Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Кыргызской Республики

По приглашению Кыргызской Республики Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла наблюдение за выборами Президента Кыргызской Республики 30 октября 2011 года (далее – выборы).

Миссия в количестве 177 человек была сформирована на основании Положения о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества.

В состав Миссии вошли представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ и Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Миссия приступила к наблюдению за выборами 17 октября 2011 года и выполняла свои функции, соблюдая законы Кыргызской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права в области организации и проведения выборов.

 

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе: Конституции Кыргызской Республики, принятой референдумом 27 июня 2010 года (далее – Конституция), Конституционного закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 года (далее – Конституционный закон), Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» от 30 июня 2011 года (далее – Закон об избирательных комиссиях), Постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О назначении выборов Президента Кыргызской Республики» от 30 июня 2011 года.

Анализ избирательного законодательства страны, проведенный экспертами Миссии, показал, что оно отвечает положениям Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, подписанной Кыргызской Республикой.

Базовые принципы проведения выборов закреплены в Конституционном законе и включают всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также свободное, добровольное и тайное голосование.

В результате реформы законодательства избирательная система страны претерпела ряд изменений. Например, в части избрания Президента на 6-летний период и ограничения его пребывания в должности одним сроком; структуры и формирования избирательных комиссий на постоянной основе; голосования только по основным спискам избирателей, тогда как ранее составлялись и дополнительные списки; отмены порога явки; голосования вне помещения избирательных участков за одни сутки до выборов; возможности волеизъявления по избирательному адресу (адрес избирателя, не являющийся его постоянным местом жительства, по которому избиратель не позднее 10 дней до выборов изъявит желание голосовать) и т. д.

Вместе с тем, по мнению Миссии, возможно дальнейшее совершенствование избирательного законодательства Кыргызской Республики, в частности, можно было бы:

более четко прописать порядок формирования территориальных и участковых комиссий и количественный состав их членов;

определить максимальное количество избирателей на участке и увеличить численность членов участковых избирательных комиссий (как показало наблюдение за голосованием, в Бишкеке есть избирательные участки, насчитывающие до 4 тыс. человек, в результате чего создавались большие очереди на участках);

уточнить, какие документы, удостоверяющие личность, должен предъявлять избиратель для получения избирательного бюллетеня ввиду нечеткой формулировки терминов в законодательстве;

пересмотреть часть Конституционного закона, регламентирующую порядок голосования вне помещения избирательного участка (разрешить такое голосование в день выборов);

усовершенствовать порядок формирования списков избирателей, с тем чтобы обеспечить их полноту и достоверность, не допускать случаев необоснованного исключения избирателей из списков.

 

 

Организация избирательной кампании

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная комиссия, ЦИК) государственные органы, органы местного самоуправления стремились предпринять необходимые меры для проведения свободных и демократических выборов.

В целях соблюдения Конституционного закона Генеральная прокуратура Кыргызской Республики напомнила участникам избирательной кампании об уголовной ответственности за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды. При этом органам правопорядка было указано на ответственность за незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, укрытие преступлений от учета и совершение иных противозаконных действий.

Верховным судом были направлены письма об организации дежурства судей и сотрудников аппаратов судов на местах. Высший судебный орган также распорядился незамедлительно информировать обо всех поступивших в суд жалобах и заявлениях, касающихся избирательной кампании, и о результатах их рассмотрения.

За избирательными участками на день выборов были закреплены сотрудники правоохранительных органов и предприняты дополнительные меры безопасности.

Подготовку и проведение выборов осуществляли избирательные комиссии – коллегиальные независимые органы, систему которых составляют Центральная комиссия, 58 территориальных избирательных комиссий (ТИК), 2318 участковых избирательных комиссий (УИК).

В соответствии с Законом об избирательных комиссиях Центральная комиссия формируется сроком на 5 лет и состоит из 12 членов, избираемых Жогорку Кенешем: одна треть состава ЦИК по представлению Президента, одна треть – парламентского большинства, одна треть – парламентской оппозиции.

