Итоги заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (20 августа 2013 года)

В Минске в Исполнительном комитете СНГ 20 августа 2013 года состоялось заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества. В заседании приняли участие представители всех государств – участников СНГ, заместители Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ В. Г. Гаркун и Т. И. Бузубаев, руководители структурных подразделений и сотрудники Исполнительного комитета СНГ, а также Председатель Экономического Суда СНГ Л. Э. Каменкова. Председательствовал на заседании Совета В. П. Пугачев – Постоянный полномочный представитель Республики Беларусь при уставных и других органах Содружества.

В ходе заседания детально обсуждены вопросы повестки дня:

1. О проектах повесток дня очередных заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ.

2. О предложениях в проект повестки дня очередного заседания Совета глав правительств СНГ.

3. О ходе выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам.

4. О главе Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств на выборах Президента Азербайджанской Республики.

5.О представлении к награждению Грамотой Содружества Независимых Государств.

6. О проекте повестки дня очередного заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества.

По первому и второму вопросам повестки дня информацию предоставил директор организационного департамента Исполнительного комитета СНГ С. В. Каменецкий.

В проект повестки дня очередного заседания Совета министров иностранных дел СНГ, которое планируется провести 24 октября 2013 года в Минске, предлагается включить 14 вопросов о 17 проектах документов СНГ.

Из них:

9 – прошли экспертную проработку и внутригосударственное согласование;

3 – находятся в стадии согласования в государствах – участниках СНГ;

1 – с учетом замечаний и предложений, поступивших по итогам внутригосударственного согласования, будет рассмотрен на экспертном уровне 2 сентября 2013 года;

3 – требуют согласования поступивших замечаний и предложений в рабочем порядке;

1 («О проведении очередного заседания Совета министров иностранных дел СНГ») – требует согласования.

 

В проект повестки дня очередного заседания Совета глав государств СНГ, которое планируется провести 25 октября 2013 года в Минске, предлагается включить 14 вопросов о 17 проектах документов. Из них:

5 – готовы для рассмотрения без замечаний;

10 предстоит рассмотреть на заседании Совета министров иностранных дел СНГ 24 октября текущего года;

1 («Об упразднении Межгосударственного валютного комитета и дальнейшем сотрудничестве государств – участников СНГ в области финансовых, валютно-платежных и кредитных отношений») – предполагается рассмотреть на заседании Экономического совета СНГ 20 сентября 2013 года в Москве;

1 («О проведении очередного заседания Совета глав государств СНГ») – требует согласования.

В Предложения в проект повестки дня очередного заседания Совета глав правительств СНГ, которое планируется провести 20 ноября 2013 года в Российской Федерации, предлагается внести 29 вопросов о 31 проекте документов СНГ. Из них:

11 – готовы для рассмотрения;

13 – предстоит рассмотреть на очередном заседании Экономического совета СНГ 20 сентября 2013 года в Москве;

6 – планируется рассмотреть на очередном заседании Совета министров иностранных дел СНГ 24 октября текущего года.

1 («О проведении очередного заседания Совета глав правительств СНГ») – находится в стадии согласования.

Участники заседания сформировали проекты повесток дня очередных заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ и предложили Исполнительному комитету СНГ направить соответствующие материалы в государства – участники СНГ в установленном порядке.

Члены Совета постпредов также согласовали список руководителей органов Содружества, представителей государственных и общественных организаций государств – участников СНГ, приглашаемых для участия в заседаниях Совета министров иностранных дел и Совета глав государств Содружества Независимых Государств 24–25 октября 2013 года в городе Минске. Участники заседания решили просить постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества проработать предложения в проект повестки дня очередного заседания Совета глав правительств СНГ с заинтересованными министерствами и ведомствами своих государств, а сам проект сформировать на очередном заседании Совета постпредов в сентябре текущего года.

Информацию по третьему вопросу повестки дня заседания предоставил директор департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ А. И. Дружинин. В указанном документе подчеркнуто, что Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (далее – Концепция), одобренная Решением Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 года, определяет сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности
и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам одним из приоритетных направлений деятельности СНГ. При этом также отмечено, что данное направление является и объективно останется одной из наиболее востребованных областей взаимодействия.

Концепция закрепляет требование дальнейшей активизации усилий в области борьбы с международным терроризмом, организованной международной преступностью, в том числе незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, торговле людьми, преступлениям в сфере информационных технологий, в оформлении и охране государственных границ.

В Информации отмечено, что заинтересованные государства-участники будут сохранять и укреплять имеющиеся направления военного и военно-технического сотрудничества, координировать усилия в области нераспространения оружия массового уничтожения, укреплять национальные системы экспортного контроля.

Также в документе подчеркнута важность повышения эффективности реализации действующих в сфере безопасности документов Содружества, развития партнерских связей с профильными международными и региональными структурами. Также в качестве существенной составной части сотрудничества выделено взаимодействие в экологической сфере, предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

За истекший период государствами – участниками СНГ, органами отраслевого сотрудничества и Исполнительным комитетом СНГ проделана значительная работа по выполнению задач, определенных Концепцией и Планом основных мероприятий по ее реализации (далее – План).

В соответствии с положениями Концепции наиболее целесообразной формой сотрудничества государств – участников СНГ в сфере безопасности является работа на основе целевых среднесрочных программ и планов, формируемых на приоритетных направлениях деятельности. Инициатива их разработки принадлежит ведущим в данной сфере органам отраслевого сотрудничества СНГ, в числе которых Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП), Совет министров обороны государств – участников СНГ (СМО), Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД), Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ (СОРБ), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ), Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (СРМО).

Программно-целевой метод совместной работы позволил значительно укрепить потенциал безопасности стран СНГ как на национальном, так и на региональном уровне в рамках Содружества.

Всего Планом предусмотрено реализовать 107 мероприятий. Из них в рассматриваемой сфере – 25, в том числе 12 – с конкретными сроками исполнения и 13 – со сроком исполнения «постоянно».

В Информации отмечено, что по состоянию на август 2013 года из 12 мероприятий с конкретными сроками исполнения продолжается работа по выполнению одного – мероприятия 2 пункта 7.1 (данные предоставлены далее). Остальные мероприятия выполнены.

Осуществляется системная работа по развитию сотрудничества, предусмотренного пунктами с конкретными сроками исполнения, и выполнению мероприятий со сроком исполнения «постоянно».

