Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация о проектах документов, вносимых на заседание Совета глав правительств СНГ (г. Минск, 31 мая 2013 года)

На заседании Совета глав правительств СНГ (СГП СНГ) предполагается рассмотреть 31 проектов документов, нацеленных на расширение и углубление экономических и гуманитарных связей, обеспечение безопасности,  дальнейшее развитие сотрудничества в других приоритетных направлениях деятельности Содружества.

Значительный блок рассматриваемых вопросов относится к наиболее важному направлению деятельности Содружества – сфере экономического сотрудничества государств – участников Содружества. В него вошли проекты:

Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан.

Проект подготовлен в рамках реализации Протокольного решения Совета глав правительств СНГ от 28 сентября 2012 года об участии Республики Узбекистан в Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Протокол закрепляет правовые механизмы применения вышеназванного Договора между его Сторонами и Республикой Узбекистан, не допускающие каких-либо оговорок к нему. В двух приложениях к Протоколу, которые являются его неотъемлемой частью, определены таможенные пошлины, применяемые в отношении импорта и экспорта товаров, а также запреты и количественные ограничения (квотирование), подлежащие отмене в соответствии со статьей 3 Договора о зоне свободной торговли.

Расширение правового пространства функционирования зоны свободной торговли будет способствовать дальнейшему углублению сотрудничества в экономической сфере государств – участников Содружества на основе норм и правил Всемирной торговой организации;

Решения о ходе реализации в 2012 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

Вышеназванная Программа нацелена на гармонизацию национальных инновационных систем, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ и инновационных проектов других форматов, а также взаимодействие с целевыми программами государств – участников СНГ.

Согласно Информации о ходе ее реализации в 2012 году заказчик Программы – Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) совместно с Оператором Программы – некоммерческой организацией «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково») (Российская Федерация) наладили практическое взаимодействие с национальными контактными центрами, научно-исследовательскими инновационными компаниями. В экспертные коллегии Фонда «Сколково» отобраны кандидатуры 200 ученых – экспертов государств Содружества, началась проработка проектов по созданию совместных корпоративных центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ между Оператором Программы и крупнейшими предприятиями Республики Беларусь, а также по развитию инновационного сотрудничества приграничных регионов государств – участников СНГ. Разработан и утвержден Комплекс мероприятий по реализации Программы на 2012–2014 годы, включающий в себя вопросы нормативно-правового, организационно-технологического, информационного и кадрового обеспечения, создания системы финансирования программных мероприятий и инновационных проектов. Выполнение Комплекса позволит реализовать отдельные проекты и обеспечить подготовку обоснований для принятия решений о разработке межгосударственных целевых программ «Кадровое обеспечение межгосударственного инновационного сотрудничества», «Совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры» и др. На рассмотрении участников Программы и членов Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (МС НТИ) находятся проекты Типовой формы заключения по инновационному проекту; Соглашения (Договора) о порядке взаимодействия участников инновационного проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и др.

В рамках реализации Программы организован и проведен ряд крупных международных форумов: конференция «Новые возможности Фонда «Сколково» как Оператора Программы», Ярмарка инновационных проектов в рамках заседания Совета глав правительств СНГ и 6-го заседания МС НТИ (28–29.09.2012, г. Ялта), круглый стол «СНГ: партнерство в инновациях» в рамках Московского международного форума инновационного развития «Открытие инновации» (31.10.12, г. Москва) и др.

Россотрудничество приступило к созданию при своих представительствах, в первую очередь в государствах – участниках СНГ, центров инновационного сотрудничества с акцентом на формирование социальных сетей инновационного сотрудничества и выполнение функций контактных точек для национальных участников Программы. Активное содействие и помощь Оператору Программы в ее реализации оказывают НКЦ Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Украины.

Тем не менее, как следует из Информации, для более успешного осуществления мероприятий Программы необходимо в полном объеме обеспечить финансирование деятельности национальных контактных центров, пяти межгосударственных целевых программ. Также возникла необходимость актуализации текста Программы и ее адаптации к современным условиям с учетом деятельности Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства;

Перечня пилотных межгосударственных инновационных проектов Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

В проект Перечня включено 11 инновационных пилотных проектов, одобренных национальными заказчиками и Межгосударственным советом по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах по следующим направлениям: информационно-телекоммуникационные технологии; индустрия наносистем; авиационно-космические и транспортные системы; медицина и здравоохранение; рациональное природопользование; производственные технологии и промышленная инфраструктура; безопасность; живые системы; производственные технологии и промышленная инфраструктура; энергетика; энергоэффективность и энергосбережение.

