Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации (4 марта 2012 года)

Организация мониторинга и условия для международного наблюдения

По приглашению российской стороны Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) в количестве 282 человек, представлявших Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Украину, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 4 марта 2012 года (далее – выборы).

За выборами наблюдали депутаты национальных парламентов государств – участников СНГ, руководители центральных и региональных избирательных комиссий, представители государственных органов и дипломатического корпуса стран Содружества.

Миссия и ее Штаб приступили к выполнению своих функций 3 февраля 2012 года и строили свою деятельность в соответствии с документами, принятыми в рамках Содружества, законодательством Российской Федерации, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права в области организации и проведения выборов.

Работая независимо, открыто и гласно, Миссия в период мониторинга избирательной кампании публиковала пресс-релизы, ее представители давали интервью средствам массовой информации.

Представители Миссии обсуждали ход избирательной кампании с руководителями Центральной избирательной комиссии (ЦИК), Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидатом на должность Президента С. М. Мироновым, руководством предвыборных штабов В. В. Жириновского и Г. А. Зюганова.

Продолжилось взаимодействие миссий наблюдателей от СНГ и БДИПЧ ОБСЕ. Глава Миссии наблюдателей от СНГ Н. Г. Айдаров встретился с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ Х. Тальявини.

В 21 субъекте Российской Федерации 33 наблюдателя осуществляли свои функции на долгосрочной основе: изучали работу избирательных комиссий, наблюдали за ходом предвыборной кампании, процессом уточнения списков избирателей, выдачей открепительных удостоверений, присутствовали на заседаниях ЦИК, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о выборах), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов.

Миссия подтверждает сделанный по результатам наблюдения за выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 декабря 2011 года вывод о том, что избирательное законодательство Российской Федерации отвечает положениям Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ и является достаточной правовой основой для проведения свободных и демократических выборов.

 

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия, 83 избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, 2 746 территориальных и более 95 тыс. участковых избирательных комиссий, в том числе 385 за рубежом.

ЦИК, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии (ТИК), являясь постоянными органами, были сформированы ранее.

Участковые избирательные комиссии (УИК) формируются перед каждыми выборами территориальными избирательными комиссиями в количестве 3–16 членов с правом решающего голоса, в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

Из более чем 830 тысяч членов участковых избирательных комиссий около 390 тысяч было назначено по предложениям политических партий и общественных объединений, а остальные – по предложениям представительных органов муниципальных образований и собраний избирателей.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что формирование участковых избирательных комиссий прошло в соответствии с требованиями законодательства. Кандидатам на должность Президента была предоставлена возможность назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию всех уровней.

В сроки, установленные законодательством, была завершена публикация в средствах массовой информации списков избирательных участков с указанием их номеров и границ, а также мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов УИК. Данные сведения также размещались на сайтах местных органов власти в сети Интернет, на информационных стендах и в общественных местах.

Как и на прошедших парламентских выборах, избиратели могли воспользоваться услугами информационно-справочных служб, чтобы узнать адреса местонахождения и номера контактных телефонов своих участковых избирательных комиссий. На сайте ЦИК функционировал интернет-сервис «Найди свой избирательный участок», который позволял узнать, на каком избирательном участке может проголосовать избиратель, проживающий по определенному адресу.

В рамках подготовки к выборам территориальные избирательные комиссии провели теоретические и практические занятия, на которых обучали членов УИК работе со списками избирателей, порядку выдачи открепительных удостоверений, правам и обязанностям членов УИК с правом решающего и правом совещательного голоса, организации работы в день голосования, процедуре подведения итогов голосования и составлению итогового протокола.

Практиковались выездные семинары-совещания по вопросам организации выборов для членов участковых избирательных комиссий. Перед членами УИК выступали представители вышестоящих избирательных комиссий, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Избирательными комиссиями проведены обучающие семинары для системных администраторов, обеспечивавших работу комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы» в каждой из ТИК.

Как и на прошедших в декабре 2011 года парламентских выборах, для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, был определен ряд избирательных участков, на информационных стендах которых размещались сведения о кандидатах на должность Президента, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением шрифта Брайля. Для заполнения избирательных бюллетеней были выпущены трафареты с использованием соответствующего шрифта. Во взаимодействии с органами социальной защиты населения и организациями инвалидов также проводилась работа по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными возможностями, предполагающая установку специального технологического оборудования, приглашение на избирательные участки сурдопереводчиков.

В помощь ТИК и УИК для информационного обеспечения выборов были изданы плакаты, брошюры, Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии, другие справочные материалы.

Проект повестки дня заседаний Центральной избирательной комиссии размещался на ее официальном сайте. Заседания ЦИК транслировались в режиме «on-line» в сети Интернет.

