Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов Президента Республики Казахстан

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств по результатам
наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных
выборов Президента Республики Казахстан,
состоявшихся 9 июня 2019 года

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов Президента Республики Казахстан.

Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев подписал Указ о прекращении с 20 марта 2019 года своих полномочий. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Конституции Республики Казахстан полномочия главы государства перешли к Председателю Сената Республики Казахстан К. Токаеву.

Президент К. Токаев 9 апреля 2019 года объявил о проведении 9 июня 2019 года внеочередных выборов Президента Республики Казахстан (далее – выборы).

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 20 мая 2019 года, осуществляла свои функции свободно и независимо, руководствуясь законодательством страны пребывания, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии были аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Всего – 432 наблюдателя, 20 из которых работали на долгосрочной основе.

Представители Миссии обсуждали предвыборную кампанию с руководством Центральной избирательной комиссии, Министерства иностранных дел, Конституционного Совета, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Состоялись встречи наблюдателей с избирательными штабами всех кандидатов в Президенты.

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии С. Лебедев провел встречи с Председателем Центральной избирательной комиссии Б. Имашевым, Министром иностранных дел Б. Атамкуловым, Главой Миссии ШОС В. Норовым, Главой Миссии БДИПЧ/ОБСЕ У. Гацек, ознакомился с работой избирательных комиссий городов Уральска и Нур-Султана.

Миссия работала открыто и гласно, ее деятельность освещалась в прессе, в теле- и радиопередачах. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения, промежуточный отчет Миссии о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Миссия отмечает, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции и Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановлений Центральной избирательной комиссии, разъясняющих отдельные аспекты подготовки и проведения выборов.

После президентских выборов 2015 года Конституционный закон был существенно доработан. В июне 2017 и 2018 годов в положения, регламентирующие проведение выборов главы государства, были внесены изменения, основные из которых следующие:

дополнены требования, предъявляемые к кандидату в Президенты;

пересмотрен перечень субъектов выдвижения кандидатов в Президенты;

уточнены нормы, касающиеся образования, формирования составов территориальных и участковых избирательных комиссий;

предусмотрены положения, направленные на реализацию избирательных прав граждан с ограниченными возможностями.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Казахстан и отмечают, что оно соответствует общепризнанным нормам международного права в области демократических выборов и является достаточной правовой основой для обеспечения свободного и открытого волеизъявления избирателей.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Подготовку и проведение выборов осуществляли:

- Центральная избирательная комиссия (ЦИК);

- территориальные избирательные комиссии (ТИК);

- участковые избирательные комиссии (УИК).

Срок полномочий избирательных комиссий – пять лет.

Центральная избирательная комиссия – постоянно действующий государственный орган, который возглавляет единую систему избирательных комиссий.

ЦИК состоит из 7 членов. Президент Республики Казахстан назначает на должности Председателя и двух членов ЦИК, по двое членов назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Территориальные избирательные комиссии образуются ЦИК в составе 7 членов, причем председатель или заместитель председателя и секретарь комиссии с января 2019 года осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе.

Участковые избирательные комиссии образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями, которые определяют количественный состав УИК в зависимости от численности избирателей на избирательном участке:

от 5 до 7 членов при количестве избирателей до двух тысяч;

от 7 до 11 членов при количестве избирателей свыше двух тысяч.

Члены территориальных и участковых избирательных комиссий избираются маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии.

В период проведения выборов политическим партиям, не представленным в избирательных комиссиях, была предоставлена возможность направлять в них своих представителей с правом совещательного голоса.

В установленные Конституционным законом сроки были образованы 232 территориальные и 9968 участковых избирательных комиссий, в том числе 65 за рубежом.

Составы территориальных и участковых избирательных комиссий были сформированы в январе 2019 года и опубликованы в местных средствах массовой информации.

ЦИК последовательно и слаженно вела работу по организации избирательной кампании.

Постановлением Центральной избирательной комиссии был утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов Президента Республики Казахстан.

Кроме того, ЦИК приняла 14 постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

Для правильного применения норм Конституционного закона в ходе электоральной кампании, надлежащего оформления документов Центральной избирательной комиссией разработаны и изданы методические пособия для территориальных и участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, содержащие необходимые разъяснения законодательства, а также образцы бланков избирательной документации.