В проектах участвуют все государства − участники Программы, а также Азербайджанская Республика и Республика Узбекистан, что свидетельствует о высоком интересе к ним научного и бизнес-сообщества государств – участников СНГ. Суммарная стоимость проектов оценивается около 190,1 млн долларов США. При этом к финансированию инновационных проектов планируется привлечь внебюджетные средства в объеме 32,0 млн долларов США в порядке, предусмотренном Программой;

Концепции создания банка патентов и инноваций СНГ.

Создание банка патентов и инноваций (далее – БПИ СНГ) вызвано недостаточным количеством качественных, систематизированных и актуальных каталогов, баз и банков данных и других информационных ресурсов маркетингового, статистического и аналитического характера об инновациях в СНГ.

Проект Концепции разработан в целях ускорения межгосударственного обмена научно-технической информацией, внедрения результатов научно-технической деятельности, создания благоприятных условий для повышения эффективности информационного обеспечения инновационной деятельности государств – участников СН и определяет цель и задачи создания БПИ СНГ, основные принципы формирования и его структуру, а также состав информационных ресурсов.

Основной целью создания БПИ СНГ является содействие коммерциализации результатов научно-технической деятельности и развитию инновационного предпринимательства.

Создание БПИ СНГ позволит создать условия для успешного решения задач по продвижению результатов научно-технической деятельности на внутренние и внешние рынки, введению объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, укреплению информационных связей между субъектами инновационной деятельности, что в конечном итоге приведет к повышению инновационной активности в государствах – участниках СНГ;

Соглашения о координации межгосударственных отношений государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях и Протокола о внесении изменений в Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии от 26 июня 1992 года.

Проект Соглашения разработан в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации первого этапа (2009–2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 22 мая 2009 года. Проект развивает положения ранее принятых документов, в том числе Соглашения об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии от 26 июня 1992 года, Соглашения о сотрудничестве в формировании и обмене информационными ресурсами и в создании и развитии информационных систем государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере мирного использования атомной энергии от 14 сентября 2007 года, Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ – СНГ», принятой Решением Совета глав правительств СНГ от 19 мая 2011 года.

Проект документа предусматривает осуществление согласованных мер для обеспечения совместных действий, направленных на устойчивое развитие атомной энергетики государств – участников Соглашения, и для содействия реализации правовой базы СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

Кроме этого, стороны обязуются осуществлять сотрудничество:

в вопросах сближения национальных норм и правил, способствующих обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

в координации взаимодействия в чрезвычайных ситуациях;

в области научно-технических исследований и разработок, проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

в разработке и реализации совместных межгосударственных двух- и многосторонних проектов в области ядерного топливного цикла и атомного энергетического комплекса;

в подготовке кадров высокой квалификации и осуществлении совместной научной и технической подготовки соответствующих специалистов и др.

Согласно проекту каждая сторона определяет уполномоченный орган по реализации настоящего Соглашения, обеспечивающий координацию деятельности стороны в области использования атомной энергии в мирных целях.

Положения о создании этого национального института – уполномоченного органа включены в проект Протокола о внесении изменений в Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии от 26 июня 1992 года.

Координация взаимодействия уполномоченных органов возлагается на Комиссию государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях;

Решения об Основных направлениях (плане) развития радионавигации государств – участников СНГ на 2013–2017 годы.

Проект вышеназванного документа подготовлен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь и Национальным космическим агентством Республики Казахстан в соответствии с Межгосударственной радионавигационной программой государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2012 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 21 мая 2010 года.

В проекте представлены: общая характеристика существующих и разрабатываемых радионавигационных систем; их перспективные, направления развития, а также требования потребителей к радионавигационным системам. Отдельные разделы проекта посвящены положениям, касающимся снижения уязвимости радионавигационных систем, международного сотрудничества в радионавигационном обеспечении. Неотъемлемой частью проекта являются два приложения к нему: № 1 – Характеристика аппаратуры потребителей ГНС и № 2 – Распределение частотного спектра для радионавигационных передающих средств.

