в энергетической сфере на пространстве Содружества. Особое внимание было уделено вопросам, касающимся предотвращения и снижения негативного воздействия нефтегазового сектора на окружающую среду, мировому опыту решения экологических проблем, возникающих при освоении нефтегазовых ресурсов, внедрению инновационных технологий в нефтегазовых и перерабатывающих отраслях.

 

Мощная ресурсная база – гарантия долгосрочных поставок

Согласно «Прогноза развития мировой энергетики до 2030 года», подготовленному международной компанией ВР, Туркменистан, занимающий сегодня четвертое место в мире по запасам природного газа, будет играть все возрастающую роль на международном энергетическом рынке.

Данный прогноз, составленный на основе «Статистического обзора мировой энергетики» компании ВР, различных изданий Международного энергетического агентства, ряда Отделов Организации Объединенных Наций, Всемирного банка, а также использования национальных ресурсов и других данных, ставит цель выявить долгосрочные тенденции развития мировых энергетических рынков.

В настоящее время эксперты оценивают общие геологические запасы нашей страны в 71,21 миллиарда тонн условного топлива, из которых 53,01 млрд. тонн – это углеводородные ресурсы сухопутных месторождений, а 18,2 млрд. тонн – морских. И это, как показывают геологические изыскания последних лет, это далеко не окончательные цифры. Несмотря на более чем вековую историю добычи углеводородов, на карте Туркменистана остается еще немало «белых пятен».

Яркий пример тому – расположенное на востоке страны месторождение «Галкыныш» (Южный Елотен-Осман), которое по своим ресурсным запасам, оцениваемым в 26,2 триллиона кубометров газа, является вторым в мире. Эти данные подтвердил независимый международный аудит, проведенный международной консалтинговой компанией «Gaffney, Cline & Associates» (Великобритания), осуществляющей по договору с Государственным концерном «Туркменгеология» сертификацию запасов углеводородных ресурсов перспективных месторождений Туркменистана.

При этом выполнено менее половины запланированной программы разведочных работ, проводимых, в частности, с целью определения площади выявленной группы месторождений и подтверждения их промышленных запасов. Так, еще не определены пределы западной, северо-западной и юго-восточной сторон гигантской зоны нефтегазонакопления. Бурение новых скважин в комплексе с дополнительными сейсмическими исследованиями даст возможность внести существенные коррективы в предварительную оценку имеющихся здесь углеводородных запасов.

Государственный концерн «Туркменгаз» в настоящее время ведет ускоренное промышленное обустройство месторождения «Галкыныш». В рамках развернутых здесь работ, к которым привлечены зарубежные партнеры, на эти цели направлено около 10 миллиардов долларов США. В скором времени будут сданы в эксплуатацию первые скважины, возведены крупные заводы по подготовке товарного газа. На первом этапе на месторождении планируется ежегодно добывать от 10 до 30 миллиардов кубометров «голубого топлива».

Большие перспективы связаны с промышленным освоением новых нефтегазовых месторождений в бассейне Амударьи, Центральных Каракумах, на морском шельфе и в прибрежной зоне Каспия, а также с глубокозалегающими структурами. Так, существенный прирост запасов углеводородов на территории страны достигнут благодаря строительству глубоких и сверхглубоких скважин, использованию высокоэффективных технологий, в том числе электробурения, строительства наклонно-направленных и горизонтальных скважин, которые дают возможность существенно увеличить отбор углеводородного сырья из продуктивных горизонтов и, кроме того, вести разработку небольших и труднодоступных залежей.

Что касается туркменского сектора Каспийского моря, то здесь определено несколько десятков лицензионных блоков, где на условиях договорного раздела продукции работает ряд международных компаний, совместно с которыми реализуются крупные инвестиционные проекты, в том числе по выполнению комплексных сейсмических исследований и поисково-разведочных буровых работ на перспективных площадях.