В ЦИК и избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации работали «горячие линии» связи с избирателями. Специалисты избирательных комиссий консультировали граждан и отвечали на их вопросы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

По мнению Миссии, избирательные комиссии предприняли необходимые меры для подготовки и проведения выборов в соответствии с избирательным законодательством.

 

Списки избирателей

По данным Центральной избирательной комиссии, на 1 января 2012 года количество избирателей составило 109 947 323 человека, включая 1 794 454 избирателя, проживающих за границей.

Списки избирателей составляются территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 21 день до дня голосования по каждому избирательному участку на основании сведений об избирателях, предоставляемых главами местных администраций.

Списки избирателей 12 февраля 2012 года были переданы участковым избирательным комиссиям, которые предоставили их избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения.  Каждый избиратель мог обратиться в УИК с заявлением о включении его в список, сообщить о любой ошибке или неточности в нем. В этих целях УИК направляли избирателям соответствующие приглашения.

Также избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, главами местных администраций, органами записи актов гражданского состояния, территориальными органами Федеральной миграционной службы, военными комиссарами и командирами воинских частей  направлялись сведения об избирателях с 12 по 24 февраля 2012 года каждые три дня, а с 25 февраля 2012 года до дня голосования – ежедневно в территориальные либо участковые избирательные комиссии для уточнения списков избирателей.

На сайте ЦИК, как и во время прошедших парламентских выборов, функционировали интернет-сервисы: «Найди себя в списке избирателей» и «Личный кабинет избирателя», позволяющие проверить наличие гражданина в списке избирателей на данном избирательном участке.

Члены участковых избирательных комиссий проверяли полноту и достоверность списков граждан, используя разнообразные формы работы.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 человек.

Кроме того, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а также политическая партия (кроме партий, представленных в парламенте), в поддержку выдвинутого ею кандидата, обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей.

ЦИК отказала в регистрации групп избирателей, созданных для поддержки самовыдвижения Л. Г. Ивашова, Н. В. Левашова, Б. С. Миронова и Э. В. Савенко, в связи с нарушением требований избирательного законодательства в ходе создания данных групп (пункт 16 статьи 34 Федерального закона о выборах).

В связи с непредоставлением необходимых документов Центральная избирательная комиссия отказала в регистрации кандидатом на должность Президента С. М. Пеуновой, Р. З. Хамиеву и В. И. Черепкову (пункт 2 статьи 39 Федерального закона о выборах).

После проверки предоставленных подписей избирателей ЦИК также отказала в регистрации Г. А. Явлинскому и Д. Ф. Мезенцеву по причине недостаточного количества предоставленных достоверных подписей избирателей (пункт 2 статьи 39 Федерального закона о выборах). Поданная Г. А. Явлинским в Верховный Суд Российской Федерации жалоба на отказ в регистрации не была удовлетворена.

Центральная избирательная комиссия зарегистрировала в качестве кандидатов на должность Президента Российской Федерации В. В. Жириновского, Г. А. Зюганова, С. М. Миронова и В. В. Путина, выдвинутых на съездах Политической партии «Либерально-демократическая партия России», Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» соответственно, а также М. Д. Прохорова, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Фамилии зарегистрированных кандидатов на должность Президента были включены в избирательный бюллетень в алфавитном порядке.

Участие в избирательной кампании такого количества кандидатов на высший государственный пост свидетельствует, по мнению Миссии, о наличии в стране реального политического плюрализма.

 

Информирование избирателей и предвыборная агитация

Избирательными комиссиями проводилась большая работа по информированию избирателей о предстоящих выборах.

Центральная избирательная комиссия и комиссии субъектов Российской Федерации получили безвозмездно эфирное время в общероссийских и региональных государственных организациях телерадиовещания соответственно для информирования избирателей о предстоящих выборах. На теле- и радиоканалах транслировались ролики о дате проведения выборов, процедуре голосования и правах избирателей. Для тех же целей указанным комиссиям были предоставлены печатные площади общероссийских и региональных государственных периодических печатных изданий.

Участковые избирательные комиссии направляли избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования. Также распространялись информационные плакаты, проспекты и листовки аналогичного содержания.

Предвыборная агитация, начавшаяся 4 февраля, проводилась на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, а также посредством организации агитационных публичных мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Бесплатное эфирное время было предоставлено кандидатам на должность Президента на четырех государственных телевизионных каналах («Первый канал», «Телеканал Россия» (Россия-1), Российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24), «ТВ ЦЕНТР – Москва») и четырех радиоканалах («Радио России», «Маяк», «Вести ФМ» и «Голос России»). На вышеуказанных каналах для агитации каждому из кандидатов было выделено 9 часов. Из них 4 часа было выделено на теледебаты, 2,5 часа – кандидатам и еще 2,5 часа – политическим партиям. Для публикации предвыборных агитационных материалов была предоставлена печатная площадь в периодических печатных изданиях. В региональных средствах массовой информации бесплатное эфирное время и печатная площадь распределялись между кандидатами путем жеребьевок, проведенных избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Для предвыборной агитации кандидаты могли также на равных условиях приобрести эфирное время и печатную площадь в средствах массовой информации за счет средств собственных избирательных фондов.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что все кандидаты активно использовали предоставленное им эфирное время для ведения своей избирательной кампании.