Общим итогом реализации мероприятий Плана стало последовательное совершенствование и развитие международной правовой базы сотрудничества, повышение результативности проводимых совместных и/или согласованных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций. В соответствии с развитием обстановки строилась работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, материально-техническому, информационному и научному обеспечению взаимодействия.

С момента принятия Концепции и Плана Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ по представлению государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества в сфере безопасности принято 86 документов. Среди них:

межгосударственные программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008–2010 и 2011–2013 годы;

программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008–2010 и 2011–2013 годы;

программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008–2010 и 2011–2013 годы;

программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009–2011 и 2012–2014 годы;

Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы;

Концепция военного сотрудничества на период до 2015 года;

План мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ на 2011–2015 годы;

Обращение глав государств – участников СНГ к ветеранам фронта и труженикам тыла государств – участников СНГ в связи с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;

Договор государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц;

Решение об итогах проведения в государствах – участниках СНГ мероприятий в рамках празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;

Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств – участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;

Соглашение о порядке пересмотра степени секретности сведений, засекреченных в период существования Союза Советских Социалистических Республик;

Соглашение о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Решение о перспективных направлениях развития объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ;

Соглашение о сотрудничестве в подготовке специалистов антитеррористических подразделений в учебных заведениях компетентных органов государств – участников СНГ;

Соглашение государств – участников СНГ о сотрудничестве в материально-техническом обеспечении компетентных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма;

Соглашение о сотрудничестве в области инженерного обеспечения вооруженных сил государств – участников СНГ;

Стратегия развития гидрометеорологической деятельности государств – участников СНГ;

Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров для вооруженных сил государств – участников СНГ.

О масштабах и результативности сотрудничества стран Содружества в данной сфере говорят следующие цифры (из Доклада о выполнении в 2011–2012 годах программ сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией и торговлей людьми на 2011–2013 годы. Доклад ежегодно готовится Исполнительным комитетом СНГ для глав государств и глав правительств СНГ).

Преступность в странах Содружества в 2009 году сократилась на 4,7 %, в 2010 году – на 7,3 %, в 2011 году – на 3,8 %, в 2012 году – на 5,2 %.

В 2011–2012 годах на территориях государств – участников СНГ правоохранительными органами организованы и проведены 23 единовременных комплексных оперативно-профилактических мероприятия и 4 специальные операции, в ходе которых раскрыты 50,2 тыс. преступлений, задержаны более 25 тыс. лиц, находившихся в розыске, в том числе 2,7 тыс. – в межгосударственном, пресечена деятельность 505 организованных преступных сообществ и групп, обнаружены и уничтожены 156 баз незаконных вооруженных формирований, изъяты 17,5 тыс. единиц огнестрельного оружия и более 124 тонн наркотических веществ.

СКПВ проведены совместные оперативно-профилактические мероприятия по поддержанию благоприятного режима плавания, пресечению браконьерской деятельности и охране морских биоресурсов в акваториях Черного, Каспийского и Азовского морей, а также совместные специальные пограничные операции: в 2011 году – «Афганский излом» и «Граница», в 2012 году – «Запад» и «Шелковый путь». В ходе их проведения были задержаны 9,9 тыс. нарушителей законодательства о государственной границе, 363 лица, находившиеся в розыске, 3 тыс. незаконных мигрантов, изъяты 207 единиц огнестрельного оружия, 3,3 тонны наркотических средств.

Далее в Информации приводится подробный анализ выполнения мероприятий Плана по разделам, относящимся к компетенции департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ.

Вопросы миграции (раздел 5, пункты 5.1, 5.2).

Мероприятия Плана, включенные в пункт 5.1 (срок исполнения – постоянно), направлены на решение комплекса наиболее актуальных проблем в данной области. В первую очередь это касается упорядочения деятельности и четкого распределения полномочий профильных органов отраслевого сотрудничества. Эта задача решается СРМО (образован Соглашением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года), Совместной комиссией государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года) и Консультативным Советом по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ (образован Соглашением Совета глав правительств СНГ от 13 ноября 1992 года. Консультативный Совет курирует департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем).

Во исполнение Плана был подготовлен и подписан на заседании Совета глав государств СНГ 10 декабря 2010 года Протокол о внесении изменений
в Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ.

Предполагается, что поставленная в Плане задача будет решена
с принятием Протокола о внесении изменений в Соглашение об образовании Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ и Положения о Консультативном Совете. Работа над названными проектами документов осуществляется с 2009 года, однако согласованная позиция до настоящего времени не выработана. На второе полугодие 2013 года планируется очередное дополнительное заседание экспертной группы по доработке и согласованию проектов документов.

Следующая задача, определенная Планом, – мониторинг потребности в трудовых ресурсах на национальных рынках труда, создание системы обмена информацией по данной проблематике между соответствующими национальными органами.

На заседании СРМО 1 октября 2009 года подписан Протокол об обмене информацией между миграционными органами государств – участников СНГ. Для реализации положений Протокола на официальном сайте ФМС России создан ресурс для обмена информацией об основных статистических показателях в сфере миграции.

В соответствии с одобренными Решением Консультативного Совета
от 25 июня 2009 года Предложениями по созданию системы обмена информацией о потребностях в трудовых ресурсах на национальных рынках труда создана соответствующая система обмена информацией, включающая в себя:

баннер «Рынок труда в СНГ», представляющий собой графическое изображение, состоящее из символики Содружества и названия «Рынок труда
в СНГ»;

раздел сайта Исполкома СНГ «Нормативно-правовая база Содружества
в социальной сфере»;

официальные сайты уполномоченных органов государств – участников СНГ, содержащие информацию о рынках труда.

Баннер размещен на сайтах уполномоченных органов государств – участников СНГ, ведающих вопросами занятости населения, а также на сайтах Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (МПА СНГ), Всеобщей конфедерации профсоюзов и Исполнительного комитета СНГ.

В Информации отмечено, что пункт 5.1 Плана поставил перед компетентными органами также задачу активизации сотрудничества по противодействию незаконной миграции и торговле людьми, в том числе посредством реализации соответствующих программ сотрудничества.

Работа по выполнению этой задачи построена на основе упомянутых выше программ сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009–2011 и 2012–2014 годы и Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы.

Результаты выполнения Программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции регулярно рассматриваются на заседаниях Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией и СРМО.

Информация о ходе выполнения Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы и Программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 годы рассмотрена на заседании Совета постпредов 17 апреля 2012 года. Кроме того, информация об итогах работы на указанных направлениях ежегодно включается в Доклад Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ о ходе выполнения программ сотрудничества государств – участников СНГ правоохранительной направленности, подготовка которого осуществляется Исполнительным комитетом СНГ.

