Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (25.12. 2011 - 10.01.2012 г.)


СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 Штаб Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента
Республики Казахстан

 г. Астана, гостиница «Алтын Дала»
ул. Бигельдинова, 8/1, корпус № 2, к.14
Телефон: +7-7172-96-51-22, Факс: +7-7172-96-51-21, e-mail: elsng@mail.ru



Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств о ходе наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (25 декабря 2011 года – 10 января 2012 года)

По приглашению казахстанской стороны Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) 25 декабря 2011 года приступила к наблюдению за внеочередными выборами депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее – выборы).
Выборы были назначены Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан».
Выборы 98 депутатов Мажилиса, избираемых гражданами республики, состоятся 15 января, а 9 депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, – 16 января 2012 года.
В соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества  согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ В. Гаркуна.
В составе Миссии аккредитованы 262 наблюдателя, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Украину, а также Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Парламентскую Ассамблею ЕврАзЭС и Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.
Миссия оценивает ход избирательной кампании самостоятельно и независимо, соблюдая национальное законодательство Республики Казахстан.
Представители Миссии в период долгосрочного наблюдения посетили территориальные и участковые избирательные комиссии городов Астаны и Алматы, Акмолинской и Алматинской областей.
Наблюдатели от СНГ считают, что предвыборная кампания проходит организованно и в спокойной обстановке.
Миссия работает открыто и гласно, в период мониторинга избирательной кампании публикует пресс-релизы. Члены Миссии проводят встречи с представителями средств массовой информации.
Наблюдателям от СНГ предоставлено право беспрепятственного доступа на избирательные участки, свободного общения с участниками избирательного процесса, представителями политических партий, местных исполнительных органов.
В регионах страны местными исполнительными органами по рекомендации Центральной избирательной комиссии (ЦИК) были открыты центры содействия международным наблюдателям для оказания практической помощи в осуществлении их деятельности.
Долгосрочные наблюдатели от СНГ присутствовали на заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана, где наблюдали процедуру выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана.
Вопросы, связанные с предстоящими выборами, рассматривались на встречах с руководством Центральной избирательной комиссии, Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Ход избирательной кампании обсуждался с представителями Партии Патриотов Казахстана, Казахстанской социал-демократической партии «Ауыл», Коммунистической Народной партии Казахстана, Демократической партии «Əдилет», Общенациональной социал-демократической партии и Демократической партии «Ак Жол».
Миссия СНГ отмечает, что в республике созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами. Это свидетельствует об открытости и демократичности избирательного процесса.

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе положений Конституции, Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), иных законодательных актов, а также постановлений ЦИК.
После предыдущих выборов депутатов Мажилиса в Конституционный закон был внесен ряд изменений, основным из которых стало обеспечение представительства не менее двух политических партий в нижней палате парламента даже в случае получения семи и более процентов голосов избирателей только одной партией.
Анализ избирательного законодательства, проведенный экспертами Миссии, показал, что оно отвечает положениям Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Избирательное законодательство дает возможность для проведения свободных, открытых и демократических выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании, организуемом системой независимых избирательных органов.

Выдвижение и регистрация кандидатов

В соответствии с Конституционным законом депутаты Мажилиса от политических партий избираются по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу. Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке.
Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента  производилось политическими партиями с 16 ноября по 5 декабря, регистрация партийных списков – с 16 ноября по 15 декабря 2011 года.
Выдвижение 9 кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, состоялось 26 декабря, а 30 декабря ЦИК зарегистрировала данных кандидатов.
Центральная избирательная комиссия зарегистрировала по партийным спискам 389 кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 политических партий, претендующих на 98 депутатских мандатов.
Постановлением ЦИК от 8 декабря 2011 года  из партийного списка политической партии «Ак Жол» исключены 3 человека.
Согласно итогам жеребьевки, проведенной ЦИК 14 декабря 2011 года, наименования политических партий были включены в избирательные бюллетени в следующем порядке:
1. Народно-Демократическая партия «Нур Отан»;
2. Партия Патриотов Казахстана;
3. Партия «Руханият»;
4. Демократическая партия Казахстана «Ак Жол»;
5. Общенациональная социал-демократическая партия;
6. Коммунистическая Народная партия Казахстана;
7. Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»;
8. Демократическая партия «Әділет».
В соответствии со статьей 89 Конституционного закона  и на основании заключения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Центральная избирательная комиссия 28 декабря 2011 года отменила регистрацию партийного списка Партии «Руханият» и постановила исключить наименование данной партии из избирательного бюллетеня в связи с нарушением партией правил выдвижения партийного списка.

