Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Официальный визит И.Каримова в Россию: новый этап стратегического партнерства

 

 


 

Заявления для прессы по итогам российско-узбекистанских переговоров

По окончании российско-узбекистанских переговоров Владимир Путин и Ислам Каримов сделали заявления для прессы.


В.Путин: Уважаемый Ислам Абдуганиевич! Уважаемые дамы и господа!

Официальный визит Президента Узбекистана проходит в традиционно дружественной, доброжелательной, чрезвычайно откровенной атмосфере.

Вчера вечером у нас с Президентом Узбекистана состоялась неформальная встреча, в ходе которой мы обменялись мнениями по основным вопросам международной повестки дня, положению дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В конструктивном, содержательном ключе провели и сегодняшние переговоры. Обсудили важнейшие темы двустороннего взаимодействия, наметили конкретные планы на перспективу в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах.

Обстоятельно поговорили о председательстве Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества. Напомню, что в прошлом году Россия возглавляла эту организацию. В этой связи приветствуем настрой Узбекистана на обеспечение преемственности в работе ШОС, ценим усилия узбекских партнёров по реализации уфимских договорённостей, поддерживаем новые инициативы, которые планируется обсудить на июньском саммите в Ташкенте, в том числе по борьбе с наркомафией, экстремизмом, трансграничной организованной преступностью.

Вновь подчеркну, Узбекистан – стратегический партнёр и надёжный союзник России. Наше сотрудничество стремится упрочить эти отношения дружбы и взаимной поддержки.

Вместе с Исламом Абдуганиевичем вспомнили и о трагедии последних десятилетий. 50 лет назад произошло ужасное землетрясение в Ташкенте. Тогда возрождению города активно помогала вся страна.

Высоко оцениваем достигнутый уровень двусторонних экономических связей. Россия занимает второе место среди внешнеторговых партнёров Узбекистана, наша доля в узбекской внешней торговле превышает 17 процентов.

Вместе с тем мы знаем и о проблемах, связаны они прежде всего с курсовой разницей. В этой связи отмечаем некоторый спад в объёмах торговли, но отмечаем, что физические объёмы взаимной торговли не уменьшились, а в первом квартале текущего года даже выросли на 7,9 процента.

Успешно реализуется программа действий по развитию экономического сотрудничества на 2015–2019 годы. В результате до 30 процентов увеличилась доля промышленной и высокотехнологичной продукции в наших экспортных обменах. Выросли поставки в Россию и сельхозтоваров из Узбекистана.

Набирает обороты инвестиционное сотрудничество. За последние несколько лет объём российских капиталовложений в узбекскую экономику превысил 6 миллиардов долларов. Только в прошлом году приток инвестиций из России составил 1,2 миллиарда долларов, что на 40 процентов выше, чем в 2014 году.

Дополнительные возможности для реализации новых проектов, расширения кредитно-финансового сотрудничества открывает недавнее вступление в силу соглашения 2014 года об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.

Приоритетной сферой взаимодействия остаётся энергетика. В Узбекистане успешно действуют ведущие российские компании. Так, «ЛУКОЙЛ» вместе с узбекскими партнёрами осваивает группу газоконденсатных месторождений в Бухарской области. На эти цели уже проинвестировано 3,6 миллиарда долларов. А общий объём капиталовложений запланирован на уровне 12 миллиардов долларов.

В апреле начато строительство газоперекачивающего комплекса, одного из крупнейших в Центральной Азии, его плановая мощность составит 8 миллиардов кубических метров в год, а стоимость превышает 3 миллиарда долларов. Реализация этого масштабного проекта создаст тысячи новых рабочих мест в Узбекистане, обеспечит значительный приток финансовых и налоговых поступлений в бюджет республики.

Свою активность в Узбекистане наращивают и другие компании, например «Газпром». В его планах освоение перспективного газового месторождения «Джел».

Реализуются проекты в тепло- и гидроэнергетике. Наша компания «Силовые машины» завершила модернизацию ряда крупных электростанций.

Укрепляется промышленная кооперация, успешно действует самое большое в СНГ совместное предприятие по выпуску электротехнической продукции. Налажена сборка автотехники на основе комплектующих «КамАЗа».

Особое значение для двустороннего сотрудничества всегда имели и будут иметь контакты между людьми, культурные, научные и образовательные связи. В этой связи правительства двух стран подготовили и по итогам переговоров утвердили насыщенную программу сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. Рассчитываем, что российские и узбекские граждане проявят большой интерес к мероприятиям, которые будут проводиться в её рамках.

Намерены и далее расширять сотрудничество в области образования и подготовки кадров. В России обучается около 21 тысячи узбекских студентов. В Узбекистане работают филиалы ведущих российских учебных заведений: МГУ, Российского экономического университета имени Плеханова, Университета нефти и газа имени Губкина.

