Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Опыт строительства Союзного государства будет полезен Беларуси во время председательства в СНГ - В. Пугачев

Василий Пугачев

Опыт строительства Союзного государства будет полезен Беларуси во время председательства в СНГ

11 Март 16:14 

Приняв в 2013 году у Туркменистана эстафету председательства в СНГ, Беларусь намерена развивать лучшие наработки предшественников на этом посту и предлагает собственные инициативы, направленные на дальнейшее укрепление интеграции на постсоветском пространстве. В числе приоритетов - совершенствование экономического, экологического и гуманитарного сотрудничества. При этом своим девизом Беларусь объявила интеграцию во благо человека. О ключевых моментах концепции белорусского председательства - укреплении добрососедских отношений, повышении международного имиджа СНГ, в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал Постоянный полномочный представитель Беларуси при уставных и других органах СНГ Василий Пугачев.

 

- Василий Павлович, как вы считаете, почему именно на укреплении добрососедских отношений решила сконцентрировать свое внимание Беларусь в качестве председателя Содружества? Насколько полезным при выполнении этой задачи будет опыт Союзного государства Беларуси и России?

- Президент Беларуси Александр Лукашенко в своем обращении к государствам СНГ, сделанном по случаю начала белорусского председательства, отметил, что Беларусь рассматривает Содружество в качестве важного интеграционного объединения на постсоветском пространстве, способствующего обеспечению экономической и социальной стабильности в регионе. Именно в этом контексте нужно рассматривать девиз об укреплении добрососедских отношений. Добрососедство - это фундаментальный жизненный принцип успешного взаимодействия между любыми государствами и народами, особенно между теми, которые имеют общие границы. Развивать сотрудничество можно только в условиях углубления взаимопонимания и учета интересов друг друга на всех уровнях и всех стадиях интеграционных процессов. Это относится и к добрососедству культур, регионов стран Содружества, их приграничных территорий.

План реализации концепции белорусского председательства включает в себя около 70 мероприятий, и большинство из них в той или иной степени направлены на развитие и укрепление добрососедства в широком понимании этого важного понятия. Отдельным блоком оформлены мероприятия, направленные на укрепление добрососедства на межрегиональном и приграничном уровнях. Этим вопросам сотрудничества в СНГ серьезное внимание уделяет Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества, разработавшая модельную законодательную базу развития регионального сотрудничества. Она служит основой для подготовки проектов соглашений и национальных правовых актов в странах Содружества, которые для конструктивного и эффективного развития межрегионального и приграничного сотрудничества должны быть сопоставимы.

Из конкретных направлений развития регионального и приграничного сотрудничества стоит упомянуть ознакомление с опытом участия Беларуси в деятельности еврорегионов "Неман", "Днепр" и "Озерный край", подготовку проекта соглашения о сотрудничестве стран Содружества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие выставочно-ярмарочной деятельности в приграничных регионах.

В дальнейшем развитии межрегионального сотрудничества может быть весьма полезен опыт, накопленный в Союзном государстве Беларуси и России. Его целесообразно учитывать при развитии взаимодействия между регионами стран СНГ. Заслуживает внимания практика подготовки и реализации союзных проектов в наукоемких и высокотехнологичных сферах. Такое сотрудничество приносит плоды и для науки, и для производства, и в конечном итоге для всех граждан. Аналогичное сотрудничество в Содружестве пока ограничивается совместными программами, которые не имеют общего финансирования. Средства на их реализацию используются только из бюджетов отраслевых ведомств заинтересованного государства. В определенной степени это является сдерживающим фактором, особенно в реализации инновационных проектов, которые играют особую роль в модернизации экономик стран СНГ и обеспечении конкурентоспособности их производств, товаров и услуг на мировых рынках.

 

- Беларусь на правах председателя готовится принять у себя в этом году заседания Совета глав правительств, Совета глав государств. Какие наиболее важные документы планируется рассмотреть? Какое значение они могут иметь для дальнейшего развития Содружества?

