Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва

6 ноября 2019 года

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ

Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств

о ходе наблюдения за подготовкой выборов депутатов

Палаты представителей Национального собрания

Республики Беларусь седьмого созыва

(4 сентября – 6 ноября 2019 года)

 

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва (далее – выборы), назначенных на 17 ноября 2019 года Указом Президента Республики Беларусь № 294 от 5 августа 2019 года.

 

Общие положения

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 4 сентября 2019 года и строит свою работу в соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, другими документами, действующими в рамках Содружества, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации выборов, законодательством Республики Беларусь, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

Заблаговременное приглашение Миссии позволило своевременно решить вопросы ее формирования и обеспечить системный мониторинг всех этапов подготовки и проведения выборов.

В составе Миссии на 6 ноября 2019 года аккредитован 461 наблюдатель, которые представляют Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет Содружества.

На долгосрочной основе работают 48 наблюдателей.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии наблюдателей от СНГ С. Лебедев провел встречу с Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л. Ермошиной, ознакомился с работой ряда избирательных комиссий Брестской и Минской областей.

Представители Миссии обсуждали ход предвыборной кампании с руководством Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Главой Миссии БДИПЧ/ОБСЕ К. Йонкер. Состоялись встречи с избирательными штабами Коммунистической партии Беларуси, РОО «Белая Русь», Белорусского республиканского союза молодежи, Республиканской партии труда и справедливости, Либерально-демократической партии, Объединенной гражданской партии, Белорусской социал-демократической партии (Грамада), Белорусской партии левых «Справедливый мир».

Миссия работает открыто и гласно, ее деятельность освещается в прессе, в теле- и радиопередачах. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов. Долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации, в том числе в регионах республики.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе норм Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), ряда других законодательных актов, а также постановлений Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), разъясняющих отдельные положения избирательного законодательства.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Республики Беларусь.

Руководствуясь статьей 13 Кодекса, Миссия изложит свое мнение об избирательном законодательстве Республики Беларусь после дня голосования в итоговом документе.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность
по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов обеспечивают:

Центральная комиссия;

областные, Минская городская территориальные избирательные комиссии (далее – территориальные комиссии, ТИК);

окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК);

участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК).

Центральная комиссия является постоянно действующим государственным органом, состоящим из 12 членов, срок ее полномочий – 5 лет.

Центральную комиссию формируют Президент Республики Беларусь и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на паритетной основе (по 6 членов комиссии) из кандидатур, рекомендованных совместными решениями президиумов областных, Минского городского Совета депутатов и соответствующих исполнительных комитетов. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 21 декабря 2016 года.

Областные, Минская городская территориальные избирательные комиссии, а также окружные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского Совета депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9–13 человек.

Участковые комиссии образуются районными, городскими (в городах областного подчинения) исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе 5–19 членов.

Кандидатуры в состав избирательных комиссий имеют право выдвигать политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, а также группы избирателей в количестве не менее 10 человек.

В установленные Кодексом сроки были образованы 7 территориальных, 110 окружных и 5831 участковая комиссии, в том числе за пределами Республики Беларусь – 46 УИК. В целях обеспечения широкого представительства политических сил территориальные и окружные комиссии сформированы в максимально возможном составе – по 13 членов. Более половины членов избирательных комиссий выдвинуты политическими партиями и другими общественными объединениями. При этом соблюдалось требование Кодекса о том, что государственные служащие не могут составлять более одной трети состава комиссии.

Долгосрочные наблюдатели от Содружества присутствовали при формировании Минской городской, Минской областной избирательных комиссий и 37 окружных избирательных комиссий в городе Минске и Минской области, а также на заседаниях райисполкомов и местных администраций (в городах с районным делением) по образованию УИК во всех областях республики и районах города Минска. Заседания проходили в присутствии представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, выдвинувших своих кандидатов в состав комиссии. Перед принятием решения обсуждались деловые и политические качества претендентов, а если их число превышало предусмотренное количество членов комиссии, то проводилось персональное голосование.

Миссия отмечает последовательную и слаженную работу Центральной комиссии в период избирательной кампании.

Постановлением Центральной комиссии утвержден Календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Кроме того, был принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

Своевременно прошла учеба организаторов выборов. Руководство Центральной комиссии провело во всех областях республики и городе Минске семинары с председателями, заместителями председателей, секретарями территориальных и окружных комиссий, руководителями местных исполнительных и распорядительных органов. Обучение членов участковых комиссий проходило в форме тренингов по утвержденному Центральной комиссией Примерному сценарию.