В Информации также подчеркнуто, что в настоящее время по предложению органов отраслевого сотрудничества принято решение разрабатывать программы сотрудничества на некоторых направлениях правоохранительной деятельности со сроком действия не три года, а пять лет. Как следствие, в частности, КСГП одобрен и внесен в установленном порядке на рассмотрение высших органов СНГ проект Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2014–2018 годы. Вопрос включен в проекты повесток дня заседаний СМИД и СГГ СНГ в октябре 2013 года.

Далее в документе отмечено, что мероприятия Плана, включенные в пункт 5.2, касаются совершенствования договорно-правовой базы Содружества и государств-участников в сфере миграции. Первым выделенным здесь направлением является формирование условий для проведения согласованной миграционной политики с учетом норм международного права (срок исполнения – 2007–2008 годы).

Во исполнение данного мероприятия был подготовлен и в течение 2008 года доработан и согласован на экспертном уровне проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция подписана на заседании СГП СНГ 14 ноября 2008 года.

На заседании СРМО 1 октября 2009 года утверждены Общие принципы и механизмы организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах – участниках СНГ.

В течение 2008–2009 годов была проведена работа по подготовке проекта Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ. Комплексный план утвержден на заседании СГП СНГ 20 ноября 2009 года.

Основной задачей Комплексный план определяет формирование условий для проведения согласованной миграционной политики, сближение национальных законодательств в сфере миграции, развитие сотрудничества и информационного взаимодействия государственных и негосударственных структур в области миграции государств – участников СНГ.

На заседании Совета постпредов, состоявшемся 26 апреля 2011 года, рассмотрен вопрос о ходе выполнения указанного Комплексного плана.

Вопросы практической реализации Общих принципов и механизмов организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах – участниках СНГ решаются на двусторонней основе. На заседаниях СРМО 13 июня 2012 года и 6 июня 2013 года рассмотрен ход подготовки двусторонних соглашений по реализации названного документа.

17 мая 2012 года на 37-м пленарном заседании МПА СНГ принята Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ, 23 ноября 2012 года на 38-м пленарном заседании – модельное соглашение о реадмиссии.

В Информации также отмечено, что рамках Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ проводится работа по актуализации Концепции поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ от 15 декабря 2000 года. Ход работы над этим документом отражен в информации, рассмотренной на заседании Совета постпредов 23 июля 2013 года.

Члены Совета проинформированы также о продолжении рассмотрения комплекса вопросов, связанных с безвизовым проездом и пребыванием граждан государств – участников Содружества на территориях государств – участников СНГ. Позиция компетентных органов государств – участников СНГ по этим вопросам рассматривалась на заседаниях СРМО в 2008 и 2010 годах. В настоящее время визовый режим сохраняется в Туркменистане.

Значительный вклад в дело построения современной миграционной политики на пространстве Содружества вносит совместная деятельность государств – участников СНГ по противодействию незаконной миграции. Базовым требованием Плана на этом направлении правоохранительной деятельности является реализация Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции, одобренной Решением СГГ СНГ от 16 сентября 2004 года (срок исполнения – постоянно).

Во исполнение Плана и с учетом развития ситуации в сфере миграции продолжено формирование правовой базы. Главами правительств 14 ноября 2008 года подписано Соглашение о сотрудничестве в создании государственных информационных систем паспортно-визовых документов нового поколения, приняты программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009–2011 и 2012–2014 годы, государствами – участниками СНГ подписан ряд двусторонних соглашений о реадмиссии.

Ежегодно по итогам проведения совместных и/или согласованных мероприятий компетентными органами выявляются и пресекаются десятки каналов незаконной миграции, пресекается деятельность юридических и физических лиц, транснациональных преступных групп, действующих в сфере незаконной миграции.

О заинтересованности в совместном решении задач в рассматриваемой области говорит масштаб проведенной в феврале – июле 2012 года специальной пограничной операция «Заказ-2012» по пресечению каналов незаконной миграции. В операции были объединены усилия пограничных ведомств 8 стран (Республика Беларусь, Украина, Королевство Норвегия, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Польша, Финляндская Республика, Эстонская Республика). Были использованы возможности 6 международных правоохранительных организаций: Антитеррористического центра государств – участников СНГ (АТЦ СНГ), СРМО, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП), Европейского агентства по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств – членов Евросоюза, Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ (КГПП СРТС СНГ), Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками (КС СКПВ).

Ежегодно информация об итогах сотрудничества на данном направлении включается в вышеупомянутый Доклад о ходе выполнения программ сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией и торговлей людьми.

На 16-м заседании Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией, прошедшем в июне 2013 года, рассмотрены предложения в проект Программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015–2019 годы. Этот вопрос будет также обсуждаться на очередном заседании СРМО во втором полугодии 2013 года с перспективой его внесения на рассмотрение Совета глав государств СНГ в 2014 году.

Сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам (раздел 6, пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4).

Мероприятия Плана, включенные в пункт 6.1 (срок исполнения – постоянно), направлены на недопущение на пространстве СНГ межцивилизационных конфликтов. Планом предусматривается реализация различных целевых программ для повышения информированности общественности, укрепления культуры мира, практики межкультурного диалога, толерантности в национальных и религиозных вопросах.

В основе реализации данного пункта Плана лежит понимание того, что указанная проблематика носит междисциплинарный характер, а успешное решение стоящих в этой области проблем является первостепенной задачей любого государства и межгосударственного объединения. Все сферы жизнедеятельности – от политики и экономики до социальной, гуманитарной и правоохранительной – обеспечивают прогрессивное развитие общества и государства лишь в условиях мира, согласия и безопасности.

В Информации подчеркнуто, что определяющий вклад в развитие такого рода отношений между государствами – участниками СНГ и в международных отношениях в целом вносит сфера гуманитарного сотрудничества стран Содружества.

На этой же основе строится в СНГ работа органов силового блока. Данная проблематика регулярно освещается в журнале СМВД «Содружество», в журналах СКПВ «Пограничник Содружества» и «Ветеран границы», в возобновившем свою работу в 2011 году журнале КСГП «Прокурорская и следственная практика», в периодических изданиях оборонных ведомств и правоохранительных органов государств – участников Содружества. Кроме того, эти темы постоянно обсуждаются на заседаниях профильных советов, включаются в мероприятия программ сотрудничества правоохранительной направленности и носят тем самым системный характер, составляют основу информационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых совместно со средствами массовой информации.

