Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Исполком СНГ: деловая неделя (21-25 июля 2014 года)

В городе Москве в Отделении Исполнительного комитета СНГ 23–24 июля состоялось заседание экспертной группы государств – участников СНГ по согласованию проекта Комплекса мер по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств государств – участников СНГ на период до 2020 года.

В работе заседания приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, а также Исполнительного комитета СНГ.

Открыл заседание директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко, который проинформировал экспертов о поступивших замечаниях и предложениях от Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова и Российской Федерации.

Утвердив повестку дня и регламент заседания, эксперты высказались относительно обсуждаемого проекта Комплекса мер, обсудили поступившие замечания и предложения. При этом Республика Беларусь проинформировала о проводимых мероприятиях в области использования компримированного природного и сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств.

Представители Республики Казахстан отметили, что работа в сфере газомоторного топлива в государствах – участниках СНГ идет с различной скоростью, а Кыргызская Республика, поддержав проект документа, предложила обсудить вопросы, касающиеся налоговой базы.

По итогам заседания эксперты решили одобрить в основном с учетом поступивших замечаний и предложений государств и состоявшегося обсуждения проект Комплекса мер по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств государств – участников СНГ на период до 2020 года и направить его на рассмотрение и согласование в правительства стран Содружества.

Также решено провести следующее заседание экспертной группы в октябре-ноябре 2014 года.

 


 

В штаб-квартире СНГ в городе Минске 22–23 июля состоялось дополнительное заседание экспертной группы по согласованию проекта Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств. В заседании приняли участие представители и эксперты Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, а также Исполнительного комитета СНГ.

Эксперты рассмотрели и согласовали поступившие в ходе внутригосударственного согласования замечания и предложения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Участники заседания посчитали процедуру согласования проекта Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств завершенной. Исполнительному комитету СНГ предложено направить материалы заседания экспертной группы в государства – участники СНГ.

На прошлой неделе, 15–16 июля, в городе Астане прошло очередное совместное заседание Совета глав администраций связи Регионального содружества в области связи и Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС.

В заседании приняли участие члены РСС – делегации администраций связи Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, наблюдатели при РСС – делегации администраций связи Республики Болгария, Латвийской Республики, Литовской Республики, представители Международной организации космической связи «Интерспутник».

В качестве приглашенных в заседании участвовали представители Исполнительного комитета СНГ, Евразийской экономической комиссии, Международного союза электросвязи, Панафриканского почтового союза, Межамериканской комиссии в области связи, Европейской конференции администраций почт и электросвязи, Межправительственной организации спутниковой связи ЕВТЕЛСАТ, компании «Искрател» (Республика Словения), представители организаций по связи Великобритании, Китайской Народной Республики, Республики Корея, Федеративной Республики Нигерия, Республики Польша и Турецкой Республики.

С приветственным словом на заседании выступил первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Б. А. Сагинтаев. В своем выступлении он подчеркнул важность сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и информировал участников заседания об успехах Республики Казахстан в этом направлении.

Участники совместного заседания обсудили  ход выполнения Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 года, вопросы формирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств – участников СНГ. Были рассмотрены проект Соглашения о принципах осуществления межоператорских взаиморасчетов при оказании услуг международной электросвязи в государствах – участниках СНГ (в том числе и в роуминге), результаты Регионального мониторинга инфокоммуникационного развития стран – участников РСС за 2013 год.

Также рассмотрены вопросы отраслевого и организационного характера, по которым приняты соответствующие решения. По итогам голосования Межправительственная организация ЕВТЕЛСАТ принята в состав РСС в качестве наблюдателя.

На период до 31 декабря 2018 года Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н. А. Никифоров избран Председателем Совета глав администраций связи РСС и Председателем Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС.

Исполнительному комитету СНГ за активное сотрудничество с Региональным содружеством в области связи Председателем Совета глав администраций связи РСС Н. А. Никифоровым был вручен диплом.

Следующее совместное заседание Совета глав администраций связи РСС и Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации при РСС планируется провести в мае 2015 года в городе Москве.

 


 

В июне на заседании Совета по делам молодежи государств – участников СНГ в молодежной столице Республики Армения городе Сисиане в ряду других вопросов молодежного сотрудничества был рассмотрен Обзор реализации в странах Содружества государственной политики в отношении рабочей и сельской молодежи и предоставляемых ей социальных гарантий.