Утверждение проекта и его последующая реализация позволит получить социально-экономический эффект, выражающийся в снижении себестоимости перевозок; социальный эффект, позволяющий прогнозировать уменьшение количества чрезвычайных происшествий за счет повышения уровня безопасности на всех видах транспорта, создавать более благоприятные условия для эффективной борьбы с преступностью и терроризмом, повышения качества обслуживания пассажиров и др.; научно-технический эффект в виде создания высокоточного непрерывного глобального навигационного поля, а также повышения точности местоопределения транспортных и др. объектов в 20–50 раз,  освоения самых современных микроэлектронных и информационных технологий и др.; экологический эффект, позволяющий улучшить экологическую обстановку вследствие прекращения эксплуатации дизельных установок на наземных радионавигационных объектах, а также за счет снижения расхода топлива при полетах ВС и движении автотранспорта по наиболее выгодным и спрямленным маршрутам.

Наиболее значимым в повестке дня гуманитарным проектом, приуроченным к Году экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ, является  

Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников Содружества Независимых Государств.

Документ нацелен на более тесное сотрудничество государств – участников СНГ в области окружающей среды: охраны использования земель, почв, недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя и климата, растительного и животного мира.

Проект Соглашения содержит положения, включающие  разработку общих подходов и осуществление согласованных мероприятий по восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, внедрение инновационных проектов в области охраны окружающей среды и др. Ряд положений проекта предусматривают совместную разработку межгосударственных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обмен  информацией о состоянии окружающей среды, взаимодействие в области природоохранных технологий, разработки, производства и взаимных поставок необходимой новой техники и приборов природоохранного значения, специальных средств для мониторинга, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

Для обеспечения координации действий в области экологии и охраны окружающей природной среды создается Межгосударственный экологический совет государств – участников СНГ, деятельность которого  осуществляется в соответствии с Положением о МЭС, являющимся неотъемлемой частью данного проекта Соглашения.

Другими не менее важными проектами в сфере гуманитарного сотрудничества являются решения:

о Плане мероприятий на 2013–2015 годы по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года.

Проект Плана охватывает широкий комплекс мероприятий (99), направленных на развитие массового и детско-юношеского спорта, клубной системы организации физкультурно-спортивной работы с населением, спортивных обменов; обеспечение профессиональной подготовки специалистов и повышения квалификации кадров в области спорта; развитие национальных видов спорта государств – участников СНГ и межкультурного диалога в рамках Содружества. Планируется проведение физкультурно-спортивных мероприятий для социально незащищенных категорий населения, включая инвалидов, сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей, пожилых людей и ветеранов спорта.

Значительное внимание в проекте документа уделяется:

развитию спорта высших достижений;

социальной защите спортсменов, тренеров и работников физической культуры и спорта;

 развитию спортивной науки и медицины, инновационному сотрудничеству, сотрудничеству в антидопинговой сфере;

популяризации спорта и здорового образа жизни;

организации международных спортивных экспедиций, проведению спортивных и молодежных лагерей, содействию в использовании для спортивных мероприятий объектов туристической отрасли;

развитию спортивного туризма, созданию условий для занятий спортом и активного отдыха в природной среде.

Планируется проведение Международных спортивных игр государств – участников СНГ, Международных Иссык-Кульских спортивных игр, Молодежного спортивного форума государств – участников СНГ, Молодежного турнира СНГ по шахматам, международных турниров по различным видам спорта, включая чемпионаты мира по ориентированию на лыжах, радиоспорту, пожарно-спасательному спорту и др.

Реализация Плана будет способствовать дальнейшему развитию правовой и организационной базы сотрудничества государств – участников Содружества, нацеленной на всеобъемлющее обеспечение для занятий физической культурой и спортом для всех категорий граждан государств – участников СНГ, а также увеличению количества граждан, занимающихся физической культурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни;

о Протоколе о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года.

Проектом Протокола вносятся изменения в Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ для приведения данного документа в соответствие с Общим положением об органах отраслевого сотрудничества Содружества, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 года;

о Плане основных мероприятий сотрудничества государств – участников СНГ в области образования на 2013–2015 годы.

