Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация о проектах документов, вносимых на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (7 июня 2016 года, г. Бишкек)

ИНФОРМАЦИЯ
о проектах документов, вносимых на рассмотрение
Совета глав правительств Содружества Независимых Государств
(7 июня 2016 года, город Бишкек)

 

На заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (далее – СГП СНГ) планируется рассмотреть 21 проект документов, нацеленных на дальнейшее расширение и углубление сотрудничества государств в наиболее приоритетных направлениях деятельности СНГ.

Более трети из них относятся к экономической сфере, где наиболее важными являются проекты:

Протокола между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок.

Проект Протокола закрепляет следующие цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок (далее – закупки):

регулирование отношений в сфере закупок национальным законодательством о закупках и международными договорами;

обеспечение оптимального и эффективного расходования средств, используемых для закупок;

обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок;

обеспечение беспрепятственного и равного доступа потенциальных поставщиков к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством сторон;

обеспечение наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти сторон в сфере закупок;

установление ответственности за нарушение законодательства государств – участников Протокола о закупках;

развитие конкуренции, а также противодействие коррупции и другим злоупотреблениям в сфере закупок.

Реализацию Протокола планируется осуществить в два этапа. На первом этапе предполагается гармонизировать национальное законодательство в соответствии с положениями Протокола, а на втором – внедрить технологии, обеспечивающие информационную открытость и прозрачность закупок, совместимость технологических платформ, в целях получения сторонами технической возможности участия в закупках, а также обсуждения условий применения сторонами национального режима.

Подписание Протокола к Договору от 18 октября 2011 года позволит повысить эффективность функционирования зоны свободной торговли, расширить торгово-экономические связи между государствами – участниками СНГ;

Решения о ходе реализации в 2015 году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и Комплекса мероприятий на 2015–2016 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

В отчетном периоде основное внимание было уделено адаптации Программы к современным условиям, оперативной реакции на изменения в форматах межгосударственного сотрудничества, корректировки и совершенствования механизмов ее реализации и др.

Продолжилось финансирование пилотных проектов Программы со стороны отдельных государств. Ведется работа по созданию информационной базы данных о технических платформах, исследовательских и научных центрах, лабораториях и центрах для проведения инновационных исследований и разработок.

В рамках актуализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества внесены предложения о повышении уровня государственно-частного партнерства и усилении взаимодействия с институтами развития, действующими на пространстве СНГ, а также правительствам государств – участников Программы рекомендовано в 2016 году принять необходимые меры по обеспечению финансирования национальных частей пилотных проектов;

Конвенции о сохранении агробиоразнообразия.

Проект Конвенции направлен на сохранение агробиоразнообразия государств – участников СНГ в целях обеспечения продовольственной безопасности, устойчивого экономического развития, повышения качества жизни и здоровья населения путем организации сотрудничества, управления и планирования в области сохранения и рационального использования агробиоразнообразия в рамках Содружества.

В проекте определены следующие принципы сотрудничества в области сохранения агробиоразнообразия:

суверенное право разрабатывать собственные генетические ресурсы агробиоразнообразия и распоряжаться ими в соответствии со своей политикой;

согласованная стратегия и политика в области сохранения и рационального использования агробиоразнообразия;

выполнение международных обязательств по доступу к генетическим  ресурсам агробиоразнообразия;

сохранность агробиоразнообразия как национального достояния и культурного наследия для настоящего и будущих поколений.

Проектом Конвенции предусмотрены обязательства сторон по разработке и внедрению социально-экономических механизмов сохранения и рационального использования агробиоразнообразия; объединению научно-технического потенциала в области сбора, сохранения, изучения и использования генетических ресурсов агробиоразнообразия; гармонизации законодательства и правовых норм в сфере деятельности с генетическими ресурсами агробиоразнообразия; созданию совместных научно-технических систем управления и программ в области сбора, сохранения, изучения и использования генетических ресурсов агробиоразнообразия и др.

Стороны определяют организации, на которые возлагаются функции национальных координационных центров, и принимают меры, направленные на упрощение процедур пограничного контроля и ускорение совершения таможенных операций при перемещении через государственные границы государств – участников Конвенции генетических ресурсов агробиоразнообразия для научно-исследовательских, образовательных и  селекционных целей.