В помощь организаторам и участникам выборов ЦИК изготовила 12 наименований памяток, пособий, плакатов и других информационно-разъяснительных материалов. Для участковых избирательных комиссий был снят обучающий фильм, поэтапно разъясняющий действия членов УИК в день голосования. Также были выпущены плакаты с информацией о кандидатах в Президенты в едином формате для размещения в помещениях для голосования.

Обучение организаторов выборов проводилось на системной основе в соответствии с Планом организации обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса в период подготовки к внеочередным выборам Президента Республики Казахстан, утвержденным ЦИК 15 апреля 2019 года.

Во всех 17 регионах страны с 16 по 31 мая 2019 года для членов избирательных комиссий проведены выездные обучающие семинары-совещания с участием членов и сотрудников аппарата ЦИК, на отдельных из них присутствовали представители Миссии. В ходе данных мероприятий рассматривались вопросы организации работы со списками избирателей, обеспечения открытости и легитимности избирательных процедур, прозрачности подсчета голосов.

На базе региональных филиалов Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан с 16 апреля по 24 мая 2019 года прошли очное обучение с получением сертификатов свыше 4 тысяч членов ТИК и УИК. В этих целях были привлечены 125 сертифицированных тренеров, ранее подготовленных Центральной избирательной комиссией по каскадному методу подготовки кадров избирательной сферы с применением разработаных ЦИК учебно-методических комплексов для обучения организаторов выборов.

Еженедельно с даты объявления выборов ЦИК в режиме видеоконференцсвязи проводила тематические обучающие семинары для членов территориальных избирательных комиссий.

Территориальными избирательными комиссиями в период подготовки выборов проведено 2330 выездных обучающих семинаров, которыми были охвачены более 65 тысяч членов участковых избирательных комиссий.

Помимо обучения организаторов выборов ряд обучающих мероприятий проведен и для представителей политических партий, других республиканских общественных объединений, выдвинувших своих кандидатов в Президенты, доверенных лиц кандидатов и представителей их штабов, а также сотрудников правоохранительных органов.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов члены Миссии ознакомились с деятельностью территориальных и участковых избирательных комиссий городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента, Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской областей. Наблюдатели отмечали профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, что свидетельствует о качественной работе ЦИК по обучению организаторов выборов.

Представители Миссии принимали участие в заседаниях Центральной избирательной комиссии и отмечают коллегиальность и гласность в ее работе, открытое обсуждение рассматриваемых вопросов. Заседания ЦИК впервые проходили в режиме видеоконференцсвязи.

Миссия считает, что деятельность Центральной и нижестоящих избирательных комиссий была направлена на обеспечение соблюдения норм законодательства всеми участниками электоральной кампании с момента начала и до ее завершения.

 

Списки избирателей

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории этого участка.

Список избирателей по месту жительства составляет соответствующий местный исполнительный орган на основании государственной базы данных о физических лицах, которую ведет Министерство юстиции Республики Казахстан.

Временно зарегистрированные граждане включались в списки избирателей на основании поданного ими заявления в местный исполнительный орган с исключением из списка по месту постоянной регистрации.

В случае если избирателю не позже чем за 30 дней до выборов, то есть не позднее 10 мая, стало известно о том, что он не сможет проголосовать по месту регистрации, он был вправе обратиться в местный исполнительный орган с письменным заявлением о включении его в список избирателей по месту своего пребывания.

Списки избирателей по каждому избирательному участку руководители местных исполнительных органов не позднее 20 мая 2019 года представили по акту в участковую избирательную комиссию в электронном виде и (или) на бумажном носителе, а в территориальную комиссию – в электронном виде.

Избиратели с 25 мая 2019 года в помещениях участковых избирательных комиссий могли ознакомиться со списками, а также проверить правильность внесенных в них данных.

Каждый гражданин был вправе обжаловать невключение или исключение из списка, а также допущенные неточности в данных об избирателе путем подачи заявления в соответствующую участковую избирательную комиссию. В случае внесения изменений в список избирателей УИК информировала об этом вышестоящую избирательную комиссию.

Проверить правильность своих данных в списках избиратели также могли на сайтах акиматов.

По информации Центральной избирательной комиссии, количество избирателей на день выборов составило около 12 млн человек.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей обеспечила реализацию принципа всеобщего избирательного права.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Президентом может быть избран гражданин республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет, имеющий высшее образование, опыт работы на государственной службе или на выборных государственных должностях, составляющий не менее 5 лет.