 

Политическая воля плюс экономический прагматизм

Как уже отмечалось, важнейший приоритет энергетической политики Туркменского государства – диверсификация экспортных поставок природного газа на международные рынки. Реализуя эти планы, основанные на чисто экономических интересах и учитывающие формирующийся спрос на туркменский газ у потенциальных покупателей, Туркменистан поэтапно расширяет географию газового экспорта, которая в настоящее время включает в себя государства, расположенные в разных частях Евразийского континента.

С учетом ресурсного и транзитно-транспортного потенциала стран СНГ, имеются самые серьезные перспективы для создания комплексной трубопроводной инфраструктуры по выводу энергоносителей из Средней Азии в Китай, Южную Азию и на Средний Восток, в Европу.

Примером стратегического партнерства соседних государств, объединивших свои усилия в проектах транспортной и энергетической интеграции на условиях реальной экономической выгоды, может служить газотранспортная система Средняя Азия - Центр, в течение многих десятилетий связывающая Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Россию.

В ХХI веке крупнейшей энергетической магистралью Евразии стал введенный в действие в декабре 2009 года газопровод Туркменистан-Китай. Национальные интересы, соединившись в этом проекте с политической волей и экономическим прагматизмом, обусловили выбор нового географического маршрута туркменских энергоносителей.

Берущий начало на богатейших газовых месторождениях правобережья Амударьи, газопровод Туркменистан-Китай протяженностью 7 тысяч километров, на трассе которого построены сотни инфраструктурных объектов, созданы тысячи новых рабочих мест – уникальное инженерно-техническое сооружение. Будучи беспримерным по масштабам строительства, в практике международных отношений новый энергетический мост также является уникальным прецедентом доброй воли и открытости, готовности к долгосрочному и надежному партнерству, несущему достаток странам и народам. Воплощая в себе идею возрождения Великого Шелкового пути, он призван служить диалогу культур, обмену передовым опытом и позитивными идеями, сложению сил для совместного противостояния угрозам и вызовам современности.

Очевиден факт, что строительство региональных и межрегиональных трубопроводов – это наиболее эффективный способ преодолеть диспропорции в распределении и потреблении энергетических ресурсов и тем самым создать благоприятные условия для развития национальных экономик, политической стабилизации, упрочения глобальной системы безопасности. В этом контексте трудно переоценить значимость инициированного Туркменистаном важнейшего проекта регионального и мирового значения – строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ).

Масштабными планами по наращиванию потенциала динамично развивающейся национальной экономики обусловлена реализация стартовавшего в 2010 году проекта строительства газопровода «Восток-Запад», призванного замкнуть в «голубое кольцо» все крупнейшие месторождения страны. Новая газовая магистраль пропускной способностью 30 миллиардов кубометров в год пройдет по территории Марыйского, Ахалского и Балканского велаятов. Ввод ее в эксплуатацию также создаст дополнительные возможности для осуществления экспортных поставок газа на международные энергетические рынки, в том числе, по таким перспективным маршрутам, как Прикаспийский и Транскаспийский газопроводы.

 

Инвестиции в инфраструктуру и новации

Взяв курс на индустриализацию, Туркменистан уделяет первоочередное внимание модернизации и техническому перевооружению входящих в ТЭК отраслей. Масштабные программы намечены по дальнейшему наращиванию мощностей нефте- и газоперерабатывающей промышленности, строительству современных, работающих на основе передовых технологий нефтехимических комплексов, предприятий химической индустрии.

Важную роль для повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее диверсификации, инновационного развития в целом играет электроэнергетика. Сегодня эта отрасль стремительно набирает «вес» как экспортер исключительно востребованной на мировом рынке продукции – электрической энергии. Благодаря построенным в короткие сроки в разных регионах страны мощным газотурбинным электростанциям и другим инфраструктурным объектам, туркменская электроэнергия поставляется в Турцию, Иран, Афганистан. В будущем, в контексте реализации своей энергетической стратегии Туркменистан планирует увеличивать объемы поставок и расширять географию экспортных маршрутов.

