Информация о проектах документов, вносимых на заседание Совета глав государств СНГ (16 октября 2015 года, поселок Бурабай, Республика Казахстан)

ИНФОРМАЦИЯ
о проектах документов, вносимых на рассмотрение
заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств

(16 октября 2015 года, поселок Бурабай, Республика Казахстан)

 

На очередном заседании Совета глав государств СНГ планируется рассмотреть 17 проектов документов в области политического взаимодействия, в сферах гуманитарного сотрудничества и обеспечения безопасности, а также в других направлениях.

В области политического взаимодействия наиболее важными являются проекты решений:

о Заявлении глав государств Содружества Независимых Государств по случаю 70-летия создания Организации Объединенных Наций.

В проекте отмечается существенный вклад ООН в становление независимых государств, урегулирование международных и внутригосударственных конфликтов, а также ее ведущая роль в поддержании международного мира и безопасности.

Подчеркивается, что происходящие в мире процессы глобализации, новые вызовы и угрозы, в первую очередь религиозный экстремизм, терроризм, транснациональная организованная преступность, наркотрафик, а также расизм, ксенофобия и связанная с ней нетерпимость настоятельно требуют адаптации ООН к новым реалиям.

Обращается внимание государств-членов, что для адекватного выполнения ООН функций центра по координации международных коллективных усилий необходимо проявить политическую волю, мобилизовать необходимые ресурсы и поддержку, работать сообща в целях достижения консенсуса, учитывая интересы каждого участника переговорного процесса.

В заключительной части проекта Заявления акцентируется внимание, что государства – участники СНГ выступают за укрепление центральной роли ООН в обеспечении мира, безопасности и устойчивого развития, сохранение основной ответственности Совета Безопасности ООН в поддержании международного мира и безопасности, предусмотренной Уставом ООН, отмечают важность реформы и совершенствования структуры ООН. Совет Безопасности ООН должен стать более представительным и эффективным с тем, чтобы отвечать требованиям современного мира, а вся деятельность Организации призвана способствовать принятию решений, демонстрирующих общую приверженность целям и принципам Устава ООН;

о Заявлении глав государств – участников Содружества Независимых Государств о борьбе с международным терроризмом.

В проекте Заявления выражается глубокая озабоченность в связи с резким ростом террористической активности экстремистских группировок, несущей прямую угрозу международному миру и безопасности, осуждается варварское уничтожение террористами памятников истории и культуры, религиозных святынь.

Констатируется, что эффективное противодействие терроризму возможно на основе международного права при координирующей роли ООН.

В этой связи все члены мирового сообщества призываются неукоснительно выполнять требования антитеррористических резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.

Подчеркивается необходимость согласованной работы по совершенствованию национальных законодательств и международно-правовых норм борьбы с терроризмом, пресечению пропаганды насилия, национальной нетерпимости и ненависти.

Отмечается общая решимость задействовать весь потенциал сотрудничества в рамках СНГ для своевременного предупреждения и эффективного противостояния угрозам, исходящим от террористических группировок.

В заключительной части текста проекта выражается готовность к конструктивному взаимодействию в борьбе с терроризмом со всеми заинтересованными государствами и международными организациями;

об Обращении глав государств Содружества Независимых Государств в связи с 30-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС.

В проекте подчеркивается дань памяти погибшим в результате чернобыльской трагедии и решимость продолжать прилагать усилия по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, а также содержится призыв всемерно содействовать решению проблем, связанных с последствиями участия ветеранов-чернобыльцев в ликвидации чернобыльской катастрофы.

Указывается что, последствия чернобыльской катастрофы все еще негативно сказываются на жизни части населения, проживающего на загрязненных территориях, и в этой связи приветствуются усилия международного сообщества, направленные на реализацию проекта по строительству защитных сооружений Чернобыльской АЭС.