Проект Плана содержит 13 разделов, охватывающих 75 мероприятий, направленных на совершенствование нормативной правовой базы в области образования и расширение информации о Содружестве Независимых Государств (проведение единых уроков, посвященных СНГ, Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., подготовка проекта Соглашения о повышении квалификации преподавателей общеобразовательных учреждений государств – участников СНГ, модельных законодательных актов в сфере образования и др.); дальнейшее развитие сетевых образовательных структур СНГ (создание Ассоциации экспериментальных и инновационных школ, Евразийской ассоциации университетов искусств и др.); всестороннее изучение культур, языков, истории и национальных традиций государств Содружества (конкурс на лучшую студенческую работу по тематике исследования историко-культурного наследия, создание и организация работы Центра художественного перевода литературы государств – участников СНГ и др.); повышение качества образования (разработка, издание и внедрение учебно-методических комплексов по новым направлениям развития техники и технологий для профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров с использованием ИКТ и др.); информатизацию образовательного пространства (создание электронных образовательных ресурсов для обобщения педагогического опыта, размещения медиатеки, методических наработок, учебных материалов, информации об образовательных услугах, разработка предложений по реализации Соглашения о координации работ в области информатизации образовательных систем и др.).

Кроме этого, запланировано проведение III Съезда учителей и работников образования государств – участников СНГ, Съезда учителей русского языка государств Содружества, а также ряда крупных международных научно-практических конференций в образовательной сфере.

Реализация вышеназванных мероприятий будет способствовать расширению и углублению сотрудничества государств – участников СНГ в  образовательной сфере;

Соглашение государств – участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании.

Проект Соглашения является очередным этапом в деле создания единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Согласно проекту взаимному признанию подлежат документы о высшем/высшем профессиональном образовании (далее – документы об образовании), а также документы/справки/академические справки (далее – академические справки) установленного образца об обучении в образовательных учреждениях/организациях, выданные лицам, не завершившим освоение образовательных программ высшего/высшего профессионального образования в государствах – участниках Соглашения.

Взаимное признание документов об образовании позволит продолжить обучение в образовательных учреждениях/организациях высшего/высшего профессионального образования на более высокой ступени/уровне или по образовательным программам послевузовского/послевузовского профессионального образования, а академических справок – освоить в полном объеме образовательные программы высшего/высшего профессионального образования каждого из государств – участников Соглашения. Проект устанавливает порядок допуска к занятию профессиональной деятельностью обладателей документов об образовании в соответствии с законодательством государства пребывания.

К важному положению, закрепленному в проекте, можно отнести его обратную силу в отношении документов об образовании, выданных до вступления Соглашения в силу, а также то, что он носит бессрочный характер.

Кроме этого, им определяется 30-дневный срок предоставления необходимой информации о факте обучения и выдачи документов об образовании и академических справок.

Признание государствами Содружества документов о высшем/высшем профессиональном образовании, выданных в государствах – участниках Соглашения, позволит их гражданам беспрепятственно осваивать высшее/высшее профессиональное образование и заниматься профессиональной деятельностью на территориях государств – участников Соглашения.

Подписание Соглашения будет иметь большое практическое значение в контексте формирования единого экономического пространства в рамках СНГ.

Традиционно на заседании СГП СНГ планируется рассмотреть вопросы, регулирующие сотрудничество в области обеспечения безопасности, в том числе проекты решений:

о Концепции антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ.

Проект Концепции подготовлен в соответствии с Декларацией по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 18 сентября 2003 года и представляет собой систему взглядов на основные направления и формы сотрудничества в области антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте. Документ базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права и действующих в государствах – участниках СНГ нормативных правовых актах, определяющих общегосударственную систему противодействия терроризму на железнодорожном транспорте;

Проектом предусматриваются выработка согласованных подходов к вопросам железнодорожных администраций государств – участников СНГ, предупреждения и реагирования на террористические акты на железнодорожном транспорте; совершенствование нормативно-правовой базы сотрудничества, включая работу по присоединению к универсальным антитеррористическим конвенциям; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с выработкой решений по их защищенности от террористических актов и др.

Кроме этого, в документе определены следующие формы сотрудничества: проведение согласованных совместных скоординированных профилактических мероприятий по обеспечению защищенности объектов железнодорожного транспорта; обмен опытом в сфере антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте. Предусматривается также разработка согласованных планов и программ по реализации Концепции, анализ хода выполнения согласованных решений о взаимодействии в антитеррористической деятельности и др.;

о финансировании работ по созданию Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.