Углублению образовательных и научных контактов послужит подписанное только что соглашение о сотрудничестве между Московским государственным техническим университетом имени Баумана и Ташкентским институтом инженеров железнодорожного транспорта.

Хотел бы поблагодарить Президента за внимательное отношение к изучению русского языка в Узбекистане – и в системе среднего образования, и в системе высшего образования.

Я уже говорил о том, что мы с Президентом обстоятельно поговорили по основным международным и региональным вопросам. Убеждены в необходимости формирования широкой антитеррористической коалиции, действующей на основе международного права и под эгидой ООН, особенно применительно к Афганистану.

Близость или совпадение наших позиций позволяют нам сотрудничать и на таких площадках, как Организация Объединённых Наций, развивать конструктивное взаимодействие в СНГ. На это в том числе нацелен и подписанный план межмидовских консультаций.

В заключение хочу ещё раз поблагодарить Ислама Абдуганиевича и всех членов узбекской делегации за продуктивные и содержательные переговоры, которые, несомненно, послужат дальнейшему продвижению многопланового сотрудничества между нашими странами.

Благодарю вас за внимание.

 

И.Каримов: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые представители средств массовой информации!

Прежде всего позвольте мне ещё раз искренне поблагодарить Президента Российской Федерации за приглашение посетить с официальным визитом Москву, за традиционно радушный приём и тёплое гостеприимство, которое оказывается делегации Узбекистана.

Настоящий официальный визит в Российскую Федерацию мы в Узбекистане рассматриваем как востребованное продолжение двустороннего и многостороннего сотрудничества, как возможность критически оценить реалии и перспективы наших отношений, в том числе торгово-экономических отношений, инвестиционных отношений, если очень коротко сказать, вопросов практического наполнения новым содержанием основополагающих договоров между Узбекистаном и Россией по стратегическому партнёрству и союзничеству.

Между нами состоялось насыщенное обсуждение и обмен мнениями по накопившимся, откровенно будем говорить, злободневным, актуальным вопросам двусторонних отношений, региональной безопасности и стабильности, по тем неотложным мерам, которые необходимо сегодня реализовать в связи с нарастающей напряжённостью в мире, масштабностью и активизацией международного терроризма, воинствующего экстремизма и радикализма.

Хотел бы, пользуясь этой возможностью, ещё раз подчеркнуть и почувствовать то внимание, которое уделяется лично Президентом России дальнейшему укреплению отношений между Россией и Узбекистаном, и он об этом не забывает никогда. Так вот, если смотреть через эту призму, вчерашняя наша встреча, встреча, которая началась вчера в полдевятого и закончилась где-то в районе 12 часов, должен сказать, что это была одна из редких таких встреч, когда мы откровенно говорили больше о тех проблемах, которые нас волнуют, волнуют и Россию, и Узбекистан.

Будем говорить прямо, я больше говорил, а Владимир Владимирович больше слушал, но выводы он, конечно, свои делал. Речь идёт о том, что мне предоставлена какая-то возможность, я уже об этом говорил только что во время встречи в широком составе, что есть какая-то привилегия, которую я лично чувствую, когда мне позволено иногда говорить очень откровенно Владимиру Владимировичу то, что, может быть, другие не особенно готовы или желают, решают говорить. И это преимущество, конечно, я разумно использую, но тем не менее я очень рад тому доверию. Как говорится, не всем это дано.

Но это плюс для меня и минус. Минус в том смысле, что не всем это нравится, а плюс только в том, что я чувствую облегчение, что я это сказал. А я сказал то, что я думаю долгими вечерами, ночами, думаю, мучаюсь иногда: почему я так не поступил, а поступил по-другому, почему течение событий происходит именно в таком плане, мог ли я повлиять на это всё и так далее? И вчера именно такой разговор был, откровенный, очень откровенный.

Я не думаю, что этот разговор повлияет на что-то. У меня нет никакого желания думать так. Я просто сказал то, что я думаю о тех событиях, которые вокруг нас происходят сегодня. Что можно сегодня остановить, а что сделать так, чтобы предотвратить ту возможную катастрофу, которая может произойти? Напряжённость надо снять в любом случае. Если не сегодня, то завтра, но конец всему должен быть.

Несколько раз в течение этого короткого периода времени, Владимир Владимирович, я сказал то, что я думал: я верю России, я верю Вам, и этим всё сказано. Не знаю, что скажут завтра журналисты о моём таком, может быть, очень смелом заявлении, тем не менее я сказал то, что нужно было сказать, потому что, на мой взгляд, мой жизненный опыт говорит, что это многого стоит.

Действительно, состоялось насыщенное обсуждение, обмен мнениями по многим вопросам – региональная безопасность, стабильность – и по тем неотложным мерам, которые необходимо реализовать в связи с нарастающей напряжённостью, масштабностью, активизацией международного терроризма, воинствующего экстремизма и радикализма.