- На конец мая в Минске намечено очередное заседание Совета глав правительств, на котором планируется рассмотреть более 20 вопросов. Важнейшие из них касаются дальнейшего развития сотрудничества в таких актуальных сферах взаимодействия, как инновации, экология и охрана окружающей среды, развитие общего образовательного пространства. Планируется обсудить ход выполнения программы инновационного сотрудничества до 2020 года, перечень межгосударственных пилотных инновационных проектов, которым присваивается статус проектов межгосударственной программы инновационного сотрудничества, концептуальные подходы к созданию банка патентов и инноваций в СНГ. Кстати, именно Беларусь в свое время выступила с инициативой подготовки и принятия основных направлений инновационного сотрудничества в Содружестве, которые легли в основу соответствующей программы, направленной на консолидацию и объединение интеллектуальных и материальных ресурсов государств в деле разработки и внедрения новых перспективных технологий, товаров и услуг.

Планируется, что Совет глав правительств рассмотрит актуальные вопросы сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии и основные направления развития радионавигации стран СНГ. Напомню, что 2013 год объявлен в СНГ Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. В этой связи по инициативе Беларуси подготовлен и вносится на рассмотрение глав правительств проект соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Думаю, что это соглашение придаст серьезный импульс дальнейшему сотрудничеству в этой жизненно важной сфере взаимодействия.

Важный блок вопросов связан с дальнейшим развитием общего образовательного пространства СНГ. Главам правительств предстоит рассмотреть соглашение о взаимном признании документов о высшем образовании и высшем профессиональном образовании. В повестку дня планируется включить соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров для вооруженных сил государств СНГ, а также вопросы, касающиеся создания базовых организаций государств Содружества в сфере подготовки кадров для той или иной сферы. Институт базовых организаций достаточно хорошо себя зарекомендовал на пространстве СНГ и успешно развивается.

Заседание Совета глав государств СНГ планируется провести в Минске в октябре. Планируется рассмотреть актуальные вопросы сотрудничества в сферах экономики, гуманитарного сотрудничества, а также безопасности, в частности совместной борьбы с преступлениями с использованием современных информационных технологий.

 

- Одна из задач белорусского председательства в СНГ - повышение престижа Содружества как на международной арене, так и внутри самого объединения. Какие шаги планируется предпринять в этом направлении? Какой, на ваш взгляд, имидж имеет сегодня СНГ на постсоветском пространстве, в мире, и какие изменения должны произойти?

- Говоря об имидже Содружества, не могу обойти ключевой документ, принятый на заседании Совета глав государств в декабре 2012 года в столице Туркменистана, городе Ашхабаде. Я имею в виду декларацию глав государств - участников СНГ о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества. В ней сказано, что СНГ состоялось как авторитетная региональная организация и доказало свою востребованность, выступая как политическая платформа для рассмотрения и решения правовыми средствами вопросов политического, экономического, гуманитарного и иного сотрудничества на международном уровне. Страны выражают готовность и далее способствовать укреплению роли СНГ в формировании системы региональных, межрегиональных взаимоотношений, установлении жизнеспособных эффективных механизмов сотрудничества, отвечающих требованиям современности. Это говорит о том, что среди государств СНГ имидж этой организации достаточно высок, есть понимание ее необходимости и путей дальнейшего развития. Белорусское председательство направлено на то, чтобы претворить в жизнь те приоритеты, которые определены в декларации, заявлении глав государств по случаю 20-летия Содружества.

СНГ имеет авторитет и на международном уровне, о чем говорит тот факт, что Содружество признано ООН. Исполнительный комитет СНГ имеет договорные отношения о сотрудничестве с рабочими органами 15 международных организаций, среди которых можно отметить Совет Европы, Европейскую экономическую комиссию ООН, Международную организацию по миграции, Всемирную таможенную организацию. Руководители и представители Исполнительного комитета СНГ по приглашениям международных организаций регулярно принимают участие в международных форумах.