В проект включены также приоритетные направления, обеспечивающие сохранение агроэкосистем, формы и методы совместных действий, способствующих рациональному использованию компонентов агробиоразнообразия.

В сфере экономического сотрудничества планируется также рассмотреть не менее важные проекты:

Соглашения об обмене информацией об авариях на объектах электроэнергетики государств – участников СНГ.

Разработка проекта Соглашения обусловлена необходимостью обеспечения устойчивой и надежной работы электроэнергетических систем государств – участников СНГ в рамках Договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств – участников СНГ от 25 ноября 1998 года.

Проектом предусматривается межгосударственный обмен информацией об авариях на объектах электроэнергетики, имеющих признаки трансграничного характера и влияющих на обеспечение надежной параллельной работы электроэнергетических систем государств – участников СНГ. При этом информация об авариях на объектах электроэнергетики будет использоваться для изучения передового опыта при разработке противоаварийных мероприятий системного и иного характера, влияющих на повышение уровня энергетической безопасности электроэнергетических систем государств – участников СНГ.

Координация деятельности по реализации Соглашения, в том числе взаимодействия органов управления электроэнергетикой или уполномоченных ими организаций, осуществляется Электроэнергетическим Советом СНГ.

Кроме этого, на Совет возлагается обобщение, анализ и направление в государства – участники Соглашения сводной информации об авариях на объектах электроэнергетики и проведение рабочих встреч и консультаций по вопросам сотрудничества в области межгосударственного обмена информацией об авариях на объектах электроэнергетики государств – участников Соглашения;

Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в области профессионального образования в сфере электроэнергетики.

Проект Соглашения содержит правовые механизмы осуществления согласованных мер государств – участников СНГ в сфере профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала электроэнергетической отрасли.

Участники Соглашения разрабатывают предложения (механизмы) по координации интеграционных процессов и сближению систем профессиональной подготовки/обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала в сфере электроэнергетики; определяют основные требования и принципы этой деятельности; гармонизируют национальное законодательство в области профессиональной подготовки/обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала в сфере электроэнергетики; разрабатывают необходимую правовую базу сотрудничества в указанной области, правового и организационного обеспечения взаимного признания эквивалентности документов в области профессионального образования в соответствии с международными договорами; осуществляют совместную разработку проектов межгосударственных соглашений и проектов нормативных правовых актов СНГ, модельных (рекомендательных) образовательных программ, а также межгосударственный информационный обмен в области профессиональной подготовки/обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала в сфере электроэнергетики и др.

Координация деятельности по реализации Соглашения в рамках СНГ осуществляется Электроэнергетическим Советом СНГ и Советом по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ;

Соглашения об информационном взаимодействии государств – участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников.

Разработка проекта Соглашения обусловлена необходимостью эффективного взаимодействия для непрерывного регулирующего контроля за радиоактивными источниками при их перемещении между государствами – участниками СНГ.

Предметом проекта является обеспечение информационного взаимодействия государств – участников Соглашения при перемещении с территории одного государства на территорию другого государства радиоактивных источников, имеющих активность радионуклидов, равную или превышающую пороговые значения категорий 1 и 2, согласно приложению к документу, являющемуся его неотъемлемой частью.

Содержание информации формируется Комиссией государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, которая координирует работу по реализации Соглашения и при необходимости организует консультации в целях информационного взаимодействия по вопросам перемещения радиоактивных источников.

Государство – участник Соглашения определяет уполномоченный орган, осуществляющий регулярное взаимное информирование о программных и технических решениях, влияющих на информационное взаимодействие.

Кроме этого, оно обеспечивает достоверность и полноту передаваемой информации, оперативное внесение в ранее переданную информацию поправок и уточнений, своевременность взаимного предупреждения о невозможности передачи или приема информации (официальных запросов) в случае возникновения каких-либо непредвиденных обстоятельств.

Соглашение будет способствовать упорядочению процедур перемещения радиоактивных источников, позволит усовершенствовать систему их мониторинга, учитывая необходимость защиты информации и особенности информационного взаимодействия в этой сфере;

Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области химической промышленности и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации.

Проект Концепции направлен на расширение межгосударственного сотрудничества в области химической промышленности и развитие рынка продукции химической промышленности государств – участников СНГ.

