Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) по приглашению Республики Казахстан осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее – выборы). Выборы были назначены Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан».

Выборы 98 депутатов Мажилиса, избираемых по партийным спискам, были назначены на 15 января, а 9 депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, – на 16 января 2012 года.

 

Организация мониторинга 
и условия для международного наблюдения

В составе Миссии были аккредитованы 262 наблюдателя, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Украину, а также Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Парламентскую Ассамблею ЕврАзЭС и Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

Миссия работала открыто и гласно, в соответствии с документами, принятыми в рамках Содружества, законодательством Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов. В городе Астане 25 декабря 2011 года был открыт Штаб Миссии, который координировал деятельность наблюдателей от СНГ.

Миссия регулярно информировала население страны о выполнении своих функций. Штабом Миссии выпущены 5 пресс-релизов, промежуточный отчет о мониторинге избирательной кампании, даны интервью корреспондентам средств массовой информации.

Представители Миссии в период долгосрочного наблюдения посетили территориальные и участковые избирательные комиссии городов Астаны и Алматы, Акмолинской и Алматинской областей. Наблюдатели изучали деятельность избирательных комиссий по подготовке выборов, проводили встречи с представителями политических партий, наблюдали за сверкой и уточнением списков избирателей, за ходом агитационной кампании.

В регионах страны местными исполнительными органами по рекомендации Центральной избирательной комиссии (ЦИК) были открыты центры содействия международным наблюдателям для оказания практической помощи в их деятельности.

Вопросы подготовки и проведения выборов рассматривались на встречах с руководством Центральной избирательной комиссии, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, с представителями Партии Патриотов Казахстана, Казахстанской социал-демократической партии «Ауыл», Коммунистической Народной партии Казахстана, Демократической партии «Əдiлет», Общенациональной социал-демократической партии, Демократической партии Казахстана «Ак жол», Народно-Демократической партии «Нур Отан».

В рамках мониторинга избирательной кампании Глава Миссии В. Гаркун встретился с Министром иностранных дел Республики Казахстан Е. Казыхановым, Председателем Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан К. Турганкуловым, Государственным секретарем Республики Казахстан К. Саудабаевым, заместителем Председателя Сената Парламента Республики Казахстан К. Ищановым, в день выборов – с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ М. Харасти.

Миссия констатирует, что наблюдателям от СНГ были созданы необходимые условия для мониторинга избирательной кампании. Это свидетельствует о демократичности, открытости и прозрачности избирательного процесса.

 

Законодательная база
для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции, Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), иных законодательных актов, а также постановлений ЦИК.

После предыдущих выборов депутатов Мажилиса в Конституционный закон был внесен ряд изменений, основным из которых стало обеспечение представительства не менее двух политических партий в нижней палате Парламента в случае получения семи и более процентов голосов избирателей только одной партией. Такая норма, по мнению Миссии, направлена на создание дополнительных гарантий для справедливой политической конкуренции и формирование многопартийного Парламента.

Миссия отмечает, что избирательное законодательство Республики Казахстан отвечает положениям Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств и дает возможность для проведения свободных, открытых и демократических выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, при тайном голосовании, организуемом системой независимых избирательных органов

 

Система избирательных комиссий
и их деятельность по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия, 223 территориальные и 9 764 участковые избирательные комиссии, в том числе 56 за рубежом.

Порядок образования и правовой статус избирательных комиссий определен Конституционным законом.

Избирательные комиссии всех уровней формируются в составе 7 членов, срок их полномочий составляет 5 лет.

Центральная избирательная комиссия работает на постоянной основе. Председателя и двух членов ЦИК назначает Президент, по двое членов назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Территориальные и участковые избирательные комиссии создаются на период избирательных кампаний и избираются местными представительными органами (маслихатами) на основании предложений политических партий. Каждая политическая партия вправе предлагать одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. В случае отсутствия предложений политических партий маслихаты избирают членов комиссии по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.

Работа Центральной избирательной комиссии была открытой и гласной. Подробная информация на казахском и русском языках о ходе подготовки к выборам, деятельности ЦИК, этапах избирательной кампании размещалась в специально созданном и регулярно обновляемом разделе «Выборы 2012» официального Интернет-ресурса ЦИК.

На заседаниях Центральной избирательной комиссии постоянно присутствовали местные и международные наблюдатели, представители политических партий, журналисты. Регулярно проводились брифинги секретаря ЦИК, пресс-конференции для журналистов.

