Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов Президента Республики Казахстан, состоявшихся 26 апреля 2015 года

29 апреля 2015 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов Президента Республики Казахстан, состоявшихся 26 апреля 2015 года

 

Организация мониторинга

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов Президента Республики Казахстан (далее – выборы).

Выборы были назначены Указом Президента Республики Казахстан от 25 февраля 2015 года в соответствии с пунктом 3-1 статьи 41 Конституции Республики Казахстан.

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан (далее – Центральная комиссия, ЦИК) аккредитовала 410 наблюдателей от СНГ, 15 из которых работали на долгосрочной основе.

В состав Миссии вошли представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Миссия приступила к осуществлению своих функций 30 марта 2015 года.

В рамках мониторинга подготовки выборов долгосрочные наблюдатели от СНГ посетили территориальные и участковые избирательные комиссии Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Мангистауской областей, городов Астаны и Алматы.

Наблюдатели ознакомились с работой избирательных комиссий, провели встречи с представителями предвыборных штабов кандидатов в Президенты, наблюдали за сверкой и уточнением списков избирателей, за ходом агитационной кампании. При этом практическую помощь Миссии оказывали центры содействия международным наблюдателям, созданные в регионах страны местными исполнительными органами по рекомендации ЦИК.

Члены Миссии провели встречи и обмен мнениями о ходе предвыборной кампании в Центральной избирательной комиссии, Сенате и Мажилисе Парламента, Министерстве иностранных дел, Генеральной прокуратуре, Верховном Суде, Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, а также с руководством Миссии БДИПЧ ОБСЕ.

Глава Миссии, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев встретился с Председателем Сената Парламента К. Токаевым, Председателем Центральной избирательной комиссии К. Турганкуловым, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ К. Йонкер, Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества, Генеральным секретарем ШОС Д. Мезенцевым.

Наблюдатели от СНГ выполняли свои функции свободно
и независимо, руководствуясь законодательством Республики Казахстан, соблюдая принцип невмешательства в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

Штабом Миссии были выпущены пресс-релизы, информационные сообщения, промежуточный отчет Миссии о ходе наблюдения за подготовкой выборов. Представителями Штаба даны интервью средствам массовой информации. Деятельность Миссии освещалась в прессе, в теле- и радиопередачах.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции Республики Казахстан, Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Закон), других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановлений Центральной комиссии.

С 1 января 2015 года вступил в силу новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, в котором расширен перечень статей, предусматривающих ответственность за посягательство на избирательные права граждан.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Казахстан.

Миссия отмечает, что избирательное законодательство отвечает положениям Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ и соответствует общепризнанным нормам международного права в области организации и проведения выборов.

Вместе с тем, по мнению наблюдателей от СНГ, отдельные нормы Закона могли бы быть уточнены. Так, можно было бы предусмотреть возможность увеличения числа членов участковых избирательных комиссий.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная, 224 территориальных и 9741 участковых избирательных комиссий, в том числе 65 за рубежом.

ЦИК возглавляет единую систему избирательных комиссий, является постоянно действующим органом и состоит из Председателя и шести членов.

Председателя и двух членов Центральной комиссии назначает Президент Республики Казахстан, по два члена назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Миссия отмечает, что решения ЦИК принимались на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения вопросов, относящихся к ее компетенции. Заседания проходили в присутствии национальных и международных наблюдателей, представителей СМИ.

Территориальные и участковые избирательные комиссии (далее – ТИК, УИК) в составе 7 членов были сформированы соответствующими местными представительными органами (маслихатами) на основании предложений политических партий в марте – апреле 2015 года.

В ТИК и УИК работали представители восьми политических партий из девяти зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

В целях повышения профессионализма членов территориальных и участковых комиссий, качественной организации избирательного процесса ЦИК провела в семи областях республики обучающие семинары-совещания с участием представителей государственных органов, политических партий и общественных объединений, доверенных лиц кандидатов в Президенты и представителей средств массовой информации. Члены Миссии участвовали в работе таких семинаров в городах Астана и Алматы, Акмолинской и Жамбыльской областях.

Территориальные комиссии проводили обучение членов УИК работе со списками избирателей, порядку выдачи открепительных удостоверений, организации голосования и процедуре подведения его итогов.

По информации ЦИК были проведены 867 семинаров, совещаний и иных мероприятий по обучению организаторов выборов, в которых приняли участие около 80 тыс. человек.

Для обеспечения единообразного применения норм Закона и надлежащего оформления документов Центральной комиссией были изданы Методические пособия для территориальных и участковых избирательных комиссий, а также подготовлен обучающий видеофильм о порядке работы членов УИК в день голосования.

Члены ЦИК на страницах республиканских печатных изданий, в эфире теле – и радиоканалов регулярно информировали граждан о ходе избирательной кампании.

