Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В.Гаркун: Наблюдение за выборами стало неотъемлемой составляющей политического сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств

Государства – участники Содружества Независимых Государств придают важное значение совершенствованию избирательного процесса как ключевого фактора последовательного укрепления демократических институтов, а наблюдение за выборами стало неотъемлемой составляющей политического сотрудничества в рамках СНГ. Об этом заявил, выступая на Международной конференции «Избирательные процессы на пространстве СНГ», первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря Содружества Владимир Гаркун.

По его словам, за 13 лет существования наблюдения Исполкомом организована работа 73 миссий, которые неоднократно проводили мониторинг избирательных кампаний во всех государствах Содружества. В составе миссий принимали участие около 14 тысяч наблюдателей, представляющих все страны СНГ, а также Межпарламентскую Ассамблею государств – участников Содружества, Парламентское Собрание Беларуси и России.

На сегодняшний день в Содружестве накоплен большой опыт, и создана прочная правовая база, которой руководствуются наблюдатели. Это – Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ и Положение о Миссии наблюдателей от СНГ. Они детально определяют стандарты демократических выборов, а также принципы и формат международного наблюдения.

«При организации своей деятельности наша Миссия исходит из того, что выборы являются исключительно внутренним делом принимающего государства. Причем на вынесение политических оценок наши функции не распространяются. В то же время со стороны Миссии высказываются конкретные замечания и рекомендации, направленные на совершенствование национального законодательства, практики подготовки и проведения выборов», – подчеркнул Владимир Гаркун.

Он отметил, что государства заблаговременно приглашают Миссию для наблюдения за избирательными кампаниями. Такая практика позволяет гласно и открыто формировать оптимальные по своему составу миссии, организовывать полноценный мониторинг выборов и объективно оценивать правоприменительную практику избирательного законодательства.

При этом основной акцент делается на проведении долгосрочного наблюдения. Здесь Исполком СНГ тесно сотрудничает с Международным институтом мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан.

Для подготовки итогового документа по результатам наблюдения формируется Совет координаторов, который на основе материалов долгосрочного мониторинга, а также поступивших от наблюдателей накануне и в день голосования проверочных анкет готовит соответствующее заявление.

Практика показала, что созданный и стабильно работающий институт наблюдателей в Содружестве в состоянии проводить высокопрофессиональный мониторинг избирательного процесса и непредвзято оценивать результаты выборов, считает Владимир Гаркун.

Вместе с тем он подчеркнул, что деятельность Миссии не должна замыкаться лишь на подготовке и принятии итогового заявления. Не менее важно в последующем продолжить анализ реализации внесенных ею предложений и рекомендаций.

Первый зампред Исполкома СНГ заявил, что за последние годы в странах СНГ проделана огромная работа по совершенствованию законодательной базы и повышению профессионального уровня организаторов выборов. Более подготовленными и компетентными в правовом плане стали и сами избиратели.

«В данном контексте следует подчеркнуть существенные изменения в направлении либерализации избирательного законодательства, что способствует открытости и прозрачности выборов, а самое главное – обеспечивает реальную свободу волеизъявления граждан. Сегодня можно с полным основанием утверждать о демократичности избирательных систем государств СНГ, их соответствии общепризнанным нормам и правилам», – сказал он.

Владимир Гаркун также отметил, что для стран СНГ характерно самое уважительное отношение к международному наблюдению. Однако его авторитет в глазах общественности зачастую подрывают существующая практика «двойных стандартов» в оценке выборов, политическая ангажированность некоторых наблюдателей, отсутствие четких детально прописанных общеевропейских критериев демократичности избирательного процесса.

В этой связи государства – участники Содружества последовательно и настойчиво предлагают своим западным партнерам поставить процесс наблюдения за выборами на согласованную нормативно-правовую базу.

Свою позицию по данному вопросу еще 10 лет назад высказали главы государств в Заявлении от 3 июля 2004 года и Совет министров иностранных дел СНГ, который в Обращении к партнерам по ОБСЕ от 15 сентября 2004 года обратил внимание на необходимость разработки единых и понятных для всех критериев оценки избирательной практики.

«Эти предложения в условиях динамично изменяющегося мира приобретают особую актуальность. С одной стороны, выборы являются демократическим механизмом стабилизации общества. С другой – налицо попытки деструктивных сил использовать их для разжигания политических страстей и нагнетания напряженности, – заявил Владимир Гаркун. – Полагаем, что «методика наблюдения», как и «методика оценки выборов», должны быть едиными на всем пространстве ОБСЕ».

Он также подчеркнул, что международные обязательства в области защиты избирательных прав граждан и международного наблюдения должны быть максимально конкретными и однозначными, не допускающими их двусмысленной трактовки. При этом выводы Миссии должны основываться на национальном законодательстве и документах Содружества, которые касаются выборной сферы, наблюдение должно вестись объективно и беспристрастно, итоговое заявление Миссии должно быть коллегиальным и вырабатываться Советом координаторов, а государство, проводящее выборы, должно быть ознакомлено с выявленными недостатками. Целью миссий должно быть обеспечение условий свободного, независимого выбора гражданами своего будущего.

Только при таком подходе, по мнению Владимира Гаркуна, миссии могут претендовать на роль объективных и независимых экспертов-наблюдателей, что и будет на практике содействовать открытости и демократичности избирательного процесса.

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