Территориальные избирательные комиссии формируются Центральной комиссией сроком на 2 года в составе одной второй представителей от политических партий и одной второй представителей от представительных органов местного самоуправления.

Участковые избирательные комиссии формируются территориальными комиссиями по такому же принципу.

Количество членов УИК определяется Центральной комиссией исходя из количества избирателей на соответствующем избирательном участке.

В целях координационного, организационно-методического и материально-технического обеспечения деятельности ТИК, ведения, обновления и уточнения списков избирателей в аппарате ЦИК создан институт специальных представителей Центральной комиссии при территориальных избирательных комиссиях.

В преддверии формирования территориальных и участковых избирательных комиссий ЦИК обратилась к гражданам Кыргызстана, политическим партиям, государственным органам и представительным органам местного самоуправления с призывом как можно более ответственно отнестись к выдвижению представителей в состав избирательных комиссий, учитывая согласие работать и надлежащее исполнение ими своих обязанностей.

Для оказания правовой и методической помощи членам территориальных и участковых избирательных комиссий ЦИК подготовила справочники (пособия) на кыргызском и русском языках, в которых раскрыты особенности правового регулирования деятельности ТИК и УИК при подготовке и проведении выборов. В указанных справочниках собраны все принятые нормативные акты, методические рекомендации, приведены образцы и формы избирательных документов.

Решения, принятые на заседаниях Центральной комиссии, доводились до общественности через средства массовой информации и публиковались на ее официальном сайте.

В соответствии с Календарным планом основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Кыргызской Республики ЦИК провела серию обучающих семинаров для членов УИК, на которых рассматривались вопросы осуществления необходимых процедур в день голосования; тренинг для системных администраторов ТИК автоматизированной системы «Шайлоо»; а также тренинг для членов УИК по обучению работе с факсимильными аппаратами для передачи протоколов по результатам выборов в ЦИК.

Центральная комиссия предупредила членов избирательных комиссий об уголовной ответственности за фальсификацию избирательных документов, документов выборов или неправильный подсчет голосов.

Списки избирательных участков и составы УИК с указанием их адресов и телефонов были опубликованы на сайте ЦИК и в средствах массовой информации.

По заказу ЦИК для информирования избирателей о выборах по каналам телевидения транслировались ролики на кыргызском и русском языках, призывающие избирателей проверить себя в списках, принять участие в голосовании, распространялись информационные проспекты, листовки аналогичного содержания.

Участковые избирательные комиссии направляли избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования. Однако в Бишкеке наблюдатели зафиксировали отдельные факты неполучения избирателями таких приглашений.

Накануне выборов представители Миссии посетили избирательные комиссии города Бишкека и Чуйской области и констатируют, что помещения для голосования были оснащены средствами связи и оргтехникой, дополнительным электропитанием, обеспечены необходимыми справочно-методическими материалами, нормативными правовыми документами. В то же время наблюдатели от СНГ отметили, что на некоторых избирательных участках отсутствовали информационные материалы о кандидатах в Президенты.

 

Списки избирателей

Составление списков избирателей, формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях в период между выборами является обязанностью Центральной комиссии. Списки избирателей составляются с участием органов местного самоуправления на основе сведений об избирателях с использованием единой системы учета избирателей. За достоверность, полноту и своевременность передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии ответственность возложена на территориальные избирательные комиссии.

В целях ознакомления избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного участка, УИК за 40 дней до выборов вывешивали списки избирателей, а не позднее 30 календарных дней направляли извещения о наличии избирателей в списках.

Для уточнения сведений об избирателях путем подворного обхода с 1 по 20 октября Центральной комиссией были созданы мобильные группы из членов УИК, правоохранительных органов, органов местного самоуправления.

К новациям законодательства относится голосование по избирательному адресу.

В день голосования имели право голосовать только граждане, включенные в списки избирателей.

По информации Центральной комиссии, в списки избирателей, обладавших на день голосования активным избирательным правом, было включено свыше 3 млн граждан.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента

В соответствии с Конституцией Президент избирается на 6 лет гражданами республики. При этом одно и то же лицо не может быть избрано дважды. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

Избранным считается кандидат на должность Президента, набравший более половины голосов всех избирателей, участвовавших в голосовании.