Проектом Решения предлагается заказчику работ по созданию ЕСУ СНГ – Федеральной миграционной службе (Российская Федерация) за счет бюджетных ассигнований Российской Федерации осуществлять разработку технического проекта создания ЕСУ СНГ и другие виды работ. Государствам –  участникам Соглашения о ЕСУ от 18 октября 2011года финансировать СНГ приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию технических средств и системного программного обеспечения национальных узлов ЕСУ СНГ, работы по модернизации национальных систем для обеспечения возможности их сопряжения с ЕСУ СНГ.

В этом же блоке на заседании СГП СНГ предполагается рассмотреть проекты:

Соглашения по профилактике и тушению природных пожаров на приграничных территориях государств – участников Содружества Независимых Государств.

Проект Соглашения разработан в целях оказания взаимопомощи и обмена опытом по борьбе с природными пожарами, а также взаимодействия по профилактике и тушению пожаров на приграничных территориях государств – участников Содружества.

Документом предусмотрено, что сотрудничество в совместной охране приграничной зоны, расположенной в полосе шириной 10 км от линии государственной границы между сопредельными государствами – участниками настоящего Соглашения, будет осуществляться через уполномоченные (компетентные) органы. При этом в случае угрозы распространения природного пожара с территории одного государства на территорию другого уполномоченные стороны могут оказывать друг другу взаимную помощь с привлечением сил и средств пожаротушения.

Проектом предусмотрено, что социальная защита участников  ликвидации природных пожаров осуществляется в рамках законодательства направляющего государства – участника настоящего Соглашения;

Соглашения о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров для вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств.

Проектом Соглашения предполагается закрепить основные направления сотрудничества государств – участников Содружества в подготовке научных и научно-педагогических кадров как взаимосвязанных элементов целостной системы послевузовского военного образования.

На заседании СГП СНГ будут рассмотрены проекты, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности органов СНГ, в т. ч. в одном пакете:

Соглашение о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда и Решение о прекращении действия Положения о Межправительственном координационном совете по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств;

Соглашение о сотрудничестве в сфере официальной статистики и Решение о прекращении действия Положения о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств;

Соглашение об Уставе Межправительственного совета дорожников и Решение о новой редакции Устава Межправительственного совета дорожников.

Вышеназванными проектами планируется утвердить новые редакции Положения о Межправительственном координационном совете по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств, Положения о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств и Устава Межправительственного совета дорожников, приведенные в соответствие с Общим положением об органах отраслевого сотрудничества Содружества, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 года.

В этот же блок входят проекты решений: о Протоколе о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании Межгосударственного совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии от 4 июня 1999 года и об утверждении новой редакции Положения о Координационном совете руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников Содружества Независимых Государств.

Участники заседания рассмотрят проекты решений о придании статуса базовых организаций государств – участников СНГ:

Военному институту физической культуры – структурному подразделению федерального казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации – по подготовке специалистов по физической культуре и спорту для вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств.

Проектом предполагается закрепить основные направления сотрудничества государств – участников Содружества в подготовке научных и научно-педагогических кадров как взаимосвязанных элементов целостной системы послевузовского военного образования;

Открытому акционерному обществу «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (Российская Федерация) – по информационному обмену в области обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок государств – участников СНГ.

Вышеназванная базовая организация создается в целях координации и выполнения работ по сбору, обработке, накоплению, анализу, использованию данных об опыте эксплуатации исследовательских ядерных установок государств – участников СНГ, об инцидентах на них, а также в целях подготовки информационно-аналитических материалов для обеспечения участников межгосударственного взаимодействия информацией о путях повышения безопасности  и надежности эксплуатации ИЯУ.

На заседании СГП СНГ планируется заслушать отчеты:

о деятельности Комиссии государств – участников Содружества Независимых Государств по использованию атомной энергии в мирных целях в 2009–2012 годах.

Деятельность Комиссии направлена на координацию сотрудничества государств – участников СНГ в области мирного использования атомной энергии.

Согласно Отчету Комиссией разработаны: Рамочная программа, определяющая приоритетные направления развития сотрудничества в сфере атомной энергетики, а также принципы взаимодействия и механизмы реализации программных мероприятий на ближайшие 10 лет; проект Соглашения о координации межгосударственных отношений государств – участников СНГ в области использования атомной энергии, нацеленный  на развитие сотрудничества в обеспечении безопасности атомной энергетики, и ряд других документов.