В рамках подготовки к выборам по заказу Центральной комиссии были изготовлены 4 информационных, 10 разъясняющих и 18 мобилизационных видео и аудиороликов. С 26 февраля 2015 года данные ролики транслировались в эфире республиканских телеканалов «Хабар», «Казахстан», «24kz», на Казахском радио, радио «Астана» и «Шалкар», а с 21 марта 2015 года – на телеканалах «Астана», СТВ, «7 канал», «31 канал», КТК и «1 канал-Евразия».

По заказу Центральной комиссии были изготовлены плакаты с информацией о кандидатах в Президенты, а также плакаты,  информирующие о международных обязательствах страны в области демократических выборов, об ответственности за нарушение законодательства о выборах, о порядке уточнения списков избирателей, голосования с использованием открепительных удостоверений и голосования вне помещений для голосования, которые были размещены на всех избирательных участках.

Участковые комиссии были оснащены средствами связи, обеспечены оргтехникой, необходимой методической литературой.

Постановлением ЦИК на основании сведений о численности избирателей республики было определено необходимое количество избирательных бюллетеней – 9 610 138 штук (включая резерв в 1 % на случай возможной порчи), которые были изготовлены и переданы в УИК в установленные законом сроки.

По мнению Миссии, избирательные комиссии всех уровней приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с законодательством.

 

Списки избирателей

Списки избирателей по месту жительства составлялись акиматами на основании данных, предоставляемых органами, осуществляющими учет населения.

Сведения об избирателях предоставляются акиматами на электронных и бумажных носителях в соответствующие территориальные избирательные комиссии к 1 июля и 1 января ежегодно. Кроме того, ЦИК ведет единый электронный Регистрационный реестр граждан – избирателей Республики Казахстан.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке являлся факт его регистрации по месту жительства на территории этого участка.

Если избирателю не позже чем за 30 дней до дня выборов стало известно о том, что он не сможет принять участие в голосовании по месту своей регистрации, он был вправе обратиться в акимат с письменным заявлением о включении в список избирателей по месту своего нахождения в день выборов.

Списки избирателей по каждому избирательному участку подписывались акимом и передавались по акту в соответствующую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования.

Члены участковых комиссий путем посещения граждан по месту их жительства уточняли списки избирателей.

Каждый гражданин с 15 апреля 2015 года имел право ознакомиться со списками в помещении УИК. Заявления о невключении, неправильном включении в список или исключении из списка, а также о допущенных в нем неточностях в указании данных об избирателе рассматривались участковыми комиссиями, решения которых могли быть обжалованы в суд.

Проверить наличие и правильность своих данных в списках избиратели могли на веб-портале «электронного правительства», на сайтах акиматов, а также отправив запрос на адрес электронной почты ЦИК или по телефонам специально созданных при акиматах контактных центров.

Призывы к жителям республики найти себя в списках избирателей рассылались операторами сотовой связи через смс-сообщения.

Граждане, имевшие право участвовать в выборах, но поселившиеся на территории избирательного участка после предоставления списка для ознакомления, а также граждане, по какой-либо причине не включенные в список, включались участковыми комиссиями в списки на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих факт проживания на территории данного участка.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах было включено свыше 9 млн 500 тыс. избирателей.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты

В соответствии с Законом право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также гражданам путем самовыдвижения.

Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Казахстана по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории республики последние 15 лет.

В установленные законодательством сроки на должность Президента страны были выдвинуты 27 кандидатов, из них 2 – общественными объединениями, 25 – путем самовыдвижения.

Для регистрации кандидатом в Президенты необходимо было сдать экзамен на свободное владение казахским языком и собрать в свою поддержку не менее одного процента подписей от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, города Астана и Алматы.

Центральная комиссия отказала в регистрации 24 претендентам, из которых 2 не достигли возраста 40 лет, 4 не предоставили необходимые для регистрации документы, а 15 не прошли проверку на свободное владение государственным языком либо отказались от ее прохождения. Еще 3 кандидата отозвали свои заявления о регистрации.

Кандидатами в Президенты Республики Казахстан ЦИК зарегистрировала Н. А. Назарбаева, Т. И. Сыздыкова и А. К. Кусаинова.

Миссия отмечает, что процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты носили открытый характер и проходили с соблюдением требований Закона.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Этап предвыборной агитации начался 26 марта и продолжался до 24.00 часов 24 апреля 2015 года.

В целях обеспечения законности, предупреждения правонарушений, а также обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина Генеральная прокуратура Республики Казахстан 26 марта 2015 года приняла Обращение к участникам избирательного процесса, в котором разъяснила нормы законодательства, касающиеся проведения предвыборных мероприятий, и призвала всех физических и юридических лиц, а также средства массовой информации к неукоснительному соблюдению законности в ходе агитационной кампании.

