Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

МТРК «Мир» работает не для начальников

№ 40 (382) от 17 октября 2013 [«Аргументы Недели», Олег ПАВЛОВ ]

Радик Ирикович ­БАТЫРШИН – председатель Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Филолог по образованию, он начал журналистскую карьеру в 1990 году. Работал в «Независимой газете», на «НТВ» и ВГТРК. Считается одним из самых эффективных и «продвинутых» медиаменеджеров СНГ. Во всяком случае, за те 6 лет, что Р. Батыршин возглавляет компанию, «Мир» совершил качественный рывок как в техническом оснащении, так и профессиональном наполнении теле- и радиопрограмм.

- МТРК «Мир» была создана более 20 лет назад, из них вот уже 10 лет, с сентября 2003 года, она вещает самостоятельно. Когда-то «большие каналы» относились к компании снисходительно, сейчас, кажется, начинают воспринимать на равных. Что такое МТРК «Мир» образца 2013 года?

– Прежде всего стоит сказать, что телерадиокомпания «Мир» – не только одноимённый телеканал. Так, например, пошёл уже восьмой месяц, как работает новый телеканал «МИР 24», который буквально только что начал вещание в Болгарии и тем самым вышел за привычные для нас границы СНГ, Балтии и Грузии. Практически у всех кабельных операторов очень высокий спрос на создание пакетов информационных каналов, а поскольку мы обладаем всеми правами, то можем гибко реагировать на этот спрос. Работаем с кабельщиками из Хорватии, Черногории, ощущаем большой интерес к себе и в Германии. Развивается и радиостанция «МИР» – на сегодняшний день мы вещаем в 31 городе РФ, на всей территории Беларуси и Кыргызстана.

Нельзя забывать и про наш интернет-портал Mir24.tv, аудитория которого насчитывает 100–150 тысяч уникальных посетителей в день. Для информационного сайта – вполне серьёзный показатель.

– Сентябрь – начало сезона в СМИ. Обычно появляется что-то новое…

– Мы показали наш новый фильм «Огненная дуга», приуроченный к годовщине битвы на Курской дуге, переломившей ход Великой Отечественной войны. Кроме того, мы занимаемся проектом о диаспорах соотечественников во всех странах СНГ. Этот проект посвящён положению русского языка в этих странах. Продолжаем работать и над циклом «Народы России» – уже сейчас сняты фильмы обо всех угро-финских народах, и мы планируем развивать этот проект. Нелишним будет также заметить, что вся продукция нашей телерадиокомпании производится в формате HD.

«Мир» – довольно сложный канал со своей системой распространения. Скоро исполнится шесть лет, как я работаю в компании. За это время наш технический охват возрос с 7 до 140 миллионов человек.

– Известно, что телеканал «МИР» вошёл в пакет цифровых каналов, обязательных для распространения на территории Российской Федерации на 18-й кнопке. Как проходит подготовка к запуску второго мультиплекса?

– Мы ждём больших потрясений, связанных с переходом России на цифровое вещание. Пока наиболее успешно «цифра» развивается в Беларуси. В нашей же стране переходный период будет тяжёлым, в том числе и в мате­риальном плане. Это большая нагрузка для всех телеканалов.

Во многих странах период одновременного вещания (цифрового и аналогового) длился всего год, а в России он составит аж пять лет. Старая система вещания будет полностью отключена лишь в 2018 году. За этим всегда стоят определённые логистические группы. В России уже три года не продают телевизоры, которые не поддерживают цифровой сигнал. Я вообще считаю, что телевизионная частота – это общенародный ресурс, такой же как нефть или газ.

– Какие программы МТРК «Мир» дают наибольший рейтинг? Сложно ли создавать телевизионный контент для зрителей из стран Содружества?

– Если говорить о странах СНГ, то там у нас разное телесмотрение. По измерениям TNS Gallup в России и Казахстане люди смотрят разные передачи МТРК «Мир». Когда мы занимаемся долгосрочным планированием, мы понимаем, что находимся в своеобразной «вилке». Ведь мы вещаем и в Армении, и в Азербайджане. Случаются и «нагревы», и «охлаждения» отношений между Россией, Беларусью и Украиной. Для правильного освещения всех событий мы должны руководствоваться гипертрофированно объективной точкой зрения. В общем, это непростой и в чём-то уникальный подход к освещению событий.