Документ представляет собой совокупность согласованных взглядов и подходов стран Содружества к сотрудничеству в области химической промышленности и определяет цели, основные задачи, принципы, механизмы и основные направления сотрудничества государств – участников СНГ в этой области.

Проект определяет следующие основные направления сотрудничества государств – участников СНГ в области химической промышленности:

углубление и расширение многостороннего сотрудничества;

разработка перечня проектов создания новых современных конкурентоспособных производств;

координация промышленной политики государств – участников СНГ;

инновационное развитие и модернизация технологий и оборудования;

совершенствование нормативных правовых актов государств – участников СНГ.

Реализация Концепции будет осуществляться в соответствии с Планом, включающим в себя перечень свыше 20 первоочередных мероприятий.

Основное внимание в проекте Плана уделено:

совершенствованию механизма взаимодействия и координации государств – участников СНГ;

созданию благоприятной среды для развития химической промышленности;

разработке предложений по внедрению экономических стимулов и механизмов для развития химической промышленности в государствах – участниках СНГ;

разработке и реализации совместных проектов и научных программ;

обеспечению информационного обмена  и формированию базы знаний;

Решения о проведении переписей населения раунда 2020 года в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

В раунде переписей 2010 года интервал между переписными кампаниями в государствах – участниках СНГ составил пять лет, что не позволило в полном объеме решить задачу обеспечения сопоставимости данных переписи внутри СНГ. Это, в свою очередь, существенно снизило ценность и качество полученной информации.

Проведение переписей населения раунда 2020 года в государствах – участниках СНГ позволит странам Содружества получить сопоставимую между государствами информацию о численности населения, демографической, этнической, экономической и социальной структуре общества, что даст возможность корректного анализа общей ситуации как в  каждом государстве, так и в регионе в целом. Во-вторых, повысить качество получаемых результатов и надежность информационного обеспечения миграционных процессов и рынка труда как одного из стратегических направлений интеграционных процессов региона СНГ.

На заседании СГП планируется рассмотреть ряд гуманитарных проектов в области здравоохранения.

К наиболее значимым из них относятся:

Стратегия «Здоровье населения государств – участников Содружества Независимых Государств».

Стратегия является правовой основой для разработки комплексных подходов к организации общественного здравоохранения, формирования основных оперативных функций и услуг для сохранения здоровья населения и обеспечения доступности медицинской помощи на пространстве Содружества.

Приоритетной задачей проекта документа является создание основы для разработки национальных планов действий государств – участников СНГ по продвижению здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ), дополненных мероприятиями в соответствии с национальными ориентирами.

Согласно Стратегии государства – участники СНГ совершенствуют и разрабатывают нормативные правовые акты, определяющие полномочия и ответственность органов власти за создание условий в целях сохранения и укрепления здоровья и формирования ЗОЖ, регулирующие сотрудничество в области трансграничного контроля и профилактики распространения инфекционных и НИЗ, а также сотрудничают в области подготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих свою деятельность по всем направлениям и на всех уровнях профилактической работы.

Координация работы по ее практической реализации осуществляется Советом по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ во взаимодействии с национальными уполномоченными органами (комиссиями).

Мероприятия по реализации Стратегии будут сосредоточены в двухгодичных планах мероприятий, разрабатываемых на основе предложений государств – участников СНГ;

Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области противодействия онкологическим заболеваниям.

Проект определяет основные принципы сотрудничества государств – участников СНГ в сфере профилактики, ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний, а также меры медицинского, экономического, правового и социального характера, направленные на сохранение, укрепление здоровья человека, поддержание его активной долголетней жизни.

Концепция предусматривает определение приоритетных направлений и проведение совместных исследований, в том числе эпидемиологических, в области онкологии; оптимизацию использования и  внедрение в практику работы научных, технических и других достижений в сфере профилактики, ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний; сотрудничество в обучении, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области онкологии, в том числе рентгенологии и медицинской радиологии, эпидемиологии, медицинской психологии, а также организации здравоохранения; организацию и проведение международных форумов по актуальным вопросам онкологии.

Особое внимание в проекте уделяется:

проведению комплексных профилактических мероприятий по противодействию распространению онкологических заболеваний, а также их скринингу и ранней диагностике;

внедрению в практику работы медицинских организаций государств – участников СНГ клинических рекомендаций (протоколов) по профилактике и ранней диагностике, оказанию медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями;

обеспечению медицинских организаций современным лечебно-диагностическим оборудованием и лекарственными средствами для диагностики, лечения и реабилитации пациентов с онкологическими заболеваниями.

Предусматривается также осуществить широкий комплекс мер по обучению и повышению квалификации специалистов на базе ведущих онкологических центров государств – участников СНГ с использованием современных информационных технологий;

Программа сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств по профилактике и лечению сахарного диабета на 2016–2020 годы.

Проект направлен на совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом и включает в себя задачи:

реализовать основные положения Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2006 года № 61/225 по проблеме сахарного диабета;

обеспечить раннее выявление заболевания сахарным диабетом с использованием современной диагностики и внедрением новейших медицинских технологий и эффективное лечение лиц, больных сахарным диабетом, высококачественными инсулинами, средствами их введения, таблетированными сахароснижающими препаратами, средствами самоконтроля;

повысить профессиональные знания врачей, медицинских сестер и специалистов в области раннего выявления, диагностики, лечения, диспансеризации и реабилитации больных сахарным диабетом и др.

В период 2016–2020 годов планируется разработать долгосрочные комплексные национальные программы в области профилактики сахарного диабета, предупреждения его осложнений и оказания больным сахарным диабетом психологической, юридической, медицинской, информационной и социальной помощи. На национальном уровне предполагается создать межведомственный координационный орган по вопросам борьбы с ростом заболеваемости сахарным диабетом, взаимодействия с общественными объединениями больных сахарным диабетом и фармацевтической промышленностью.

Предусмотрено ежегодное проведение межгосударственных выставок и научно-практических конференций по проблемам профилактики и лечения сахарного диабета.

Кроме этого, Программой предусматривается обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами по вопросам сахарного диабета и делегациями для изучения опыта работы учреждений и организаций, занимающихся проблемами сахарного диабета, целевая подготовка и переподготовка врачей, медицинских сестер, а также специалистов «школ диабета» для работы с больными сахарным диабетом.

Планируется проведение на международном уровне стажировок специалистов, занимающихся проблемой сахарного диабета, а также курсов для социальных работников, психологов, операторов горячих линий и других специалистов для работы с больными сахарным диабетом в государствах – участниках СНГ.

Ход реализации Программы будет рассматриваться ежегодно на заседаниях Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Экспертного совета по здравоохранению при Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ с последующим докладом Совету глав правительств СНГ.

Не менее важным гуманитарным проектом, включенным в повестку дня СГП, является Решение о Международной выставке «ART  EXPO» государств – участников Содружества Независимых Государств.

Проектом Решения предполагается утвердить Положение о Международной выставке «ART EXPO» государств – участников СНГ и оказать содействие в ее проведении.

Согласно Положению Международная выставка «ART  EXPO» государств – участников СНГ является смотром достижений государств Содружества в области культуры и искусства и направлена на укрепление гуманитарного сотрудничества.

Основными задачами Международной выставки являются:

создание новых площадок для налаживания творческих связей и заключения договоров о сотрудничестве между заинтересованными структурами и организациями государств – участников СНГ;

развитие и популяризация национальных культур;

поддержка культурного многообразия и углубление межкультурного диалога;

расширение рынка культурных услуг и продукции;

реализация инновационных проектов в сфере культуры.

Традиционно в ходе заседания СГП СНГ предполагается рассмотреть проекты решений о придании статуса базовых организаций государств – участников СНГ с утверждением положений о них:

федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Московский технологический университет» – по работе с молодежью;

федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» – по развитию молодежного предпринимательства;

государственному бюджетному учреждению «Главный научный метрологический центр» Министерства обороны Российской Федерации – в области исследования проблем военной метрологии и метрологического обеспечения вооруженных сил;

федеральному бюджетному учреждению «Международный противоминный центр Вооруженных Сил Российской Федерации» – по подготовке специалистов в области разминирования для вооруженных сил;

российскому химико-технологическому университету имени Д. И. Менделеева – по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в химической отрасли;

некоммерческому партнерству по развитию транспорта «Международная академия транспорта» (Российская Федерация, город Москва) – в области научно-технического обеспечения развития транспортного комплекса.

Главы правительств государств – участников СНГ также рассмотрят проекты решений об изменениях в единый бюджет органов СНГ; о результатах проведенных в них документальных ревизий; о дате и месте проведения очередного заседания СГП СНГ.

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