Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан

18 декабря 2014 года

СОДРУЖЕСТВО  НЕЗАВИСИМЫХ  ГОСУДАРСТВ
Штаб Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан

г. Ташкент, проспект Амира Темура, 107 Б, блок С, 13 этаж,
тел.  (+ 998 71)  238-99-31, факс: 238-99-30, e-mail: elsng@mail.ru

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ  ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан

(8–17 декабря 2014 года)

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (далее – Центральная избирательная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) с 8 декабря 2014 года осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее – выборы).

В составе Миссии аккредитованы 76 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, а также Исполнительный комитет СНГ.

Миссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, документами, принятыми в рамках Содружества, общепризнанными нормами международного права в области организации и проведения выборов, соблюдая принцип невмешательства в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

Миссия работает открыто и гласно, ее деятельность освещается в СМИ, в теле- и радиопередачах. Штабом Миссии выпущены два информационных сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Наблюдатели от Содружества обсуждали ход избирательной кампании с руководством ЦИК, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда. Состоялись встречи с руководством политических партий, принимающих участие в выборах: Народно-демократической партии Узбекистана, Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат», Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана и Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш».

Долгосрочные наблюдатели от СНГ изучили работу избирательных комиссий по подготовке к выборам в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Самаркандской, Ташкентской, Ферганской областях и городе Ташкенте.

Наблюдателям предоставлено право беспрепятственного ознакомления с деятельностью комиссий.

Участковые избирательные комиссии имеют необходимую методическую литературу, сборники документов, касающихся применения положений Закона, информационные материалы и наглядные пособия о выборах.

Для эффективного функционирования окружные и участковые избирательные комиссии повсеместно обеспечены кабинами для голосования, прозрачными избирательными ящиками, оргтехникой, средствами связи и автотранспортом.

Посещая избирательные участки, наблюдатели от СНГ стремились оказать консультативную помощь членам избирательных комиссий, в доброжелательной форме высказывали рекомендации устранить незначительные технические недостатки, касающиеся ведения делопроизводства, расстановки кабин для голосования и избирательных ящиков, в целях наилучшего обзора процесса голосования. Члены участковых избирательных комиссий с пониманием воспринимали замечания наблюдателей от СНГ.

Законодательную базу для проведения выборов составляют Конституция Республики Узбекистан (далее – Конституция), законы «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», а также постановления Центральной избирательной комиссии.

В 2012 году в целях дальнейшей демократизации избирательного процесса, совершенствования практики организации и проведения выборов были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» (далее – Закон).

Так, в Законе закреплено понятие предвыборной агитации, определены виды, формы и методы ее проведения. Кроме того, установлены сроки, порядок и процедура проведения досрочного голосования.

Внесенные в 2014 году дополнения в «Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» усилили ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Проведение избирательной кампании обеспечивают Центральная, 135 окружных и 9 035 участковых избирательных комиссий, в том числе 44 – за рубежом.

В соответствии с принятыми в 2014 году поправками к статье 117 Конституции Центральной избирательной комиссии был придан статус постоянно действующего, самостоятельного конституционного органа. Утверждены принципы ее деятельности: независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость.

Миссия отмечает, что формирование окружных и участковых избирательных комиссий прошло в соответствии с определенными в Законе порядком и сроками.

Центральная избирательная комиссия последовательно и целенаправленно проводит работу по подготовке и проведению избирательной кампании.

В этих целях ЦИК приняла Программу мероприятий по подготовке и проведению выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан, в которой определены основные принципы, задачи, приоритетные направления и мероприятия по подготовке и проведению выборов.

Начиная с мая 2014 года прошли международные конференции, семинары, круглые столы с участием представителей институтов гражданского общества, в том числе и зарубежных экспертов, на которых обсуждались вопросы развития избирательной системы республики, ее соответствия общепризнанным нормам проведения демократических выборов.

С учетом важной роли общественно-политической активности молодежи в проведении выборов в республике в рамках подготовки к выборам проведен целый комплекс разъяснительных мероприятий по правовой тематике для избирателей, которые впервые примут участие в выборах.

В целях повышения уровня информированности о национальном избирательном законодательстве и его практическом применении, правилах ведения документации, связанной с подготовкой и проведением выборов, прошли территориальные семинары-тренинги для членов участковых избирательных комиссий. На отдельных из них присутствовали представители Миссии.

На областных телеканалах и по центральному телевидению показан учебный фильм о работе участковых избирательных комиссий в день выборов, а также транслируются ролики о порядке досрочного голосования и заполнении избирательных бюллетеней.

Центральная избирательная комиссия, являясь главным организатором проведения избирательной кампании, работает гласно и открыто. Ее заседания проходят с участием международных наблюдателей, представителей политических партий и средств массовой информации.

ЦИК эффективно использует потенциал средств массовой информации для обеспечения гласности и открытости избирательного процесса.

