Заявление
Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь
седьмого созыва

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва (далее – выборы), состоявшихся 17 ноября 2019 года.

Выборы были назначены Указом Президента Республики Беларусь № 294 от 5 августа 2019 года.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 4 сентября 2019 года и строила свою работу в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации выборов, законодательством Республики Беларусь, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

Заблаговременное приглашение Миссии позволило обеспечить системный мониторинг всех этапов подготовки и проведения выборов.

В составе Миссии были аккредитованы представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Постоянного Комитета Союзного государства, Исполнительного комитета Содружества. Всего – 475 наблюдателей, 48 из которых работали на долгосрочной основе.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии С. Лебедев ознакомился с работой Брестской областной избирательной комиссии, ряда окружных и участковых избирательных комиссий Минска и Минской области, провел встречи с Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л. Ермошиной, Министром иностранных дел Республики Беларусь В. Макеем, Главой Миссии наблюдателей от ШОС С. Сяоюнем, а в день голосования –  с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ К. Йонкер.

Наблюдатели от СНГ обсуждали проведение предвыборной кампании с руководством Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Состоялись встречи с избирательными штабами Коммунистической партии Беларуси, РОО «Белая Русь», Белорусского республиканского союза молодежи, Республиканской партии труда и справедливости, Либерально-демократической партии, Объединенной гражданской партии, Белорусской социал-демократической партии (Грамада), Белорусской партии левых «Справедливый мир».

Миссия работала открыто и гласно, ее деятельность освещалась в прессе, в теле- и радиопередачах. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения, промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе норм Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), ряда других законодательных актов, а также постановлений Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), разъясняющих отдельные положения избирательного законодательства.

После парламентских выборов 2016 года изменения в Кодекс не вносились. Миссия подтверждает вывод, сделанный по итогам выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, состоявшихся 11 сентября 2016 года, о том, что избирательное законодательство Республики Беларусь соответствует общепризнанным нормам международного права в области демократических выборов и является достаточной правовой основой для обеспечения свободного и открытого волеизъявления избирателей.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность
по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов обеспечивали:

Центральная комиссия;

Минская городская и областные территориальные избирательные комиссии;

окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК);

участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК).

Центральная комиссия является постоянно действующим государственным органом, состоящим из 12 членов, срок ее полномочий – 5 лет.

Центральную комиссию формируют Президент и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на паритетной основе (по 6 членов комиссии) из кандидатур, рекомендованных совместными решениями президиумов областных, Минского городского cоветов депутатов и соответствующих исполнительных комитетов. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 21 декабря 2016 года.

Минская городская и областные территориальные избирательные комиссии, окружные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского cоветов депутатов и Минским городским, а также областными исполнительными комитетами в составе 9–13 человек.

Участковые комиссии образуются районными, городскими (в городах областного подчинения) исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе 5–19 членов.

Кандидатуры в состав избирательных комиссий имеют право выдвигать политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, а также группы избирателей в количестве не менее 10 человек.

В установленные Кодексом сроки были образованы 7 территориальных, 110 окружных и 5831 участковых комиссий, в том числе за пределами Республики Беларусь – 46 УИК. В целях обеспечения широкого представительства политических сил территориальные и окружные комиссии формировались в максимально возможном составе – по 13 членов. Более половины членов избирательных комиссий были выдвинуты политическими партиями и другими общественными объединениями. При этом соблюдалось требование Кодекса о том, что государственные служащие не могут составлять более одной трети состава комиссии.

Долгосрочные наблюдатели от Содружества присутствовали при формировании Минской городской, Минской областной и 37 окружных избирательных комиссий в городе Минске и Минской области, а также на заседаниях райисполкомов и местных администраций (в городах с районным делением) по образованию УИК во всех областях республики и районах города Минска. Заседания проходили в присутствии представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, выдвинувших своих кандидатов в состав комиссий. Перед принятием решения обсуждались деловые и политические качества претендентов, а если их число превышало предусмотренное количество членов комиссии, то проводилось персональное голосование.

