Председатель
Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ

ЛЕБЕДЕВ
Сергей Николаевич



Тексты выступлений, статей и интервью


О Содружестве
Органы СНГ
Исполком СНГ
Представительства государств-участников СНГ
Направления сотрудничества
20 лет Содружеству Независимых Государств
Выборы
Справочная
Ссылки





Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств



Реестр подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ
Декларация глав государств СНГ о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества

Договор о зоне свободной торговли

Список экспертов для формирования комиссии по разрешению споров в соответствии с приложением 4 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года

Заявления глав государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 20-летием образования СНГ

Аналитический доклад "Итоги деятельности СНГ за 20-лет и задачи на перспективу"

Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств

Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года

Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года

Стенограмма пленарного заседания Международного экономического форума «СНГ и новые форматы взаимодействия» (г.Москва, март 2014)


ПОИСК ПО САЙТУ


12-13 февраля Антитеррористический центр СНГ провел совещание «Актуальные направления сотрудничества компетентных органов государств-участников СНГ в области борьбы с терроризмом»

12-13 февраля 2013 года Антитеррористический центр государств-участников СНГ провел VI Совещание руководителей антитеррористических центров государств-участников СНГ по теме: «Актуальные направления сотрудничества компетентных органов государств-участников СНГ в области борьбы с терроризмом».

В работе Совещания приняли участие делегации органов безопасности и специальных служб 9 государств Содружества - Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины; уставных органов  и органов отраслевого сотрудничества СНГ (Исполнительного комитета СНГ, Секретариата Совета министров обороны, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью); представители международных и региональных организаций (Секретариата Организации договора о коллективной безопасности, Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Генерального секретариата ИНТЕРПОЛа, Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ «RILO – Москва»).

В соответствии с программой VI Совещания, 12 февраля 2013 года на площадке VIII Международного форума «Технологии безопасности» АТЦ СНГ был организован Международный симпозиум «Обеспечение транспортной безопасности» под председательством Руководителя АТЦ СНГ генерал-полковника полиции А.Новикова. В рамках Симпозиума обсуждались проблемы, связанные с обеспечением безопасности наземной транспортной инфраструктуры и транспортной безопасности мегаполиса.

Руководитель АТЦ СНГ отметил, что базовыми  задачами в данной области, стоящими перед органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами государств-участников СНГ, – являются задачи по выработке единых стандартов по созданию безопасной транспортной среды на евразийском пространстве, а также внедрение инновационных технологий, с целью обеспечения устойчивой контртеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.

Основная повестка Совещания предусматривала обсуждение в закрытом формате актуальных направлений сотрудничества компетентных органов государств-участников СНГ в области борьбы с терроризмом. Участниками были даны экспертные оценки вызовов и угроз на современном этапе, качественных изменений (модификаций) терроризма, проявившихся в ходе «арабских революций», обозначены тенденции развития оперативной обстановки на пространстве СНГ.

По словам А. Новикова, «сегодня мы имеем дело с новым типом государственных кризисов. Они представляют собой апробированные модели-технологии. Речь идет и о перманентной «арабской весне», и развитии кризисных ситуаций по «сирийскому сценарию», когда фактически мы стали свидетелями локальных вооруженных конфликтов».

«По оценкам аналитических и прогнозных центров страной с наиболее высоким рейтингом террористической активности остается Афганистан – государство, территориальные границы которого смыкаются с рубежами государств, входящих в СНГ». «Решение о выводе войск альянса из Афганистана к 2014 году создало новую стратегическую ситуацию в Средней Азии».

Руководитель АТЦ СНГ подчеркнул, что динамика изменения военно-политической обстановки будет в полной мере учитываться при планировании совместных и согласованных антитеррористических мероприятий компетентных органов государств-участников СНГ.

В ходе заседания участниками были затронуты вопросы совершенствования механизма межгосударственного розыска. Состоялось подведение и обсуждение итогов спецоперации, проведенной в августе-сентябре 2012 г. силами органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств-участников СНГ Центрально-Азиатского региона при информационной и методической поддержке АТЦ СНГ.

В результате, силами подразделений органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Узбекистана по информации АТЦ СНГ задержано 15 лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористической и экстремисткой направленности; обнаружено и изъято: 1266 экз. запрещенной литературы, 2 кг взрывчатых веществ, 161 ед. огнестрельного оружия, 3402 ед. боеприпасов, 50,8 кг наркотических  веществ и их прекурсоров. 

По мнению Руководителя АТЦ СНГ, совместные действия государств по противодействию терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма должны быть в большей степени ориентированы на предупреждение террористических и диверсионных актов, особенно тех, которые одновременно могут затронуть интересы нескольких государств.

В качестве превентивных мер А. Новиков назвал проведение совместных антитеррористических учений, командно-штабных тренировок с участием представителей компетентных органов государств-участников СНГ, в ходе которых вырабатываются конкретные алгоритмы совместных действий при возникновении реальной террористической угрозы. Ключевую роль при проведении таких мероприятий играют не силовые меры ситуативного характера,  а превентивные действия, включающие проведение согласованных оперативно-розыскных мероприятий, оперативный обмен информацией, выявление разыскиваемых лиц при пересечении внешних и внутренних границ государств-участников Содружества.

Руководитель АТЦ СНГ отметил, что государствами СНГ накоплен беспрецедентный опыт субрегионального сотрудничества. Выработка и реализация в масштабе СНГ программ по борьбе с терроризмом, проведение совместных учений, командно-штабных тренировок, интенсивные двусторонние и многосторонние контакты уже создали действующую «матрицу» взаимодействия государств, их спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с терроризмом.

В 2013 году совместные антитеррористические учения под эгидой АТЦ СНГ пройдут в Кыргызской Республике. Предыдущие учения состоялись в сентябре 2012 года в г. Ростов-на-Дону (Российская Федерация) и были посвящены  отработке вопросов взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ по предупреждению и пресечению террористического акта на объектах транспорта и массового пребывания людей.

 

Пресс-бюро АТЦ СНГ



Тезисы для СМИ из выступлений
Руководителя Антитеррористического центра государств-участников СНГ
генерал-полковника полиции А.П. Новикова

(открытие Международного форума «Технологии безопасности-2013»
и
VI Совещания руководителей национальных антитеррористических центров государств-участников СНГ)

(г. Москва, 12-13 февраля 2013 г.)

 

Транспортная безопасность

Предотвращение террористических актов является составной частью обеспечения транспортной безопасности. Транспортная отрасль, как важнейший сегмент экономического, социального и политического развития требует все более развитой инфраструктуры. Транспортные артерии являются своего рода кровеносной системой государств и субрегионов, они обеспечивают интеграционные процессы евразийского пространства, его ключевые коммуникации, военную безопасность.

Создание Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь Единого экономического пространства, а затем и Евразийского Союза, уже повлекло активизацию экономической активности. Произошло не только увеличение пассажиро- и грузопотока в экономически привлекательных условиях, но возникли и реализуются также проекты по развитию транспортной инфраструктуры.

Географическое расположение государств Содружества характеризуется тем, что через их территории проходят кратчайшие сухопутные, водные и воздушные пути, связывающие Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Северную Европу со странами Центральной Азии и Среднего Востока. В этих условиях транспортная политика, проводимая государствами - участниками Содружества Независимых Государств, направлена на развитие единого экономического пространства, обеспечение свободного передвижения населения, транспортных средств и свободного перемещения товаров, развитие транспортно-транзитного потенциала стран СНГ.

Проблемы  предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступных деяний и террористических актов, угрожающих безопасности  транспорта, являются жизненно важными для государств-участников  СНГ  и требуют пристального внимания как государственных органов, так и деловых и общественных кругов.

Экспертов из государств Содружества в большей степени интересуют проблемы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, прежде всего – диверсионных и террористических актов.

Базовые задачи в данной области, стоящие перед органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами государств-участников СНГ, – это выработка единых стандартов по созданию безопасной транспортной среды на евразийском пространстве; устойчивая контртеррористическая защищенность транспортной отрасли, внедрение инновационных технологий в целях обеспечения защищенности пассажирских и грузовых перевозок, а также объектов инфраструктуры, и особенно в условиях крупных городов – мегаполисов.

Большинство столиц государств-участников СНГ приобрели архитектурные решения, характерные для агломераций. Это также накладывает отпечаток на технологии обеспечения транспортной безопасности в условиях большого города.

Обеспечение безопасности мегаполиса представляет собой сложную многоуровневую задачу изначально, в силу особых характеристик самого объекта защиты. В такой сложной техногенно-социальной системе как мегаполис безопасность достигается лишь при условии интеграции инженерно-технических, управленческих решений и технологий безопасности в широком смысле.

Проведение форума «Транспортная безопасность» позволило синтезировать научные, научно-технические и практические знания по ключевым вопросам предупреждения, пресечения и раскрытия террористических актов на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. Полагаю, что результаты мероприятия будут в полной мере востребованы при выработке стратегии и тактики противодействия терроризму в государствах Содружества.

 

Оценка угроз на совеременном этапе

Выработка решений, касающихся совершенствования механизма взаимодействия органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов государств Содружества в сфере борьбы с терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, основывается на актуальных и прогнозных оценках складывающейся оперативной ситуации.

Истекший год был насыщен важнейшими событиями, имеющими самое серьезное значение для организации совместной работы органов безопасности государств СНГ по обеспечению национальной и региональной безопасности. Речь идет и о перманентной «арабской весне», и развитии кризисных ситуаций по «сирийскому сценарию», когда фактически мы стали свидетелями локальных вооруженных конфликтов. Мы имеем дело с новым типом государственных кризисов. Они представляют собой апробированные модели-технологии. Терроризм все чаще используется для урегулирования возникающих проблем - как достаточно масштабных проектных конструкций, так и просто кланово-экономических взаимоотношений. Эксперты фиксируют устойчивое явление – наемнический терроризм. Деятельность сетевых структур оформилась в нападения международных террористических банд наемников на инфраструктурные объекты суверенных государств, прежде всего – объекты экономики.

При формулировании любого прогноза, в особенности относящегося к сфере государственной безопасности, следует ориентироваться на более широкий контекст событий – политических, экономических, идеологических. Развитие глобального финансово-экономического кризиса, высокая вероятность его углубления, делает ситуацию крайне неустойчивой и неопределенной, с чем мы не можем не считаться.

При формировании пакета совместных и согласованных антитеррористических мероприятий АТЦ СНГ в полной мере будет учитывать динамику изменения военно-политической обстановки, как на масштабном, так и на оперативном уровне; идентифицировать ключевые точки наиболее вероятных рисков террористической и экстремистской активности; совместно с партнерами разрабатывать тактические схемы решения наиболее актуальных задач по обеспечению контртеррористической безопасности на пространстве СНГ.

По оценкам аналитических и прогнозных центров страной с наиболее высоким рейтингом террористической активности остается Афганистан – государство, территориальные границы которого смыкаются с рубежами государств, входящих в СНГ. Вся террористическая /повстанческая, партизанская активность в Афганистане после 2014 г. может быть связана с фактором внеэкономического контроля над его ресурсами. Прогноз террористической (внутренней военно-политической) активности Афганистана связан с переделом полезных ископаемых Афганистана и включением Афганистана и Пакистана в систему транзита энергоресурсов.

Спецслужбы, органы безопасности и правоохранительные органы государств-участников СНГ будут уделять повышенное внимание обеспечению контртеррористической защищенности объектов, имеющих особое экономическое значение. Среди них важнейшее место занимают объекты топливно-энергетического комплекса.

 

Межгосрозыск

В августе-сентябре 2012 года по инициативе АТЦ СНГ силами подразделений органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Узбекистана на территории государств СНГ Центрально-Азиатского региона был проведен комплекс согласованных и совместных мероприятий, направленных на установление, розыск и задержание лиц, объявленных в межгосударственный розыск. По информации, предоставленной АТЦ СНГ, на территории Центрально-Азиатского региона задержано 15 лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористической и экстремисткой направленности; обнаружено и изъято: 1266 экз. запрещенной литературы, 2 кг взрывчатых веществ, 161 ед. огнестрельного оружия, 3402 ед. боеприпасов, 50,8 кг наркотических  веществ и их прекурсоров.

 

Пресс-бюро АТЦ СНГ





Главная страница | Государства-участники СНГ | Органы СНГ | Представительства | Направления

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Исполнительный комитет СНГ
www.cis.minsk.by