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Подготовку выборов осуществляют Центральная избирательная комиссия, 223 территориальные и 9764 участковые избирательные комиссии, в том числе 56 за рубежом.
Порядок образования и правовой статус избирательных комиссий определен Конституционным законом.
Избирательные комиссии всех уровней формируются в составе 7 членов, срок их полномочий составляет 5 лет.
Центральная избирательная комиссия возглавляет единую систему избирательных комиссий, является постоянно действующим органом и состоит из Председателя и шести членов. Председателя и двух членов ЦИК назначает Президент, по двое членов назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.
Территориальные и участковые избирательные комиссии избираются местными представительными органами (маслихатами) на основании предложений политических партий. Каждая политическая партия вправе предлагать одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии.
В сроки, установленные Конституционным законом, в средствах массовой информации опубликованы сообщения о составах и местонахождении территориальных и участковых избирательных комиссий.
В территориальных и участковых избирательных комиссиях работают представители 9 политических партий из 10 зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Политическим партиям, не представленным в избирательных комиссиях, в период проведения внеочередных выборов была дана возможность направлять в комиссии своих представителей с правом совещательного голоса.
Миссия отмечает, что заседания Центральной избирательной комиссии проходят на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения вопросов, относящихся к ее компетенции. В заседаниях принимают участие представители политических партий, иных общественных объединений, журналисты, международные наблюдатели. Об итогах заседаний сообщается в средствах массовой информации.
В целях повышения профессионализма членов территориальных и участковых комиссий и качественной организации избирательного процесса ЦИК провела во всех областях республики обучающие семинары-совещания с участием представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений и представителей средств массовой информации.
По заказу Центральной избирательной комиссии изготовлены 20 видео-аудиороликов, информирующих избирателей о выборных процедурах или призывающих принять участие в голосовании. Среди них: «Как проверить себя в списках избирателей», «Как могут проголосовать граждане, меняющие место своего пребывания», «Голосуем всей семьей», «Студенты делают выбор». Также изготовлено более 1700 билбордов агитационного содержания, объединенных темой выборов, подготовлены обучающие видеофильмы об организации работы участковых избирательных комиссий.
Для коллегиального рассмотрения информационных споров, возникающих во время избирательной кампании, обеспечения всем участникам выборного процесса равного доступа к СМИ при ЦИК создан консультативно-совещательный орган – Общественный Совет по рассмотрению информационных споров на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Наблюдатели от СНГ постоянно приглашаются на его заседания.
В связи с действием режима чрезвычайного положения в городе Жанаозен Мангистауской области Центральная избирательная комиссия 6 января 2012 года приняла постановление «Об особенностях применения избирательного законодательства в условиях чрезвычайного положения в городе Жанаозен Мангистауской области». Согласно постановлению внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан не будут проводится и работа соответствующих избирательных комиссий прекращена.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан Конституционным законом гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Каждая политическая партия, выдвинувшая партийный список, имеет возможность воспользоваться своим правом и выступить по радио и телевидению с обращением к электорату и широко осветить свою предвыборную платформу. При этом оплата производится из средств собственного избирательного фонда, созданного партией.
Каждому кандидату в депутаты Мажилиса Парламента, избираемому Ассамблеей народа Казахстана, из средств республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации и транспортные расходы  выделено  477000 тенге.
Агитационный период избирательной кампании в соответствии с Конституционным законом начался 16 декабря 2011 года и продлится по 13 января 2012 года.
Политические партии активно используют свое право на агитацию через средства массовой информации, а также путем проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями, митингов, распространения печатных и агитационных материалов.
Агитационные печатные материалы размещаются на рекламных щитах, билбордах, баннерах и растяжках. Трансляция предвыборных роликов ведется на больших уличных мониторах в областных центрах и городах страны, а также в крупных торговых центрах, городском транспорте и иных общественных местах.
Промежуточные итоги мониторинга СМИ по вопросу освещения деятельности политических партий Казахстана в период предвыборной агитации свидетельствуют о том, что предоставление равного доступа к СМИ политическим партиям, участвующим в выборах, в целом обеспечивается. В печатных и электронных СМИ освещение их деятельности осуществляется в основном на равных условиях и примерно в равном объеме.
Допускаются отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации.
Так, органы прокуратуры Республики Казахстан установили факты преждевременного проведения предвыборной агитации отдельными средствами массовой информации. По указанным фактам редакциям газет «Вечерняя Астана», «Взгляд», «Литер», телеканалов «КТК», «СТВ» объявлены предостережения о недопустимости нарушения требований Конституционного закона.
Центральная избирательная комиссия на основании статьи 27 Конституционного закона предупредила советника главы государства Е. Ертысбаева и газету «Литер» за некорректную агитацию.

Списки избирателей

Списки избирателей по каждому избирательному участку составляются местными исполнительными органами (акиматами) на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими учет населения. Уточненные списки передаются местными исполнительными органами в соответствующие территориальные комиссии к 1 января и 1 июля ежегодно. Кроме того, ЦИК ведет единый электронный Регистрационный реестр граждан – избирателей Республики Казахстан.
Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории этого избирательного участка.
Избиратели, которым не позднее чем за 30 дней до выборов стало известно, что они не будут иметь возможности прибыть в день голосования на избирательный участок по месту своей регистрации, на основании их письменных заявлений включались в списки по месту нахождения в день голосования.
Списки по избирательным участкам, образованным по месту жительства граждан, были предоставлены участковыми избирательными комиссиями избирателям для ознакомления 30 декабря 2011 года в соответствии с Конституционным законом.
Каждый гражданин может обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка.
Члены участковых комиссий путем посещения граждан по месту их жительства уточняют списки избирателей, а также направляют по почте или вручают избирателям лично приглашения на выборы, в которых указываются номер избирательного участка, его адрес и телефон, а также время голосования.
По мнению Миссии, процедура составления списков избирателей в Республике Казахстан гарантирует реализацию принципа всеобщего избирательного права.

*     *     *

Штаб Миссии обратился в Центральную избирательную комиссию, Верховный Суд, Генеральную прокуратуру и МВД Республики Казахстан с просьбой предоставить информацию о результатах рассмотрения жалоб, обращений и заявлений, связанных с нарушением избирательного законодательства.
Свои окончательные выводы по результатам мониторинга избирательной кампании в Республике Казахстан Миссия изложит после проведения выборов.


Штаб Миссии наблюдателей от СНГ