Констатируется, что третье десятилетие после Чернобыля, провозглашенное Генеральной Ассамблеей ООН Десятилетием реабилитации и устойчивого развития пострадавших регионов, способствовало реализации международных программ и проектов, которые успешно дополнили усилия правительств пострадавших государств в области радиоэкологического образования, информационного обеспечения безопасного проживания на территориях радиоактивного загрязнения, а также активизации участия местного населения в решении конкретных социально-экономических проблем в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

В заключительной части проекта содержится призыв к мировому сообществу продолжать сотрудничество по устранению и минимизации природных и техногенных вызовов и угроз чрезвычайного характера, используя успешно зарекомендовавшие себя формы взаимодействия, предусматривающие реализацию целевых программ, проектов и инициатив, которые дополняют масштабные усилия государств по дальнейшему социально-экономическому развитию пострадавших регионов.

В рамках дальнейшего расширения и углубления сотрудничества и взаимодействия в гуманитарной сфере предполагается рассмотреть ряд значимых проектов решений, в том числе:

о правовом обеспечении миграционных процессов в Содружестве Независимых Государств.

Проектом Решения предлагается одобрить Информацию о правовом обеспечении миграционных процессов в Содружестве Независимых Государств и вкладе Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ в развитие международного сотрудничества в области миграции.

Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ предложено продолжить работу по гармонизации национального законодательства в миграционной сфере с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Согласно Информации, представленной МПА СНГ, в Содружестве создана международно-правовая база, регламентирующая основные права и свободы мигрантов, позволяющая эффективно взаимодействовать компетентным органам Содружества в миграционной сфере. Отмечается вклад МПА СНГ, заложившей основы гармонизации и сближения законодательства государств – участников СНГ в данном направлении.

МПА СНГ активно содействовала имплементации в национальное право международных правовых актов, приняв рекомендации для парламентов государств – участников СНГ по присоединению к Конвенции ООН «О защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей», а также по ратификации целого блока конвенций Международной организации труда (№ 86, 97, 143), регулирующих права трудящихся-мигрантов. При участии МПА СНГ в 2007 году был создан Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ, в тесном сотрудничестве с миграционными службами государств – участников СНГ приняты: Рекомендации о законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах – участниках СНГ (2007 год); Рекомендательный глоссарий терминов и понятий в сфере регулирования миграционных процессов в государствах – участниках СНГ (2007 год); Постановление МПА СНГ «О правовом обеспечении согласованной миграционной политики государств – участников СНГ» (2007 год); Рекомендации по гармонизации национального законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконной миграцией (2009 год); Модельный закон «О деятельности частных агентств занятости» (2010 год); Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ (2012 год). На миграционном направлении МПА СНГ активно взаимодействует с органами отраслевого сотрудничества СНГ и профильными международными организациями – Международной организацией по миграции, Международной организацией по труду.

В настоящее время в рамках МПА СНГ разрабатываются проекты: Рекомендаций по развитию миграции, осуществляемой с целью обучения и стажировки граждан государств – участников СНГ; Модельного закона «О миграции»; Модельного закона «О миграции трудовых ресурсов» (новая редакция); Модельного соглашения «Об организованном наборе граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории СНГ»; Модельного соглашения «Об информационном взаимодействии в сфере миграции».

В заключительной части отмечается, что межпарламентское сотрудничество составляет одну из основ проведения согласованной миграционной политики в формате СНГ;

о реализации в 2016  году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Туркменистане.

Реализация Программы направлена на расширение и укрепление культурных связей между государствами – участниками СНГ и создание благоприятного климата для экономического и политического сотрудничества государств – участников СНГ.

Проектом Решения рекомендовано реализовать Межгосударственную программу «Культурные столицы Содружества» в Туркменистане, объявив город Дашогуз культурной столицей Содружества Независимых Государств в 2016 году.

Традиционно будет рассмотрен ряд проектов в сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, в том числе проекты:

Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств.

В проекте Соглашения изложены нормы и положения, регулирующие создание и порядок деятельности совместных следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования преступлений, совершенных на территориях двух или более государств-участников по уголовным делам, находящимся в производстве компетентных органов сторон.