– Телекомпания «Мир» создавалась как площадка для сохранения единого информационного пространства. Насколько успешной можно считать вашу деятельность в этом направлении?

– В своё время Нурсултан Назарбаев выступил за создание единого канала, и в его концепции была заложена идея площадки для межнационального общения. Однако жизнь идёт своим чередом, каждое государство постсоветсткого пространства живёт согласно своему законодательству. Союз может быть интересен, только когда он выгоден. «Мир» интересен тем, кому выгоден интеграционный процесс на территории Содружества. Так как это – и рынок, и миграция, и сбыт, и образование, и импорт продукции соседа по выгодным ценам. В этом и заключается интерес. Мы не взываем к ностальгии. У нас есть ретролинейка, но это линейка хорошего советского кино. Если говорить об общих темах – это победа в Великой Отечественной войне и некоторые другие. Интересно в первую очередь то, как живут люди в соседних государствах. Я считаю, что журналистам «Мира» нужно пытаться разбираться в событиях так, чтобы самим было интересно. Это, конечно, непросто. Приходится этому учиться.

– Согласны ли вы с мнением, что в российском обществе возрос градус ксенофобских настроений?

– Нет, они просто стали заметнее. Миграционная политика требует открытых правил игры. Это как расписание в школе или университете. Должен быть создан свод правил, и в случаях, когда они выполняются, должно следовать поощрение, а когда нет – наказание. Чем прозрачнее станет механизм пребывания в стране мигранта, тем проще будет не только самому мигранту, но и принимающей стороне – аборигенам. Наша ситуация схожа с аналогичными проблемами в Казахстане. При нашей рождаемости российская экономика не справится без мигрантов. У нас есть специальный проект «Добро пожаловать», который мы делаем при поддержке Роспечати и совместно с Федеральной миграционной службой. В одном из выпусков программы мы рассказали о гражданине Киргизии, который так здесь изголодал, что похудел на 70 килограммов. А когда ему удалось заработать на обратный билет, наши пограничники заподозрили его в краже паспорта: настолько он был на себя не похож. Мы сделали очерк на эту тему, помогли во всём разобраться. Узнавая о таких ситуациях, думаешь: может быть не такая уж и плохая процедура – дактилоскопия на въезде в страну.

Возвращаясь к теме ксенофобии и нетерпимости, скажу, что у наших граждан по-прежнему нет чёткого понимания различий между гражданством, национальностью, этнической группой и нацией. В Советском Союзе существовала единая мультикультурная общность – «советский народ». Другая проблема – отсутствие миграционной политики, которая стимулировала бы культурную ассимиляцию мигрантов. Есть и масса других проблем. Но, простите за каламбур, миссия нашей телерадиокомпании – миротворческая.

– Не секрет, что одни и те же явления часто имеют и различную трактовку в устах руководителей разных стран. Каким образом удаётся избегать противоречий в оценках тех или иных событий?

– Это то, о чём я говорил выше: закрытая журналистская позиция. Журналист не имеет права показывать своё отношение к событиям. Случались ситуации, когда мы были единственным действующим каналом в республике во время боевых действий, а наши журналисты – единственными, кто работал на улицах.

– Наверное, таких транснациональных корпораций, как «Мир», больше нет?

– Нет. Если говорить о EuroNews, с которыми нас порой сравнивают, то это консорциум телеканалов, а не государств, которые купили себе долю в этой компании и создают свою языковую версию. Все каналы предоставляют контент, а журналисты из этих кадров собирают свою версию телеканала. По сути, это несколько каналов, созданных журналистами на разных языках.

– Какой вы видите МТРК «Мир» через некоторое время?

– Мы работаем не для начальников, а для телезрителей и радиослушателей. И надо развиваться в этом направлении.

 

http://argumenti.ru/culture/n410/291411