В этих целях, как и на предыдущих выборах, ЦИК были подписаны соглашения об освещении хода избирательной кампании с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Творческим союзом журналистов Узбекистана, Общественным фондом поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана и Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации.

По каналам телевидения и радио регулярно транслируются информационные ролики о предстоящих выборах.

Участковые избирательные комиссии направили избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

В целях объективного и оперативного информирования общественности о ходе избирательной кампании ЦИК открыла Республиканский пресс-центр по освещению выборов 2014 года, а при областных избирательных комиссиях – пресс-группы.

Законодательная палата Олий Мажлиса состоит из 150 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Из них 135 депутатов избираются по территориальным одномандатным округам на многопартийной основе.

В связи с актуальностью вопросов, связанных с охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности населения, в нижней палате парламента предоставлены 15 мест для депутатов от Экологического движения Узбекистана.

Право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют политические партии при условии, что они зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее чем за четыре месяца до дня объявления о начале избирательной кампании. В поддержку участия политической партии в выборах должно было быть собрано не менее 40 тысяч подписей избирателей, при этом количество подписей, собранных партией в одном административно-территориальном образовании страны (Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент), не должно превышать 8 % от требуемого количества.

Политические партии правомочны были выдвинуть 135 кандидатов в депутаты: одного кандидата по каждому избирательному округу.

Политические партии в установленные Законом сроки провели свои съезды и конференции, на которых были выдвинуты кандидаты в депутаты, и предоставили в ЦИК необходимые документы и подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку.

В связи с тем, что сбор подписей избирателей в поддержку политических партий проведен в соответствии с требованиями избирательного законодательства, ЦИК приняла постановление о допущении к участию в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Народно-демократической партии Узбекистана, Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат», Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана и Демократической  партии Узбекистана «Миллий тикланиш».

Каждая политическая партия выполнила требования статьи 22 Закона и выдвинула не менее 30 % женщин от числа кандидатов в депутаты.

Предвыборная агитация началась со дня регистрации и завершится 19 декабря 2014 года.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии  «О предвыборной агитации политических партий, кандидатов в депутаты в период избирательной кампании по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» каждой политической партии на каналах Национальной телерадиокомпании Узбекистана («Узбекистон» и «Ёшлар») для ведения предвыборной агитации еженедельно предоставляется по 238 минут эфирного времени (в том числе по 5 минут – лидерам политических партий). Помимо этого, на теле- и радиоканалах ежедневно по два раза в день едиными блоками транслируются предвыборные ролики политических партий.

Выступления представителей политических партий и выдвинутых ими кандидатов в депутаты осуществляются в средствах массовой информации в алфавитном порядке.

Кроме того, ведутся теледебаты представителей политических партий, кандидатов в депутаты.

Для публикации выступлений кандидатов в депутаты, представителей политических партий в газетах «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока» безвозмездно выделены равные печатные площади.

Кандидаты в депутаты также используют эфирное время и печатные площади на платной основе.

Политическим партиям обеспечены равные условия для размещения в районах и городах материалов предвыборной агитации на средствах наружной рекламы. Всего для этих целей использовано 1212 специализированных конструкций и щитов, а также 25 электронных мониторов, на которых единым блоком транслировались 30-секундные партийные ролики.

Члены Миссии отмечают, что встречи с избирателями проходят в атмосфере открытости и гласности, корректно, с учетом национального менталитета и традиций.

В соответствии с Законом в список избирателей включаются фамилии граждан, достигших ко дню или в день выборов восемнадцати лет, постоянно или временно проживающих к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.

Списки избирателей составлялись участковыми избирательными комиссиями с привлечением представителей общественности на основании сведений, предоставленных органами местной исполнительной власти и местного самоуправления.

Участковые избирательные комиссии за 15 дней до выборов предоставили гражданам возможность ознакомиться со списками и проверить правильность их составления. Каждый избиратель имеет право обжаловать обнаруженные им ошибки или неточности в списках избирателей. В течение 24 часов участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю мотивированный ответ об отклонении заявления.

Избиратель, по каким-либо причинам не включенный в список, в день выборов на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и местожительство, может быть включен в приложение к списку избирателей.

По информации ЦИК, в списки для участия в выборах включено свыше 20 млн 700 тыс. избирателей.

Политические партии, кандидаты в депутаты, избиратели и наблюдатели имеют право обжаловать решения избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Узбекистан. В соответствии с Законом заявители имеют право участвовать в обсуждении их обращений в судах или избирательных комиссиях.

Согласно Закону избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могут с 11 по 19 декабря 2014 года проголосовать досрочно в помещении участковой избирательной комиссии.

Представители Миссии наблюдают за процедурой досрочного голосования.

Выводы и оценки о результатах наблюдения за выборами в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан Миссия наблюдателей от СНГ сделает после завершения выборов.

 

Штаб Миссии наблюдателей от СНГ