Наличие ресурсной базы, уникальные природные условия страны, создают хорошую основу для внедрения альтернативных, экологически чистых способов производства электроэнергии и, конкретно, развития солнечной и ветровой энергетики.

В данном контексте следует отметить, что экологической теме в Туркменистане уделяется неослабное, пристальное внимание, ибо охрана окружающей среды, бережное использование природных ресурсов, внедрение инновационных «зеленых» технологий и в целом обеспечение экологического благополучия возведены в ранг приоритетов государственной политики. Все масштабные национальные преобразовательные программы в экономическом секторе и социальной сфере самым тесным образом увязаны с экологической составляющей как важнейшим условием благополучной во всех отношениях жизни людей.

Вопросы обеспечения энергетической безопасности также рассматриваются в неразрывной связи с экологической проблематикой. В частности, поддерживая усилия международного сообщества по сокращению выбросов парниковых газов, Туркменистан планомерно переходит к использованию современных экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в промышленном секторе. На это нацелена принятая в этом году «Национальная стратегия по изменению климата», предусматривающая создание необходимых условий для развития «зеленой экономики».

Будучи активным участником международного диалога на таком исключительно актуальном направлении, как экологическая проблематика, Туркменистан выступает за углубление и расширение позитивного сотрудничества в формате ООН, развитие эффективного партнерства с СНГ, другими крупными организациями и структурами.

Свидетельство тому – предложения, озвученные Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым на сессиях Генеральной ассамблеи ООН и состоявшейся в июне этого года в Рио-де-Жанейро (Федеративная Республика Бразилия) Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20». Прежде всего, это касается создания Межрегионального центра ООН по решению проблем, связанных с изменением климата, разработки Специальной Программы ООН по спасению Арала, а также сохранения экологического благополучия уникального уголка планеты – Каспийского моря.

В ноябре этого года в расположенной на побережье Каспия Национальной туристической зоне «Аваза» был проведен Каспийский экологический форум. Созванный по инициативе Туркменистана и проходивший под эгидой ООН, форум стал событием большой значимости, вызвав интерес и внимание специалистов-экологов и широкой мировой общественности. Участие в нем приняли представительные делегации Азербайджана, Ирана, Казахстана, России, Туркменистана, а также авторитетных международных организаций в структуре ООН.

Выражая признательность туркменской стороне за организацию форума, участники встречи особо подчеркивали своевременность выдвинутой Президентом Туркменистана инициативы, касающейся придания Каспийскому экологическому форуму статуса постоянно действующего международного органа, призванного стать диалоговой платформой для рассмотрения вопросов охраны окружающей среды в Каспийском бассейне и выработки их оптимальных решений.

Как подчеркивалось в этой связи, Каспийский регион сегодня является одним из важнейших геополитических и экономических центров на евразийском пространстве, выступая мощным энергетическим, транспортным и коммуникационным узлом. Тем значимее становится налаживание здесь согласованного международного сотрудничества в области создания целостной и прочной системы экологической безопасности.

 

Курс – на взаимовыгодное сотрудничество

Выступая за конструктивный диалог в интересах всеобщего благополучия, Туркменистан стремится всячески способствовать выработке сбалансированных решений актуальных вопросов и проблем современности. Этим фактором обуславливается и участие нашей страны в качестве ассоциированного члена в СНГ, поскольку ключевые аспекты деятельности Содружества сочетаются с приоритетными направлениями внешнеполитического курса Туркменистана, что, прежде всего, касается обеспечения глобального мира, безопасности и устойчивого развития.

Отношения между Туркменистаном и странами СНГ развиваются в присущей им атмосфере взаимопонимания и обоюдной заинтересованности в расширении традиционного партнерства по всему его спектру. Это получило свое подтверждение в ходе председательства Туркменистана в Содружестве Независимых Государств в 2012 году, которое, вместив в себя ряд значимых событий международного масштаба, обозначило новую веху в многовековой истории добрососедства, плодотворного торгово-экономического, научно-технического и культурно-гуманитарного сотрудничества народов СНГ.

 

Государственное информационное агентство Туркменистана (TDH)