ЦИК организовала республиканский семинар-совещание для членов избирательных комиссий, представителей политических партий, СМИ, государственных органов, на котором были даны разъяснения, касающиеся организации и проведения выборов. Его основные темы – работа со списками избирателей, информационное сопровождение избирательной кампании и предвыборной агитации. Состоялся семинар-тренинг для представителей международных организаций, центральных государственных органов, министерств и ведомств Республики Казахстан, на котором обсуждались правовые основы международного наблюдения за выборами, методы и средства определения незаконных выборных технологий и противодействия им.

Для обеспечения единообразного применения избирательного законодательства организаторами и участниками выборов Центральная избирательная комиссия подготовила и опубликовала сборник законодательных актов, памятку для политических партий и их доверенных лиц, пособия для территориальных и участковых избирательных комиссий и другие методические материалы.

Вопрос о возможности проведения выборов в городе Жанаозене Мангистауской области, где Указом Президента Республики Казахстан с 17 декабря 2011 года введен режим чрезвычайного положения, был предметом рассмотрения Центральной избирательной комиссии и Конституционного Совета Республики Казахстан. С учетом позиции Президента Республики Казахстан ЦИК приняла постановление о проведении выборов в Жанаозене 15 января 2012 года. Миссия расценивает такое решение как одну из мер, направленных на стабилизацию обстановки в данном населенном пункте.

В целях более четкой регламентации порядка подготовки помещений ко дню голосования ЦИК приняла постановление «О внесении дополнений и изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 15/215». В частности, в соответствии с постановлением избирательные урны, кабины для голосования, столы, за которыми производится подсчет голосов, должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии, представителей СМИ и наблюдателей. Внесенные корректировки призваны сделать процесс голосования и подсчета голосов более прозрачным.

Для коллегиального рассмотрения информационных споров во время избирательной кампании при ЦИК был создан консультативно-совещательный орган – Общественный Совет по рассмотрению информационных споров на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, назначенных на 15 января 2012 года. Основные задачи Совета – содействие обеспечению всем участникам выборного процесса равного доступа к средствам массовой информации, способствование соблюдению этических норм в деятельности СМИ.

По заказу ЦИК был снят обучающий видеофильм, поэтапно разъясняющий обязанности членов участковых избирательных комиссий в день голосования, изготовлены 20 видео-аудиороликов, информирующих избирателей о выборных процедурах или призывающих принять участие в голосовании. Среди них: «Как проверить себя в списках избирателей», «Как могут проголосовать граждане, меняющие место своего пребывания», «Голосуем всей семьей», «Студенты делают выбор». Также были изготовлены 1720 билбордов агитационного содержания, объединенных темой выборов: «Молодежь», «Пожилые люди», «Ассамблея» и др.

Для обеспечения явки избирателей рассылались SMS-приглашения на выборы с утвержденным ЦИК текстом.

В регионах страны на уровне территориальных и участковых комиссий проведено около 900 семинаров-совещаний, посвященных правовым вопросам выборов.

По мнению Миссии, предусмотренные законодательством избирательные процедуры были осуществлены в установленные сроки, избирательные комиссии всех уровней предприняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне.

Списки избирателей

Списки избирателей по месту жительства составляются местными исполнительными органами (акиматами) на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими учет населения.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории этого избирательного участка.

Если избирателю не позже чем за 30 дней до дня выборов стало известно о том, что он не будет иметь возможности прибыть в день выборов в помещение для голосования по месту своей регистрации, он вправе обратиться в акимат по месту своего нахождения с письменным заявлением о включении в список избирателей.

Списки избирателей по каждому избирательному участку подписываются акимом и передаются по акту в соответствующую избирательную комиссию за 20 дней до начала голосования.

Сведения об избирателях предоставляются акиматом на электронных и бумажных носителях в соответствующие территориальные избирательные комиссии к 1 июля и 1 января ежегодно. Кроме того, ЦИК ведет единый электронный Регистрационный реестр граждан – избирателей Республики Казахстан.

По информации Центральной избирательной комиссии, в списки для участия в выборах было включено более 9 млн 305 тыс. избирателей.

Члены участковых комиссий путем посещения граждан по месту их жительства уточняли списки избирателей, а также направляли по почте или вручали избирателям лично извещения, содержащие приглашение на выборы, номер избирательного участка, его адрес и телефон, а также время голосования.

Избиратели могли с 30 декабря 2011 года беспрепятственно ознакомиться со списками и в случае выявления в них неточностей обратиться в суд.

Проверить наличие и правильность своих данных в списках избиратели также могли по адресу электронной почты ЦИК, отправив запрос, или на веб-портале «электронного правительства», на сайтах акиматов.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей гарантировала реализацию принципа всеобщего избирательного права.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов  
в депутаты Мажилиса Парламента

В соответствии с Конституционным законом депутаты Мажилиса от политических партий избираются по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу. Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке.

Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам, осуществлялось на съездах политических партий с 16 ноября по 5 декабря, регистрация партийных списков производилась Центральной избирательной комиссией с 16 ноября по 15 декабря 2011 года.

По партийным спискам были зарегистрированы 389 кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента от 8 политических партий.

Согласно итогам жеребьевки, проведенной ЦИК, наименования политических партий были включены в избирательные бюллетени в следующем порядке:

1. Народно-Демократическая партия «Нур Отан».

2. Партия Патриотов Казахстана.

3. Партия «Руханият».

4. Демократическая партия Казахстана «АК ЖОЛ».

5. Общенациональная социал-демократическая партия.

6. Коммунистическая Народная партия Казахстана.

7. Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл».

8. Демократическая партия «Әділет».

На основании статьи 89 Конституционного закона и заключения Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Центральная избирательная комиссия 28 декабря 2011 года отменила регистрацию партийного списка Партии «Руханият» (27 человек) и постановила исключить наименование данной партии из избирательного бюллетеня в связи с нарушением этой партией правил выдвижения партийного списка. Также по результатам проведенных проверок были исключены из зарегистрированных партийных списков 24 кандидата из-за выявленных расхождений в предоставленных декларациях о доходах с данными налоговых органов и 3 кандидата по причине несоответствия их документов требованиям, предъявляемым Конституцией и Конституционным законом. Таким образом, на 98 депутатских мандатов претендовали 335 кандидатов, избираемых по партийным спискам.

Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, состоялось 26 декабря на расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана. Представители Миссии наблюдали за данной процедурой. На заседании ЦИК 30 декабря 2011 года выдвинутые кандидаты были зарегистрированы.

По мнению Миссии, данный этап избирательной кампании прошел согласно требованиям Конституционного закона.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Кандидатам в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан Конституционным законом гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Каждая политическая партия, выдвинувшая партийный список, имела возможность воспользоваться своим правом и выступить по радио и телевидению с обращением к электорату и осветить свою предвыборную платформу. При этом оплата производилась из средств избирательного фонда, созданного партией.

Агитационный период избирательной кампании в соответствии с Конституционным законом длился с 16 декабря 2011 года до 24 часов 13 января 2012 года. В день накануне голосования любая агитация была запрещена законодательством.

Акиматы совместно с территориальными избирательными комиссиями определили места для размещения агитационных печатных материалов.

Вопросы составления графиков встреч кандидатов с избирателями в выделенных для этих целей помещениях, публикация в СМИ сведений о времени и месте таких встреч решались оперативно при взаимодействии органов власти и территориальных избирательных комиссий.

Кандидаты в депутаты активно использовали свое право на агитацию через средства массовой информации, путем проведения предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

На канале «Хабар» 12 января состоялись теледебаты, в которых приняли участие представители всех политических партий, участвовавших в выборах, что дало возможность избирателям более подробно ознакомиться с предвыборными программами партий и предлагаемыми мерами их реализации.

Агитационные печатные материалы размещались на рекламных щитах, билбордах, баннерах и растяжках. Трансляция предвыборных роликов велась на больших уличных мониторах в областных центрах и городах страны, а также в крупных торговых центрах, иных общественных местах, городском транспорте.

Вместе с тем допускались отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации. Так, в органы прокуратуры Республики Казахстан поступило 21 обращение о нарушении порядка проведения предвыборной агитации. Были установлены факты преждевременного проведения предвыборной агитации отдельными средствами массовой информации. По указанным фактам редакциям газет «Вечерняя Астана», «Взгляд», «Литер», телеканалов «КТК», «СТВ» объявлены предостережения о недопустимости нарушения требований Конституционного закона.

Центральная избирательная комиссия сделала замечание председателю территориальной избирательной комиссии Кызылординской области за вмешательство в ведение агитационной работы партией «Ак жол».

В некоторых регионах страны отмечены случаи некорректной агитации: заклеивание агитационных плакатов политических партий плакатами конкурентов, порча агитационных материалов.

Миссия отмечает, что предвыборная агитация в Республике Казахстан носила открытый характер, без нарушения прав кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента.

Электронные и печатные средства массовой информации республики освещали ход избирательной кампании, информировали об агитационной деятельности партий, участвовавших в выборах, о работе избирательных комиссий, международных наблюдателей. В целях соблюдения прав избирателей широко освещались избирательные процедуры, регулярно публиковались аналитические материалы, экспертные доклады.