Пунктом 6.2 Плана (срок исполнения – 2007–2010 годы) предусматривается обеспечение реализации принятых в рамках СНГ концепций и программ в антикриминальной, антитеррористической и антинаркотической сферах, разработка, принятие и реализация таких программ на очередные периоды.

Как отмечено в Информации выше, сотрудничество государств – участников СНГ в сфере безопасности строится на основе целевых среднесрочных программ и планов, формируемых на приоритетных направлениях деятельности. Доказала свою эффективность система отчетности и контроля за их выполнением. Итоги совместной работы регулярно рассматриваются на заседаниях профильных органов отраслевого сотрудничества, Совета постпредов и высших органов Содружества. Обобщенные итоги работы носят открытый характер, публикуются в СМИ, размещаются на официальных сайтах органов СНГ и Исполнительного комитета СНГ. При этом отмечаются как положительные результаты, так и проблемы, требующие решения.

В частности, по итогам реализации программ сотрудничества в сфере безопасности в 2011–2012 годах сделаны следующие выводы: «Достигнуто снижение общего числа зарегистрированных преступлений в среднем по государствам – участникам СНГ, количества тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в том числе умышленных убийств и покушений на убийство, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, краж, грабежей и разбойных нападений, а также фактов взяточничества.

Вместе с тем увеличилось количество мошенничеств, изнасилований и покушений на изнасилование, хулиганских действий, преступлений, связанных с наркотиками, и уголовно наказуемых нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Не снижается активность международных террористов, увеличивается количество преступлений в экономической, финансовой и информационно-телекоммуникационной сферах, реальную угрозу безопасности продолжают создавать коррупция, незаконная миграция, торговля людьми и другие трансграничные преступления. В значительной степени возросли риски возникновения новых вызовов и угроз безопасности».

В 2013 году завершается работа по четырем программам. С учетом этого подготовлены проекты Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2014–2018 годы, Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2014–2018 годы, Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014–2016 годы и Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2014–2018 годы. Проекты прошли согласование на уровне экспертных групп, завершается их внутригосударственное согласование. Вопросы внесены в проекты повесток дня заседаний СМИД и СГГ СНГ в октябре 2013 года.

Следующий комплекс мероприятий пункта 6.2 касается повышения эффективности деятельности правоохранительных отраслевых органов СНГ и роли в этом процессе Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью (срок исполнения – 2007–2010 годы).

В 2009–2010 годах на заседаниях правоохранительных отраслевых органов СНГ рассмотрены вопросы повышения эффективности их деятельности. Предложения по совершенствованию и повышению эффективности работы реализуются на практике.

23 марта 2010 года на заседании Совета постпредов рассмотрен вопрос о деятельности СОРБ, 9 ноября 2010 года на заседании данного Совета рассмотрен вопрос о взаимодействии АТЦ СНГ с Контртеррористическим Комитетом Совета Безопасности ООН (КТК СБ ООН), Управлением по наркотикам и преступности ООН (УНП ООН), Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).

В течение 2009–2010 годов органами отраслевого сотрудничества СНГ в сфере безопасности рассматривался вопрос о функционировании Координационного совещания. Принято решение проводить его заседания по мере необходимости. Внесение предложения о необходимости проведения заседания Координационного совещания остается прерогативой органов отраслевого сотрудничества, а также образованного по инициативе органов отраслевого сотрудничества и в интересах совершенствования взаимодействия Постоянно действующего совещания руководителей рабочих структур органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью и являющихся членами Координационного совещания. В Информации отмечено, что 26 апреля 2011 года в Москве прошло первое заседание Постоянно действующего совещания, 15 марта 2012 года состоялось его второе заседание, 21 марта 2013 года – третье.

В департаменте по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ организована работа по постоянному анализу деятельности курируемых органов отраслевого сотрудничества. Этому способствует отлаженная система взаимодействия департамента с рабочими структурами органов, участие представителей Исполкома СНГ и департамента в заседаниях органов. Департамент участвует в формировании повесток дня заседаний органов, в необходимых случаях предлагает рассмотрение актуальных вопросов сотрудничества (на основе решений высших органов СНГ и в соответствии с развитием обстановки на конкретных направлениях деятельности). По итогам заседаний готовится соответствующая информация, которая размещается на сайте Исполкома СНГ.

О высокой оценке деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в сфере безопасности говорит, например, тот факт, что в 2012 году участники заседаний СМВД, СОРБ и КСГП были приняты президентами Азербайджанской Республики, Республики Молдова и Украины соответственно, а в адрес участников заседания Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (МГС по ЧС) было направлено приветствие Премьер-министра Республики Казахстан.

В марте 2012 года на заседании Совета постпредов был рассмотрен вопрос, касающийся деятельности органов отраслевого сотрудничества, в частности, выполнения программ сотрудничества государств – участников СНГ в сфере безопасности на 2011–2013 годы.

Повышению уровня координации деятельности органов отраслевого сотрудничества способствовало утвержденное Решением Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 года Общее положение об органах отраслевого сотрудничества СНГ.

Руководствуясь Общим положением, департаментом по представлению органов подготовлены и приняты высшими органами СНГ изменения и дополнения в нормативные документы, регламентирующие деятельность ряда органов.

Важной задачей, поставленной пунктом 6.2 Плана, является подготовка под эгидой Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, предложений по дальнейшему сближению национальных законодательств, а также совершенствованию договорно-правовой и организационной базы сотрудничества в правоохранительной сфере (срок исполнения – 2007–2010 годы).

Поскольку в отчетный период заседания Координационного совещания не проводились, его организационная функция по реализации данного пункта компенсировалась инициативой государств – участников и профильных органов Содружества.

В Информации также отмечено, что Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ по представлению государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества СНГ в сфере безопасности принял 86 документов.

В соответствии с Соглашением, принятым главами государств СНГ 5 декабря 2012 года, образован Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств.

Значительный вклад в сближение национальных законодательств в сфере безопасности вносит Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ (далее – МПА СНГ). В работе Объединенной комиссии МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ, ведущего рабочего органа МПА СНГ в данной сфере, на регулярной основе принимает участие представитель департамента. Только в 2011–2012 годах и первом полугодии 2013 года Исполнительный комитет СНГ принял участие в подготовке 15 модельных законов, комментариев к модельным законам и рекомендаций по гармонизации и унификации законодательства государств – участников СНГ в сфере борьбы с преступностью, принятых МПА СНГ.

