Одна из важнейших задач экономической политики стран СНГ – создание результативной системы формального и неформального обучения на протяжении всей жизни – А.Смагулов

18 – 19 апреля 2019 года в Бишкеке проходит заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств.

В заседании участвует заместитель Председателя Исполнительного комитета СНГ Агыбай Смагулов.

 

Выступая на открытии форума, он отметил, что образование, помимо культурной составляющей, есть не что иное как инвестиции в развитие способностей людей, которые не только дадут им возможность полностью реализовать свой потенциал и получить достойную жизнь, но и принять активное участие в создании сильного государства с процветающей «зеленой» инновационной экономикой с высокой производительностью труда на основе современных технологий. Эффективность образования будет оцениваться по успехам страны.

По мнению Агыбая Смагулова, сегодня одна из важнейших задач и безусловных приоритетов экономической политики государства – создание результативной системы и инфраструктуры формального и неформального обучения на протяжении всей жизни – от воспитания в раннем детстве и начального образования до обучения взрослых. Инвестиции в обучение в раннем возрасте облегчают получение знаний на более поздних этапах жизни, что особенно актуально в современном мире, когда из-за стремительных изменений на рынке труда востребовано постоянное совершенствование компетенций и социальная мобильность, расширяющие возможности выбора. «Страны Содружества не стоят в стороне от этих процессов – в школах последовательно внедряются электронные учебники, повышающие качество усвоения материала и подготавливающие молодое поколение к веку цифровизации практически во всех сферах. Обучение на протяжении всей жизни включает в себя не только овладение навыками, необходимыми для работы, но и развитие способностей, необходимых для участия в политической жизни общества и государства», – сказал он.

Заместитель Председателя Исполкома СНГ подчеркнул, что в Содружестве самое серьезное внимание уделяется созданию эффективных  саморегулирующихся экосистем обучения на протяжении всей жизни, повышению квалификации педагогических работников, подготовке и переподготовке специалистов с учетом потребностей рынка труда. Опережающая профессиональная подготовка становится приоритетным направлением обучения специалистов для инновационных производств. Разрабатываются методы дистанционного обучения при помощи информационных и электронных технологий без отрыва от производства, сетевые формы реализации образовательных программ. Развиваются партнерские связи между образовательными учреждениями государств-участников СНГ, центрами такого сотрудничества являются семнадцать базовых организаций по различным направлениям.

На национальном уровне все государства – участники СНГ ведут последовательную работу по созданию эффективной системы обучения в течение всей жизни. Расширяются и перенастраиваются политика в области профессиональной подготовки, службы занятости и системы профессиональной подготовки, чтобы работники могли располагать временем и финансовой поддержкой, необходимой для обучения.

Правительствами, работодателями и профсоюзами государств – участников Содружества совершенствуются национальные системы квалификаций: последовательно разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты, неотъемлемым элементом которых являются уровни национальных рамок квалификаций.

«Национальные рамки квалификаций – это новый инструмент сопряжения сферы труда и сферы образования. Другими словами, от уровня и качества образования зависит возможность занять более низкую или более высокую должность служащего или профессию рабочего, получить более высокий профессиональный разряд и соответстветствующую заработную плату. На основе профессиональных стандартов разрабатываются образовательные стандарты и программы учебных заведений. Речь идет о согласованной работе министерств образования, труда и социальной защиты, экономики, других заинтересованных отраслевых ведомств и национальных компаний. Эту же цель преследуют программы профессиональной ориентации в старших классах средней школы. Важным в данном контексте видится вступление наших стран в международное движение WorldSkills International», – считает Агыбай Смагулов.

Он также отметил, что в рамках Содружества традиционно проводятся встречи, семинары, в том числе в режиме видеоконференции и вебинаров, позволяющие обмениваться передовыми практиками и опытом в сфере образовательной политики. На заседании Совета по сотрудничеству в области образования будет рассмотрен проект Концепции VI Съезда учителей и работников образования государств – участников СНГ, который пройдет в 2020 году в Душанбе.

«На предстоящем форуме можно было бы рассмотреть вопрос о создании виртуальной площадки на русском языке для общения и профессионального взаимодействия педагогов Содружества, которые хотели бы не только регулярно знакомиться с опытом работы своих коллег, но и делиться собственными разработками, наблюдениями, инициативами, педагогическими технологиями. Такие сетевые сообщества педагогических работников уже создаются на региональных и национальных уровнях и являются эффективной формой дистанционного взаимодействия учителей-предметников. Например, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/catalog. Или федеральный центр единых образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/. Интересным в этом отношении является блог учителей Гродненской области Беларуси: «Методическое сопровождение учителей географии, истории и обществоведения, химии» (http://metodichka123.blogspot.com). Предварительную информацию и предложения могла бы подготовить базовая организация по информационному обеспечению образовательных систем государств-участников СНГ –  Российский университет дружбы народов», – заявил Агыбай Смагулов.

Он также выразил уверенность, что по итогам заседания Совет примет конструктивные решения, которые позволят сполна задействовать созидательный образовательный потенциал Содружества в интересах устойчивого развития.

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ


Теги: Заместитель председателя Исполкома СНГ, Образование