Вместе с тем некоторые кандидаты отмечали неравенство в освещении их предвыборной деятельности средствами массовой информации.

Данные вопросы были предметом рассмотрения Центральной избирательной комиссии. Фактов дискриминации зарегистрированных кандидатов в отношении доступа к эфирному времени не установлено.

По мнению Миссии, преобладающее количество материалов о В. В. Путине касалось его деятельности в качестве действующего Председателя Правительства Российской Федерации.

Формы и методы борьбы кандидатов за голоса избирателей были самыми разнообразными. Особенностью избирательной кампании явилась высокая активность институтов гражданского общества, проведение большого количества массовых мероприятий, акций, как кандидатами в свою поддержку, так и общественными объединениями под лозунгом «За честные выборы!». Также проводились митинги, собрания, встречи с избирателями, агитпробеги, шествия, обращения непосредственно к электорату в регионах, участие в теледебатах, развлекательных телевизионных программах.

Агитационные печатные материалы размещались на рекламных щитах, билбордах, баннерах и растяжках. Осуществлялись раздача агитационных материалов на улицах, распространение их по почтовым ящикам граждан.

По мнению Миссии, кандидатам на должность Президента были предоставлены предусмотренные законодательством равные возможности для ведения предвыборной агитации.

Тем не менее зафиксированы отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации: факты порчи баннеров, билбордов, размещения агитационных материалов в неустановленных местах. По мнению Миссии, некоторые кандидаты в ряде случаев вели телевизионные дебаты некорректно.

В целях реагирования на жалобы и заявления при ЦИК действовали Рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, а также Рабочая группа по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании, осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Досрочное голосование на избирательных участках в труднодоступных или отдаленных местностях, а также на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, проводилось с 17 февраля 2012 года.

Избиратели, не имевшие возможности находиться в день голосования по месту жительства, могли проголосовать по открепительным удостоверениям, которые выдавались территориальными избирательными комиссиями с 18 января, а с 13 февраля по 3 марта – участковыми избирательными комиссиями.

Для повышения уровня доверия граждан к избирательному процессу, обеспечения максимальной открытости и гласности процедуры голосования и подсчета голосов избирательные участки на территории Российской Федерации были оснащены веб-камерами, позволяющими в режиме реального времени наблюдать процесс голосования через Интернет.

Более чем на одной трети избирательных участков использовались ящики для голосования, изготовленные из прозрачного материала.

Техническими средствами были оборудованы 5 566 избирательных участков: на 333 участках, в том числе на 22 за рубежом, голосование избирателей проводилось с использованием комплексов для электронного голосования (КЭГ), а на 5 233 применялись комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).

В день выборов 4 марта представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов в 32 субъектах Российской Федерации всех федеральных округов, а также на зарубежных избирательных участках в Азербайджанской Республике, Кыргызской Республике и Украине.

По мнению наблюдателей от СНГ голосование проходило в спокойной обстановке и соответствовало требованиям избирательного законодательства Российской Федерации.

Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оснащены всем необходимым для голосования избирателей и работы членов участковых избирательных комиссий.

Избиратель мог по уважительной причине (болезнь, инвалидность) проголосовать вне помещения для голосования, предварительно письменно или устно заявив об этом участковой избирательной комиссии не позднее 14.00 часов 4 марта. В таких случаях, как могли убедиться наблюдатели от СНГ,  организовывалось голосование с использованием переносных ящиков для голосования.

Для оперативного информирования, в том числе в режиме «on-line», представителей средств массовой информации и международных наблюдателей о ходе голосования и предварительных итогах выборов был организован Информационный центр Центральной избирательной комиссии «Выборы–2012».

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили отдельные недостатки и упущения, которые носили технический характер, не были массовыми и не могли повлиять на свободное волеизъявление избирателей.

Члены Миссии, наблюдая за подсчетом голосов, отметили, что данная процедура проводилась в соответствии с избирательным законодательством и была открытой.

Оценку прошедшим выборам наблюдатели от Содружества дают на основании собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств:

в ходе наблюдения не зафиксировала нарушений избирательного законодательства Российской Федерации, которые могли бы повлиять на результаты выборов;

оценивает прошедшие 4 марта 2012 года выборы Президента Российской Федерации как соответствующие избирательному законодательству Российской Федерации и общепризнанным демократическим нормам.