Претендент на пост главы государства для регистрации в качестве кандидата должен был собрать не менее 30 тыс. подписей избирателей в свою поддержку, создать избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании, сдать экзамен на знание государственного языка.

В Центральную комиссию поступили заявления от 86 кандидатов о намерении баллотироваться на пост Президента. По причинам невыполнения предусмотренных Конституционным законом процедур для регистрации (в установленные сроки не созданы избирательные фонды, не сданы подписные листы, не собрано достаточное количество подписей в поддержку кандидата на пост Президента, выявлены недостоверные подписи или не сдан экзамен на знание государственного языка) ЦИК отказала в регистрации 49 претендентам на пост главы государства; 21 претендент взял самоотвод.

Таким образом, в итоге Центральной комиссией были зарегистрированы 16 кандидатов на должность Президента страны. Очередность кандидатов в избирательном бюллетене ЦИК определила путем жеребьевки.

 

Предвыборная агитация

Предвыборная агитация, начавшаяся 25 сентября и завершившаяся за 24 часа до голосования, проходила в рамках Конституционного закона. Кандидаты имели право самостоятельно определять способы и формы предвыборной агитации, соблюдая требования действующего законодательства.

Центральная комиссия призвала кандидатов вести политическую борьбу цивилизованно, уважая права оппонентов; средства массовой информации – не допускать публикаций, основанных на заведомо ложных сведениях и наносящих ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидатов, политических партий; органы прокуратуры и внутренних дел – принимать меры к пресечению противоправной агитационной деятельности.

ЦИК утвердила Положение о Рабочей группе по контролю за соблюдением правил ведения предвыборной агитации на период выборов Президента Кыргызской Республики. В компетенцию Рабочей группы входило предварительное рассмотрение обращений о нарушениях норм действующего законодательства о выборах, регулирующих информирование избирателей, проведение предвыборной агитации; рассмотрение экземпляров печатных и аудиовизуальных агитационных материалов, предоставленных в ЦИК кандидатами, на предмет их соответствия законодательству.

Для обеспечения равных условий ведения предвыборной агитации Центральная комиссия провела жеребьевку. В ее результате между кандидатами были распределены в соответствии с Конституционным законом бесплатная печатная площадь, предоставляемая газетами «Кыргыз Туусу» и «Слово Кыргызстана», а также бесплатное эфирное время на каналах ОТРК и ЭлТР, «Биринчи радио». Определены даты и время для индивидуальных выступлений и выступлений в прямом эфире, теледебатов, «круглых столов», проката агитационных роликов.

Тем не менее допускались отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации. Центральная комиссия предупредила редакции 9 средств массовой информации в связи с преждевременной агитацией за некоторых претендентов на пост Президента.

Органами внутренних дел были зарегистрированы факты порчи и кражи агитматериалов кандидатов на пост главы государства.

По мнению Миссии, данный этап избирательной кампании начался, проводился и завершился в соответствии с избирательным законодательством. Кандидатам были созданы равные условия для борьбы за голоса избирателей.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействовал с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного законодательства. Состоялись встречи с руководством Центральной комиссии, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда Кыргызской Республики.

В целях обеспечения избирательных прав граждан, оперативной работы с их обращениями и жалобами, связанными с деятельностью ЦИК, на период подготовки и проведения выборов была организована Общественная приемная.

В Центральную комиссию, по состоянию на 29 октября 2011 года, поступили 82 жалобы и заявления. Из них 4 переданы в органы внутренних дел, 2 направлены в нижестоящие избирательные комиссии, двум заявителям отказано в рассмотрении жалоб, остальные жалобы и заявления рассмотрены в соответствии с законодательством.

По информации Верховного суда Кыргызской Республики, в суды поступили 45 заявлений, все они рассмотрены. При этом в принятии 9 заявлений отказано; 13 удовлетворены; в удовлетворении 15 отказано; 5 возвращены заявителям; 2 оставлены без рассмотрения; 1 заявление по избирательному спору находится на рассмотрении в суде.