В частности, в 2011–2012 годах в рамках реализации Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2011–2015 годы приняты:

модельные законы:

«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов»;

«О пограничных ведомствах (силах)»;

комментарии:

к модельному закону «О противодействии коррупции»;

по гармонизации законодательства государств – участников СНГ в сфере противодействия экстремизму;

к модельному законодательству государств – участников СНГ в сфере противодействия торговле людьми;

рекомендации:

по совершенствованию законодательства государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции;

по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

приняты Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ и модельное соглашение о реадмиссии.

Следующий комплекс задач, поставленных пунктом 6.2 Плана, имеет конкретные сроки исполнения:

1.Завершение разработки Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и других международных договоров в правоохранительной области, подготовка которых предусмотрена соответствующими межгосударственными программами, и Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности (срок исполнения – 2007–2010 годы).

Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств подписано на заседании СГП СНГ 14 ноября 2008 года. Всего в 2008 году Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ в рассматриваемой сфере принято 17 документов. Среди них Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности и Комплексный план по ее реализации, принятые на заседании СГГ СНГ 10 октября 2008 года. 

2. Разработка и осуществление комплекса мер по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий (срок исполнения – 2007–2010 годы).

Совместная работа на этом направлении строится на основании Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной безопасности (Решение СГГ СНГ от 1 июня 2001 года) и межгосударственных программ совместных мер борьбыс преступностью на 2007–2010 и 2011–2013 годы.

В целях обмена информацией, проведения необходимых оперативно-разыскных мероприятий и своевременного пресечения преступлений в сфере информационных технологий организовано сотрудничество подразделений специальных технических мероприятий МВД России и аналогичных подразделений правоохранительных органов государств – участников СНГ по техническим каналам связи Интерпола в формате международной сети национальных контактных пунктов «24/7».

С 2010 года осуществлялись подготовка, доработка и согласование проекта Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.

Проект одобрен на заседании СМИД СНГ 5 апреля 2013 года и внесен в проект повестки дня заседания СГГ СНГ 25 октября 2013 года. Данный пункт выполнен с переносом срока ввиду длительного согласования.

3. Осуществление комплекса мер по сотрудничеству государств – участников СНГ в борьбе с коррупцией (срок исполнения – 2008–2010 годы).

Работа по выполнению данного пункта строилась по двум направлениям: над проектом Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с коррупцией и над проектом Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции.

Пройдя в 2009–2011 годах этап длительного согласования, работа над проектом Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с коррупцией по предложению Российской Федерации была приостановлена до образования Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Таким образом, дальнейшая работа была продолжена над одним документом.

Проект Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции дорабатывался в течение 2010–2013 годов и окончательно согласован.

Вопрос включен в проекты повесток дня очередных заседаний СМИД и СГГ СНГ в октябре 2013 года.

Вместе с тем работа компетентных органов по противодействию коррупции не прекращалась и осуществлялась в рамках действующего законодательства. Конкретные совместные и/или согласованные мероприятия осуществлялись в соответствии с программами и планами сотрудничества в сфере безопасности.

4. Реализация Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ на 2007–2010 годы, а также разработка и принятие необходимых документов (срок исполнения – 2007–2010 годы).

В целях реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ Решением Совета глав государств СНГ от 28 ноября 2006 года утвержден План мероприятий по ее реализации на 2007–2010 годы.

В этот период подготовлены и внесены на рассмотрение высших органов СНГ проекты:

Решения о Положении о Координационной службе Совета командующих Пограничными войсками (утверждено СГП СНГ 14.10.2008);

Решения о мерах по укреплению пограничной безопасности в рамках реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ (принято СГГ СНГ 09.10.2009). С докладом по данному вопросу на заседании Совета глав государств СНГ выступил Председатель СКПВ генерал армии В. Е. Проничев;

Протокола к Соглашению о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств – участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество от 25 ноября 1998 года (принят СГП СНГ 21.05.2010);

Решения о Плане мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ на 2011–2015 годы (принято СГГ СНГ 10 декабря 2010 года) и другие документы.

В целях дальнейшего развития взаимодействия с пограничными структурами государств, не входящих в СНГ, и международными региональными организациями по вопросам охраны внешних границ в рамках СКПВ подписаны соглашения и протоколы с Региональной антитеррористической структурой ШОС (РАТС ШОС), Департаментом по таможенному делу и пограничным вопросам Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, Координационным советом руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ, Центральноазиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ), а также Меморандум об установлении оперативного сотрудничества между Координационной службой СКПВ и Европейским агентством по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах стран – членов Европейского союза (FRONTEX).

В целях сближения, гармонизации (унификации) национального законодательства государств – участников СНГ в пограничной сфере СКПВ подготовлены и направлены на рассмотрение МПА СНГ проекты новых модельных законов «О пограничной безопасности», «О государственной границе» (приняты в 2010 году), «О пограничных ведомствах (силах)» (принят 17 мая 2012 года).

Разработаны и апробированы на практике Методика подготовки и проведения совместных специальных пограничных операций и оперативно-профилактических мероприятий, Методические рекомендации по анализу и прогнозированию противоправных действий на государственных границах государств – участников СНГ.

В 2007–2010 годах проведены:

13 совместных специальных пограничных операций и 15 совместных оперативно-профилактических мероприятий по противодействию незаконному перемещению через внешние границы государств – участников СНГ оружия, боеприпасов, наркотических средств и их прекурсоров, незаконных мигрантов и торговле людьми, мероприятий по обеспечению благоприятного режима плавания, пресечению браконьерской деятельности и охране морских биоресурсов в акваториях Черного, Азовского и Каспийского морей (в ходе мероприятий было задержано более 3 тыс. нарушителей государственной границы, около 1,8 тыс. нарушителей режима границы, более 2,3 тыс. нарушителей пограничного режима, задержано более 120 преступников, находившихся в розыске, изъято около 600 ед. огнестрельного оружия, более 12,3 тыс. боеприпасов, а также более 7,8 тонны наркотических веществ).

С 2009 года в проведении совместных специальных пограничных операций принимают участие государства, не входящие в СНГ (Китай, Польша, Финляндия, Норвегия, Литва, Латвия, Эстония, Монголия).

В интересах повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества пограничных ведомств государств – участников СНГ в сфере их технического оснащения, инженерно-технического обустройства государственных границ создан Единый информационный банк данных по вооружению и специальной технике пограничных ведомств государств – участников СНГ.

Создана Автоматизированная система оперативного обмена информацией СКПВ, целью которой является обмен информацией по вопросам противодействия терроризму, экстремизму и иной противоправной деятельности на внешних границах государств – участников СНГ в режиме реального времени.