Право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке.

Выдвижение проходило с 10 по 28 апреля 2019 года. На должность Президента страны были выдвинуты 9 кандидатов, из которых 4 – политическими партиями, 5 – другими республиканскими общественными объединениями. Один из претендентов до начала регистрации снял свою кандидатуру.

Регистрация кандидатов в Президенты осуществлялась Центральной избирательной комиссией. Для регистрации необходимо было пройти процедуру установления свободного владения государственным языком, а также собрать в свою поддержку подписи не менее одного процента от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, города республиканского значения и столицу республики.

Центральной избирательной комиссией кандидатами в Президенты Республики Казахстан были зарегистрированы: К. Токаев, С. Тугел, А. Таспихов, Д. Еспаева, Т. Рахимбеков, Ж. Ахметбеков, А. Косанов. Впервые в борьбе за высший государственный пост участвовала женщина.

Кандидату Ж. Алиеву ЦИК отказала в регистрации по причине несоответствия требованиям, предъявляемым к нему Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом. Поданная им жалоба в Верховный Суд на отказ в регистрации не была удовлетворена.

Процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты носили гласный, открытый характер и проходили с соблюдением требований Конституционного закона.

По мнению Миссии, участие в избирательной кампании такого количества кандидатов свидетельствует о наличии конкурентности и демократичности политических процессов в стране.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Кандидаты в Президенты приступили к предвыборной агитации 11 мая 2019 года и завершили ее 7 июня 2019 года.

Для создания претендентам на высший государственный пост равных условий предвыборной агитации ЦИК утвердила Правила и объемы выделения средств кандидатам для выступления в средствах массовой информации. Согласно данному документу кандидатам в Президенты в период предвыборной агитации на равных условиях государством были выделены средства на 15-минутное выступление по телевидению, 10-минутное по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.

Также Постановлением Центральной избирательной комиссии «Об установлении размеров расходов кандидата в Президенты Республики Казахстан, покрываемых из средств республиканского бюджета на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан, назначенных на 9 июня 2019 года» каждому кандидату из средств республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации было выделено 7 331 200 тенге.

Местные исполнительные органы совместно с территориальными избирательными комиссиями определили более 6 тысяч мест для размещения агитационных печатных материалов кандидатов, на равных условиях на договорной основе предоставили около 3 тысяч помещений для встреч с избирателями. График таких встреч публиковался в средствах массовой информации.

В соответствии с Конституционным законом кандидаты и их доверенные лица беспрепятственно осуществляли предвыборную агитацию через СМИ, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, проведения публичных предвыборных мероприятий, личных встреч с избирателями.

Кандидатами и их доверенными лицами было проведено около 19 тысяч агитационных мероприятий во всех регионах страны, в которых приняли участие более 5 млн 700 тысяч граждан.

По решению Центральной избирательной комиссии кандидаты в Президенты провели 29 мая 2019 года предвыборные телевизионные дебаты и дискуссии в прямом эфире телевизионного канала Акционерного общества «Агентство ''Хабар''».

Агитационная кампания в целом проходила в рамках правового поля, цивилизованно и корректно.

Миссия считает, что организаторы выборов приняли необходимые меры, направленные на проведение предвыборной агитации в свободной атмосфере, позволявшей кандидатам в Президенты открыто излагать свои убеждения, знакомить избирателей с предвыборными программами.

Центральная избирательная комиссия эффективно использовала потенциал средств массовой информации для обеспечения гласности и открытости избирательного процесса. Активно освещались все этапы подготовки выборов, деятельность кандидатов, работа избирательных комиссий.

Представители казахстанских средств массовой информации подписали Хартию о приверженности этическим нормам при информационном освещении избирательной кампании, в которой журналисты обязались соблюдать законы республики, нормы профессиональной этики, объективность, беспристрастность в подготовке и публикации материалов о кандидатах в Президенты.

На республиканских и региональных теле- и радиоканалах общественность информировалась о ходе электоральной избирательной кампании, ее этапах и процедурах, разъяснялись нормы избирательного законодательства, передавались информационные сообщения о предстоящих выборах, транслировались ролики, призывавшие избирателей исполнить свой гражданский долг. Во всех населенных пунктах республики были размещены информационные плакаты о предстоящих выборах.