К основным задачам совместных следственно-оперативных групп относятся:

осуществление согласованной деятельности компетентных органов сторон по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел;

организация упрощенного порядка взаимодействия (сношения);

создание условий для оперативного обмена информацией;

взаимное информирование о ходе выполнения согласованных действий по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел;

планирование действий по выдвинутым версиям и их проверка на территориях сторон;

организация проведения исследований и экспертиз;

решение вопросов, связанных с хранением и передачей вещественных доказательств;

выполнение поручений о проведении процессуальных действий и (или) оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны;

координация и взаимодействие при проведении процессуальных действий и (или) оперативно-разыскных мероприятий на территориях сторон.

Соглашением предусмотрено право представителям запрашивающей стороны с согласия компетентного органа запрашиваемой стороны присутствовать при исполнении поручения, а также принимать участие в проведении процессуальных действий и (или) оперативно-разыскных мероприятий, если это не противоречит законодательству запрашиваемой стороны. Доказательства, полученные в запрашиваемой стороне в соответствии с ее законодательством, имеют такое же доказательное значение и в запрашивающей стороне;

Соглашения об образовании Совета руководителей пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств.

Создание нового органа отраслевого сотрудничества нацелено на координацию взаимодействия пенитенциарных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств государств – участников СНГ по основным аспектам пенитенциарной сферы.

Основными направлениями деятельности Совета станут: определение приоритетных направлений взаимодействия в пенитенциарной сфере государств – участников СНГ; координация практического взаимодействия пенитенциарных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств государств – участников СНГ; содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных решений в пенитенциарной сфере.

Совет разрабатывает соответствующие целевые программы, готовит предложения по гармонизации пенитенциарного законодательства государств – участников СНГ, организовывает обмен информацией по реализации документов, принятых в рамках СНГ, взаимодействует с компетентными органами государств – участников СНГ и соответствующими органами отраслевого сотрудничества Содружества, международными и неправительственными организациями и общественными объединениями по вопросам, входящим в его компетенцию, и выполняет ряд других функций.

Совет наделяется правом вносить в установленном порядке предложения на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств, Экономического совета, Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств;

Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проект Соглашения направлен на укрепление безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств и предусматривает сотрудничество в следующих основных формах:

взаимное оповещение о чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций;

планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обмен опытом по организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

обмен информацией о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, периодическими изданиями, методической и другой литературой, видео- и фотоматериалами;

организация совместных конференций, семинаров, рабочих совещаний, учений, тренировок и специализированных выставок;

подготовка специалистов на договорной основе, обмен стажерами, преподавателями, учеными и специалистами;

осуществление другой деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая согласовывается компетентными органами сторон.

Координация деятельности и организация оперативного взаимодействия компетентных органов сторон в рамках реализации Соглашения возлагается на Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

Компетентные органы сторон ежегодно, в первом квартале, информируют координирующий орган о контактах и осуществленной деятельности.

Соглашение предусматривает направление письменных запросов о предоставлении помощи, первоочередной (приоритетный) порядок перемещения оснащения и материалов обеспечения через государственные (таможенные) границы сторон, в том числе перемещение транзитом через территории сторон без уплаты таможенных пошлин, сборов, налогов,
а также без обеспечения такой уплаты и без применения мер нетарифного регулирования. Воздушные суда, входящие в состав оснащения формирования по оказанию помощи, освобождаются от аэронавигационных, аэропортовых и других видов сборов (платежей).

Участники Соглашения в рамках национального законодательства способствуют беспрепятственному транзиту через свои территории формирования по оказанию помощи, оснащения и материалов обеспечения предоставляющей стороны, следующих для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территорию запрашивающей стороны.

Транспортные расходы и расходы по оказанию медицинской помощи, связанные с ранением или смертью членов формирования по оказанию помощи при предупреждении и/или ликвидации чрезвычайных ситуаций, возлагаются на запрашивающую сторону.