На отдельных семинарах и тренингах присутствовали представители Миссии.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса в ходе электоральной кампании, надлежащего оформления документов Центральной комиссией изданы Практическое пособие для территориальных и окружных избирательных комиссий, Сборник методических материалов для участковых избирательных комиссий, в которых собраны необходимые разъяснения законодательства, а также образцы бланков избирательной документации.

Заседания Центральной комиссии проходят открыто и гласно, с участием международных наблюдателей, представителей политических партий и других общественных объединений, средств массовой информации.

В рамках долгосрочного мониторинга избирательной кампании наблюдатели от Содружества посещают избирательные комиссии всех уровней в областях республики, городе Минске и отмечают профессионализм членов комиссий, их открытость для общения.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии принимают необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями национального законодательства.

 

Списки избирателей

Списки избирателей составляются по каждому участку для голосования местными органами власти и передаются в участковые комиссии.

В список включаются обладающие избирательным правом граждане, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка.

До 1 ноября 2019 года члены УИК уточняли списки путем направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации, расчетно-справочные центры, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, организации здравоохранения и суды, а также посещая избирателей по месту их жительства.

С 1 ноября 2019 года граждане могут ознакомиться со списками в помещениях участковых комиссий. Каждому избирателю предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о нем.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания избираются сроком на 4 года по одномандатным избирательным округам.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора не менее 1000 подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты проходило с 8 сентября по 7 октября 2019 г.

Высшими органами политических партий были выдвинуты 424 кандидата; на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах – 128 кандидатов.

В окружные комиссии были поданы 503 заявления о регистрации инициативных групп в поддержку потенциальных кандидатов в депутаты. Было отказано в регистрации 14 инициативным группам, 2 заявления были отозваны. Из 487 зарегистрированных инициативных групп 272 выдвинули своих кандидатов.

Всего на регистрацию в качестве кандидатов в депутаты были поданы документы 703 граждан, что на 73 больше, чем в избирательную кампанию 2016 года. До регистрации заявления о согласии баллотироваться отозвали 12 претендентов.

Регистрация кандидатов в депутаты проводилась окружными комиссиями с 8 по 17 октября 2019 года.

На заседаниях ОИК при регистрации кандидатов в депутаты в городе Минске и областях республики присутствовали долгосрочные наблюдатели от Содружества. По их мнению, ко всем претендентам применялись одинаковые требования. Заседания проходили организованно и корректно, с приглашением потенциальных кандидатов в депутаты, наблюдателей, представителей СМИ.

Окружными комиссиями были зарегистрированы 560 кандидатов в депутаты, 131 претенденту в регистрации было отказано. В большинстве случаев отказы связаны с наличием в подписных листах более 15 % недостоверных подписей избирателей от числа проверенных, а также с указанием не соответствующих действительности сведений, имеющих существенный характер, в декларации о доходах. Это, по мнению наблюдателей от СНГ, свидетельствует о недостаточно внимательном подходе претендентов к подготовке необходимых для регистрации документов.

Претенденты, получившие отказ, имели право обжаловать решения окружных комиссий в ТИК, а в случае оставления жалобы без удовлетворения – в областные, Минский городской суды. Территориальные комиссии рассмотрели 62 такие жалобы. Одна жалоба была удовлетворена. Члены Миссии присутствовали на заседаниях Минской областной и Минской городской избирательных комиссий по рассмотрению жалоб на решения окружных комиссий. Наблюдатели от Содружества отмечают, что заседания проходили спокойно, в атмосфере взаимного уважения. В суды поступили 27 жалоб на решения ТИК. В одном случае суд отменил решение территориальной комиссии и обязал ее зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты соответствовали требованиям Кодекса.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Агитационная кампания началась с момента регистрации кандидатов и продлится по 16 ноября 2019 года.

Центральная комиссия утвердила Положение о порядке использования средств массовой информации кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

Согласно этому документу кандидаты в депутаты имеют право бесплатно опубликовать свою предвыборную программу в одной из республиканских газет («Звязда» или «Рэспубліка»,) или в соответствующей областной, минской городской газете («Заря» (Брестская область), «Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Мінская праўда», «Магілёўскія ведамасці», «Вечерний Минск»), либо в издаваемых на территории избирательного округа районных, городских газетах. Информация о газетах, в которых опубликованы предвыборные программы кандидатов, размещается на сайте Центральной комиссии в специальном разделе «Опубликование предвыборных программ» рубрики «Выборы 2019».

