Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В парламенте Узбекистана рассматривают проект закона о внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции республики

14.03.2014

На заседаниях фракций политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан проходит обсуждение проекта закона о внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117), внесенного на рассмотрение парламента Президентом Республики Узбекистан.

Данный законопроект подготовлен в соответствии с положениями и идеями, изложенными в докладе Президента Республики Узбекистан на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан
от 7 декабря 2013 года, определившем приоритетные задачи по значительному углублению осуществляемых в стране конституционных реформ, дальнейшему расширению прав и полномочий Олий Мажлиса Республики Узбекистан, усилению ответственности Кабинета Министров, в целом исполнительных органов, общественного и парламентского контроля.

Как отметили депутаты, эта важнейшая инициатива стала закономерным и логическим продолжением демократических преобразований, осуществляемых в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, принятой в ноябре 2010 года.

Как отмечалось на заседаниях фракций, в ходе многочисленных встреч депутатов со своими избирателями на местах, население страны однозначно высказывалось в поддержку курса проводимых в стране масштабных преобразований и необходимости скорейшего претворения в жизнь идей Главы нашего государства по дальнейшей демократизации системы государственной власти и управления в стране, изложенных в его докладе на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции страны.

В ходе рассмотрения законопроекта депутаты от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана, особо отметив поправки, предусматривающие передачу части полномочий Президента Премьер-министру, повышение полномочий и прав Кабинета Министров в целом, подчеркнули, что положения, вносимые в Конституцию страны, продиктованы самой логикой политического и конституционного развития Узбекистана.

Депутаты УзЛиДеП также отметили, что поправки, вносимые в Конституцию, закрепляют институт общественного, гражданского контроля, что является важнейшим элементом обеспечения эффективной обратной связи общества с государством, выявления умонастроения людей, их отношения к проводимым в стране преобразованиям. По их мнению, данные поправки связаны с динамичными процессами масштабного демократического обновления и либерализации страны, а также необходимостью обеспечения поэтапной реализации основополагающего принципа развития нашей страны – «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу».

Члены фракции Народно-демократической партии Узбекистана акцентировали внимание на те положения законопроекта, которые предусматривают формирование цельной системы по обеспечению парламентского и общественного контроля над исполнительной властью, значительно расширяют права представительных органов власти на местах. Конституционное закрепление нормы о том, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в парламенте представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу, позволяет политическим партиям четко определить свою позицию в отношении курса правительства или отдельных положений его программы.

Указанные нормы имеют исключительно важное значение в деле дальнейшего укрепления многопартийной системы и межпартийной конкуренции, межфракционной борьбы – этой важнейшей составляющей современного парламентаризма.

Во фракции Демократической партии «Миллий тикланиш» особо отметили, что достигнутые Узбекистаном за годы независимого развития рубежи и успехи – это, прежде всего, результат масштабных демократических преобразований, осуществляемых в нашей стране на основе «узбекской модели» реформ. Опыт независимого развития Узбекистана полностью подтверждает правоту эволюционного, поэтапного и постепенного продвижения к стратегическим целям и задачам, заложенным в Конституции страны с учетом исторических и национальных особенностей и менталитета народа. При этом процесс демократизации и обновления общества – это не разовый и одномоментный, а непрерывно продолжающийся процесс, преследующий в конечном итоге поддержанные нашим народом цели – войти в перспективе в число развитых демократических стран. Достигнутые рубежи, стремительно меняющиеся изменения в жизни нашего общества, а также поставленная цель послужили основой, на которой базируются выдвинутые Главой нашего государства инициативы в сфере дальнейшего углубления проводимых реформ.

Члены фракции Социал-демократической партии «Адолат» подчеркнули, что впервые в мировой практике развития конституционного права в Узбекистане конституционно закрепляется независимая система демократического формирования Центральной избирательной комиссии, а также основные принципы ее деятельности. По мнению депутатов, это является прорывным шагом на пути дальнейшей реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, а также гарантий права голоса, равенства и свободы волеизъявления.

Представители депутатской группы от Экологического движения Узбекистана особо отметили, что Узбекистан последовательно продвигается по пути формирования современного демократического, сильного гражданского общества, обеспечения устойчивого развития государства и общества, экономики страны, высоких темпов роста уровня и качества жизни населения. Поправки, вносимые в Конституцию, значительно усиливают роль и значение гражданских институтов в жизни государства и общества, в том числе в решении важнейших задач обеспечения прав сегодняшнего и будущих поколений на чистую экологическую среду, в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения и формирования гармонично развитого и здорового молодого поколения.

По итогам рассмотрения законопроекта, депутатские объединения отметили важное значение инициатив Главы государства для дальнейшего укрепления национальной государственности и политического устройства, формирования гражданского общества в стране.

Было отмечено, что вносимые в Конституцию поправки, в свою очередь, требуют от депутатов принимать востребованные жизнью законы, необходимые для успешного и эффективного проведения реформ и преобразований.


*   *   *
 

В тот же день состоялось совместное заседание комитетов Законодательной палаты Олий Мажлиса по законодательству и судебно-правовым вопросам, а также по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, ответственных за рассмотрение указанных законопроектов.

На заседании, в частности, было отмечено, что данная инициатива Главы нашего государства имеет важное значение для последовательно осуществляемой в стране масштабной работы по принятию новых и доработке уже действующих законов и законодательных актов, законодательного, нормативно-правового обеспечения проводимых в стране демократических, либеральных реформ, соответствия Конституции и законодательства страны требованиям сегодняшнего дня, динамичным изменениям, происходящим в жизни страны. Нормы законодательства должны соответствовать реалиям жизни, потребностям достижения поставленной цели строительства современного развитого демократического государства, обеспечения народу достойных условий жизни.

На совместном заседании были приняты к сведению мнения и позиции фракций политических партий, а также депутатской группы от Экологического движения Узбекистана, по итогам которого принято решение о внесении проектов законов
«О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)» на рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении.

 


Информационная служба Законодательной палаты Олий Мажлиса

http://www.parliament.gov.uz/ru/events/fractions/11257