Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

26 – 27 февраля в Минске Рабочая группа рассмотрит проект Стратегии развития интеграционных процессов в области туризма на пространстве СНГ

26 – 27 февраля 2013 года в Исполнительном комитете СНГ в Минске (ул. Кирова, 17, комн. 303) пройдет заседание Рабочей группы по доработке проекта Стратегии развития интеграционных процессов в области туризма на пространстве государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

Совет по туризму выступил с инициативой об объявлении 2014 года Годом туризма в СНГ. Это предложение нашло поддержку государств, и вопрос был включен в повестку дня заседания Совета министров иностранных дел Содружества, который состоится 5 апреля в Ташкенте. В этой связи разработка Стратегии развития интеграционных процессов в области туризма является необходимой и своевременной. Соответствующий проект документа подготовило Федеральное агентство по туризму Министерства культуры России.

Стратегия представляет собой совокупность согласованных взглядов государств – участников Содружества, отражающих их общее видение путей развития туризма как одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В документе закреплены цель, задачи, принципы и основные направления сотрудничества государств в развитии интеграционных процессов в области туризма и формировании общего туристского пространства Содружества.

В настоящее время туризм является самым динамично развивающимся сектором мировой экономики, его значение постоянно растет независимо от влияния различных внешних факторов.

В государствах – участниках СНГ созданы и действуют отдельные министерства и ведомства, отвечающие за туристскую деятельность, приняты законы, регулирующие сферу туризма, разработаны или находятся в стадии разработки концепции и стратегии развития туризма, имеющие целью продвижение туристских продуктов на национальные и международные рынки. При этом законы о туризме имеют схожую структуру, как правило, комплексный (межотраслевой) характер, однако в них содержатся различные определения, трактовки и положения, требующие гармонизации. Несмотря на то, что доля туризма в ВВП даже в наиболее успешных с точки зрения развития туризма странах на пространстве Содружества пока еще уступает показателям развитых туристских маршрутов, туризм способствует расширению экспорта и привлечению валютных поступлений.

В то же время место, которое занимают государства – участники СНГ на рынке международного туризма, весьма скромное. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), экспорт туристских услуг СНГ составляет всего 2 % мирового объема экспорта туризма. Доля туризма в общем экспорте услуг отдельных стран СНГ имеет очень широкую амплитуду: от 50–60 % в Кыргызстане, Армении и Азербайджане до 20–30 % в Казахстане, Украине, Молдове и России, 9 % в Беларуси и менее 1 % в Таджикистане.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, Россия находится на 22-м месте в рейтинге стран по доходам от международного туризма, Украина занимает 48-е место, Казахстан 81-е, Беларусь – 104-е, Армения – 121-е, Азербайджан – 97-е, Кыргызстан – 133-е, Молдова 140-е место.

Одной из особенностей развития туризма на пространстве СНГ является локализация основных партнеров в торговле туристскими услугами в рамках стран-соседей.

Кроме того, общей тенденцией в государствах Содружества в настоящее время является в целом превалирование выездного туризма над въездным и соответственно импорта над экспортом услуг. Наибольшие туристские потоки в Россию формируют Украина, Узбекистан и Казахстан, а принимают из России Украина (24 %) и со значительным отрывом Казахстан (8 %). Другие государства – участники СНГ также занимают весомую долю во въездных потоках, обеспечивая от 4 % до 6 % граждан, посещающих Россию. К ним относятся Молдова, Азербайджан и Узбекистан.

Другой важной характеристикой являются крайне низкие показатели въезда и выезда граждан в пределах СНГ в целях туризма. В большинстве случаев предпочтение отдается самостоятельной организации своего отдыха без обращения к услугам турагентств.

Эффективность интеграционных процессов в сфере туризма в государствах – участниках Содружества сдерживается недостаточным уровнем гармонизации национального и межгосударственного законодательства, проблемами в области статистического учета и использования сателлитных счетов в туризме, различными подходами к обеспечению безопасности и  качества услуг в туризме, неразвитостью гостиничной инфраструктуры и отсутствием единообразия используемых систем классификации гостиниц и иных средств размещения на пространстве СНГ. Недостаточно используется практико-ориентированные формы подготовки специалистов.

Поэтому основными задачами, стоящими перед странами СНГ в развитии интеграционных процессов в области туризма и формировании единого туристского пространства, являются:

корректировка и унификация действующих законодательных норм с учетом единой модели стратегического развития туризма в контексте рекомендательного законодательного акта МПА СНГ «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма» и модельного закона МПА СНГ «О туристской деятельности», положений международных документов;

гармонизация статистического учета в сфере туризма, использование единых методических подходов к сбору и систематизации статистических данных, использование международных принципов статистического учета в туризме;

организация развернутой системы межгосударственного взаимодействия в гармонизации и организации систем статистического учета в государствах;

развитие сотрудничества в вопросах защиты прав и интересов туристов путем координации деятельности по обеспечению как личной безопасности туристов, так и безопасности ведения туристского бизнеса;

создание единой системы мониторинга обеспечения безопасности туристской деятельности в странах, институциональной базой которого должен стать Единый туристский центр СНГ;

разработка критериев обеспечения экономической безопасности предприятий туриндустрии и разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы развития туристской сферы;

разработка рекомендаций по внедрению дополнительных гармонизированных критериев стандартов безопасности туристских услуг на всем пространстве Содружества и использование единых критериев обеспечения экономической безопасности предприятий туриндустрии;

внедрение единой системы стандартов качества предоставления туристских услуг, обеспечение единства систем менеджмента качества туристских фирм, функционирующих на пространстве СНГ, для повышения их конкурентоспособности;

гармонизация подходов национальных систем классификации объектов размещения и их корреляция с действующими мировыми стандартами;

определение основных направлений развития гостиничной инфраструктуры с учетом спроса и предложения на этом рынке;

разработка направлений использования интернет-ресурсов и возможностей услуг выставочного бизнеса для продвижения турпродуктов на внутреннем и международном рынках;

определение направлений использования единых подходов к подготовке кадров для сферы туризма в государствах – участниках СНГ и формирование предложений по ее развитию с акцентом на практико-ориентированные и компетентностные формы подготовки.

Планируется, что после рассмотрения Рабочей группой с учетом предложений и замечаний, поступивших из стран Содружества, проект Стратегии развития интеграционных процессов в области туризма на пространстве СНГ будет представлен на рассмотрение Совета по туризму, заседание которого состоится 15 марта в Москве.

Начало заседания - 11.00.

По вопросам аккредитации на освещение мероприятия просьба обращаться в пресс-службу Исполнительного комитета СНГ по телефонам: 222-37-96, моб. (+375 29) 130-05-91 (Мария Степановна Гуцало), 327-05-36, моб. (+375 29) 653-91-44 (Вера Николаевна Якубовская). Представителям СМИ просьба прибыть за 15 минут до начала.

 

Пресс-служба
Исполнительного комитета СНГ