По сведениям Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, органами прокуратуры по выявленным нарушениям избирательного законодательства внесены 107 актов прокурорского реагирования, из них 4 представления об устранении нарушений закона, 83 предписания, объявлены 20 предостережений.

В органы прокуратуры поступили 30 обращений о нарушении законодательства о выборах.

Органами внутренних дел республики возбуждены 12 уголовных дел по фактам повреждения и кражи агитационных материалов в виде баннеров кандидатов на должность Президента.

Принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по 5 материалам проверок, из них органами прокуратуры по 2 фактам, органами внутренних дел – по 3 фактам.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В соответствии с Конституционным законом избиратели, не имевшие возможности в день выборов прибыть на свои участки, могли проголосовать досрочно в помещении ТИК за 9–1 день до дня голосования на основании письменного заявления о своем предстоящем отсутствии на территории страны 30 октября при предъявлении соответствующего документа. Правом досрочного голосования воспользовались 337 избирателей.

Избиратели, которые были внесены в списки, но по состоянию здоровья или по иным причинам не могли прибыть на участки 30 октября, имели возможность проголосовать вне помещения для голосования только за один календарный день до выборов.

В день выборов представители Миссии посетили избирательные участки в городах Бишкеке и Оше, Баткенской, Жалал-Абадской, Иссык-Кульской, Таласской и Чуйской областях.

На участках, где побывали наблюдатели от СНГ, голосование проходило в присутствии национальных и международных наблюдателей.

Для предотвращения возможного многократного голосования использовалась маркировка большого пальца левой руки избирателя.

Представители Миссии на избирательных участках городов Бишкека и Оша, Жалал-Абадской, Ошской и Чуйской областей зафиксировали случаи невключения граждан в списки избирателей. Большое количество граждан отсутствовали в избирательных списках города Бишкека, при этом ранее их фамилии имелись в соответствующих списках, вывешенных для ознакомления в УИК, и в предусмотренном законом порядке в установленные сроки ими были получены извещения о наличии их в списках.

На некоторых избирательных участках отсутствовали стенды с информационными материалами о кандидатах.

На ряде участков города Бишкека и Чуйской области отсутствовали предусмотренные законодательством образцы заполненных избирательных бюллетеней и увеличенные формы протоколов.

На некоторых участках города Бишкека не все избиратели проходили процедуру проверки наличия маркировки.

Представители Миссии наблюдали за подсчетом голосов участковыми избирательными комиссиями. По оценкам наблюдателей, на тех участках, где они присутствовали, данная процедура была прозрачной и открытой.

В целях предотвращения фальсификаций при подведении итогов голосования сейф-пакеты с первым экземпляром протоколов УИК передавались в ТИК для занесения результатов голосования в автоматизированную систему «Шайлоо», а заверенные копии протоколов – в ЦИК.

Для контроля, предварительной обработки и обобщения данных УИК незамедлительно передавали заверенные копии протоколов в Центральную комиссию посредством факсимильной связи. Итоги голосования размещались в режиме on-line на сайте ЦИК.

 

Выводы

 

Оценивая ход подготовки и проведения выборов, Миссия отмечает, что избирательное законодательство Кыргызской Республики в последние два года было дополнено положениями, направленными на дальнейшее совершенствование и демократизацию избирательной системы.

Миссия констатирует, что прошедшие 30 октября 2011 года выборы Президента Кыргызской Республики проведены в соответствии с действующим избирательным законодательством страны.

Миссия в ходе наблюдения не зафиксировала нарушений избирательного законодательства, которые могли бы повлиять на результат выборов.

 

По мнению Миссии, включение в состав избирательных комиссий представителей политических партий и органов местного самоуправления, а также присутствие на избирательных участках широкого круга наблюдателей в значительной мере способствовало прозрачности и открытости избирательного процесса.

***

Миссия выражает надежду, что состоявшиеся выборы станут важным фактором дальнейшей демократизации политической и общественной жизни страны и послужат укреплению внутренней стабильности.