Сергей Лебедев: «Потенциал сотрудничества Азербайджана с другими странами СНГ еще далеко не исчерпан»

Интервью АПА с исполнительным секретарем СНГ Сергеем Лебедевым

 

– Как вы оцениваете уровень отношений между Азербайджаном и СНГ?

- Такая формулировка вопроса, наверное, была бы правомерна, если бы Азербайджан не входил в Содружество. А ведь республика - полноправная участница СНГ. Поэтому, на мой взгляд, правильнее вести речь о месте Азербайджана среди других стран, входящих на равных правах в региональную международную организацию, каковой и является Содружество. И здесь роль вашей страны отнюдь не второстепенна.

Отношение Азербайджана к развитию, скажем, экономического сотрудничества в рамках СНГ можно охарактеризовать как прагматическое, обусловленное, в первую очередь, национальными экономическими приоритетами. Например, налицо активная роль Азербайджана в развитии сотрудничества в таможенной сфере. Не так  давно республикой подписан важный  нормативный документ, касающийся изменений правил определения страны происхождения товаров в СНГ. На состоявшемся в июне нынешнего года в украинском городе Херсоне очередном заседании Совета руководителей таможенных служб государств Содружества члены Совета поддержали кандидатуру Азербайджанской Республики в качестве вице-председателя европейского региона Всемирной таможенной организации на 2013 - 2014 годы.

А в прошлом году председателем одного из органов отраслевого сотрудничества СНГ - Координационного совета руководителей налоговых служб СНГ  был избран министр по налогам Азербайджанской Республики Ф. Мамедов.

На гостеприимной азербайджанской земле нередко проходят важные мероприятия в рамках Содружества. Сравнительно недавно здесь прошли заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в области строительства, Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ, совместное заседание Совета глав администраций связи Регионального содружества в области связи и Координационного совета государств СНГ по информатизации, заседание рабочей группы Комиссии государств СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях. В ноябре прошлого года в столице Азербайджана прошла ежегодная, уже пятая по счету, Бакинская международная банковская конференция государств Содружества, организованная Финансово-банковским советом СНГ совместно с международным банком Азербайджана при поддержке исполнительного комитета СНГ. И это не полный список.

Заметную роль Азербайджан играет в сфере культурного сотрудничества стран Содружества. Представители страны не раз становились лауреатами межгосударственной премии СНГ «Звезды Содружества», которая ежегодно присуждается в трех номинациях: в области науки и образования, культуры и искусства, гуманитарной деятельности. 24 июля в азербайджанском городе Габала открылся международный музыкальный фестиваль, в котором принимают участие выдающиеся музыканты, художественные коллективы, солисты, дирижеры из Азербайджана и зарубежных стран, в том числе и стран Содружества.

Конечно, огромный потенциал сотрудничества Азербайджана с другими странами СНГ еще далеко не исчерпан. Скажем, Азербайджан пока не участвует в Договоре о зоне свободной торговли, подписанном главами правительств СНГ в 2011 году и вступившем в силу в прошлом году. Между тем многие экономисты, в том числе и азербайджанские, считают экономически целесообразным расширение присутствия страны на рынке СНГ. По их мнению, это повысит возможности для реализации в странах Содружества азербайджанской аграрной продукции и других экспортных товаров.

 

– Азербайджан не слишком активно принимает участие в деятельности СНГ. Вам не кажется, что Азербайджан, со временем, может полностью потерять интерес к СНГ?

- Вы, вероятно,  знаете, что одна из важных особенностей СНГ – отсутствие жесткой обязательности непременного полного участия всех государств Содружества во всех принимаемых решениях. Это  дает возможность гибко выстраивать политику взаимодействия стран-участниц друг с другом и гармонично развивать интеграционные процессы в Содружестве в целом. Каждая страна совершенно свободно принимает решение о степени своего участия в тех или иных органах и программах Содружества, руководствуясь при этом своими политическими, экономическими и иными приоритетами.

Для меня совершенно очевидно, что интеграция, объединение усилий стран Содружества на том или ином направлении позволяет с большей эффективностью решать  поставленные задачи. Но, повторюсь, каждая страна совершенно свободно определяет масштаб  своего вклада  в общее дело.

Азербайджан, кстати говоря,  принимает деятельное участие как в работе ряда органов отраслевого сотрудничества, так и уставных органов Содружества – Экономического совета, Совета министров иностранных дел, Совета глав правительств, Совета глав государств. В ходе регулярных заседаний названных советов идет обсуждение актуальных проблем по самому широкому спектру сфер нашего взаимодействия. Пользуясь случаем, напомню, что нынешней осенью в Минске будут встречаться министры иностранных дел, а затем и главы государств Содружества. Повестки дня этих саммитов уже разрабатываются с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Гостеприимная столица Белоруссии (в этом году республика председательствует в СНГ) уже готовится к прибытию высоких руководителей всех государств Содружества, в том числе, разумеется, и Азербайджана.

А что касается возможности, как вы говорите,  «утраты Азербайджаном интереса к СНГ», то я не вижу объективных предпосылок для этого. Напротив, современные тенденции мирового развития диктуют потребность в расширении и укреплении региональных связей государств.  Содружество же, объединяя географически близкие страны, как раз и выступает в качестве удобной политической платформы для рассмотрения и решения международно-правовыми средствами вопросов политического, экономического, гуманитарного и иного сотрудничества.

 

– СНГ ставит перед собой цели повышения уровня жизни на пространстве стран-участниц, улучшения условий для мигрантов из СНГ, создания общего кодекса для трудовых мигрантов. В то же время в России звучат заявления о необходимости введения визового режима для граждан ряда стран СНГ.  Не противоречат ли подобные планы целям и задачам Содружества?

- Вы правы, совместная деятельность государств-участников СНГ строится с учетом общих задач и национальных интересов каждой страны и подчинена, прежде всего,  целям повышения благосостояния   и социального благополучия граждан. Если вспомнить историю, само создание Содружества Независимых Государств было обусловлено объективной необходимостью  сохранения традиционных гуманитарных, экономических и других связей в новых исторических условиях, связанных с образованием независимых государств на постсоветском пространстве.

Многосторонние соглашения, принятые в начальный период существования СНГ, позволили   не допустить социального  и экономического коллапса,  обеспечить нормальное функционирование  государственных механизмов  выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и связи, беспрепятственного перемещения граждан.

За сравнительно небольшой исторический промежуток времени  СНГ  превратилось в действенный инструмент многостороннего общения и взаимодействия, позволяющий на принципах равноправия, добрососедства и взаимного уважения  выстраивать эффективные  формы и механизмы интеграционного сотрудничества.

Однако это вовсе не означает, что все проблемы уже решены. Одна из них, как вы верно заметили, – трудовые мигранты. Это очень сложная проблема. Вокруг нее поломано немало копий, но однозначного удовлетворительного общего решения пока не найдено. Кстати говоря, мировой опыт в этой сфере тоже пока не может предложить идеального выхода. Не думаю, что и мы с вами в этом интервью определим единственно верное решение задачи, над  которой ломают головы специалисты во всех заинтересованных странах СНГ, а это не только Азербайджан и Россия. Замечу лишь, что комплексную проблему и решать надо комплексно, общими усилиями как государств, принимающих мигрантов, так и государств, откуда они едут. Иначе говоря, необходимо сочетание политических, экономических, социальных и чисто полицейских мер для цивилизованного решения проблемы. Вот площадкой для поиска такого эффективного комплексного общего решения может служить и, собственно, уже служит СНГ.

 

– Каковы на ваш взгляд приоритеты развития сотрудничества Азербайджана с другими странами СНГ, в каких сферах сторонам необходимо развивать взаимосвязи?

- Знаете, для исчерпывающего ответа на этот вопрос можно было бы исписать немало страниц – столь многогранны и разнообразны направления и формы сотрудничества в рамках Содружества. Это и политика, и экономика, и гуманитарная сфера. Поэтому постараюсь ответить лаконично.  

В сфере политики – это укрепление всеобъемлющей безопасности и стабильности, кропотливая работа  по предупреждению, предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций. Здесь важную роль призваны сыграть средства превентивной дипломатии и меры укрепления доверия.

В сфере экономики – это работа по реализации потенциала экономического сотрудничества в комплексном решении социально-экономических и других вопросов. К числу перспективных направлений развития взаимодействия в этой сфере можно отнести создание и развитие международных транспортно-коммуникационных коридоров, укрепление и совершенствование энергетического и научно-технического партнерства, наращивание экспортных возможностей и стимулирование инвестиционной деятельности.

К числу бесспорных приоритетов следует также отнести укрепление и расширение сотрудничества в области культуры и образования, обеспечении реализации социальных прав и свобод граждан. Это одна из важнейших задач, обусловливающих полноценное развитие Содружества Независимых Государств.

Есть и еще одно важное направление – совместная борьба с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и т.д., которые представляют серьезную угрозу безопасности государств СНГ. Поэтому необходимо сосредоточение общих усилий и решительные скоординированные действия на этом жизненно важном участке сотрудничества.

Разумеется, каждая страна, подчеркну это еще раз, сама определяет степень своей вовлеченности во взаимодействие на каждом из обозначенных направлений.

 

– Каковы основные проблемы Содружества, над чем  странам-участницам Содружества необходимо более активно работать вместе?

- Отвечая на предыдущий вопрос, я обозначил основные стратегические направления сотрудничества в рамках СНГ. Детально эти направления раскрыты в концептуальных документах, которыми мы руководствуемся в работе. Это - Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года. Это весьма объемные и подробные документы. Любой желающий может ознакомиться с ними, воспользовавшись официальными Интернет-ресурсами Исполнительного комитета СНГ (сайт –  www.cis.minsk.by, и портал  -   www.e-cis.info).

В названных документах, утвержденных высшим руководством стран Содружества, обозначены ориентиры нашего совместного движения к намеченным целям. Помимо уже названных приоритетных направлений взаимодействия там обозначено Межпарламентское сотрудничество заинтересованных государств – участников СНГ, которое призвано способствовать углублению интеграции, сближению и гармонизации экономических систем и национальных законодательств, защите прав и интересов граждан, активизации разработки Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ модельных законов и их имплементации в законодательства государств – участников.

Существенной составной частью сотрудничества в рамках СНГ является также взаимодействие в социальной и демографической политике, экологической сфере, предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Особое внимание в документах уделено укреплению региональной составляющей – многостороннего взаимодействия государств Содружества и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства. При этом для общения и взаимодействия по ключевым направлениям и вопросам деятельности Содружества весьма важны регулярные форумы представителей общественных организаций, средств массовой информации, академических кругов, творческой интеллигенции, бизнеса, местного самоуправления и граждан.

Долгосрочные задачи, намеченные на десятилетие вперед, - это стратегия. А есть еще и тактика – цели, которые ежегодно ставятся в рамках председательства той или иной страны в Содружестве. Напомню, в прошлом году председательствовал Туркменистан, в нынешнем – Белоруссия. В будущем году в СНГ готовится взять эстафетную палочку Украина.

Так вот, в Концепции председательства Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств в 2013 году обозначены цели, получившие одобрение других государств СНГ. Девиз белорусского председательства: «Интеграция во благо человека: укрепление добрососедства, развитие экономического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических «зеленых» технологий, расширение диалога культур». Концепция предусматривает решение ряда задач в сферах укрепления добрососедских отношений, экономического сотрудничества, диалога культур, а также в рамках содействия повышению доступности экологических «зеленых» технологий в государствах Содружества. С Концепцией и другими документами, связанными с председательством Белоруссии в СНГ, можно тоже ознакомиться на официальных Интернет-ресурсах Исполкома СНГ.

Для примера назову лишь несколько задач, стоящих в нынешнем году в сфере экономического сотрудничества. Это укрепление и развитие зоны свободной торговли как основы взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках Содружества, это подготовка проекта Договора о зоне свободной торговли услугами в развитие уже вступившего в силу Договора о зоне свободной торговли, это развитие межотраслевой и производственной кооперации, в первую очередь в области транспорта, энергетики, сельского хозяйства, телекоммуникаций, космоса, нано-  и биотехнологий…

Подводя итог нашей беседы, хотел бы особо подчеркнуть важную роль Содружества в формировании системы региональных и межрегиональных взаимоотношений, становлении жизнеспособного и эффективного механизма сотрудничества, отвечающего требованиям современности и нацеленного на повышение благосостояния народов всех одиннадцати государств, входящих в СНГ.

 

[ 29 Июля 2013 12:58 ] Баку. Анаханум Идоятова

Источник: АПА


Теги: С.Лебедев, Интервью, Азербайджан, Интеграция