Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за выборами депутатов Сената Парламента Республики Казахстан

Заявление
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за выборами
депутатов Сената Парламента Республики Казахстан


В соответствии с приглашением казахстанской стороны Миссия наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) осуществляла мониторинг выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан (далее – выборы) с 19 сентября 2014 года.

В состав Миссии вошли представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также Исполнительного комитета СНГ. Всего – 114 человек.

Деятельность Миссии была открытой и гласной, опубликованы два пресс-релиза, проведены брифинги для средств массовой информации.

Глава Миссии наблюдателей от СНГ С. Лебедев провел встречи с Председателем Сената Парламента К. Токаевым, Председателем Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан К. Турганкуловым, Главой Миссии ШОС М. Хакдодовым.

Выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан были назначены Указом Президента Республики Казахстан «О назначении на 1 октября 2014 года выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан» в связи с истечением 9 декабря 2014 года срока полномочий 16 сенаторов, избранных 4 октября 2008 года.

Сенат состоит из 47 депутатов, 32 из которых избираются по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан, а 15 – назначаются Президентом Республики Казахстан. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет. Половина депутатов переизбирается каждые три года.

Выборы проводились на основе положений Конституции Республики Казахстан, конституционных законов «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Закон), «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», а также постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

В соответствии с законодательством депутатом Сената может быть гражданин Казахстана не моложе 30 лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории страны последние десять лет, из них не менее трех – в регионе, от которого он избирается.

Избрание депутатов Сената проходило на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании с соблюдением принципа альтернативности.

Согласно Закону Центральная избирательная комиссия (далее – ЦИК) осуществляла общее руководство организацией и проведением выборов.

Проведение выборов обеспечивали областные, а в городах Астана и Алматы – городские избирательные комиссии (далее – избирательные комиссии).

Избирательные комиссии были обеспечены методическими пособиями, инструкциями и образцами документов, им были предоставлены необходимые технические и финансовые ресурсы.

Для членов избирательных комиссий проведены обучающие семинары-совещания.

ЦИК проводила обобщение поступавших в избирательные комиссии вопросов по подготовке и проведению выборов депутатов Сената и давала на них подробные ответы.

С 1 августа на период избирательной кампании был открыт постоянно действующий пресс-центр Центральной избирательной комиссии.

Выдвижение кандидатов в депутаты Сената проводилось со 2 по 31 августа на сессиях областных, городов Астана и Алматы, районных, городских маслихатов и в порядке самовыдвижения  путем подачи в соответствующую избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Сената.

Кандидат в депутаты Сената должен был собрать в свою поддержку подписи не менее чем 10% выборщиков, представляющих все маслихаты региона, от которого он избирается, причем количество подписей выборщиков от одного маслихата не должно быть больше 25%.

Всего были выдвинуты 88 кандидатов. Правом на самовыдвижение воспользовались 73 претендента, 15 кандидатов были выдвинуты маслихатами. Наибольшее количество кандидатов выдвинулось в городе Алматы – 9 человек. В Актюбинской и Алматинской областях – по 7 кандидатов. По 6 претендентов было выдвинуто в Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях.

Избирательные комиссии выдали кандидатам в депутаты Сената подписные листы для сбора подписей выборщиков, который осуществляли доверенные лица кандидатов.

Из 88 претендентов 27 было отказано в регистрации, из которых 10 – в связи с подачей личных заявлений об отказе от участия в выборах и 17 – в связи с непредоставлением в отведенные законодательством сроки необходимых документов. Всего был зарегистрирован 61 кандидат.

После регистрации в качестве кандидатов в депутаты Сената от участия в избирательной кампании отказались 22 человека.

Таким образом, в выборах приняли участие 39 кандидатов.

С 12 сентября все зарегистрированные кандидаты в депутаты Сената приступили к предвыборной агитации, которая проводилась до 24.00 часов 29 сентября.

Кандидатам были гарантированы равные условия для ведения агитационной кампании.

Из республиканского бюджета им было выделено равное количество средств на 15-минутное выступление по телевидению, 10-минутное выступление на радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух своих статей.

Кроме того, для ведения предвыборной агитации кандидаты могли использовать средства собственных избирательных фондов, образованных в установленном Законом порядке.

Кандидаты в депутаты опубликовали в СМИ свои биографии, предвыборные программы, выступали по местному телевидению, вели агитационную работу путем личных встреч с выборщиками. Во всех регионах были составлены графики встреч с выборщиками.

По данным ЦИК, в республике ежедневно проходило свыше 30 агитационных мероприятий. Местные исполнительные органы совместно с избирательными комиссиями определили места для размещения агитационных печатных материалов кандидатов.

В целях повышения информированности населения о ходе предвыборной кампании избирательные комиссии обеспечивали информационное сопровождение выборов, своевременно предоставляя СМИ все необходимые сведения. В период агитационной кампании в средствах массовой информации было опубликовано более 900 материалов, посвященных избирательной кампании. Из них 256 – в электронных СМИ, свыше 150 – в печатных и около 500 в сети Интернет.

С 1 августа по основным республиканским и региональным теле- и радиоканалам транслировались видео- и аудиоролики, посвященные предстоящим выборам.

В Центральную избирательную комиссию по состоянию на 1 октября поступили пять обращений. Три из них содержали просьбу разъяснить нормы избирательного законодательства, регламентирующие порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Сената, и были рассмотрены в установленном Законом порядке. Остальные 2 находятся на стадии рассмотрения.

Миссия отмечает, что в процессе подготовки к выборам отступлений от требований избирательного законодательства Республики Казахстан не выявлено.

В день выборов члены Миссии присутствовали на совместных заседаниях выборщиков во всех областных центрах республики, городах Астана и Алматы.

Наблюдатели отмечают, что повсеместно за один час до голосования соответствующие избирательные комиссии открыли пункты для голосования. Пункты для голосования соответствовали установленным избирательным законодательством требованиям. Выборщикам были созданы необходимые условия для свободного волеизъявления. Избирательные комиссии соблюдали предусмотренные Законом процедуры проведения совместных заседаний выборщиков, выдачи бюллетеней, подсчета голосов выборщиков и определения результатов голосования на выборах.

 

*    *    *

По итогам наблюдения за ходом подготовки и проведения выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводу, что состоявшиеся 1 октября 2014 года выборы проведены с соблюдением норм и принципов Конституции и в соответствии с действующим в Республике Казахстан избирательным законодательством.