Как известно, функции рабочего аппарата Совета по делам молодежи выполняет Исполнительный комитет СНГ.

Начальник отдела по сотрудничеству в области культуры, спорта, туризма и молодежи департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ Татьяна КОВАЛЕВА принимала участие в работе Совета.

Мы побеседовали с Татьяной Николаевной, попросив рассказать о заседании Совета, и задали некоторые уточняющие вопросы относительно вышеуказанного Обзора.

 

- Заседание прошло, как отметили его участники, на высоком организационном уровне, в чем, несомненно, большая заслуга принимающей стороны – мэрии города Сисиана и Министерства спорта и по делам молодежи Армении, а также Председателя Совета.

Всего на заседании Совета было рассмотрено 15 вопросов. Обсуждены итоги выполнения Плана мероприятий на 2012–2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и ход выполнения Плана на 2014–2015 годы.

Состоялся обмен информацией о нормативных правовых документах в сфере молодежной политики, перечень которых признано целесообразным разместить на сайте Исполнительного комитета СНГ. Выражена готовность участвовать в подготовке предложений по содержанию проекта модельного законодательного акта «О волонтерах и волонтерской деятельности», плановая разработка которого осуществляется Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ.

На заседании обсужден ряд новых инициатив, в том числе об учреждении Международного молодежного проекта государств – участников СНГ «100 идей для СНГ», который будет реализован в 2014–2015 годах, и проведении в Республике Армения в октябре 2014 года интеллектуально-спортивного конкурса «Лучшая молодая семья СНГ».

Важно подчеркнуть, что Совет приступил к созданию сети исследовательских структур по изучению проблем молодежи и рекомендовал национальным исследовательским структурам по изучению проблем молодежи организовать взаимодействие с аналогичными структурами в государствах – участниках СНГ. Также были созданы рабочие группы Совета по подготовке проекта Плана мероприятий по повышению информированности молодежи стран СНГ о культуре и истории государств – участников СНГ и по подготовке проекта рекомендаций по организации работы с молодежью в социальных сетях.

Рассмотрен ряд других вопросов и, конечно же, детально обсужден Обзор реализации в странах Содружества государственной политики в отношении рабочей и сельской молодежи и предоставляемых ей социальных гарантий.

 

Татьяна Николаевна, с чем связана необходимость подготовки такого Обзора?

- Очевидно, что эффективность государственной молодежной политики достигается комплексным решением взаимообусловленных задач воспитательного, политического, правового, социально-экономического характера. И в значительной степени определяется ее адресностью, то есть тем, насколько принимаемые государственные меры реально отражают существующие в определенной группе молодежи проблемы и направлены на их разрешение и целевую поддержку этой группы молодежи.

В последнее время Совет много внимания уделял вопросам организации работы со студенческой, учащейся, творческой молодежью, молодежными лидерами.

В то же время все мы прекрасно понимаем, что работающая молодежь на предприятиях, сельская молодежь имеют свои, скажем так, особенные социальные ситуации развития, свои специфические проблемы и запросы. Необходимо принять во внимание и то, что в государствах есть тенденция к изменению сложившейся занятости, перераспределению работников по секторам экономики и регионам. И это порождает ряд угроз и рисков в вопросах социализации молодежи и, соответственно, формирует актуальную повестку деятельности для всех, кто работает с молодежью.

 

О каких изменениях в структуре занятости идет речь?

- В Обзоре, к примеру, приводятся данные из подготовленного в 2013 году по заказу Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации доклада «Молодежь России 2000–2025: развитие человеческого капитала», содержащие прогноз сокращения занятости за период 2012–2030 годы в отраслях реального сектора экономики (в сельском хозяйстве, промышленных видах деятельности, строительстве, на транспорте и в связи). При этом высвобождаемые из производственных секторов специалисты будут находить работу в сфере услуг и торговле. Несмотря на общее снижение занятости, предполагается наибольший прирост высокопроизводительных рабочих мест в обрабатывающих отраслях промышленности, а также в строительстве, торговле, здравоохранении и в сфере предоставления социальных услуг.

Характерная черта рынка труда последних лет во многих странах – стихийная миграция сельской молодежи в столицы и крупные города.