Политические партии со дня регистрации выдвинутых ими кандидатов в депутаты были вправе направить в окружные избирательные комиссии своих представителей в качестве членов комиссии с правом совещательного голоса. Такой возможностью воспользовались только 2 политические партии, назначив своих представителей в 2 ОИК.

Миссия отмечает эффективную работу Центральной комиссии в период избирательной кампании.

Постановлением Центральной комиссии был утвержден Календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Кроме того, был принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

Своевременно прошла учеба организаторов выборов. Руководство Центральной комиссии провело во всех областях республики и городе Минске семинары с председателями, заместителями председателей, секретарями территориальных и окружных избирательных комиссий, руководителями местных исполнительных и распорядительных органов. Обучение членов участковых комиссий проходило в форме тренингов по утвержденному Центральной комиссией Примерному сценарию.

На отдельных семинарах и тренингах присутствовали представители Миссии.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса в ходе электоральной кампании, надлежащего оформления документов Центральной комиссией были изданы Практическое пособие для территориальных и окружных избирательных комиссий, Сборник методических материалов для участковых избирательных комиссий, в которых собраны необходимые разъяснения законодательства, а также образцы бланков избирательной документации.

Заседания Центральной комиссии проходили открыто и гласно, с участием международных наблюдателей, представителей политических партий и других общественных объединений, средств массовой информации.

В рамках долгосрочного мониторинга избирательной кампании члены Миссии посещали территориальные, окружные и участковые комиссии во всех областях Беларуси и городе Минске. При этом наблюдатели от Содружества отмечали профессионализм членов комиссий, их открытость для общения.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Списки избирателей

Списки избирателей составлялись по каждому участку для голосования местными органами власти и передавались в участковые комиссии.

В список включались обладающие избирательным правом граждане, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка.

Члены УИК уточняли списки путем направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации, расчетно-справочные центры, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, организации здравоохранения и суды, а также посещая избирателей по месту их жительства.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах были включены 6 880 605 избирателей.

С 1 ноября 2019 года граждане могли ознакомиться со списками в помещениях участковых комиссий. Каждому избирателю предоставлялось право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о нем.

Граждане, имевшие право участвовать в выборах, но не включенные в список по какой-либо причине, дополнительно включались участковыми комиссиями в списки на основании паспорта гражданина Республики Беларусь и документов, подтверждающих регистрацию или проживание на территории данного участка.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания избираются сроком на 4 года по одномандатным избирательным округам.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора не менее 1000 подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты проходило с 8 сентября по 7 октября 2019 года.

Высшими органами политических партий были выдвинуты 424 кандидата, на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах – 128.

В окружные комиссии были поданы 503 заявления о регистрации инициативных групп в поддержку потенциальных кандидатов в депутаты. Было отказано в регистрации 14 инициативным группам, 2 заявления были отозваны. Из 487 зарегистрированных инициативных групп выдвинули своих кандидатов 272.

Всего на регистрацию в качестве кандидатов в депутаты были поданы документы 703 граждан, что на 73 больше, чем в избирательную кампанию 2016 года. До регистрации заявления о согласии баллотироваться отозвали 12 претендентов.

Регистрация кандидатов в депутаты проводилась окружными комиссиями с 8 по 17 октября 2019 года.

На заседаниях ОИК при регистрации кандидатов в депутаты в городе Минске и областях республики присутствовали долгосрочные наблюдатели от Содружества. По их мнению, ко всем претендентам применялись одинаковые требования. Заседания проходили организованно и корректно, с приглашением потенциальных кандидатов в депутаты, наблюдателей, представителей СМИ.

Окружными комиссиями были зарегистрированы 560 кандидатов в депутаты, 131 претенденту в регистрации отказано.

Претенденты, получившие отказ, имели право обжаловать решения окружных комиссий в ТИК, а в случае оставления жалобы без удовлетворения – в областные, Минский городской суды. Территориальные комиссии рассмотрели 62 такие жалобы, одна из них удовлетворена. Судами рассмотрены 27 жалоб на решения ТИК. В одном случае суд отменил решение территориальной комиссии и обязал ее зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты.

