Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Центр эффективного сотрудничества железнодорожников СНГ - интервью А.Дроня

21.05.2012

Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и его дирекция представляют собой единый координирующий центр, который наряду с решениями повседневных вопросов функционирования отрасли заботится и о перспективах ее развития. С момента своего создания эти органы направляют эксплуатационную деятельность дорог в межгосударственном сообщении, содействуя железнодорожным администрациям стран в решении проблем перевозок, передачи поездов и вагонов через межгосударственные стыковые пункты.

Такова компетентная оценка роли Совета, данная в интервью нашей газете заместителем Председателя Исполнительного комитета СНГ – Исполнительного секретаря СНГ Анатолием Андреевичем Дронем.

– Насколько значима на постсоветском пространстве интеграционная роль Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества?

– Наряду с другими инфраструктурными отраслями железнодорожный транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, выступает в качестве важного инструмента достижения социальных и экономических целей. Его устойчивое развитие в странах СНГ является определяющим условием пространственной доступности национальных территорий, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, а значит, положительно сказывается на развитии экономики наших государств.

Образование в феврале 1992 года Совета по железнодорожному транспорту способствовало сохранению единого комплекса стальных магистралей, послужило началом сотрудничества железнодорожников в новых условиях.

С момента своего создания Совет и его дирекция координируют эксплуатационную деятельность дорог в межгосударственном сообщении, содействуя железнодорожным администрациям в решении вопросов перевозок, передачи поездов и вагонов через межгосударственные стыковые пункты. В дирекции установлена круглосуточная работа диспетчерского аппарата, регулярно с участием представителей администраций рассматриваются ход перевозок, использование подвижного состава и иные вопросы межгосударственного железнодорожного сообщения.

В СНГ проводится согласованная тарифная политика, с учетом экономических условий и особенностей работы в каждом из государств осуществляется дифференциация тарифов по родам грузов, видам отправок, типам транспортных средств и другим категориям перевозок. Начиная с 1997 года, вопросы тарифной политики ежегодно докладываются высшим органам СНГ.

Можно сказать, что в лице Совета и его дирекции железнодорожники наших стран имеют единый координирующий центр, который наряду с решениями повседневных вопросов функционирования отрасли заботится и о перспективах ее развития. Используя свое право разрабатывать и вносить на рассмотрение высших органов Содружества проекты документов, Совет обеспечивает создание правовой базы межгосударственного железнодорожного сообщения.

В прошлом году завершилось выполнение плана по реализации первого этапа Стратегии экономического развития СНГ – нашего главного документа в сфере экономики.

Импульсы процессам экономического взаимодействия государств в 2009–2011 годах придала реализация Приоритетных направлений сотрудничества в сфере транспорта на период до 2020 года: подписано Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников Содружества; приняты Основные направления развития рынка международных автотранспортных услуг; реализован международный проект по мониторингу барьеров в международном автомобильном сообщении, начал работу Координационный комитет транспортных коридоров СНГ.

Совет по железнодорожному транспорту принимал непосредственное участие в разработке и реализации Приоритетных направлений и предусмотренных ими концептуальных документов. В частности, разработана Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта до 2020 года, утвержденная осенью прошлого года главами правительств.

Мы надеемся на продолжение плодотворной совместной работы и в рамках выполнения второго этапа Стратегии (2012–2015 гг.), в ходе которого предполагаются формирование межгосударственного инновационного пространства на базе долгосрочного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах и реализация межгосударственных целевых программ.

– Анатолий Андреевич, как взаимодействуют Исполком СНГ и Совет по железнодорожному транспорту? Как в Исполкоме оценивают результаты заседания, состоявшегося в Ереване в октябре минувшего года?

– Прежде всего отмечу, что в Содружестве создано свыше восьми десятков органов отраслевого сотрудничества. Большая часть из них действует в экономической сфере. Именно эти структуры представляют собой важнейшую составляющую всей организационной структуры СНГ, основу его жизнедеятельности.

Наш Исполнительный комитет – главный координирующий орган Содружества, он курирует деятельность отраслевых советов, осуществляя предметное взаимодействие с ними.

Что касается Совета по железнодорожному транспорту, то это особый орган как по важности и сложности решаемых им задач, так и по своей структуре. Именно этот Совет имеет наиболее многочисленный и профессиональный исполнительный орган – дирекцию, а также разветвленную сеть рабочих органов.