Проводятся системный анализ и мониторинг обстановки на внешних границах государств – участников СНГ, по результатам которых ежемесячно готовится и направляется в пограничные ведомства и заинтересованные органы СНГ соответствующая информация.

За 2007–2010 годы в образовательных учреждениях пограничного профиля Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины для пограничных ведомств государств – участников СНГ подготовлено 389 курсантов и слушателей.

Информация о выполнении Плана мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников СНГ на 2007–2010 годы предоставлена главам государств – участников СНГ.

Важными с точки зрения развития сотрудничества в данной области явились решения СКПВ, принятые в 2011–2013 годах.

В частности, 16 мая 2013 года на базе Государственной пограничной службы Украины в Одессе состоялось 69-е заседание СКПВ. На заседании рассмотрено 11 вопросов, по которым принято 25 совместных решений.

Участники заседания проанализировали тенденции развития обстановки на участках внешних границ государств – участников СНГ, рассмотрели вопрос подготовки к проведению совместной специальной пограничной операции «Запад-2013», для участия в которой планируется задействовать возможности пограничных структур стран, не входящих в СНГ, а также вопрос подготовки к проведению в августе – сентябре 2013 года операции «Сархад-2013» по пресечению противоправной деятельности через внешние границы государств – участников СНГ на центральноазиатском направлении.

Создана Рабочая группа для подготовки проекта Решения Совета глав государств СНГ о формировании и применении группировки пограничных и иных ведомств государств – участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах государств – участников СНГ, а также принято решение о подготовке проекта Программы сотрудничества по укреплению пограничной безопасности на внешних границах государств – участников СНГ на 2016–2020 годы.

В преддверии проведения в 2014 году Олимпиады в г. Сочи и Чемпионата мира по хоккею в Республике Беларусь обсужден вопрос об опыте обеспечения пограничной безопасности при проведении крупных международных спортивных и культурных мероприятий в государствах – участниках СНГ.

5. Разработка предложений по координации усилий государств – участников СНГ в противодействии идеологии и пропаганде терроризма (срок исполнения – 2008 год). Работа по выполнению данного пункта строилась в соответствии с планами работы органов отраслевого сотрудничества. Практическая деятельность в данном направлении носит системный характер, продолжается в настоящее время и согласуется с мероприятиями, предусмотренными пунктом 6.1 Плана в части реализации целевых программ для повышения информированности общественности, укрепления культуры мира, практики межкультурного диалога, толерантности в национальных и религиозных вопросах.

Кроме того, 24 сентября 2009 года СОРБ одобрил новую редакцию Концепции сотрудничества органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ в сфере информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма.

О противодействии идеологии и пропаганде терроризма говорилось на Международной научно-практической конференции «Антитеррор: комплексный подход», состоявшейся в октябре 2009 года в Москве, в том числе в выступлении представителя Исполнительного комитета СНГ.

Вопросы противодействия идеологии и пропаганде терроризма рассмотрены на Международной научно-практической конференции «Концептуальные основы совершенствования сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии экстремистской деятельности», прошедшей под эгидой МПА СНГ, Исполнительного комитета СНГ и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 14 октября 2010 года в Санкт-Петербурге.

Эти же вопросы также были рассмотрены на 30-м, 31-м (2011 год), 32-м и 33-м (2012 год) заседаниях СОРБ, Международной конференции «Ядерное оружие и международная безопасность в XXI веке» (2012 год).

В соответствии с установившейся практикой рекомендации такого рода специализированных научно-практических форумов направляются в государства – участники СНГ и заинтересованные органы отраслевого сотрудничества для учета в работе.

6. Рассмотрение вопросов сближения национальных антитеррористических законодательств стран СНГ (срок исполнения – 2008 год).

16–18 января 2008 года в Минске под эгидой Регионального представительства УНП ООН по России и Беларуси и Исполкома СНГ состоялся Правовой семинар по аспектам уголовного законодательства в области противодействия ядерному, химическому и биологическому терроризму. Материалы Правового семинара рекомендованы к использованию в нормотворческой деятельности государств – участников СНГ.

Определенный вклад в решение этой задачи внесен МПА СНГ.

14 мая 2009 года МПА СНГ принят модельный закон «О противодействии экстремизму», который призван стать основой совершенствования законодательства стран Содружества против экстремизма.

В этом же году была завершена работа над изменениями в новую редакцию модельного закона «О борьбе с терроризмом». Фактически выполнена его новая редакция под названием «О противодействии терроризму». Указанный модельный закон вместе с изменениями и дополнениями в модельные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы для государств – участников СНГ были приняты 3 декабря 2009 года.

МПА СНГ 28 октября 2010 года приняты Рекомендации по унификации и гармонизации национальных законодательств государств – участников СНГ в сфере обеспечения химической и биологической безопасности, в которых специальный раздел посвящен предотвращению террористических проявлений на уязвимых объектах.

23 ноября 2012 года приняты Рекомендации по совершенствованию законодательства государств – участников СНГ в сфере противодействия экстремизму и Комментарии к модельному антитеррористическому законодательству СНГ.

7. Активизация практического взаимодействия в сфере безопасности с профильными международными организациями (срок исполнения – 2007–2010 годы).

Исполнители этого пункта (государства – участники СНГ, СОРБ, АТЦ СНГ, БКБОП) в отчетный период продолжили сотрудничество с ведущими профильными структурами ООН, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС и других универсальных и региональных международных организаций. Исполнительный комитет СНГ развивал отношения сотрудничества с такими международными организациями, как КТК СБ ООН, УНП ООН, Международная организация по миграции (МОМ), ОДКБ, ЕврАзЭС, РАТС ШОС, Антитеррористическое подразделение ОБСЕ, Интерпол, ЦАРИКЦ, Региональный узел связи по правоохранительной работе по странам СНГ Всемирной таможенной организации Rilo-Москва, и рядом других организаций.

Пункт 6.3 Плана направлен на реализацию основных направлений военного сотрудничества государств – участников СНГ, включая вопросы дальнейшего совершенствования функционирования объединенной системы противовоздушной обороны, охраны и использования воздушного пространства, обеспечения безопасности полетов военной авиации, миротворческой деятельности, противодействия международному терроризму и военно-технического взаимодействия, а также углубление сотрудничества в других сферах взаимных интересов министерств обороны государств – участников СНГ (срок исполнения – постоянно).