Кандидатам безвозмездно предоставляется право на одно выступление по телевидению и одно по радио продолжительностью не более 5 минут каждое по рабочим дням в период с 21 октября по 6 ноября 2019 года. Время для выступлений по телевидению предоставляется:

в городе Минске – в эфире телеканала «Беларусь 3» Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь;

в Минской области – в эфире телеканала «СТВ» ЗАО «Столичное телевидение»;

в других областях – в эфире телеканалов областных телерадиокомпаний.

Центральной комиссией утвержден график распределения эфирного времени государственных телерадиокомпаний между ОИК. Окружные комиссии провели жеребьевки по определению времени выхода в эфир кандидатов. Их выступления сопровождаются субтитрами или переводом на жестовый язык, что является новацией этой избирательной кампании.

На телевидении также выделено время для проведения дебатов кандидатов в депутаты.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что кандидатами для ведения агитации активно используется предоставленное эфирное время, вместе с тем формат теледебатов применяется ими значительно реже.

До начала периода агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с ОИК определили помещения для проведения встреч кандидатов в депутаты, их доверенных лиц с избирателями, а также места для проведения в уведомительном порядке массовых агитационных мероприятий. Члены Миссии отмечают, что кандидаты достаточно активно используют такой способ агитации. По данным Центральной комиссии, на 4 ноября 2019 года поданы 996 уведомлений на проведение более 24 000 массовых мероприятий и более 700 заявлений о предоставлении помещений для проведения почти 5 000 встреч с избирателями.

На территории участков для голосования выделены места, наиболее посещаемые гражданами, где могут размещаться агитационные печатные материалы кандидатов. Вместе с тем наблюдатели констатируют, что пока не все кандидаты воспользовались такой возможностью.

По мнению наблюдателей от Содружества, агитационный период проходит в целом в соответствии с требованиями Кодекса, кандидатам в депутаты созданы равные условия для ведения предвыборной агитации и доступа к средствам массовой информации.

Однако имеют место факты несоблюдения отдельными кандидатами установленных правил проведения предвыборной агитации. В подобных случаях окружные комиссии применяют меры по пресечению нарушений вплоть до отмены регистрации кандидатов.

Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, созданный при Центральной комиссии, рассмотрел шесть жалоб, связанных с ведением агитационной кампании.

Миссия отмечает, что избиратели широко и подробно информируются о работе организаторов выборов по их подготовке.

На сайте Центральной комиссии предоставляется необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к избирательной кампании.

С 9 августа 2019 года начал работу информационный ресурс «ВЫБОРЫ 2019», где оперативно размещаются новости о ходе подготовки к выборам.

Руководством Центральной комиссии регулярно даются интервью республиканским средствам массовой информации, в которых освещаются вопросы проведения выборов, разъясняются нормы избирательного законодательства. На сайте Центральной комиссии ее Председатель – Л.М. Ермошина в видеообращениях к избирателям рассказывает об основных этапах электоральной кампании.

Информация о работе по подготовке к выборам публикуется в центральной и местной печати, размещается на официальных сайтах областных, Минского городского, районных исполкомов, администраций районов в городах под рубрикой «Выборы 2019». Там же размещаются сведения о заседаниях ТИК и ОИК, а также о принимаемых ими решениях.

В населенных пунктах республики повсеместно размещены плакаты, растяжки и пилоны с датой выборов. В крупных городах для информирования избирателей о выборах также используются информационно-рекламные табло, объявления в общественном транспорте, крупных торговых центрах.

За счет средств республиканского бюджета окружные комиссии изготовили общие плакаты с биографическими данными кандидатов в депутаты для размещения на участках для голосования, а также информационные материалы о кандидатах, которые вместе с сообщениями о времени и месте голосования направляются участковыми комиссиями избирателям по месту жительства.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Беларусь с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса. После изучения и обобщения поступающих ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии.

***

Свои окончательные выводы и оценки по результатам мониторинга избирательной кампании в Республике Беларусь Миссия изложит в итоговом документе после проведения выборов.

 

Штаб Миссии наблюдателей от СНГ


Теги: Беларусь, Выборы и референдумы, Миссия СНГ