Участковые избирательные комиссии до 29 мая 2019 года направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

В период подготовки и проведения выборов действовал Пресс-центр ЦИК, где проводились брифинги, пресс-конференции для представителей национальных и зарубежных СМИ по различным аспектам избирательной кампании.

По данным Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, с 9 апреля по 7 июня 2019 года в республиканских и региональных СМИ опубликовано более 16 тысяч материалов по выборной тематике. На республиканских телеканалах вышло в эфир более 2 тысяч сюжетов, в центральных газетах опубликованы около тысячи статей, а на интернет-ресурсах размещено около 6 тысяч публикаций. В региональных СМИ в общей сложности было опубликовано около 7 тысяч материалов, связанных с выборами.

Итоги мониторинга освещения средствами массовой информации деятельности кандидатов в период предвыборной агитации свидетельствуют о том, что предоставление необходимого доступа к СМИ всем кандидатам было обеспечено.

По мнению Миссии, гражданам была предоставлена возможность доступа к достоверной и объективной информации о кандидатах в Президенты, этапах и ходе электоральной кампании.

 

Работа с жалобами и заявлениями

По состоянию на 8 июня 2019 года Штаб Миссии получил следующие сведения о жалобах и заявлениях, связанных с нарушением избирательного законодательства.

В Генеральную прокуратуру поступили 19 обращений. В удовлетворении 9 отказано, 10 направлены на рассмотрение в другие государственные органы. Кроме того, 4 юридических и 4 физических лица привлечены к административной ответственности, уголовные дела не возбуждались.

По информации Верховного Суда, в суды республики поступили 11 заявлений, из них 4 заявления возвращены без рассмотрения в связи с неподсудностью, в удовлетворении 5 заявлений отказано, в одном случае требования удовлетворены, 1 заявление находится на рассмотрении.

Министерство внутренних дел сообщило об отсутствии обращений и заявлений о нарушении избирательного законодательства.

В ЦИК поступили 164 обращения, которые рассмотрены с вынесением соответствующих решений.

Миссия отмечает, что рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании, осуществлялось в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день выборов 9 июня 2019 года представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов во всех областях Республики Казахстан, городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, а также на зарубежных избирательных участках в Баку, Бишкеке, Ереване, Минске, Москве и Санкт-Петербурге.

Наблюдатели от СНГ посетили 3812 избирательных участков и отмечают, что голосование проходило спокойно и организованно, при высокой активности граждан, в присутствии национальных и международных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в Президенты. Все участки для голосования имели предусмотренные информационные материалы, необходимое оборудование и средства связи.

ЦИК обеспечила дополнительные условия для голосования избирателей с ограниченными возможностями. Лицам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующимся креслами-колясками, были предоставлены специальные кабины для тайного голосования. Для избирателей с ограниченными возможностями слуха и зрения были оборудованы отдельные места, оснащенные необходимой оргтехникой и принадлежностями.

Избиратели, поменявшие место своего пребывания после представления списков для всеобщего ознакомления, могли проголосовать по открепительным удостоверениям, при предъявлении которых они включались в список избирателей на избирательном участке по месту пребывания. Открепительные удостоверения на право голосования выдавались избирателям по их просьбе участковыми избирательными комиссиями в период с 25 мая до 18 часов 8 июня 2019 года.

Если избиратели по состоянию здоровья, по причине ухода за больным членом семьи, а также находившиеся в отдаленных и труднодоступных районах, не могли прибыть в помещение для голосования, УИК согласно письменной просьбе организовывали голосование в месте их пребывания с помощью переносных урн.

Оперативную информацию о ходе голосования и предварительных итогах выборов международные наблюдатели могли получить в Информационном центре ЦИК.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили немногочисленные нарушения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты выборов.

Члены Миссии наблюдали за процедурой подсчета голосов и отмечают, что она соответствовала Конституционному закону.

По мнению наблюдателей от СНГ, выборы прошли на высоком организационном уровне и в свободной атмосфере.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

прошедшие 9 июня 2019 года внеочередные выборы Президента Республики Казахстан проведены в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»;

прошедшие выборы соответствовали принципам проведения демократических выборов, были прозрачными, справедливыми, открытыми и конкурентными;

избирательные комиссии Республики Казахстан всех уровней обеспечили в ходе выборов реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление.