Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В.Гаркун выступил на открытии Международного форума женщин-лидеров «Равные возможности для лучшего будущего»

ТЕЗИСЫ
выступления первого заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ В. Г. Гаркуна на открытии Международного форума
женщин-лидеров «Равные возможности для лучшего будущего»

(г. Минск, 21–22 июня 2016 года)

Уважаемые организаторы и участники Форума!

Дамы и господа!

Прежде всего, позвольте от имени Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств сердечно приветствовать вас на столь представительном мероприятии.

Проведение настоящего Форума под эгидой Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и при поддержке Министерства иностранных дел и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь подчеркивает актуальность и значимость рассматриваемой сегодня проблематики.

Принцип равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в последнее десятилетие XX – начале XXI века выдвинулся на передний план международной повестки дня. Мировое сообщество усиливает внимание к проблематике гендерного равенства в связи с развитием процесса глобализации и рядом связанных с ним политических и социально-экономических последствий.

В настоящее время достигнут консенсус в понимании того, что гендерное равенство является одной из ключевых целей современного общества для обеспечения его лучшего будущего. При этом гендерный баланс имеет не только важный этический аспект, но и во многом определяющее значение для устойчивого социально-экономического развития, так как среди трудоспособного населения планеты женщины составляют 52 процента.

Закономерно, что Организация Объединенных Наций причислила гендерную проблему к разряду глобальных и рекомендовала государствам совершенствовать существующие модели в целях обеспечения равных прав мужчин и женщин во всех сферах жизни: доступ к образованию и здравоохранению, управлению и власти, возможности в реализации своих личных и профессиональных интересов.

Естественно, что для достижения указанных целей каждая страна выбирает свой путь с учетом уровня социально-экономического развития и национальных традиций.

Что касается стран Содружества, то, преодолев объективные трудности переходного периода, связанные с последствиями распада СССР, они существенно повысили внимание к данной проблематике, осуществляют практические действия в русле общемировых тенденций. Так, все страны Содружества подписали и ратифицировали Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года. В соответствии с ней представляют Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин периодические доклады о реализации положений Конвенции.

При этом государства – участники СНГ придают важное значение процессу создания равных прав и возможностей для всех членов общества, исходят из необходимости комплексного подхода в решении данной задачи. В этих целях принимаются и реализуются долгосрочные документы по достижению гендерного равенства,  в правительственных структурах функционируют советы и комитеты по гендерному развитию, по проблемам семьи, женщин и детей. 

Справочно:

Например, в странах СНГ приняты: Национальная стратегия по достижению гендерного равенства до 2020 года в Кыргызской Республике, Стратегия гендерного равенства на 2006–2016 годы в Республике Казахстан, Концепция Государственной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2016 года в Украине, Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011?2020 годы.

В странах СНГ созданы и функционируют:

  1. Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей (ГКСЖД) в Азербайджанской Республике;
  2. Национальный совет по гендерному развитию при Правительстве Кыргызской Республики;
  3. Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан;
  4. Межведомственная комиссия по обеспечению выполнения международных обязательств Туркменистана в области прав человека;
  5. Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан;
  6. Комитет по гендерной политике Всеукраинского союза «Общественный парламент женщин Украины».

 

Свидетельством активной гендерной политики государств Содружества также является поворот государственных структур к демократизации управления, ликвидации любых проявлений дискриминации по этническим, расовым или иным признакам, как на центральном, так и местном уровнях.

В качестве подтверждения хотел бы назвать несколько законодательных актов, принятых по данным вопросам: в Республике Молдова – это Закон «Об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин», в Республике Таджикистан – «О повышении роли женщин в обществе», а также «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации», в Туркменистане – «О государственных гарантиях равноправия женщин», в Республике Казахстан – «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», в Азербайджанской Республике – «О гарантиях гендерного равенства».

В продолжение сказанного хотел бы отметить, что проведение сегодняшнего мероприятия по столь общезначимой и актуальной проблематике в Минске еще раз свидетельствует о том, что Республика Беларусь является одной из наиболее продвинутых в гендерных вопросах на пространстве СНГ, а по индексу гендерного равенства сегодня занимает 34-е место среди 145 стран мира.

Следует также отметить, что роль Республики Беларусь в вопросах развития равных возможностей мужчин и женщин оценена и на высоком международном уровне. В апреле текущего года Беларусь избрана в состав Исполнительного совета Структуры ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин – «ООН - женщины» на 2017 – 2019 годы.

Поступательная эволюция в повышении роли женщин в белорусском обществе обеспечивается за счет целенаправленной деятельности Национального совета по гендерной политике, реализации среднесрочных национальных планов действий на данном направлении. Они ориентированы на приоритетные векторы общереспубликанских действий. Прежде всего, это обеспечение равных прав в социально-экономической сфере, одинакового доступа к социальной защите и здравоохранению, учет этой проблемы в системе образования, а также профилактика и предотвращение торговли людьми и насилия на гендерной почве.

Как следствие, роль женщин в общественно-политической жизни страны постоянно возрастает. Увеличивается удельный вес в депутатском корпусе всех уровней, а на президентских выборах в 2015 году женщина впервые являлась одним из кандидатов на высший государственный пост.

Уважаемые участники Форума!

Проведение такого международного мероприятия и участие в нем представителей всех государств – участников СНГ является еще одним подтверждением возрастающего интереса наших стран к гендерной проблематике.

Полагаю, что участники настоящего Форума более подробно проинформируют о состоянии дел в этой области, а также поделятся проблемами, требующими принятия решений, возможно и на уровне международных структур.

Убежден, что выводы и предложения, высказанные в ходе Форума, позволят повысить эффективность решения проблем гендерного равенства, определить оптимальные подходы, формы и методы практических действий на столь важном направлении сотрудничества.

Отдельно хотел бы поблагодарить Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека за большое внимание к данной проблематике, а также за приглашение к сотрудничеству по проведению настоящего Форума.

Желаю всем вам плодотворной работы, откровенных и содержательных дискуссий и конструктивных предложений.

 

Благодарю за внимание.