Модернизация экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Поэтому подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие страны, создание условий и принятие мер по адаптации молодежной рабочей силы, впервые входящей на рынок труда, являются одними из приоритетных задач молодежной политики в ряде государств – участников СНГ.

 

То есть Вы хотите сказать, что происходящие социально-экономические изменения предполагают проблемы и риски для социализации молодежи?

- В качестве угроз успешной социализации молодежи, вступающей в жизнь, отмечается сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и, соответственно, отток сельской молодежи в города в целях продолжения образования и трудоустройства, усугубляемый отсутствием жилья у данной категории граждан.

Возрастает безработица среди молодежи, особенно в городах. При этом отмечается вероятность существенного возрастания риска безработицы среди молодежи, если будет увеличен возраст выхода на пенсию, особенно в регионах с низкими темпами экономического роста. Продолжается стихийная межгосударственная трудовая миграция молодежи из государств – участников СНГ, а также отток образованной молодежи на работу в другие страны, замена их трудовыми ресурсами с низким уровнем образования и квалификации.

Ситуация осложняется также воздействием ряда социально-психологических факторов: значительная часть молодежи жизненный успех не связывает напрямую с собственными способностями трудиться, рассчитывает на помощь со стороны государства или ожидает прямого содействия и протекции в трудоустройстве.

Трудности интеграции в общество и адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям вызывают и усиливают риск радикализации и маргинализации некоторой части молодежи, провоцируют попытки привлечь к себе внимание путем усиления протестной или экстремистской активности, катализируют рост потребления наркотиков и алкоголя, криминализации молодежной среды в экономически неблагоприятных регионах.

 

Какой выход из этой ситуации, содержит ли Обзор, подготовленный Советом, перечень мер по поддержке и развитию конкурентоспособности молодежи на рынке труда?

- Это главная цель подготовки такого Обзора – дать информацию о наиболее эффективном опыте и подходах. Например, раскрывается практика Армении, Беларуси и Казахстана по закреплению молодежи на селе и содействию ее миграционному притоку в сельскую местность.

В целях закрепления молодежи на селе в концептуально-стратегических документах государств – участников СНГ предлагается выделение молодым людям арендных земельных участков, обеспечение беспроцентными товарными кредитами и техникой на лизинговой основе, развитие надомных и промысловых производств, содействие возрождению традиционных народных промыслов, расширение сети микрокредитных организаций на селе и даже восстановление частичного государственного распределения выпускников вузов в депрессивные сельскохозяйственные районы с предоставлением социальных гарантий и льгот.

Наряду с мерами по закреплению молодежи на селе все чаще применяются меры государственного регулирования внутренних миграционных процессов. В Обзоре отмечается целесообразность применения в ряде случаев различных инструментов поддержки миграции молодых людей в трудонедостаточные регионы стран. Так, специалистами подчеркивается перспективность развития различных форм аренды жилья молодыми людьми и молодыми семьями, обеспечивающих их максимальную трудовую и территориальную мобильность.

В государствах имеет место как возрождение хорошо зарекомендовавших себя мер (например, возрождение института наставничества для молодых работников, в том числе посредством привлечения вышедших на пенсию специалистов), так и поиск новых мер социально-экономического стимулирования бизнеса для реализации программ укрепления социального самочувствия молодежи в трудовых коллективах. Акцентируется внимание на вовлечении самой молодежи, специалистов в возрасте до 30–35 лет в создание и обеспечение функционирования молодежной системы трудоустройства, необходимых условий для благоприятной реализации и самореализации молодежных инициатив и удовлетворения потребностей и ожиданий молодежи.

 

Все, что Вы сказали, Татьяна Николаевна, заслуживает внимания. А в государствах – участниках СНГ увидят данный Обзор?

- Конечно же. Обзор направлен в правительства государств – участников СНГ для возможного использования в работе.

На заседании члены Совета по делам молодежи высказались также о возможности разработки в перспективе проекта Концепции сотрудничества государств – участников СНГ по развитию конкурентоспособности молодежи на рынке труда, исходя из принципиальной схожести в государствах целей и задач молодежной политики. Совет также одобрил в целом проект Положения о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по работе с молодежью. Определение такой базовой организации будет способствовать более активной работе в этом направлении.

 

Обзор размещен на сайте Исполнительного комитета СНГ в разделе «Направления сотрудничества» (www.cis.minsk.by).

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