Итоги мониторинга освещения средствами массовой информации деятельности политических партий Казахстана в период предвыборной агитации свидетельствуют о том, что предоставление равного доступа к СМИ политическим партиям, участвовавшим в выборах, в целом обеспечивалось. В печатных и электронных СМИ освещение их деятельности осуществлялось в основном на равных условиях и примерно в равном объеме. Политические партии на встречах с наблюдателями от СНГ не высказывали серьезных претензий к средствам массовой информации по освещению агитационной кампании.

 

Работа с заявлениями, обращениями и жалобами

В Штаб Миссии из республиканских органов, в компетенцию которых входит работа с жалобами и заявлениями, связанными с соблюдением избирательного законодательства, направлялась информация о ходе их рассмотрения.

В органы прокуратуры республики поступили 45 обращений относительно выборов, которые были рассмотрены с вынесением соответствующих актов прокурорского реагирования.

В суды Казахстана поступили 7 заявлений об обжаловании действий ЦИК, связанных с подготовкой и проведением выборов. В трех случаях в принятии заявления было отказано, 4 заявления рассмотрены по существу с вынесением решений об отказе в удовлетворении требований.

В Центральную избирательную комиссию поступили 165 обращений, из них 77 жалоб, по которым приняты соответствующие решения.

По мнению наблюдателей от СНГ, жалобы и обращения участников избирательного процесса рассматривались своевременно и в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день выборов 15 января представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов во всех областях, городах Астане и Алматы Республики Казахстан, а также на зарубежных избирательных участках в Азербайджанской Республике, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Украине.

Наблюдатели от СНГ также посетили избирательные участки города Жанаозена.

Миссия констатирует, что голосование проходило в спокойной обстановке в присутствии международных наблюдателей, доверенных лиц политических партий, представителей средств массовой информации.

Всего наблюдатели посетили 2235 избирательных участков.

Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оборудованы и оформлены согласно требованиям избирательного законодательства. Кроме того, в каждой участковой комиссии имелись журналы регистрации обращений граждан, а также номера телефонов и адреса вышестоящих избирательных комиссий, судов, органов прокуратуры.

Избиратели, не имевшие возможности находиться в день голосования по месту жительства, могли проголосовать по месту пребывания по открепительным удостоверениям.

Для граждан, которые в день голосования не могли прибыть на участки по уважительным причинам, комиссии организовывали голосование по месту их пребывания с использованием переносных избирательных урн.

По мнению наблюдателей от СНГ, голосование проходило в соответствии с требованиями избирательного законодательства страны.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили некоторые недостатки и упущения, в частности:

на избирательных участках имелись печатные агитационные материалы отдельных партий (избирательные участки № 182 (г. Кызылорда), № 342 (г. Байконур));

на ряде избирательных участков в помещениях для голосования отсутствовали стенды с информационными материалами о политических партиях;

отмечены случаи выдачи избирательных бюллетеней гражданам без предъявления ими документов, удостоверяющих личность (избирательный участок № 39, (г. Астана));

нахождение в кабине для голосования более одного человека (избирательные участки № 9, 64 (г. Астана));

расположение столов наблюдателей в месте, с которого затруднен обзор урн и кабин для голосования (избирательные участки № 39, 155 (г. Астана)).

Такие факты были единичными и не повлияли на свободное волеизъявление избирателей.

Девять депутатов от Ассамблеи народа Казахстана были избраны 16 января 2012 года. Наблюдатели от СНГ осуществляли мониторинг данной процедуры. По мнению Миссии, предоставление представителям национальных меньшинств возможности участвовать в законотворческой работе свидетельствует о практической реализации в стране межнациональной государственной политики с учетом интересов многонационального и многоконфессионального народа Казахстана и соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

Члены Миссии СНГ наблюдали за подсчетом голосов и  отметили, что данная процедура проводилась открыто. Наблюдателям была предоставлена реальная возможность осуществлять мониторинг в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней.

Выводы

По мнению наблюдателей от СНГ, организаторы выборов обеспечили реализацию гражданами страны своих избирательных прав. Миссия в ходе наблюдения не зафиксировала нарушений избирательного законодательства, которые могли бы повлиять на результаты выборов.

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств:

оценивает внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан как соответствующие избирательному законодательству страны и общепризнанным демократическим нормам;

считает, что выборы были открытыми, прозрачными и конкурентными, обеспечили свободное волеизъявление граждан страны;

полагает, что прошедшие выборы стали важным шагом в деле укрепления демократических ценностей в Республике Казахстан.