Подписание Соглашения повысит уровень координации государств – участников СНГ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Конвенции государств – участников Содружества Независимых Государств об исполнении судебных решений в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Проект Конвенции содержит нормы и положения, регулирующие отношения государств – участников по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, и (или) мер уголовно-правового характера, назначенных судом государства назначения наказания в отношении гражданина государства исполнения наказания или лица без гражданства, постоянно проживающего на территории государства исполнения наказания.

Проект предусматривает право осужденному или его законному представителю обратиться с ходатайством о передаче исполнения наказания к государству назначения наказания или государству исполнения наказания.

По вопросам реализации положений  Конвенции компетентные органы договаривающихся сторон сносятся друг с другом непосредственно.

Подписание Конвенции будет способствовать укреплению международного сотрудничества и расширению взаимной помощи в области уголовного правосудия, а также решению проблем по возвращению осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, к нормальной жизни в государстве, гражданами которого они являются;

Решения о Концепции военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года.

В проекте Концепции содержится совокупность согласованных взглядов на цели, задачи и содержание дальнейшего развития многостороннего военного сотрудничества, направленного на сохранение добрососедских отношений, углубление мер доверия, развитие национальных вооруженных сил, обеспечение совместной и национальной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств на основе широких партнерских отношений;

Решения о Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016–2020 годы.

В Программе предусмотрен широкий комплекс мер, направленных на:

совершенствование форм, способов и методов охраны внешних границ государств – участников СНГ;

координацию деятельности пограничных ведомств по формированию современного облика охраны внешних границ государств – участников СНГ;

совершенствование нормативной правовой базы СНГ и гармонизацию национального законодательства государств – участников СНГ в пограничной сфере.

Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию единого информационного пространства пограничных ведомств государств – участников СНГ; оказание своевременной помощи в обустройстве участков внешних границ государств – участников СНГ на наиболее угрожаемых направлениях; обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров  в пограничной сфере.

В проект включены мероприятия по внедрению в практическую деятельность пограничных ведомств результатов проводимых совместных научно-исследовательских работ; по наращиванию сотрудничества
с пограничными структурами стран, не входящих в Содружество, а также
с рабочими органами профильных международных организаций; по развитию и укреплению дружественных связей и гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ в пограничной сфере.

Координацию работ по выполнению Программы предполагается возложить на Совет командующих Пограничными войсками.

Принятие Программы будет способствовать консолидации усилий государств – участников и органов СНГ по дальнейшей реализации Концепции согласованной пограничной политики государств – участников Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 года, формированию на внешних границах целостной системы обеспечения пограничной безопасности и противодействия потенциальным и реальным вызовам и угрозам;

Решения о формировании группировки пограничных и иных ведомств государств – участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах.

Проектом Решения предусматривается утвердить Перечень формирований, включаемых в состав группировки пограничных и иных ведомств государств – участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах.

Совету командующих Пограничными войсками во взаимодействии с компетентными органами государств – участников СНГ поручается утвердить План совместных командно-штабных тренировок пограничных и иных ведомств государств – участников СНГ и учений формирований, включенных в Перечень, а также организовывать подготовку их руководящего состава;

Решения о выполнении Плана мероприятий по реализации Протокола от 5 октября 2007 года об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств – участников  Содружества Независимых Государств в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах от 5 декабря 2012 года.

Проектом Решения предусматривается одобрить предоставленную Советом командующих Пограничными войсками Информацию о выполнении Плана и продлении сроков выполнения Плана до 1 декабря 2017 года, а  Совету министров иностранных дел СНГ – заслушать аналогичную Информацию по итогам 2016 и 2017 годов.

Участники заседания рассмотрят также ряд организационных и кадровых вопросов, в том числе: о председательстве в Содружестве Независимых Государств в 2016 году; о Руководителе Антитеррористического центра государств – участников Содружества Независимых Государств; о Председателе Координационного Комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств и о проведении очередного заседания Совета глав государств СНГ.

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ


Теги: СГГ СНГ, Анонсы, Обзор