На заседании СМО СНГ 2 июля 2008 года был рассмотрен вопрос выполнения Плана. Принято решение подготовить концептуальные предложения по развитию военного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2015 года.

4 марта и 12 августа 2008 года состоялись заседания Координационного Комитета по вопросам противовоздушной обороны при СМО СНГ, на которых были рассмотрены вопросы дальнейшего укрепления охраны воздушных рубежей стран СНГ. Задачи по совершенствованию Объединенной системы ПВО государств – участников СНГ (ОС ПВО СНГ) были также рассмотрены на 55-м заседании СМО в октябре 2008 года. На заседании Координационного Комитета в сентябре 2009 года проект Основных направлений развития ОС ПВО СНГ до 2015 года был согласован.

20 ноября 2009 года на заседании СГП СНГ было принято Соглашение о сотрудничестве в области расследования происшествий с государственными воздушными судами государств – участников СНГ.

Концепция военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2015 года утверждена на заседании СГГ СНГ 10 декабря 2010 года.

2012 год – год 20-летия образования Совета министров обороны государств – участников СНГ прошел для органов СМО под знаком дальнейшего развития военного сотрудничества и укрепления взаимодействия вооруженных сил государств – участников СНГ на основе партнерских отношений.

Основные усилия СМО были направлены на поэтапную реализацию Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2015 года, других основополагающих документов, принятых высшими органами Содружества.

Совет постпредов проинформирован о том, что в 2012 году проведены более 20 организационно-практических мероприятий. Важнейшими из них стали: 2 заседания СМО, в ходе которых рассмотрено более 50 вопросов, касающихся различных аспектов многостороннего военного сотрудничества; заседание Комитета начальников штабов вооруженных сил государств – участников СНГ, где обсуждено 14 вопросов, касающихся развития совместных систем взаимодействия в военной сфере, приоритетных направлений военного сотрудничества государств Содружества; 9 заседаний координационных комитетов при СМО; 4 координационных совещания по приоритетным направлениям многостороннего военного сотрудничества; совместное командно-штабное учение войск (сил) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) «Чистое небо – 2012»; учебно-методический сбор с командующими войсками (силами) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, СВО) вооруженных сил государств – участников СНГ; учебно-методический сбор начальников войск радиационной, химической и биологической защиты государств – участников СНГ; методический сбор с руководящим составом служб безопасности полетов вооруженных сил государств – участников СНГ; совместный сбор инженерных войск вооруженных сил государств – участников СНГ; тренировка оперативно-прогностических органов гидрометеорологических (метеорологических) служб вооруженных сил государств – участников СНГ по обмену штормовой информацией об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях; работа комплексной группы представителей Секретариата СМО и вооруженных сил государств – участников Соглашения по вопросам, связанным с функционированием ЕС ГРЛО «Пароль», проведенная в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Украины, и другие мероприятия.

Таким образом, благодаря плановой, целенаправленной деятельности рабочих органов СМО было обеспечено комплексное развитие военного сотрудничества государств Содружества на многосторонней основе.

В документе также отмечено, что 13 марта 2013 года в Москве состоялось совещание руководителей органов международного военного сотрудничества государств – участников СНГ, на котором представитель Исполнительного комитета СНГ выступил по теме «О роли и месте Совета министров обороны государств – участников СНГ в системе сотрудничества государств Содружества по обеспечению безопасности», а 5 июня 2013 года в Минске состоялось 64-е заседание СМО, в работе которого приняли участие представители 10 государств. На нем рассмотрены 24 вопроса, включая совершенствование нормативной правовой базы сотрудничества, согласование перечня совместных мероприятий вооруженных сил государств – участников СНГ, планируемых к проведению в 2014 году, а также проанализировано состояние безопасности полетов авиации вооруженных сил государств Содружества за 2012 год и принято решение о проведении в период с августа по октябрь 2013 года совместного учения с боевой стрельбой войск (сил) ОС ПВО СНГ «Боевое Содружество –2013».

Значительный вклад в укрепление потенциала безопасности Содружества вносят 5 базовых организаций оборонной сферы, которые ведут большую научно-исследовательскую работу, готовят научные кадры высшей квалификации, осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров (подробные сведения о деятельности базовых организаций в сфере безопасности ежегодно обобщаются в Информации о деятельности базовых организаций).

Пункт 6.4 Плана направлен на реализацию положения Концепции, касающегося рассмотрения вопросов координации усилий в нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, укрепления национальных систем экспортного контроля.

Для этого необходимо рассмотрение данной тематики в профильных советах в целях выработки соответствующих рекомендаций (срок исполнения – постоянно).

Политический аспект сотрудничества государств – участников СНГ в этой области координируется Совместной консультативной комиссией по вопросам разоружения. Ежегодно проводятся межмидовские консультации по тематике нераспространения и экспортному контролю и заседания указанной Комиссии. Данное направление сотрудничества курирует в Исполнительном комитете СНГ департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем.

Правоохранительная составляющая нераспространения и экспортного контроля является одним из приоритетных направлений деятельности СОРБ. Примером работы на данном направлении является факт пресечения Службой безопасности Украины в 2012 году деятельности международной организованной преступной группы, занимавшейся незаконными операциями с ядерными материалами. Участники группы арестованы, возбуждено уголовное дело.

Рассматриваемое направление деятельности является приоритетным и для СМВД.

В частности, одним из пунктов Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2011–2013 годы предусмотрено проведение совместных мероприятий по выявлению и ликвидации лабораторий и иных специализированных объектов для создания орудий и средств совершения преступлений, связанных с террористической и экстремистской деятельностью, в том числе с использованием компонентов и материалов, применяемых для производства оружия массового уничтожения. В проведении таких мероприятий и операций, например, в 2011 году приняли участие все министерства внутренних дел стран Содружества.

Указанные вопросы регулярно рассматриваются на профильных конференциях, семинарах и других научно-практических мероприятиях, проводимых под эгидой государств – участников СНГ и компетентных органов Содружества. Рекомендации таких форумов используются в работе на данном направлении правоохранительной деятельности.

В Информации также отмечено, что 15–17 января 2013 года в Минске состоялся Семинар по выполнению резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности ООН.

Мероприятие было организовано Исполнительным комитетом СНГ (департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем) при поддержке Управления ООН по вопросам разоружения, Центра по предотвращению конфликтов Секретариата ОБСЕ при содействии Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

В Семинаре приняли участие представители всех одиннадцати государств – участников СНГ, а также АТЦ СНГ, КС СКПВ, КГПП СРТС СНГ, эксперты ряда международных организаций.