В рамках Комиссии действуют 10 рабочих групп, в т.ч. по координации выполнения Рамочной программы; по гармонизации нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии; по адаптации и внедрению в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности; по формированию комплексной системы поддержания безопасности и созданию Коалиции исследовательских реакторов стран СНГ; по созданию регионального центра СНГ по повышению квалификации медицинских физиков; по применению медицинских технологий Госкорпорации «Росатом – ФМБА – МИФИ» в диагностике онкологических заболеваний (Группа координирует усилия по разработке Единой онкологической сети СНГ по диагностике и лечению онкологических заболеваний); по созданию системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии; по созданию Регионального центра СНГ по повышению квалификации медицинских физиков и др.

Комиссия на постоянной основе осуществляет мониторинг реализации двух- и многосторонних соглашений СНГ и тематических проектов в области  ядерных технологий. В целях повышения эффективности работы Комиссией открыт портал в Интернете, который способствует эффективному информационному обеспечению экспертов и представителей государств – участников СНГ;

о деятельности Регионального содружества в области связи.

Региональное содружество в области связи (далее –  РСС) было создано 17 декабря 1991 года главами администраций связи государств – участников СНГ и является межгосударственным координирующим органом в области предоставления услуг связи, гармонизации развития сетей и средств связи, выработки концепций по научно-технической и тарифной политике, подготовки кадров и работы учебных заведений связи. Членами РСС являются все государства – участники СНГ, а наблюдателями: Болгария, Латвия, Литва, Словения и Эстония. РСС представляет интересы государств – участников Соглашения о координации межгосударственных отношений в области почтовой и электрической связи от 9 октября 1992 года в международных организациях по связи.

Координация деятельности в таких областях, как международное сотрудничество, радиосвязь, почтовая связь, электросвязь, развитие людских ресурсов, экономика связи, научно-исследовательские работы и др., осуществляется РСС и его структурными подразделениями: Исполнительным комитетом, Советом глав администраций связи РСС, Координационным советом государств – участников СНГ по информатизации, профильными комиссиями и рабочими группами по различным направлениям информационного и коммуникационного развития на пространстве СНГ.

РСС принимает активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Международного союза электросвязи, Всемирного почтового союза. В рамках действующих меморандумов о сотрудничестве подготовлены и согласованы соответствующие программы в области почтовой связи – с Европейским комитетом по почтовому регулированию; в области электросвязи и информационно-коммуникационных технологий – с Африканским союзом электросвязи и Азиатско-Тихоокеанским телесообществом. На договорной основе развиваются контакты с Панафриканским почтовым союзом и Ассоциацией европейских почтовых операторов и др. Отмечается дальнейшее развитие сотрудничества на пространстве СНГ в области информатизации, охватывающей такие направления, как «электронное правительство», «электронная торговля», «электронное здравоохранение». 

В рамках дальнейшего развития правовой базы сотрудничества были разработаны более 100 проектов профильных документов, а также ряд международных соглашений, направленных на создание и развитие межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на рынки государств – участников СНГ, создание совместимых национальных телемедицинских систем. В целях обеспечения информационной безопасности готовится проект Соглашения о порядке значимости электронных документов в международном информационном обмене между странами СНГ, а также прорабатывается вопрос о создании Единого центра по обеспечению безопасности в киберпространстве государств – участников СНГ.

По инициативе РСС были подготовлены и утверждены Советом глав правительств СНГ Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и План действий по ее реализации на период до 2015 года, отражающие общее видение путей построения информационного общества на пространстве Содружества.

По всем показателям инфокоммуникационного развития на пространстве СНГ отмечается динамичный рост. Так, уровень цифровизации телевидения возрос на 48,1 %, пропускная способность каналов Интернета на одного пользователя – на 25,1 %, доходы на душу населения от инфокоммуникационных услуг – на 16,9 %, степень охвата ключевых сфер экономики – на 15,2 %, доля юридических лиц, использующих персональные компьютеры и Интернет в своей деятельности, –  на 14,8 %.

Эти и другие показатели свидетельствуют об укреплении позиции государств Содружества в международных рейтингах по уровню развития информационного общества, инфокоммуникационной инфраструктуры, степени влияния уровня развития ИКТ на экономические процессы.

Кроме этого, участники заседания рассмотрят результаты проведенных в 2012 году документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ, и определят дату проведения очередного заседания Совета глав правительств СНГ.

 

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