Важно, чтобы Содружество имело позитивный имидж и в глазах граждан стран СНГ. Люди свое впечатление об организации формируют исходя из того, что она им дает, в какой степени способствует повышению их благосостояния и безопасности в целом. В этой связи стоит отметить результативную работу более чем 60 межгосударственных отраслевых советов в сферах экономики, энергетики, транспорта, связи, агропромышленного комплекса, таможенного дела. Уместно напомнить также о вступлении в силу на пространстве Содружества договора о зоне свободной торговли, образование Беларусью, Россией и Казахстаном Таможенного союза, Единого экономического пространства. Интеграция заинтересованных государств Содружества продолжает развиваться, и сегодня речь уже идет о создании в ближайшей перспективе Евразийского экономического союза.

Меры, предпринятые в СНГ для налаживания сотрудничества на экономическом, гуманитарном уровнях, в сфере безопасности, в конечном итоге направлены на улучшение безопасности, благополучия, благосостояния граждан СНГ. Люди, ощущая позитивные подвижки, желают большего и как можно быстрее. Но реалии таковы, что развитие сотрудничества и взаимодействия в конкретных сферах требует тщательного учета взаимных интересов и согласованных подходов. Например, проекты международных соглашений и решений в Содружестве проходят довольно кропотливую и длительную процедуру согласования. Она занимает, как правило, от одного до нескольких лет. К слову, таков опыт и практика всех крупных международных организаций.

 

- Какие мероприятия запланированы в 2013 году в культурной столице СНГ Могилеве? Будет ли налажено взаимодействие с другими культурными столицами СНГ этого года - Габалой (Азербайджан) и Гюмри (Армения)?

Сертификаты о придании статуса "Культурная столица Республики Беларусь и Содружества 2013 года" Могилеву уже вручены. Могилевский облисполком совместно с Министерством культуры готовятся провести более 100 мероприятий, разделенных на 9 тематических проектов. Среди них "Радзімы нашай скарб", "Духоўнай шчырасці імгненне", "Адбіткі часу". В 2013 году в Могилеве пройдут просветительские акции, фестивали, научно-практические конференции. В течение всего года Могилев с пресс-турами будут посещать журналисты стран СНГ, городов-побратимов.

Все три культурные столицы Содружества-2013, а это Могилев, Габала и Гюмри, конечно же, будут взаимодействовать между собой, предусмотрен обмен информацией, опытом подготовки и проведения культурных мероприятий, обмен делегациями и многое другое. Во время такого общения происходит взаимное обогащение, причем такой культурный обмен происходит между "столицами" не только в течение одного года, устанавливаются долговременные контакты и связи между специалистами и организациями, городами. Развивается и укрепляется инфраструктура городов. Так что за проектом "Культурные столицы Содружества" - большое будущее.
 
- Беларусь во время своего председательства намерена прилагать усилия для сохранения и популяризации подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Почему, на ваш взгляд, эта задача сейчас приобретает особую актуальность?

Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне - тема, которой уделяется постоянное внимание во всех государствах СНГ. В 2015 году страны Содружества будут отмечать 70-летнюю годовщину Победы, и Беларусь намерена провести серьезную подготовку к празднованию этой знаковой даты.

Разрабатывается комплексный план по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В проект плана уже включено около 40 конкретных мероприятий, в том числе организационного характера. Координационный совет ветеранов предлагает провести в столицах СНГ военный парад с участием ветеранов войны и тружеников тыла военных лет. В свою очередь Беларусь выступает с предложением расширить количество участников московского парада, пригласив ветеранов и тружеников тыла от Латвии, Литвы, Эстонии и стран антигитлеровской коалиции. Кроме того, белорусская сторона выступает с инициативой объявления 2015 года в СНГ Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Документ предусматривает мероприятия, направленные на повышение социальной защиты участников Великой Отечественной войны, увековечение памяти защитников Отечества.

Проект плана планируется рассмотреть на уровне глав правительств, а затем вынести на утверждение глав государств. Предусмотренные в нем мероприятия направлены на поддержку ветеранов Великой Отечественной войны и, несомненно, будут способствовать тому, чтобы молодежь больше знала о подвиге своих дедов, своих земляков. А понимание того, что Великая Победа является заслугой всех народов Содружества, послужит еще одним фактором укрепления интеграции на постсоветском пространстве.

 

Светлана САВКО

/БЕЛТА/