После регистрации 34 кандидата сняли свои кандидатуры.

Окружные комиссии отменили регистрацию 13 кандидатов: одного – в связи с нарушениями, допущенными его доверенными лицами в ходе наблюдения за досрочным голосованием, и 12 – по причине нарушения порядка ведения предвыборной агитации и иных требований Кодекса. Регистрация еще 2 кандидатов была отменена территориальными комиссиями.

Таким образом, на 110 депутатских мест претендовали 513 кандидатов в депутаты.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты прошли в соответствии с требованиями Кодекса, участие в избирательной кампании такого количества претендентов на депутатский мандат свидетельствует о наличии в стране политического плюрализма и возможности реального выбора для избирателей.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Агитационная кампания началась с момента регистрации кандидатов и продлилась по 16 ноября 2019 года.

Порядок использования средств массовой информации кандидатами в депутаты был определен Положением, утвержденным постановлением Центральной комиссии. Согласно этому документу кандидаты в депутаты имели право бесплатно опубликовать свою предвыборную программу в одной из республиканских газет или в соответствующей областной, Минской городской газете либо в издаваемых на территории избирательного округа районных, городских газетах. Информация о публикации предвыборных программ кандидатов размещалась на сайте Центральной комиссии в специальном разделе «Опубликование предвыборных программ» рубрики «Выборы 2019».

Кандидатам безвозмездно предоставлялось право на одно выступление по телевидению и одно по радио продолжительностью не более 5 минут каждое в период с 21 октября по 6 ноября 2019 года. Центральной комиссией был утвержден график распределения эфирного времени государственных телерадиокомпаний между ОИК. Окружные комиссии провели жеребьевки по определению времени выхода в эфир кандидатов. Их выступления сопровождались субтитрами или переводом на жестовый язык, что явилось новацией этой избирательной кампании.

На телевидении также было выделено время для проведения дебатов кандидатов в депутаты.

До начала периода агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с ОИК определили помещения для проведения встреч кандидатов в депутаты, их доверенных лиц с избирателями, а также места для проведения в уведомительном порядке массовых агитационных мероприятий.

На территориях участков для голосования были выделены места, наиболее посещаемые гражданами, для размещения агитационных печатных материалов кандидатов.

По мнению наблюдателей от Содружества, кандидатам в депутаты были созданы равные условия для ведения предвыборной агитации и обеспечено право выступления в СМИ.

Борьба за голоса избирателей велась кандидатами и их доверенными лицами в разнообразных формах: проведение встреч с избирателями, собраний, пикетов, выступлений в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах, распространение избирательных листовок, размещение агитационных материалов на информационных стендах.

Вместе с тем Миссия отмечает, что не все кандидаты в депутаты вели активную избирательную кампанию. Только 373 кандидата открыли избирательные счета для формирования собственных избирательных фондов, средства которых использовались на изготовление агитационных печатных материалов, более 100 кандидатов не воспользовались правом выступить на телевидении и радио, свыше половины кандидатов не участвовали в теледебатах, около 200 кандидатов не опубликовали свои предвыборные программы.

Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, созданный при Центральной комиссии, рассмотрел 6 жалоб, связанных с ведением агитационной кампании.

Миссия отмечает, что избиратели широко и подробно информировались о работе организаторов выборов по их подготовке и проведению.

На интернет-сайте Центральной комиссии была представлена необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к избирательной кампании.

С 9 августа 2019 года начал работу информационный ресурс «ВЫБОРЫ 2019», где оперативно размещались новости о ходе подготовки выборов.

Руководством Центральной комиссии регулярно давались интервью республиканским средствам массовой информации, в которых освещались вопросы проведения выборов, разъяснялись нормы избирательного законодательства. На интернет-сайте Центральной комиссии ее Председатель Л. Ермошина в видеообращениях к избирателям рассказывала об основных этапах электоральной кампании.