Актуальность и важность решения всех этих проблем приобретает особую значимость, если учесть ту быстроменяющуюся ситуацию, рост геополитического противостояния, геоконфликтов, продолжающийся глобальный финансово-экономический кризис, опаснейшее распространение угрозы вызовов в окружающем нас близком и дальнем окружении.

Думаю, нет необходимости говорить, что в ходе обсуждения мы в первую очередь касались конкретных приоритетных вопросов наших двусторонних отношений, прежде всего ситуации, которая складывалась и складывается сегодня в Центрально-Азиатском регионе.

В первую очередь речь, конечно, идёт о ситуации в соседнем с нами Афганистане. Современную ситуацию в Афганистане можно охарактеризовать как вялотекущее противостояние противоборствующих сторон, при дальнейшем сохранении которого есть серьёзная, я бы сказал, реальная опасность перетекания нестабильности в соседние страны и регионы. Это то, что когда-то, при Советском Союзе, называлось «мягким подбрюшьем СССР». Кто помнит, тот помнит. Но в этом выражении, в этой оценке заключается и сегодня большой смысл.

Смысл заключается прежде всего в том, что Россия имеет и всегда имела свои не просто интересы, а насущные интересы в этом регионе. Мы в Узбекистане не просто признаём, мы считаем необходимым участие России. Попытки решать афганскую проблему без России считаю абсолютно непродуманными и скоропалительными решениями. Думаю, что те, кто об этом думает или планирует, глубоко ошибаются. Россия была в этом регионе, и я считаю, что это останется, и здесь двух мнений не должно быть.

Современную ситуацию в Афганистане можно охарактеризовать как вялотекущее противостояние противоборствующих сторон, при дальнейшем сохранении которого есть серьёзная, я бы сказал, реальная опасность перетекания нестабильности в соседние страны региона. И эту опасность, на наш взгляд, нельзя недооценивать.

Надо сказать, сегодня делается много попыток организовать переговорный процесс, но он, к сожалению, не даёт практических результатов. Ещё и ещё раз хочу сказать: чтобы продвинуться в решении афганской проблемы, было бы целесообразным пригласить для участия в переговорах и представителей Российской Федерации, имея в виду насущные интересы. И это очень немаловажно. Возможности России в этом регионе, это, конечно, при условии, если Россия хочет этого участия. Я убеждён, что многое зависит от самого участия России, если смотреть не только на сегодняшний день, завтрашний день, а в далёкую перспективу.

Важно возобновить переговорный процесс между правительством и движением «Талибан». При этом стороны не должны увязывать сам факт начала переговорного процесса с какими-либо предварительными условиями. Любые обстоятельства должны быть не препятствием, а предметом для переговоров. Необходимо также иметь твёрдую политическую волю и готовность к взаимным уступкам и компромиссам.

Есть ещё другой вопрос, на котором, Владимир Владимирович, я хотел бы особо остановиться. Хотелось бы также отметить, что в складывающихся непростых условиях в Афганистане, учитывая уроки истории, недавней истории, важно не допустить вовлечения ШОС в военно-политические процессы в этой стране, которое может ошибочно восприниматься не только в Кабуле, в Афганистане, но и далеко за пределами Кабула, Афганистана и практически всем мировым сообществом как готовность государств – членов ШОС (а мы оба являемся государствами – членами ШОС) взять на себя полноту ответственности за урегулирование афганского кризиса. Это было бы глубоко ошибочное мнение, когда афганскую проблему хотелось на кого-то взвалить, а потом задним числом говорить об успехе или неуспехе этой проблемы. Думаю, что такой подход, такое желание – «пришёл – увидел – победил» – в условиях Афганистана абсолютно невозможно.

Мы высоко оцениваем конструктивный характер двустороннего взаимодействия в рамках ООН, ШОС, СНГ, других авторитетных международных организаций и институтов. Сегодня мы уделили отдельное внимание вопросам, связанным с подготовкой и проведением в Ташкенте в июне текущего года заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации. Мы искренне благодарны российской стороне – я подчёркиваю это – за всестороннюю поддержку деятельности Узбекистана в качестве председательствующей стороны в ШОС, в первую очередь в вопросах политической составляющей повестки дня саммита и в подготовке его итоговых документов.

Хотел бы ещё раз повторить: в складывающейся ситуации, когда до заседания осталось всего два месяца, думаю, что необходимо форсировать некоторые вопросы, которые сознательно не решаются до сих пор только потому, что отдельные страны хотят заодно решить и свои, интересующие их вопросы. Прежде всего надо руководствоваться интересами ШОС, и притом долгосрочными интересами ШОС. Поэтому, если смотреть через эту призму, надо ускорить процесс согласования тех документов, которые являются чрезвычайно важными для будущего самой ШОС.

Безусловно, большое место в наших переговорах занимали вопросы дальнейшего углубления многопланового сотрудничества по таким базовым направлениям, как сохранение и увеличение объёмов взаимной торговли в условиях непростой внешнеэкономической конъюнктуры, развития инвестиционной активности и взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере.

Сегодня Владимир Владимирович говорил о некоторых цифрах (он меня поразил знанием предмета), о том, что товарооборот не просто не уменьшился, если говорить о физических объёмах. Сейчас очень отрицательно влияет на некоторые оценки то, что происходит девальвация, падает стоимость той или иной валюты и так далее. В таких случаях лучше всего говорить о физических объёмах обмена.

Товарообмен – это самый лучший показатель: мы движемся вперёд, но по каким-то причинам девальвация той или иной валюты показывает этот результат абсолютно в отрицательном плане. Это абсолютно неверный подход, и я думаю, что некоторые этим обстоятельством пользуются сознательно.

Все считают в долларах или в каких-то других единицах, модно сейчас считать. Но лучше всего, как мы привыкли в молодости, всё считать в физических объёмах, для того чтобы сказать: а мы вообще движемся вперёд или отступаем назад?

Так вот, через эту призму, когда сегодня Владимир Владимирович привёл такие цифры, когда по поставкам некоторых видов, особенно овощей, фруктов, мы в разы, в двадцать раз, например, по отдельным видам продукции, увеличили поставки в Россию, во-первых, я был тронут тем, что Президент России знает об этом, и не просто знает, но и достойно оценивает.

А во-вторых, мы договорились о том, что эти процессы говорят о наших возможностях, которые есть по увеличению товарооборота, особенно по приоритетным направлениям нашей торговли, по тем предметам, по которым торговля, которую заменить-то практически трудно, потому что, будем говорить прямо, Турция, видите ли, сегодня не может обеспечить, или в силу каких-то причин есть серьёзный повод для того, чтобы прекратить поставки.

Скажите, разве Узбекистан меньше производит фруктов и овощей? Узбекистан на 2016 год намечает увеличить производство овощей и фруктов до 4,5 миллиона тонн. И мы в состоянии не только обеспечить Россию по некоторым видам, если это будет в долгосрочном плане реализовано.

Вы знаете, что такое овощи. Это не хлопок. Овощи, фрукты сегодня сеются, а в ноябре или октябре уже получают урожай. Значит, мы должны на несколько лет вперёд знать: а какая потребность, скажем, северных областей России, Москвы и Питера получать узбекские фрукты, которые в силу многих причин (по вкусовым, по многим другим параметрам) являются самыми достойными. И в этом плане мы договорились сегодня с Владимиром Владимировичем о том, что этот вопрос будет рассмотрен в несколько другом плане. Мы очень нуждаемся в том, чтобы появился субъект, появился бизнес, появилась структура, которая бы на пять лет вперёд хотя бы определила потребность тех или иных регионов, особенно сибирских регионов, которые нуждаются в свежих овощах и фруктах, и мы бы заранее знали, куда сеять, что сеять и даже какие виды овощей и фруктов интересуют ту или иную сибирскую область.

Это же здорово, представьте себе: заказывает, и через год вам – пожалуйте (я говорю уже по-русски не «пожалуйста», а «пожалуйте»), тот или иной фрукт в том или ином виде. И притом мы уже далеко не та страна, которая раньше производила, всё это скопом погружалось в холодильники, а получали какое-то месиво. Сегодня мы научились очень многому: и качеству, и поставкам, и не хуже других обеспечиваем наших покупателей. Через эту призму, я думаю, этот вопрос абсолютно решаем. И не только вопрос овощей и фруктов, но и тех видов продукции, промышленной продукции, где требуется дополнительная стоимость и прочее. Мы готовы работать в той кооперации, которую диктует страна-потребитель. И я считаю, в этом очень важный резерв наших двусторонних отношений.

Ещё один вопрос – это вопрос транспортный, вопрос транзита. Почему на север наш транзит уменьшился за 2015 год на 27 процентов, а в юго-западном направлении наш транзит товаров увеличивается на 50 процентов? Заинтересованы наши прежде всего субъекты, и российские субъекты должны сесть и думать, и думать, и доводить до нас, и решать эти вопросы. Кто не заинтересован, чтобы за счёт транзита получать деньги? Что такое транзит? Есть у нас возможность, всё равно железная дорога определённым графиком движется, а мы не пользуемся этой возможностью только потому, что у нас не хватает расторопности и, мало того, серьёзного подхода. Поэтому я благодарен Владимиру Владимировичу за то, что он такое внимание уделяет цифрам нашего товарооборота.

Я полностью поддерживаю мнение Владимира Владимировича в том, что здесь непростительно допускать какие-то просчёты и не использовать те возможности, которыми мы располагаем. Нас и сегодня тысячи нитей связывают, Россию и Узбекистан, между собой. Именно эти непреходящие ценности обуславливают заинтересованность сторон в последовательном продвижении добрых традиций, взаимодействии широких контактов в культурно-гуманитарной сфере, научно-академической сфере, на основе долгосрочных программ, проектов.

Хочу сказать, что сегодня был подписан документ, вы обратили на это внимание, между Ташкентским институтом инженеров железнодорожного транспорта и институтом имени Баумана. Я когда-то окончил политехнический институт и всегда с завистью смотрел на выпускников института Баумана. Для меня это уже далеко, далёкие годы. Институт Баумана звучал для меня, выпускника политехнического, тогда он назывался Среднеазиатский политехнический институт, это было каким-то большим-большим желанием, самому неплохо было бы окончить этот институт. И сегодня я рад тому, что мы подписали этот документ, который предписывает организовать сотрудничество между институтом имени Баумана и нашим транспортным институтом, а транспортный институт в Узбекистане считается одним из лучших.

Таких у нас было три филиала: институт имени Губкина, с ректором которого у нас прекрасные отношения, он совсем недавно был в Узбекистане и мы поддерживаем эти отношения, МГУ и экономический институт имени Плеханова.

Так вот, Владимир Владимирович, мы придаём большое значение именно контактам нашей молодёжи. И я считаю, что это тот выстрел, который ещё не состоялся. Если мы будем укреплять отношения через вузы, нам не надо будет никого друг с другом знакомить, и мало того, говорить о том, что русский язык, видите ли, на периферии бывшего СССР стали забывать.

Я с этим категорически не согласен. В любом случае, русский язык изучают по востребованности, я так считаю. Если востребованность есть – будем изучать в любом случае русский язык. Если через эту призму смотреть, надо просто нам, взрослым, старшим, работать над тем, чтобы это не пришлось задним числом делать. Всё это должно быть естественным процессом.

Молодёжь должна знать друг друга, говорить на одном языке, и тогда не будет проблем между нами, не будет проблем между государствами. Это я говорю так горячо только потому, что я ярый сторонник этого. Люди должны думать о завтрашнем дне, и это очень важно.

То, что сегодня в Узбекистане 840 школ и в них обучаются 450 тысяч учеников на русском языке, говорит о многом. Согласитесь, что это искусственно не сделаешь. Это тот факт, когда это всё делается вполне естественно, и мы, будем говорить прямо, заинтересованы в этом. Этим самым я ещё и ещё раз подчёркиваю значимость нашего сегодняшнего официального визита.

Ещё и ещё раз хочу поблагодарить Владимира Владимировича, что он был инициатором приглашения делегации Узбекистана в Москву. Я очень рад, что этот визит сегодня состоялся.

Спасибо.

 

Источник: Пресс-служба Президента России

 


 

Российско-узбекистанские переговоры

26 апреля в Кремле состоялись переговоры Владимира Путина с Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым, который прибыл в Россию с официальным визитом.

Обсуждались перспективы развития двустороннего сотрудничества в различных сферах, взаимодействие в рамках СНГ и ШОС. Состоялся также обмен мнениями по актуальным вопросам региональной и международной повестки дня.

По итогам российско-узбекистанских консультаций в присутствии президентов подписан пакет документов.

Начало беседы с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым

В.Путин: Уважаемый Ислам Абдуганиевич! Уважаемые друзья! Позвольте мне ещё раз, уже в более формальной обстановке, вас поприветствовать.

У нас вчера была возможность поговорить в неформальной обстановке, вдвоём посидеть, с глазу на глаз, как говорят дипломаты. Достаточно подробно в течение трёх часов мы могли поговорить и поговорили по двусторонним отношениям, по международной обстановке, ситуации в регионе.

Сегодня внимание сосредоточим на наших двусторонних отношениях и на работе в тех международных организациях, которые для нас наиболее близки. Имею в виду и ШОС, где вы сейчас активно работаете.

Но в начале нашей встречи хотел бы ещё раз сказать два слова о двусторонних отношениях. Я вчера уже приводил эти данные. Хотя в долларовом эквиваленте несколько сократился объём торговли, но в рублёвом он вырос, вырос также и в физических объёмах. И этот рост в первом квартале этого года сохраняется.

Существенно увеличились поставки сельхозпродукции из Узбекистана. Как мы с Вами и договаривались, хочу Вас поблагодарить за то, что Вы всячески этому содействуете. На 10 процентов выросла в целом общая поставка из Узбекистана, а по некоторым товарам – значительно больше. По некоторым овощам – до 10 раз, в 10 раз выросли поставки. По винограду – в 20 раз, а по цитрусовым – в 54 раза. Это, конечно, уже существенно для российского рынка в целом. Думаю, что и для ваших сельхозпроизводителей это тоже большое подспорье – осваивать такой большой рынок, как российский.

Но мы работаем не только в этой сфере. Мы работаем в сфере промышленности. Особое внимание уделяем, конечно, совместной деятельности в высокотехнологичных сферах. В общем, есть о чём поговорить.

Ещё раз хочу сердечно Вас поприветствовать, сказать, что мы Вам очень рады. Добро пожаловать!

И.Каримов: Владимир Владимирович, прежде всего в присутствии такого парада журналистов хочу ещё раз поблагодарить Вас за Ваше приглашение посетить с официальным визитом Россию, Москву. Выражаю искреннее удовлетворение, и не просто удовлетворение, а признательность за то, что в столь позднее время вчера так много успели [обсудить].

Я удовлетворён вчерашней беседой, и не просто удовлетворён, а считаю, что она если не сегодня, то завтра даст обязательно свои результаты. Тем более что эта беседа была открытой, откровенной, и мы мало касались дипломатических вопросов, а больше говорили прямо. Я люблю такие беседы, не надо выдумывать какие-то дипломатические обороты там, где можно более коротко, но очень точно выразить свои мысли.

Действительно, мы вчера почувствовали, что мы давно не встречались, было о чём поговорить, и я благодарю Вас за то – Вы сейчас сказали, – что у нас есть о чём поговорить.

Хорошо, что есть о чём поговорить. Тем более что в мире происходит много того, что действительно требует не просто обмена мнениями, но и выяснения позиций. Тем более что мы в Узбекистане, в Средней Азии, Центральной Азии чувствуем, что то, что происходит в мире, имеет непосредственное отношение к Центральной Азии. И всё, что мы каждый день видим по телевидению, читаем в печати, интернете, имеет прямое отношение к тем событиям, которые имеют место в нашем окружении.

Афганистан был и остаётся пока той территорией, на которой продолжает происходить противостояние, я бы сказал, вялотекущая война, которой пока не видно конца.

Если говорить о двусторонних отношениях, остаётся только благодарить Вас за то, что Вы так хорошо знаете и чувствуете эти цифры. Тем более что была необходимость или востребованность того, что Узбекистан, когда в этом действительно была востребованность, сделал всё необходимое, чтобы по тем позициям товарного обмена мы смогли восполнить то, что имело трудности.

Эти «разы», которые Вы сейчас обозначили, однозначно выражают не только наши возможности. Это ведь не просто так: за год – раз! – и вырос в 20 раз, в 10 раз. Оказывается, есть такая возможность. Возможность эта говорит о многом.

Мы, естественно, могли бы и сегодня продолжить тему двусторонних отношений не только в вопросах общего товарооборота, а я бы прежде всего сказал по тем востребованным позициям, в которых есть необходимость, потому что ну не растёт виноград в Москве и в Питере, не растёт. Не говоря о других позициях.

И как-то в Москве, в Питере забыли о том, что самые лучшие фрукты и овощи – естественно, мы считаем, – в Узбекистане. А некоторые наши соседи иногда на свободном рынке говорят: «Приходите, хорошие фрукты из Узбекистана». Хотя они не имеют никакого отношения к Узбекистану. Но товар есть товар, реклама есть реклама. И сама реклама говорит о многом.

Москвичи это прекрасно знают, и я думаю, что Узбекистан открыт именно по этим востребованным позициям. Но это не только фрукты и овощи. Не надо думать, что Узбекистан только такие однозначные позиции.

Товарооборот действительно в долларовом, валютном измерении несколько сократился, но ещё раз говорю, что мы особо не чувствуем, что произошёл какой-то резкий спад товарных позиций, по которым мы обмениваемся с Россией.

Но есть, конечно, вещи – по автомобилям, например. То, что происходит в мире в целом и в России, естественно, отразилось и на наших двусторонних отношениях. Не говоря о других вопросах.

Хочу однозначно сказать, что действительно сейчас у нас есть о чём продолжить вчерашнюю беседу, в узком составе обменяться мнениями по тем вопросам, которые сама жизнь ставит на повестку дня.

Первое, что хочу сказать, – это безопасность в регионе Центральной Азии. Однозначно хочу сказать то, что я уже говорил неоднократно, то, что война в Афганистане не кончается и не видно пока какого-то света в конце коридора.

В присутствии и журналистов, и наших друзей хочу сказать однозначно, что есть определённые попытки найти решение афганского вопроса без России. Считаю, что это в принципе, даже не хочу останавливаться на этом вопросе, в принципе неверно.

Тем более что географию никто не забыл, и все знают, что Средняя Азия уже много веков имеет связи с Россией, тысячелетние связи. И мы однозначно чувствуем заинтересованность, интересы России в Средней Азии. И мы согласны с этим. Не просто согласны, а считаем это востребованным. И если кто-то пока недопонимает, то думаю, что со временем они поймут это дело, как и другие реалии, которые происходят в мире.

Надо признавать реалии. А если не признавать реалии, всё равно они тебя догонят и достанут. Если через эту призму смотреть, у нас есть о чём сегодня поговорить по вопросам, в которых однозначно заинтересованы и Россия, и Узбекистан.

Ещё раз хочу Вас поблагодарить за внимание, которое уделяется делегации Узбекистана. Рад продолжить сегодня наш разговор.

В.Путин: Спасибо.

<…>

Источник: Пресс-служба Президента России

 


 

Встреча с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым

Владимир Путин 25 апреля принял в Кремле Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова. В присутствии журналистов главы государств обменялись рукопожатиями и краткими приветствиями.

Встреча Владимира Путина и Ислама Каримова носит неформальный характер. Переговоры президентов России и Узбекистана запланированы на 26 апреля. Лидер Узбекистана прибыл в Россию с официальным визитом.

 

Источник: Пресс-служба Президента России

 


 

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов по приглашению Президента Российской Федерации Владимира Путина 25 апреля с официальным визитом прибыл в Москву. 

В аэропорту "Внуково-2", украшенном государственными флагами двух стран, в честь высокого гостя выстроен почетный караул. После торжественной встречи делегация Узбекистана направилась в отведенную для нее резиденцию. 

В этот же день состоялась неформальная встреча Ислама Каримова и Владимира Путина. 

Основные события визита намечены на 26 апреля. 

Главы двух государств обсудят актуальные вопросы дальнейшего развития узбекско-российских отношений, обменяются мнениями по отдельным региональным и международным проблемам. 

Как сообщалось ранее, по итогам переговоров планируется подписание ряда двусторонних документов, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества между Узбекистаном и Россией в различных областях. 

 

Источник: Пресс-служба Президента Узбекистана


 


 

Межгосударственные отношения России и Узбекистана

Подробнее о межгосударственных отношениях России и Узбекистана читайте в справке РИА Новости.

Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 года.

Двусторонние отношения характеризуются регулярными встречами на высшем и высоком уровнях. Президенты двух стран неоднократно обменивались государственными, официальными и рабочими визитами.

14-15 апреля 2013 года президент республики Узбекистан Ислам Каримов посетил Россию с официальным визитом. В рамках визита были подписаны межправительственные программы сотрудничества в культурно-гуманитарной и научно-технической сферах на 2013-2015 годы и экономического сотрудничества на 2013-2017 годы, а также соглашения о реадмиссии и о поощрении и взаимной защите инвестиций.

10 декабря 2014 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан, в ходе которого были подписаны межправительственные соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годы и об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.

Осуществляются контакты руководителей двух стран и на многосторонних площадках (СНГ, ШОС). 11 сентября 2014 года в Душанбе "на полях" заседания Совета глав государств ШОС Владимир Путин и Ислам Каримов обсудили актуальные вопросы и перспективы российско-узбекского взаимодействия в различных сферах. 8 мая 2015 года Ислам Каримов принял участие в неформальном саммите СНГ в Москве по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. 10 июля 2015 года состоялась встреча Владимира Путина и Ислама Каримова "на полях" саммита ШОС в Уфе.

Осуществляются контакты по линии внешнеполитических ведомств. 14-15 июля 2015 года состоялся визит министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в Узбекистан. В Ташкенте Сергей Лавров был принят президентом республики Узбекистан Исламом Каримовым. Стороны обсудили ключевые аспекты двустороннего сотрудничества, состоялся обмен мнениями по основным вопросам региональной и международной повестки дня. Глава российского МИДа Сергей Лавров также провел переговоры с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым.

Поддерживаются межпарламентские связи. Сотрудничество на нынешнем уровне нацелено на расширение взаимодействия между парламентами двух стран, в частности, в законотворческой деятельности.

12-13 ноября 2013 года делегация Совета Федерации во главе со спикером палаты Валентиной Матвиенко посетила Узбекистан с официальным визитом. Парламентарии двух стран обсудили пути активизации диалога между законодательными органами России и Узбекистана, а также перспективы российско-узбекского сотрудничества в целом.

Договорно-правовую базу российско-узбекского сотрудничества составляют около 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Основополагающее значение имеют Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве от 30 мая 1992 года, Договор о стратегическом партнерстве от 16 июня 2004 года и Договор о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 года, в которых зафиксированы приоритетные направления развития двустороннего партнерства в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Договорами предусмотрено тесное взаимодействие в вопросах обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, противодействия терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотиков и новым вызовам и угрозам.

Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года.

За последние 5 лет сумма российских инвестиций в узбекскую экономику превысила 6 миллиардов долларов. В 2015 году они составили 1235,5 миллиона долларов, что на 40,2 % больше, чем в 2014 году. Из них 95,2 % от общего объема пришлись на нефтегазовую отрасль (1176,5 миллиона долларов), 4,2 % — на сферу телекоммуникаций (52 миллиона долларов).