Взаимодействие в экологической сфере и предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (раздел 7, пункт 7.1).

Мероприятия Плана, включенные в пункт 7.1, направлены на:

1. Создание и обеспечение функционирования информационно-справочной правовой системы государств – участников СНГ в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (срок исполнения – 2007–2010 годы).

Информационно-справочная правовая система государств – участников СНГ в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создана на базе ФГУ «ВНИИ ГОЧС» МЧС России – базовой организации государств – участников СНГ в области науки и высоких технологий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На заседании МГС по ЧС 4–5 сентября 2012 года в Астане председатель научно-координационного совета базовой организации доложил о создании и обеспечении функционирования информационно-справочной правовой системы государств – участников СНГ в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перенос срока выполнения данного пункта с 2007–2010 годов на 2012 год был связан с вопросом финансирования работ;

2.Создание научно-методической основы национального и межгосударственного прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (срок исполнения – 2007–2010 годы).

Данный вопрос рассмотрен на заседаниях МГС по ЧС в 2008–2012 годах. В то же время из-за отсутствия финансирования мероприятия срок его выполнения переносится. Вопрос планируется рассмотреть на очередном заседании МГС по ЧС в сентябре 2013 года;

3. Проведение совместных учений по отработке практических действий Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (срок исполнения – постоянно).

В апреле 2007 года в Белгороде (Российская Федерация) проведено командно-штабное учение Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 2009 года в Мурманске (Российская Федерация) в рамках международных учений «БаренцРескью – 2009» представители Корпуса сил СНГ принимали участие в качестве наблюдателей.

26 июля 2012 года на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации (Витебская и Могилевская, Смоленская и Псковская области) прошли совместные учения, в которых участвовали представители Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В соответствии с решением 25-го заседания МГС по ЧС от 5 сентября 2012 года с 22 по 23 мая 2013 года в МЧС России на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях состоялось командно-штабное учение Корпуса сил СНГ по теме «Организация и выполнение мероприятий при реагировании на лесные пожары». В учении приняли участие представители МЧС Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Исполнительного комитета СНГ. По его итогам определены основные принципы взаимодействия при совместных действиях в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, а также отработаны вопросы управления силами и средствами при проведении работ по ликвидации природных пожаров. В ходе данного учения был разработан замысел оперативно-тактических учений, которые планируется провести в 2014 году в Республике Казахстан;

4. Обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для чрезвычайных служб государств в учебных заведениях министерств по чрезвычайным ситуациям государств – участников Содружества (срок исполнения – постоянно).

Далее в документе отмечено , что положительным примером работы в данной области является деятельность Учреждения образования «Институт переподготовки и повышения квалификации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» – базовой организации по обучению кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Решение Совета глав правительств СНГ от 25 мая 2007 года). Об этом говорят следующие данные.

В 2010 году прошли подготовку 264 человека.

В 2011 году прошли переподготовку 390 человек, в том числе из Азербайджанской Республики – 44; Республики Казахстан – 88; Республики Молдова – 1; Российской Федерации – 196; Республики Таджикистан – 10; Туркменистана – 15; Украины – 2; стран Евросоюза – 10; других стран – 24.

В 2012 году в базовой организации прошли подготовку и переподготовку 302 специалиста, в том числе из Азербайджанской Республики – 31; Республики Армения – 10; Республики Казахстан – 222; Республики Молдова – 9; Российской Федерации – 25; Туркменистана – 5. Кроме того, в 2012 году прошли подготовку и повышение квалификации 689 работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; 120 специалистов из стран – членов НАТО; 79 специалистов из других стран.

Также отмечено, что 20 апреля 2012 года было организовано посещение членами Совета постпредов в целях ознакомления с учебной, технической и сопутствующей базой ИППК для подготовки и переподготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В первом полугодии 2013 года в базовой организации прошли подготовку
и переподготовку специалисты из Республики Казахстан – 117; Кыргызской Республики – 2; Российской Федерации – 12, всего 131 человек. В указанный период также прошли подготовку и повышение квалификации 746 работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; 20 специалистов из стран – членов НАТО; 28 специалистов из других стран.

Кроме того, в 2012/2013 учебном году осуществлена подготовка кадров в следующих учебных заведениях: в Командно-инженерном институте МЧС Республики Беларусь – 178 граждан из государств – участников СНГ; в Национальном университете гражданской защиты Украины – 280 граждан из государств – участников СНГ; в Академии гражданской защиты МЧС России – 162 гражданина из государств – участников СНГ.

В целом, подводя краткие итоги выполнения Концепции и Плана, в Информации отмечена общая тенденция дальнейшего развития и углубления сотрудничества государств – участников и органов СНГ в сфере безопасности, в том числе на новых направлениях, где вызовы и угрозы проявляются в современных условиях с большей интенсивностью, чем ранее. К их числу относятся сферы обеспечения экономической безопасности, безопасности крупных общественно-политических, культурных и спортивных мероприятий, безопасности на транспорте, в сфере информационных технологий, защиты уязвимых объектов.

Члены Совета постпредов, приняв Информацию о ходе выполнения Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам к сведению, поручили Исполнительному комитету СНГ и органам отраслевого сотрудничества СНГ активнее использовать возможности средств массовой информации государств – участников СНГ, Интернет-портала СНГ и сайта Исполкома СНГ для совершенствования информационного сопровождения проводимой работы по выполнению Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств.

При рассмотрении четвертого вопроса повестки дня заседания председательствующий на заседании проинформировал Совет постпредов о ноте Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики о приглашении представителей СНГ в качестве наблюдателей за выборами Президента Азербайджанской Республики.

Члены Совета, руководствуясь Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ, согласились с предложением Исполнительного комитета СНГ о кандидатуре Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ С. Н. Лебедева в качестве Главы Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств на выборах Президента Азербайджанской Республики, которые состоятся 9 октября 2013 года.

Совет постпредов при рассмотрении пятого вопроса повестки дня заседания в соответствии с Положением о Грамоте СНГ поддержал предложение Экономического Суда СНГ, согласованное с Республикой Беларусь, о представлении к награждению Грамотой Содружества Независимых Государств Л. Э. Каменковой – Председателя Экономического Суда СНГ.

Очередное заседание Совета постпредов решено провести 23 сентября 2013 года. Предполагается, что на нем будут рассмотрены вопросы: о деятельности Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств; о проекте повестки дня очередного заседания Совета глав правительств СНГ и другие.

 

Организационный департамент
Исполнительного комитета СНГ