Информация о работе по подготовке к выборам публиковалась в центральной и местной печати, размещалась на официальных сайтах Минского городского, а также областных и районных исполкомов, администраций районов в городах под рубрикой «Выборы 2019». Там же размещались сведения о заседаниях ТИК и ОИК, а также о принятых на них решениях.

По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики о предстоящих выборах, о возможности досрочного голосования, о порядке заполнения бюллетеня.

В населенных пунктах республики повсеместно были размещены плакаты, растяжки и пилоны с датой выборов. Для информирования избирателей о выборах также использовались информационно-рекламные табло, объявления в общественном транспорте, крупных торговых центрах.

За счет средств республиканского бюджета окружные комиссии изготовили общие плакаты с биографическими данными кандидатов в депутаты для размещения на участках для голосования, а также информационные материалы о кандидатах, которые вместе с сообщениями о времени и месте голосования были направлены участковыми комиссиями избирателям по месту жительства.

В целях оперативного предоставления общественности информации о кандидатах в депутаты, ходе голосования, предварительных результатах выборов с 17 по 18 ноября работал Информационный центр Центральной комиссии «Выборы – 2019».

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Беларусь с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса.

По информации Генеральной прокуратуры, в органы прокуратуры поступили 22 обращения граждан по вопросам исполнения законодательства о выборах. По 4 обращениям, входящим в компетенцию органов прокуратуры, были проведены проверочные мероприятия, по итогам которых нарушений, связанных с проведением избирательной кампании, выявлено не было, меры прокурорского реагирования не применялись. Остальные обращения направлены для рассмотрения по компетенции.

По сообщению МВД, преступлений и грубых нарушений общественного порядка органами внутренних дел не зарегистрировано.

По данным Верховного Суда, в суды республики поступили 88 жалоб, касающихся избирательного процесса, 4 из них удовлетворены.

Центральная комиссия сообщила, что в ее адрес поступили 286 обращений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в территориальные – 152, в окружные комиссии – 184 обращения, которые в установленные сроки были рассмотрены с направлением ответов заявителям.

Миссия констатирует, что рассмотрение жалоб и обращений осуществлялось в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Досрочное голосование избирателей, не имевших возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, проходило с 12 по 16 ноября с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в помещениях участковых комиссий.

Представители Миссии наблюдали за процедурой досрочного голосования на 358 участках и констатировали, что оно проходило в соответствии с избирательным законодательством республики.

По решению Центральной комиссии были созданы дополнительные условия для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями. Для инвалидов-колясочников, других лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата многие УИК оборудовали в помещениях для голосования столы, оснащенные перегородками (ширмами), либо кабины для голосования большего размера, приспособленные для заполнения бюллетеня сидя. Для незрячих избирателей были изготовлены трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля, а слабовидящим предоставлялись увеличительные стекла (лупы). Во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами в дни голосования на избирательных участках было организовано дежурство волонтеров для оказания необходимой помощи лицам, нуждавшимся в ней в силу возраста или состояния здоровья.

В день выборов наблюдатели от Содружества посетили 3252 участка для голосования во всех избирательных округах республики.

На участках, где побывали члены Миссии, голосование проходило в спокойной обстановке, в присутствии международных и национальных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты. Все участки для голосования имели предусмотренные информационные материалы и необходимое оборудование.

Участковые комиссии обеспечили возможность избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогли прибыть в день выборов в помещение избирательного участка, проголосовать по месту своего нахождения с использованием переносного ящика для голосования.

В своих отчетах наблюдатели от Содружества отметили немногочисленные нарушения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты выборов.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов участковыми комиссиями и отметили, что данная процедура проводилась в соответствии с Кодексом.

По мнению наблюдателей от СНГ, органы власти Республики Беларусь и избирательные комиссии всех уровней обеспечили проведение выборов на высоком организационном уровне.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы 17 ноября 2019 года:

проведены в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь;

прошли на конкурентной основе, открыто и гласно;

были свободными, прозрачными и соответствовали принципам проведения демократических выборов.


Теги: Беларусь, Выборы и референдумы, Миссия СНГ