Мы взаимодействуем с Советом, оказываем содействие в формировании нормативно-правовой базы сотрудничества, в подготовке и принятии межгосударственных договоров и решений, позволивших сохранить и развить организационное, тарифно-экономическое, технико-технологическое и информационное единство железных дорог.

За 20 лет существования Совета состоялось более полусотни его заседаний, а это о многом говорит.

Что касается 55-го ереванского, то оно прошло четко и организованно, а главное – с пользой для дела. Среди рассмотренных на нем вопросов я особо отметил бы проект концепции антитеррористической деятельности. Принятие этого документа главами правительств СНГ (предусмотрено планом этого года) позволит придать дополнительный импульс развитию столь важного в современных условиях направления сотрудничества железнодорожников.

– На заседании Совета глав правительств СНГ, прошедшем в Санкт-Петербурге, председатель Совета по железнодорожному транспорту Владимир Якунин был награжден Грамотой Содружества. Не могли бы Вы рассказать, за что он удостоен этой награды.

– Да, эта высшая награда СНГ была вручена Владимиру Ивановичу на заседании 18 октября 2011 года, а решение о награждении принималось ранее президентами наших стран.

Так была оценена успешная деятельность главы «РЖД» в качестве председателя Совета, благодаря которой во многом обеспечивается бесперебойное функционирование железнодорожной отрасли в рамках Содружества и за его пределами.

– На том же заседании главы правительств стран СНГ утвердили Концепцию стратегического развития железнодорожного транспорта до 2020 года. Как готовился этот документ? Каковы перспективы его реализации?

– Как я уже отмечал, Концепция разработана Советом по железнодорожному транспорту в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии экономического развития СНГ и Приоритетными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта.

Сотрудники Исполкома СНГ еще на стадии подготовки Концепции, работая вместе с представителями железнодорожных администраций и дирекции Совета, видели, насколько профессионально и заинтересованно они обсуждали этот стратегический документ. В результате удалось выработать согласованную позицию государств относительно перспектив отрасли, наиболее актуальных направлений сотрудничества, подходов к формированию рынка транспортных услуг. Были определены и пути реализации документа.

Есть уверенность, что Концепция будет воплощена в жизнь, как и большинство ранее подписанных договоров в сфере транспорта.

О жизнеспособности этого документа говорит и то, что многие его положения уже начали применяться на практике. В частности, определены подходы к формированию единой системы управления и использования парка грузовых вагонов различных форм собственности; активно разрабатывается проблематика технического регулирования, уже приняты межведомственные соглашения, касающиеся согласованной политики в этой сфере.

В практической плоскости рассматриваются вопросы организации скоростного межгосударственного пассажирского сообщения в направлениях Москва – Киев и Москва – Минск и другие ожидаемые нашими гражданами проекты.

Нет сомнений, в предстоящие 10 лет реализация Концепции позволит системно и последовательно осуществлять согласованное развитие железнодорожного транспорта, будет способствовать органичной интеграции железных дорог в евроазиатскую транспортную систему, усилению позиций железных дорог государств Содружества на мировом рынке транспортных услуг и активизации международного транзита.

– 20 марта нынешнего года в Москве прошло заседание Экономического совета СНГ, состоялся Международный экономический форум СНГ. Поднимались ли на них вопросы интеграционного взаимодействия в сфере транспорта?

– На сей раз в повестке дня не было вопросов, непосредственно касающихся работы железнодорожников. Однако утвержденные Экономическим советом план мероприятий по развитию сотрудничества в области связи и информатизации, Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, создание информационно-справочной системы поддержки таможенных служб – все это и ряд других документов затрагивают интересы транспортной сферы, будут способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества железнодорожников.

В рамках Международного форума «СНГ и новые форматы евразийской интеграции» обсуждались перспективы экономического сотрудничества наших стран, вопросы развития зоны свободной торговли, инновационного сотрудничества государств, координации валютно-финансовой политики.

Выделю состоявшийся на площадке форума «круглый стол» руководителей органов отраслевого сотрудничества СНГ экономического профиля, на котором выступил и председатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту П.Г. Кучеренко. Опыт работы Совета, представленный Петром Григорьевичем, вызвал неподдельный интерес у присутствующих, были высказаны пожелания: более системно и предметно взаимодействовать с этим органом, участвовать в проводимых им мероприятиях. На мой взгляд, это также подтверждает эффективность сотрудничества железнодорожников стран СНГ.

 

Источник: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2012-04a03