По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Узбекистана по итогам 2015 года составил 2837,1 миллиона долларов, в том числе российской экспорт – 2235,4 миллиона долларов и импорт — 601,8 миллиона долларов.

Физический объем российско-узбекского товарооборота за 2015 год остался практически на уровне 2014 года, сократившись всего на 1,8 %. Объем экспорта уменьшился на 1,7 %, импорта на – 3,2 %.

Товарная структура экспорта России в Узбекистан представлена следующими товарами: минеральные продукты; машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; продукция химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

В товарной структуре импорта основные поставки приходятся на такие группы товаров, как текстиль и изделия из него, обувь; машины и оборудование и транспортные средства; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; продукция химической промышленности; металлы и изделия из них.

По данным из узбекских источников, на территории республики действуют 885 предприятий с участием российского капитала, из них 731 совместное предприятие и 154 компании со стопроцентным российским капиталом. В республике аккредитованы представительства более 80 российских фирм и компаний. На территории Российской Федерации созданы 512 предприятий с участием резидентов Республики Узбекистан.

Активно развивается российско-узбекское сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса. Крупнейшие российские нефтегазовые компании успешно и эффективно работают в Узбекистане. В рамках реализации поэтапной Программы геологоразведочных работ в Устюртском регионе Узбекистана ОАО "Газпром" выделил 10,676 миллиарда рублей. Общий накопленный объем инвестиций ПАО "ЛУКОЙЛ" в экономику Узбекистана превысил 3,6 миллиарда долларов США.

Вопросы торгово-экономического, инвестиционного, военного и военно-технического сотрудничества, взаимодействия в области ТЭК и других отраслях экономики рассматриваются в рамках работы Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Сопредседателями МПК являются заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак и первый заместитель премьер-министра Республики Узбекистан, министр финансов Рустам Азимов.

Важную роль в обеспечении стабильности в Центрально-Азиатском регионе играет военно-техническое сотрудничество между Россией и Узбекистаном. В марте 1994 года Россия и Узбекистан подписали Договор о развитии сотрудничества в военной области. В декабре 1999 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях. В мае 2001 года заключен межгосударственный Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам, в октябре того же года – межгосударственное Соглашение о совместном применении ВВС России, войск ПВО и ВВС Узбекистана для обеспечения безопасности воздушного пространства двух стран. В июне 2001 года в целях координации ВТС создана российско-узбекская рабочая группа по ВТС. В июне 2012 года Узбекистан принял решение о приостановлении своего участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявив о приоритете развития двусторонних отношений со странами-членами организации.

В июле 2014 года было подписано межправительственное Соглашение о реализации

Программы мероприятий по модернизации и переоснащению Вооруженных Сил Республики Узбекистан современными вооружением и военной техникой до 2020 года. Программа принята осенью 2014 года.

Подписанное 10 декабря 2014 года в рамках визита Владимира Путина в Ташкент соглашение между правительствами Узбекистана и России об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 годы открыло РФ и Узбекистану новые возможности для увеличения российского военно-технического присутствия в Узбекистане, включая поставки вооружения и современной военной техники на условиях частичного кредитования.

В марте 2007 года на основе межправительственного соглашения было создано узбекско-российское совместное предприятие "УЗРОСАВИА"

Основные виды деятельности СП "УЗРОСАВИА" – ремонт и модернизация вертолетов семейства Ми-8 и Ми-24, производство запчастей, а также ремонт другой техники спецназначения. Учредителями выступили с узбекской стороны – государственно-акционерное общество "Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова" и государственное предприятие "Узмахсусимпекс"; с российской – ОАО "Рособоронэкспорт", ОАО "ОПК "Оборонпром" и ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод".

В рамках военного сотрудничества двух стран узбекские офицеры повышают квалификацию в России. Подготовку проходят военные специалисты по обслуживанию систем тяжелого вооружения и авиации.

Важным компонентом всего комплекса российско-узбекских экономических связей является межрегиональное сотрудничество. В мае 2000 года было подписано межправительственное Соглашение о расширении сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан. С хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан сотрудничают 70 регионов Российской Федерации.

Существенное место в комплексе российско-узбекских отношений занимают вопросы трудовой миграции. По данным на ноябрь 2015 года, на территории Российской Федерации находились более 1,9 миллиона гражданин Узбекистана.

По итогам 2015 года объем денежных переводов из России в Узбекистан составил 3,059 миллиарда долларов (в 2014 году – 5,653 миллиарда долларов).

Обе страны придают важное значение культурно-гуманитарному сотрудничеству, двусторонним связям в области образования, науки, спорта и туризма. В Ташкенте действуют филиалы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.

В Узбекистане функционирует Российский центр науки и культуры. Организуются научно-методические, культурно-просветительские и образовательные мероприятия по продвижению русского языка в Узбекистане. 

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников