Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Республики Армения

Заявление
Миссии наблюдателей
от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением
выборов Президента Республики Армения

 

Организация мониторинга и условия его проведения

По приглашению Премьер-министра Республики Армения Т. Саркисяна Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) в количестве 212 человек осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Армения, прошедших 18 февраля 2013 года (далее – выборы).

В составе Миссии были аккредитованы представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Украины, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

За выборами наблюдали депутаты национальных парламентов государств – участников СНГ, руководители центральных и региональных избирательных комиссий, представители органов государственной власти, а также дипломатического корпуса стран Содружества.

Миссия приступила к наблюдению 24 января 2013 года и строила свою работу в соответствии с избирательным законодательством Республики Армения, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права в области организации и проведения выборов, невмешательства в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

Двадцать пять наблюдателей от СНГ осуществляли свои функции на долгосрочной основе.

Представители Миссии обсуждали ход предвыборной кампании с руководством Центральной избирательной комиссии (ЦИК), Правительства, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Административного суда, Полиции, Национальной комиссии по телевидению и радио Республики Армения. Состоялись встречи с кандидатом в Президенты А. Меликяном, руководством предвыборных штабов кандидатов в Президенты Г. Багратяна, Р. Ованнисяна, С. Саргсяна.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ изучили работу по подготовке к выборам избирательных комиссий в 28  округах, расположенных в городе Ереване, Армавирском, Араратском, Вайоцдзорском, Лорийском, Гегаргуникском, Котайкском, Сюникском, Тавушском марзах (областях). Наблюдателям была предоставлена возможность ознакомиться с протоколами заседаний комиссий, документами, касающимися избирательной кампании, побеседовать с членами комиссий.

Глава Миссии наблюдателей от СНГ С. Лебедев обсуждал ход избирательной кампании с Премьер-министром Т. Саркисяном,  Председателем Центральной избирательной комиссии Т. Мукучяном, Министром иностранных дел Республики Армения Э. Налбандяном, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ Х. Тальявини, главами делегаций ПАСЕ К. Уолдсет и Европарламента М. Цабрнох.

Миссия осуществляла свою деятельность открыто и гласно. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения, даны интервью представителям средств массовой информации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции Республики Армения, Избирательного кодекса Республики Армения (далее – Кодекс), принятого в 2011 году, а также других нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение выборов.

Миссия подтверждает вывод, сделанный по результатам наблюдения за выборами депутатов Национального Собрания Республики Армения 6 мая 2012 года, о том, что принятие в 2011 году нового Кодекса направлено на усовершенствование избирательной системы, в том числе на создание дополнительных гарантий для справедливой политической конкуренции, максимальную открытость, либерализацию и демократизацию избирательных процедур.

Кодекс предоставляет возможность для проведения свободных и демократических выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании, организуемом системой независимых избирательных органов.

 

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке и проведению выборов

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия, 41 окружная и 1988 участковых избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия состоит из семи членов, которых назначает Президент Республики Армения:

трех – по предложению Защитника прав человека;

двух – по предложению Председателя Кассационного суда;

двух – по предложению Председателя Палаты адвокатов.

Окружные избирательные комиссии были образованы Центральной избирательной комиссией 15 августа 2011 года в составе семи членов на 6-летний срок.

Участковые избирательные комиссии (УИК) сформированы в количестве восьми членов. Двух членов в участковую избирательную комиссию назначает соответствующая окружная избирательная комиссия и по одному члену – каждая из шести политических партий, представленных в Национальном Собрании Республики Армения.

Политические партии до 24 января 2013 года представили в ЦИК своих представителей в участковые избирательные комиссии.

Поскольку не все политические партии назначили необходимое количество своих представителей в состав участковых комиссий, вакантные места замещались лицами, назначенными председателями соответствующих окружных избирательных комиссий.

В состав участковых комиссий включались лишь граждане, которые в установленном ЦИК порядке прошли специализированные курсы по проведению выборов и получили квалификационные свидетельства. На сегодняшний день такие свидетельства имеют свыше 40 000 граждан.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что формирование участковых комиссий прошло в соответствии с требованиями Кодекса.

В целях более качественной организации избирательного процесса ЦИК организовала обучение членов комиссий всех уровней. В период с 13 по 17 января во всех окружных комиссиях проведены методические занятия. С 28 января по 15 февраля прошло обучение членов участковых комиссий.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса и надлежащего оформления документов Центральной избирательной комиссией было издано Руководство для членов окружных и участковых избирательных комиссий.

Заседания ЦИК проходили открыто и гласно с участием международных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в Президенты, представителей средств массовой информации. Принятые решения доводились до сведения общественности через средства массовой информации и Интернет-сайт ЦИК.

Для повышения уровня доверия граждан к избирательному процессу, обеспечения открытости и прозрачности работы Центральной избирательной комиссией с 31 января по 4 февраля 2013 года были проведены «Дни открытых дверей» для граждан и зарегистрированных в качестве наблюдателей представителей местных общественных организаций.

В этих же целях с 5 февраля 2013 года заседания Центральной избирательной комиссии транслировались на ее сайте в режиме
он-лайн с сохранением записей заседаний, что, по мнению Миссии, обеспечило участникам избирательного процесса максимальную доступность к процедуре рассмотрения и принятия решений ЦИК.

Как и на прошедших в 2012 году парламентских выборах, в помощь лицам с ограниченными возможностями по зрению в реализации права на участие в выборах Центральная избирательная комиссия выпустила Руководство о порядке голосования. Подробная и доступная информация о процедуре голосования указанных граждан также размещалась на Интернет-сайте ЦИК с использованием специального шрифта и специальной цветовой гаммы. В помещениях участковых центров размещались сведения о кандидатах и их биографии, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением шрифта Брайля. Для заполнения избирательных бюллетеней были выпущены трафареты с использованием этого шрифта.

ЦИК подготовила для трансляции по телеканалам видеоролики о порядке уточнения списков избирателей и об организации голосования в участковых избирательных комиссиях.

В установленные Кодексом сроки участковые избирательные комиссии получили необходимое количество бюллетеней и конвертов для голосования, а также печати комиссий, штампы и индивидуальные печати членов УИК. Члены Миссии имели возможность наблюдать за данной процедурой на участках, которые они посетили.

По мнению Миссии, избирательные комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с избирательным законодательством.

 

Списки избирателей

В Республике Армения Регистр избирателей ведет уполномоченный орган (паспортно-визовое управление Полиции). В Регистр избирателей включаются граждане, состоящие на учете в муниципалитете и имеющие избирательное право. Уполномоченный орган представляет в Центральную избирательную комиссию в электронном варианте Регистр избирателей для последующего размещения на Интернет-сайте ЦИК. На основании Регистра составляются списки избирателей по избирательным участкам.

По данным Полиции Республики Армения, число включенных в Регистр избирателей на 17 февраля 2013 года составило
2 млн. 505 тыс. 980 человек. В дополнительные списки избирателей были включены 18 134 человека.

С 9 января 2013 года в участковых центрах гражданам была обеспечена возможность проверить достоверность своих данных в списках избирателей.

Каждому гражданину предоставлялось право подать в уполномоченный орган заявление об устранении неточностей в списке избирателей, который в установленный Кодексом срок вносил необходимые изменения или поправки и письменно уведомлял об этом заявителя.

Уточнение списков избирателей осуществлялось также по действующей в паспортно-визовом управлении Полиции телефонной «горячей линии».

В период с 9 января по 13 февраля 2013 года Полиция получила 4 018 сообщений о неточностях в Регистре избирателей. По результатам их рассмотрения было установлено только 19 неточностей. Кроме того из Регистра были сняты персональные данные в отношении 2 028 умерших граждан.

По мнению Миссии, относительно небольшое количество неточностей в Регистре избирателей по сравнению с избирательной кампанией 2012 года свидетельствует о качественной работе Полиции со списками избирателей.

Паспортно-визовое управление Полиции заблаговременно предоставило организации «Армпочта» данные об избирателях для направления извещений о месте и времени голосования.

Граждане, по какой-либо причине не включенные в список или исключенные из него, включались участковыми комиссиями в дополнительный список на основании решения суда и справки уполномоченного органа.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей предоставила право гражданам Республики Армения принять участие в выборах.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов

Процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты Республики Армения осуществлялись в соответствии с Кодексом.

Право выдвижения кандидата в Президенты имеют партии, а также граждане в порядке самовыдвижения.