Согласно Постановлению ЦИК «Об установлении размеров расходов кандидата в Президенты Республики Казахстан, покрываемых из средств республиканского бюджета на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан, назначенных на 26 апреля 2015 года» каждому кандидату в Президенты предоставлялись средства на 15-минутное выступление по телевидению, 10-минутное по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.

Кроме того, была предусмотрена возможность создания кандидатами в Президенты индивидуальных избирательных фондов для дополнительного финансирования расходов на предвыборную агитацию.

В целях обеспечения равных условий кандидатам в Президенты на ведение предвыборной кампании местные исполнительные органы совместно с территориальными комиссиями определили места для размещения агитационных печатных материалов, на договорной основе предоставляли помещения для встреч с избирателями. График таких встреч публиковался в средствах массовой информации.

Кандидаты в Президенты, их доверенные лица, члены предвыборных штабов вели агитационную работу, встречаясь с избирателями, распространяя листовки, другие агитационные печатные материалы.

Миссия констатирует, что организаторы выборов приняли практические меры, направленные на проведение предвыборной агитации в свободной атмосфере, позволяющей кандидатам в Президенты открыто излагать положения своих программ.

Население республики широко информировалось о предстоящих выборах. В средствах массовой информации были опубликованы решения местных исполнительных органов о границах избирательных участков. Члены УИК направляли по почте или вручали избирателям лично извещения, содержащие приглашение на выборы, номер избирательного участка, его адрес и телефон, а также время голосования.

По заказу ЦИК были изготовлены и с 27 февраля 2015 года размещены 1268 билбордов, содержащих основную информацию о предстоящих выборах и призывающих граждан принять участие в голосовании.

При Центральной комиссии в период подготовки и проведения выборов действовал Пресс-центр, где проводились брифинги, пресс-конференции для представителей национальных и зарубежных СМИ по различным аспектам избирательной кампании.

За период с 26 марта по 24 апреля 2015 года в республиканских и региональных СМИ опубликовано почти 22 тысячи материалов по выборной тематике. На республиканских телеканалах вышло в эфир более 4000 сюжетов, в газетах опубликованы 760 статей, а на Интернет-ресурсах размещено около 2500 публикаций. В региональных СМИ в общей сложности было опубликовано около 13000 материалов, связанных с выборами.

По мнению Миссии, гражданам была предоставлена возможность доступа к полной достоверной и объективной информации о сроках, этапах и ходе электоральной кампании.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Казахстан с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса.

По состоянию на 25 апреля 2015 года получены следующие сведения о жалобах и заявлениях.

По сообщению Генеральной прокуратуры, в органы прокуратуры поступило 2 обращения, которые были направлены на рассмотрение в ЦИК. Уголовные дела, связанные с избирательной кампанией, не возбуждались.

По информации Верховного Суда, в суды республики поступили 5 заявлений, из них 4 заявления возвращены без рассмотрения в связи с неподсудностью, в удовлетворении 1 заявления отказано.

В Центральную комиссию поступило 51 обращение, связанные с выборами. Все обращения были рассмотрены с вынесением соответствующих решений.

Министерство внутренних дел сообщило об отсутствии обращений в органы внутренних дел.

Миссия отмечает, что рассмотрение жалоб о нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании, осуществлялось в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Представители Миссии, осуществляя наблюдение в день выборов во всех областях, а также городах Астана и Алматы, посетили 3534 избирательных участков, присутствовали при их открытии, наблюдали за процессом голосования и подведением участковыми комиссиями его итогов.

Граждане, которые не имели возможности находиться в день голосования по месту жительства, могли проголосовать по открепительным удостоверениям по месту своего пребывания. По просьбе избирателя и при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, открепительные удостоверения выдавались участковыми комиссиями в период с 15 по 25 апреля 2014 года.

Избиратель мог по уважительной причине проголосовать вне помещения для голосования, предварительно письменно заявив об этом участковой избирательной комиссии не позднее 12.00 часов 26 апреля. В таких случаях УИК организовывала голосование с использованием переносных урн.

На участках, где побывали члены Миссии, голосование соответствовало требованиям избирательного законодательства.

Зафиксированные отдельные нарушения, по мнению наблюдателей от СНГ, не носили массового характера и не могли повлиять на итоги голосования. О фактах выявленных нарушений Миссия проинформировала Центральную комиссию.

Члены Миссии наблюдали за подсчетом голосов и отметили, что он проводился открыто, в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней.

Оценку прошедшей избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании анализа фактического материала, собранного в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов, а также собственного наблюдения.

 

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

прошедшие 26 апреля 2015 года внеочередные выборы Президента Республики Казахстан проведены согласно Конституции и Конституционному закону «О выборах в Республике Казахстан»;

выборы были свободными, гласными и открытыми и соответствовали принципам проведения демократических выборов;

органы власти Республики Казахстан и избирательные комиссии всех уровней обеспечили в ходе прошедших выборов реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление.


Теги: Казахстан, Выборы и референдумы, Президент, Миссия СНГ