Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В Узбекистане началась предвыборная агитация

Избирательная кампания по выборам Президента Республики Узбекистан вступила в решающую стадию – после регистрации Центризбиркомом кандидатов в Президенты началась предвыборная агитация. О том, как организованы и на каких принципах основаны подготовка и проведение предстоящих выборов, корреспондент УзА побеседовал с председателем Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Мирза-Улугбеком Абдусаломовым. 

- В Конституции нашей страны закреплено, что Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов страны, - сказал М.Абдусаломов. – Выборы Президента Республики Узбекистан, которые пройдут 29 марта этого года, - это важнейшее общественно-политическое событие в современной истории нашей Родины. Ведь от активности, политической зрелости всех их участников, и, в конечном итоге, от решения, которое примут избиратели, зависит будущее страны, ее дальнейшее развитие. 

В связи с этим такое большое значение имеют подготовка и проведение выборов на самом высоком организационно-правовом и материально-техническом уровне, в полном соответствии с закрепленными в национальном избирательном законодательстве демократическими принципами гласности, открытости и справедливости. И для этого в нашей стране созданы все необходимые условия. 

Известно, что выборы - это неотъемлемый фактор демократического правового государства с сильным гражданским обществом. Они являются основной формой волеизъявления народа и его непосредственного участия в политической жизни, государственном и общественном управлении, формировании государственной власти. 

Поэтому создание современной, отвечающей требованиям демократии и условиям нашего динамичного развития избирательной системы, обеспечивающей свободное, активное участие граждан, политических партий в выборных процессах, надежные гарантии полной реализации избирательных прав, стали одними из ключевых приоритетов политики обновления и модернизации страны, реализуемой в годы независимости. 

Необратимость проводимых преобразований, их эффективность обусловлена, в первую очередь, эволюционным характером «узбекской модели» реформ. Поэтапно, последовательно осуществлялись они и в области формирования демократической избирательной системы, что обеспечило ее прочность, устойчивость и вместе с тем заложило возможности дальнейшего совершенствования – исходя из требований времени и углубления реформ. 

 

- В чем особенность нынешних выборов Президента Республики Узбекистан? 

- Избирательная кампания 2015 года по выборам Президента нашей страны проходит в качественно новых общественно-политических и социально-экономических условиях, значительно возросших межпартийной конкуренции, политической и гражданской активности населения. 

В ходе осуществления масштабных реформ Узбекистан добился огромных успехов в демократизации и либерализации политической, экономической и гуманитарной сфер. К нашим главным достижениям в первую очередь относятся укрепление в стране мира, спокойствия и гражданского согласия, устойчивые темпы роста экономики, постоянное повышение благосостояния, уровня и качества жизни населения. Принципиально важно, что одновременно проводились последовательные реформы, направленные на формирование и развитие в стране гражданского общества. 

Важнейшим фактором и источником этих позитивных перемен стали кардинальные изменения в сознании и мышлении людей, их убеждениях, рост чувства сопричастности к происходящему вокруг, гражданского долга и личной ответственности за завтрашний день, судьбу своей страны. 

Ярким подтверждением возросшего уровня общественно-политической активности, правовой и политической культуры населения стали выборы 2014 года в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов. Их итоги продемонстрировали приверженность нашей страны и народа делу строительства демократического государства, где главной целью становится обеспечение интересов, прав и свобод человека, верховенства закона, равенства перед ним всех граждан страны. 

В то же время выборы в парламент показали, насколько повысились требовательность и взыскательность граждан в оценке хода общественно-политических и социально-экономических реформ, участия в этом процессе политических партий, их практической деятельности, а также программных установок на перспективу. 

В свою очередь, все это потребовало от партий, принявших решение участвовать в выборах главы государства, не только повысить свою активность в избирательной кампании, но и – прежде всего – поднять на более высокий политический уровень свою работу, предвыборные программы выдвигаемых ими кандидатов в Президенты. 

 

- Что составляет правовую основу выборов Президента Узбекистана, гарантирующую их проведение в полном соответствии с принципами демократии? 

- Безусловно, базовым документом для функционирования национальной избирательной системы, как и демократического развития во всех других сферах жизни нашего общества, является Конституция Республики Узбекистан. В Основном Законе, в частности, закреплено, что Президент Республики Узбекистан избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кроме того, за годы независимости сформирован пакет законов, регламентирующих весь процесс выборов главы государства. В первую очередь это законы «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», а также ряд других законодательных актов. 