Выдвижение кандидатов проходило с 25 декабря 2012 года по 4 февраля 2013 года. Всего были выдвинуты 15 кандидатов, из них двое – политическими партиями и 13 путем самовыдвижения.

Центральная избирательная комиссия, рассмотрев поданные претендентами документы, на заседании 14 января 2013 года зарегистрировала 8 кандидатов в Президенты. В регистрации 7 кандидатов было отказано по причине неуплаты ими предусмотренного Кодексом избирательного залога.

Зарегистрированный в качестве кандидата в Президенты Арам Арутюнян 8 февраля 2013 года подал заявление о самоотводе, на основании которого ЦИК признал его регистрацию в качестве кандидата в Президенты утратившей силу.

Таким образом, в бюллетень для голосования 18 февраля 2013 года были включены следующие фамилии кандидатов в Президенты: Г. Багратян, П. Айрикян, Р. Ованнисян, А. Гукасян, А. Меликян, С. Саргсян, В. Седракян.

Участие в избирательной кампании такого количества кандидатов на высший государственный пост свидетельствует, по мнению Миссии, о наличии в стране реального политического плюрализма.

 

Предвыборная агитация и ход избирательной кампании

В соответствии с Кодексом агитационная кампания началась 21 января и завершилась в полночь 16 февраля.

По мнению Миссии, кандидаты на должность Президента имели предусмотренные законодательством равные возможности для ведения предвыборной агитации.

В этих целях Центральной избирательной комиссией был утвержден график предоставления бесплатного и платного эфирного времени на общественном телевидении и радио.

Общественное телевидение Армении предоставило кандидатам по 60 минут бесплатного и до 120 минут платного эфирного времени, а Общественное радио Армении – 120 и 180 минут соответственно.

Деятельность кандидатов в Президенты широко освещалась в новостных программах радио и телевидения, кандидаты использовали возможность доводить свои позиции до избирателей через участие в популярных авторских программах на республиканских телеканалах.

Мониторинг вещания 44 телеканалов и 20 радиостанций, проведенный Национальной комиссией по телевидению и радио Республики Армения, показал в основном равномерное освещение предвыборной агитации всех участников избирательной кампании.

По состоянию на 17 февраля 2013 года в Национальную комиссию по телевидению и радио Республики Армения обращений и  жалоб не поступало.

Руководство штабов кандидатов в Президенты на встречах с наблюдателями от СНГ не высказывало серьезных претензий к средствам массовой информации по освещению агитационной кампании.

Миссия отмечает разнообразие форм и методов борьбы кандидатов в Президенты за голоса избирателей. Проводились митинги, собрания, встречи с избирателями, как в Ереване, так и в регионах страны. Агитационные печатные материалы размещались на рекламных щитах, билбордах, баннерах и растяжках.

Организации, в распоряжении которых находятся щиты наружной рекламы, в 21-дневный срок после назначения выборов представили в Центральную избирательную комиссию информацию о количестве рекламных щитов, об их местонахождении и арендной плате за них. В свою очередь, кандидаты в Президенты подали в ЦИК заявки о размещении на рекламных щитах своих агитационных материалов. Всего на рекламных щитах было размещено агитационных плакатов кандидатов в Президенты: Г. Багратяна – 15, П. Айрикяна – 37, А. Гукасяна – 56, С. Саргсяна – 83,
Р. Ованнисяна – 287.

В целях обеспечения равных прав кандидатов в Президенты на ведение агитационной кампании главы муниципалитетов выделяли на их территории бесплатные места для расклеивания агитационных плакатов.

Миссия констатирует, что организаторы выборов приняли практические меры, направленные на проведение предвыборной агитации в свободной атмосфере, позволяющей кандидатам в Президенты открыто излагать свои убеждения.

В то же время допускались отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации. В городе Ереване и ряде других населенных пунктов отмечены случаи срыва и порчи агитационных плакатов кандидатов.

В целом кампания по выборами Президента Республики Армения проходила в спокойной обстановке и в рамках избирательного законодательства.

Вместе с тем Миссия вынуждена констатировать, что в период выборной кампании имели место случаи нарушения общественного порядка. Так, 31 января 2013 года было совершено покушение на жизнь кандидата в Президенты П. Айрикяна. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело и предприняли срочные эффективные меры для расследования обстоятельств совершенного преступления.

