Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Договор о Евразийском экономическом союзе имеет большое значение для Казахстана – вице-министр

13 января 2014, 13:11 (GMT+04:00)

Казахстан, Астана, 13 января /корр. Trend Д. Мухтаров/
В 2014 году планируется подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, положения которого формируются на основе кодификации договорной базы Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), сообщил в понедельник на брифинге в Астане вице - министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимур Жаксылыков. "Данный документ имеет очень важное значение для Казахстана, поскольку определит основы внешнеэкономической политики государства на многие годы вперед", - сказал Жаксылыков. По его словам, одной из основных целей участия Казахстана в евразийской интеграции является расширение рынков сбыта, привлечение инвестиций, в том числе в перерабатывающие сектора экономики. Показательным является пример роста объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в обрабатывающую промышленность Казахстана. С момента создания Таможенного союза объемы ПИИ в обрабатывающую промышленность Казахстана увеличились на 88 процентов - с 1,8 миллиарда долларов в 2009 году до 3,4 миллиарда долларов в 2012 году. При этом, общие объемы ПИИ за вышеуказанный период выросли на 34 процента - с 21,4 миллиарда долларов до 28,3 миллиарда долларов.

"Кроме того, создание Единого экономического пространства предоставило дополнительные возможности для отечественного бизнеса в части снижения транзакционных издержек и высвобождения значительных оборотных средств, которые теперь могут быть направлены на развитие бизнеса", - добавил вице-министр. По его словам, в сфере железнодорожных перевозок с 1 января 2013 года каждым из государств ЕЭП применяется унифицированный тариф на услуги по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный). Жаксылыков также пояснил, что унификация тарифов обеспечивает прозрачность их применения, способствует созданию равных конкурентных условий для товаров и товаропроизводителей.

"Объем осуществляемых казахстанскими грузоотправителями по территории России и Беларуси перевозок составляет порядка 17,2 миллиона тонн в год, в то время, как объем перевозок российских и белорусских грузов по территории Казахстана - порядка 8,6 миллиона тонн в 2012 году. В связи с этим унификация тарифов особенно важна для казахстанских грузоотправителей", - сказал он. С января 2014 года казахстанские поставщики могут участвовать в госзакупках России и Беларуси. ЕЭП предоставит казахстанским поставщикам равный доступ к государственным закупкам других стран союза, сообщил вице-министр. Объем рынка госзакупок стран-партнеров по ЕЭП в 2012 году составил порядка 198 миллиардов долларов. Для сравнения - рынок госзакупок Казахстана в 2012 году составил порядка 7,6 миллиарда долларов. Таким образом, рынок стран партнеров превышает отечественный рынок в 26 раз, предоставляя очевидный потенциал для развития отечественных товаропроизводителей и, в целом, бизнеса, резюмировал Жаксылыков. Одними из важных составляющих в функционировании ЕЭП являются промышленное сотрудничество и развитие АПК.В рамках ЕЭП достигнут ряд договоренностей, в числе которых: решение о промышленном сотрудничестве, предусматривающее углубление промышленной кооперации, координацию национальных промышленных политик трех стран; договоренность, устанавливающая, что господдержка сельского хозяйства, искажающая торговлю, не должна предоставляться свыше допустимого уровня, закрепленного в размере десяти процентов по отношению к ВВП сельского хозяйства. Мера обеспечит благоприятные условия для развития добросовестной конкуренции во взаимной торговле сельхозпродукцией Казахстана, Беларуси и России путем уравнивания объемов субсидирования аграрной отрасли трех стран. В отношении отдельных видов гражданских пассажирских самолетов и зерноуборочных комбайнов приняты решения, полностью учитывающие интересы казахстанских производителей товаров и услуг."В отношении самолетов продлена возможность их льготного ввоза в Казахстан до 30 июня 2019 года. Это позволит национальным авиакомпаниям обеспечить реализацию планов по модернизации парка самолетов и повысить уровень конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок", - сказал Жаксылыков. По его словам, для защиты интересов отечественных сельхозтоваропроизводителей, в отношении комбайнов, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, в качестве специальной защитной меры будет предусмотрена импортная квота в размере 774 единиц в год с учетом доли в ней Казахстана, равной 300 единицам.