В основу избирательного законодательства нашей страны положены ключевые, общепризнанные в мире демократические принципы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, других международных правовых актах, ратифицированных Узбекистаном. 

Огромное значение для жизненности, действенности принятых в стране законов о выборах имеет то, что международные демократические стандарты были включены в них не автоматически, а имплементированы с учетом культуры, традиций нашего народа и накопленного за годы независимости национального опыта строительства демократического правового государства и общества. 

В этой связи можно привести такой факт - независимые зарубежные эксперты считают, что на сегодняшний день избирательное законодательство Узбекистана по уровню демократичности превосходит законы о выборах многих развитых стран мира. 

Все принятые в Узбекистане законодательные акты в этой сфере направлены на неукоснительное соблюдение избирательных прав граждан на основе принципов справедливости, гласности, открытости и транспарентности, создание избирателям необходимых условий для свободного участия в выборах, а политическим партиям, выдвигаемым ими кандидатам в Президенты - широких и равных возможностей в ходе избирательной кампании. 

Важнейшей особенностью национальной избирательной системы является законодательно закрепленная система независимых избирательных комиссий во главе с Центральной избирательной комиссией, которые обеспечивают организацию и проведение выборов в соответствии с требованиями закона и подчиняются только закону. 

 

- Какие изменения были внесены в избирательное законодательство в последние годы? 

- Быстрые темпы модернизации и обновления нашей страны и общества вызвали необходимость продолжения совершенствования национального законодательства, в том числе избирательного. Соответствующие задачи были поставлены в принятой Олий Мажлисом в 2010 году Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. 

Ключевое значение имели определенные в этом программном документе меры по усилению демократизации государственной власти и управления, укреплению многопартийной системы. С этой целью в Основной Закон был внесен ряд поправок, направленных на дальнейшее совершенствование системы сдержек и противовесов между ветвями власти. 

Кроме того, в избирательное законодательство были внесены изменения и дополнения для более полного осуществления принципа свободы выбора, повышения эффективности обеспечения равных условий политическим партиям и выдвинутым ими кандидатам в ходе проведения предвыборной агитации, совершенствования правовых механизмов обеспечения прозрачности в ходе выборов. 

В соответствии с внесенными поправками в статью 117 Конституции страны за Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан – впервые в мировой практике – закреплен статус конституционного органа, занимающего особое место в системе государственной власти, который обеспечивает подготовку и проведение выборов без всякого вмешательства других органов власти. Центризбиркому предоставлены исключительные полномочия в этом вопросе. Основными принципами деятельности комиссии определены независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Все это усилило гарантии обеспечения свободного волеизъявления избирателей, демократичности выборов. 

Надо отметить, что деятельность избирательных комиссий всех уровней и все мероприятия на каждом этапе выборного процесса четко регламентированы законом, а также Программой основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, разработанной Центральной избирательной комиссией исходя из требований законодательства. 

В программе, с учетом определенных в избирательном законодательстве задач по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, на основе четкого временного графика расписаны все соответствующие мероприятия, а также ответственные за них структуры. Это дает возможность организовать избирательную кампанию на высоком демократическом уровне, обеспечить необходимые условия для эффективной работы окружных и участковых избирательных комиссий и для полной реализации избирательных прав участников выборного процесса – политических партий, выдвинутых ими кандидатов в Президенты и непосредственно самих избирателей. 

Центризбиркомом в границах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента образовано 14 избирательных округов по выборам Президента Республики Узбекистан, сформированы окружные избирательные комиссии, а ими, в свою очередь, образовано 9058 избирательных участков и сформированы участковые избирательные комиссии. В состав комиссий обоих уровней на основании рекомендаций местных Кенгашей народных депутатов вошли авторитетные представители общественности. 44 избирательных участка образовано при представительствах Республики Узбекистан в зарубежных государствах. 

В соответствии с национальным законодательством право на выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан имеют только политические партии. Все четыре действующие в стране политические партии, представив в Центральную избирательную комиссию необходимые документы, были допущены к участию в выборах. Это – Народно-демократическая партия Узбекистана, Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш», Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана и Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат». 