 

Работа с жалобами и заявлениями

По состоянию на 17 февраля 2013 года в Центральную избирательную комиссию поступили 10 жалоб и заявлений, которые рассмотрены в установленные Кодексом сроки. В девяти случаях заявителям в удовлетворении их требованиям было отказано, одна жалоба отправлена для рассмотрения в Генеральную прокуратуру.

В целях изучения всех сообщений о нарушениях избирательного законодательства в Генеральной прокуратуре была создана специальная Рабочая группа. Ею рассмотрены 17 обращений, а также 71 сообщение, размещенное в СМИ и на Интернет сайтах кандидатов в Президенты о нарушениях избирательного законодательства. В одном случае принято решение о возбуждении уголовного дела, по 4 даны разъяснения, по 20 приняты постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, 63 – находятся на рассмотрении.

Административным судом по состоянию на 17 февраля 2013 года получены 5 заявлений о нарушении избирательных прав граждан. Все заявления рассмотрены и по ним вынесены решения.

В целом деятельность органов, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями законодательства о выборах, обеспечила возможность своевременного рассмотрения обращений граждан и вынесения соответствующих решений.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Избиратели, проходящие службу в дипломатических или консульских представительствах Республики Армения и проживающие с ними за рубежом члены их семей, могли проголосовать в период с 9 по 13 февраля 2013 года с использованием системы электронного голосования.

В список голосующих таким способом были включены 243 избирателя, которым через МИД Армении были отправлены соответствующие личные пароли. Голосование осуществлялось через Интернет посредством программы, обеспечивающей электронное голосование на сайте ЦИК.

В день выборов 18 февраля представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов во всех избирательных округах Республики Армения. Члены Миссии посетили 1095 участков для голосования.

Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оснащены всем необходимым для голосования избирателей и работы членов участковых избирательных комиссий.

Как отмечали наблюдатели от СНГ, голосование проходило в спокойной обстановке и соответствовало требованиям Кодекса.

Во избежание двойного голосования в документ, удостоверяющий личность избирателя, обязательно проставлялся специальный штамп об участии в выборах.

В день выборов за ходом голосования наблюдали более шести тысяч национальных наблюдателей. По мнению Миссии, участие в мониторинге такого количества национальных наблюдателей позволило обеспечить гражданский контроль за ходом выборов.

Наблюдатели от СНГ выявили в день голосования следующие недостатки:

в участковом центре № 19 округа № 3 отсутствовал плакат с информацией о кандидатах в Президенты;

в некоторых участковых центрах отдельные граждане не находили себя в списках избирателей;

в ряде мест отсутствовали соответствующие указатели при подходе к участковым центрам, что затрудняло их нахождение избирателями;

в участковом центре № 18 округа № 6 кабины для голосования были расположены таким образом, что избиратель при заполнении бюллетеня находился спиной к комиссии и лицом к стене, что не соответствует требованиям статьи 56 Избирательного кодекса.

Отдельные процедуры, предусмотренные Избирательным кодексом (вкладывание бюллетеней в конверт, проставление печатей), чрезмерно затягивают процесс голосования и подсчета голосов и, по мнению наблюдателей от СНГ, являются излишними.

Члены Миссии отмечают, что процедура подсчета голосов на тех участках, где велось наблюдение, проводилась в соответствии с Кодексом и была открытой.

По мнению Миссии, выявленные нарушения и упущения в процессе избирательной кампании не носили системного и массового характера и не могли повлиять на итоги голосования.

Информация о ходе голосования и предварительных результатах выборов была доступна в режиме он-лайн в Информационном центре Центральной избирательной комиссии, а также размещалась на Интернет-сайте ЦИК.

Миссия отмечает целенаправленную и эффективную работу избирательных органов по подготовке и проведению выборов и констатирует, что не обнаружила фактов, ставящих под сомнение легитимность выборов Президента Республики Армения.

Оценку прошедшей избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов.

 

Выводы

 

В результате мониторинга Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

 

выборы Президента Республики Армения 18 февраля 2013 года проведены в соответствии с Конституцией Республики Армения и действующим в государстве избирательным законодательством;

органы государственной власти и местного самоуправления, избирательные комиссии Республики Армения осуществили практические меры, обеспечивающие право избирателей на свободное волеизъявление;

прошедшие выборы были свободными, открытыми, конкурентными и соответствовали общепризнанным международным нормам проведения выборов.