Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Укрепляя сотрудничество

Как известно, в 2013 году Беларусь стала председателем Содружества Независимых Государств (СНГ)

У этой организации, объединяющей в своих рядах одиннадцать республик бывшего СССР, есть множество проблем, но и перспективы немалые. Из числа проблем, к сожалению, наиболее острыми являются серьезные противоречия между многими участниками. Наиболее проблемные отношения между Азербайджаном и Арменией по вопросу Нагорного Карабаха. На очень напряженной ноте находятся отношения между Узбекистаном и Таджикистаном по поводу водных ресурсов: в Узбекистане волнуются, что строительство гидроэнергетических мощностей у соседа приведет к нехватке воды для ведения сельского хозяйства. На той же почве осложнены отношения Узбекистана и Кыргызстана, хотя градус напряженности тут намного ниже.

Отношения между другими странами, к счастью, в последние годы улучшаются. Значимым моментом для этого стали процессы в рамках евразийской интеграции. Беларусь, Россия и Казахстан демонстрируют все новые и новые высоты во взаимовыгодном развитии стратегического партнерства, что вызывает нескрываемый интерес у подавляющего большинства других членов Содружества. Именно фактор евразийской интеграции стал главенствующим в улучшении перспектив развития СНГ. Не стоит забывать, что еще несколько лет назад часто встречались статьи, в которых аналитики и журналисты предвещали скорую «смерть» СНГ. Но теперь все радикально изменилось. Важной вехой в плане развития экономического сотрудничества стал 2011 год, когда был принят договор о создании зоны свободной торговли в СНГ. То, что одной из первых его ратифицировала Украина, которая обычно была в СНГ отнюдь не на первых позициях, говорит о тех перспективах в развитии организации, которые ценятся государствами-участниками. И Беларусь, уже неоднократно демонстрировавшая способность активно развивать те или иные интеграционные проекты на постсоветском пространстве (от Союзного государства и ОДКБ до Таможенного союза и ЕЭП), должна сыграть важную роль в развитии потенциала организации в текущем году.

Как отметил Президент Беларуси, наша страна «намерена использовать свое председательство для дальнейшего укрепления взаимовыгодного сотрудничества государств — участников СНГ, повышения уровня жизни и благосостояния их граждан, а также сохранения и приумножения позитивного опыта интеграционного взаимодействия, накопленного в Содружестве Независимых Государств». Девиз белорусского председательства — «Интеграция во благо человека: укрепление добрососедства, развитие экономического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических «зеленых» технологий, расширение диалога культур». Таким образом, во главу угла белорусского председательства поставлен именно человек, что увеличит шансы на успех, поскольку такие задачи и такой девиз очевидно выгодны для всех стран-участниц. Укрепление добрососедства позволит снизить градус напряженности между конфликтующими странами, развитие экономического сотрудничества — создать новые рабочие места и увеличить заработную плату граждан. За быстрым внедрением «зеленых» технологий в наиболее развитых странах мира в СНГ слишком долго наблюдали со стороны, и для всех очевидно, что пришла пора реализовывать собственные программы. Ну а что касается диалога культур, то он является лучшим средством для снятия предубеждений друг о друге, поиска всего самого лучшего, что есть у соседей, и внедрения его у себя.

Помимо вышеуказанных, будет решаться и множество других задач. Достижение подавляющего большинства из них также способно принести ощутимую пользу всем без исключения странам СНГ. Как отметил в декабре 2012 года председатель Исполнительного комитета — исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, «мы надеемся, что коллективные усилия Исполнительного комитета СНГ, отраслевых советов и представителей государств Содружества приведут к подписанию в 2013 году таких важных документов, как Соглашение о сотрудничестве в сфере официальной статистики, Концепция антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте, Соглашение о координации межгосударственных отношений в области использования атомной энергии в мирных целях». Улучшение сотрудничества в сфере статистики поможет на научной основе планировать развитие организации со знанием всех нюансов развития каждой из участвующих стран. Концепция антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте необходима для того, чтобы сделать его еще более привлекательным для иностранных контрагентов. Не секрет, что переориентация лишь части тех грузов, что сейчас идут в обход СНГ, на железнодорожный транзит через его территорию способна принести миллиарды долларов ежегодно для бюджетов и создать тысячи новых рабочих мест. Но для этого нужна абсолютная безопасность. Схожая ситуация и с пассажирским транзитом по железной дороге, где вопрос защищенности от террористических угроз еще более весом. Наконец, координация усилий в области использования атомной энергии в мирных целях приобретает особую важность в условиях строительства новых атомных станций, в том числе в тех странах, где их ранее не было, включая Беларусь.

Важной задачей является также повышение имиджа СНГ на международной арене и внутри самого Содружества. Как отмечается в Концепции председательства Республики Беларусь в СНГ в 2013 году, Республика Беларусь предложит Совету по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ, Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» шире использовать на территории государств Содружества символику СНГ (флаг и эмблему СНГ). В Совет по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ будет внесено предложение о рассмотрении возможности представления в государствах — участниках СНГ сувенирной продукции с символикой СНГ в исторических и культурных центрах, аэропортах, на вокзалах, в сувенирных магазинах, киосках и т.д. И, конечно, лучшим способом повышения имиджа СНГ на международной арене является улучшение эффективности организации по способности обеспечить новые преимущества для граждан стран-участниц.

 

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук

<РЭСПУБЛIКА>