Выдвижение кандидатов в Президенты было осуществлено высшими органами политических партий – проведенными съездами или курултаями. Затем были собраны подписные листы в поддержку кандидатов. По закону подписные листы, представленные каждой политической партией, должны были содержать подписи не менее пяти процентов от общего числа всех избирателей страны, представляющих не менее восьми административно-территориальных образований. В одном административно-территориальном образовании - Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент - политическая партия могла собрать не более восьми процентов подписей от их общего числа. 

Подписные листы вместе с необходимыми документами были представлены политическими партиями в Центральную избирательную комиссию для регистрации кандидатов. В установленный семидневный срок Центризбирком проверил представленные документы и дал заключение по поводу их соответствия требованиям законодательства. Правильность составления подписных листов проверяли образованные Центризбиркомом рабочие группы. 

14 февраля состоялось заседание Центральной избирательной комиссии, на котором были приняты постановления о регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и о предвыборной агитации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан в период избирательной кампании. 

 

- Начался, по сути, один из самых важных этапов избирательной кампании – предвыборная агитация… 

- Избирательная кампания представляет собой системный процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов. Среди них решающую роль играет предвыборная агитация, которой во всех демократических государствах, в том числе и в нашей стране, придается особое значение. Она дает возможность кандидатам ознакомить избирателей со своими предвыборными программами. 

Согласно Закону «О выборах Президента Республики Узбекистан» кандидатам в Президенты, политическим партиям предоставляется равное право использовать средства массовой информации при проведении предвыборной агитации. 

Постановлением Центризбиркома в целях обеспечения равных условий при проведении предвыборной агитации кандидатам в Президенты для выступлений с программами своей будущей деятельности предоставлено по 900 минут эфирного времени на каналах Национальной телерадиокомпании «Узбекистон» и «Ёшлар» и одинаковая печатная площадь - по 10 полос в газетах «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока». 

Кандидатам в Президенты законом предоставляется также равное право проводить встречи с избирателями. Каждый из кандидатов вправе иметь до 15 доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за его избрание и представляют его интересы в различных организациях. 

 

- Как на практике обеспечивается открытость, гласность и прозрачность избирательного процесса? 

– Организация демократических выборов в нашей стране основана на том, что тайным является только голосование, все остальные процессы проходят открыто, гласно и транспарентно. В соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» избирательные комиссии информируют граждан о своей деятельности по подготовке и проведению выборов, об образовании избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты Республики Узбекистан, об итогах голосования и выборов. 

Во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов на каждом избирательном участке имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты, представители печати, телевидения и радио, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений. 

Очень большую роль в обеспечении открытости и гласности избирательного процесса играют средства массовой информации. 

В ходе избирательных кампаний прошлых лет, в том числе парламентских выборов 2014 года, накоплен большой опыт сотрудничества Центризбиркома и СМИ в широком информировании отечественной и зарубежной общественности обо всех этапах подготовки и проведения выборов. С целью всестороннего и объективного освещения избирательной кампании 2015 года по выборам Президента нашей страны Центризбиркомом заключены двусторонние соглашения с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана и информационным агентством «Жахон». Соглашения также предусматривают широкое разъяснение среди населения национального законодательства, регулирующего избирательный процесс. Все большую активность в освещении избирательного процесса проявляют негосударственные средства массовой информации, в первую очередь входящие в ассоциацию НАЭСМИ, и информационно-аналитические интернет-издания. 

Центральной избирательной комиссией создан Республиканский пресс-центр по освещению выборов Президента Республики Узбекистан. Аналогичные пресс-центры действуют во всех регионах страны - при окружных избирательных комиссиях. К настоящему времени Центризбиркомом аккредитовано для освещения выборов Президента нашей страны свыше 340 представителей отечественных и зарубежных СМИ. 

В соответствии с программой Центризбиркома для организаторов выборов – членов окружных и участковых избирательных комиссий, а также представителей институтов гражданского общества, журналистов, проводятся тематические семинары. Это повышает их информированность о последних изменениях в национальном избирательном законодательстве, стоящих перед избирательными комиссиями задачах, в том числе по обеспечению открытости и гласности избирательного процесса с участием СМИ. 

Неукоснительное соблюдение в ходе избирательной кампании национального законодательства и проявление нашими гражданами, в том числе молодежью, своей активной жизненной и политической позиции будет способствовать проведению предстоящих выборов Президента нашей страны в полном соответствии с принципами демократии и, в конечном итоге, углублению проводимых в Узбекистане масштабных и последовательных демократических реформ. 

 

Источник: УзА