ВЫСТУПЛЕНИЕ
заместителя Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Сергея Иванова на заседании Совета Безопасности ООН «Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями»

(28 октября 2016 года, г. Нью-Йорк)

  Уважаемый господин Председатель!

Прежде всего позвольте приветствовать Вас на посту Председателя в Совете Безопасности ООН.

От имени Содружества Независимых Государств хотел бы выразить искреннюю признательность за приглашение принять участие в сегодняшних дебатах по вопросу сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями. Для нас большая честь в числе всех представленных здесь региональных организаций иметь возможность обратиться с информацией к Совету Безопасности ООН.

Сотрудничество ООН и СНГ осуществляется с момента принятия Генеральной Ассамблеей резолюции, придавшей 24 марта 1994 года СНГ статус наблюдателя.

На протяжении 25 лет своего существования СНГ двигалось в русле общемировых процессов, способствуя развитию широкого равноправного политического диалога. Со временем Содружество стало стартовой площадкой для формирования и развития новых интеграционных структур на постсоветском пространстве ( ОДКБ, ЕврАзЭС).

Центральным событием текущего года для СНГ стало заседание Совета глав государств в сентябре в Бишкеке. Стоит отметить четыре принятых на саммите заявления - это Заявление о 25-летии СНГ, где дается оценка деятельности Содружества, говорится о необходимости его совершенствования, развития и укрепления, а также заявление по итогам Специальной сессии Генассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков, заявление о дальнейших совместных усилиях по противодействию международному терроризму и заявление по случаю 70-летия завершения работы Нюрнбергского трибунала. Названные заявления решено распространить в ООН и других международных организациях.

Сегодня СНГ не стоит в стороне от мировых проблем. Для их успешного и эффективного преодоления налажены и постоянно развиваются контакты с рабочими органами основных международных организаций по ключевым вопросам мировой повестки дня. Исполнительный комитет СНГ поддерживает отношения, в том числе договорного характера, с такими рабочими структурами ООН, как Секретариат Конференции ООН по торговле и развитию, Секретариат Европейской экономической комиссии ООН, Отделение ООН в Женеве, Секретариат Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, Управление ООН по наркотикам и преступности.

Важное значение в этой связи имеет сложившаяся практика регулярных межмидовских консультаций в рамках СНГ по актуальным вопросам мировой политики.

Конструктивный потенциал СНГ признан важной составляющей широкого международного сотрудничества, о чем свидетельствует принятая Генеральной Ассамблеей ООН 11 ноября 2014 года в ходе 69-й сессии резолюция о сотрудничестве между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств. В текущем году предполагается принятие новой редакции этого документа в ходе рассмотрения пункта 126 повестки дня 71-й сессии.

В этой связи хотел бы проинформировать о том, что представители СНГ регулярно участвуют во многих мероприятиях, проводимых по линии ООН.

В качестве примера следует назвать Ташкентскую международную конференцию, посвященную итогам создания в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (12 июня

2015 года, Ташкент); Региональный семинар «Охрана и управление границами в целях борьбы с терроризмом» (4-6 марта 2015 года, Ашхабад). В конце октября планируется участие представителей СНГ в Международной конференции «Создание основы для экономической интеграции и устойчивого развития на пути к 2030 году для региона Европейской экономической комиссии ООН», которая пройдет в Минске, а также в Глобальной конференции ООН по устойчивому транспорту 26-27 ноября в Ашхабаде.

Отдельно хотелось бы выделить Семинар по выполнению резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности ООН, организованный Исполнительным комитетом СНГ в сотрудничестве с Управлением ООН по вопросам разоружения и Секретариатом ОБСЕ (Минск, 15-17 января 2013 года), в котором приняли участие представители всех государств - участников СНГ.

Устойчивые и плодотворные партнерские отношения установлены между Исполкомом СНГ и Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. Представители Содружества регулярно участвуют в мероприятиях, проводимых Региональным центром. Председатель Исполнительного комитета СНГ ежегодно проводит встречи с Главой Регионального центра ООН.

Содружество Независимых Государств активно осуществляет деловые контакты с профильными организациями ООН также через органы отраслевого сотрудничества.

Например, Антитеррористическим центром государств -участников СНГ (АТЦ СНГ) установлены и поддерживаются рабочие контакты с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН и Управлением ООН по наркотикам и преступности.

Эксперты АТЦ СНГ принимают регулярное участие в миссиях Контртеррористического комитета СБ ООН по проверке выполнения резолюций Совета Безопасности 1373 (2001) и 1624 (2005) в государствах - участниках СНГ.

По запросу Исполнительного директората Контртеррористического комитета СБ ООН Центр ежегодно готовит информацию для формирования Глобального обзора осуществления резолюции 1624 (2005) СБ ООН.

Межгосударственный статистический комитет СНГ активно сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) по осуществлению Глобальной стратегии совершенствования сельскохозяйственной и сельской статистики в регионе СНГ.

Межгосударственный совет по промышленной безопасности поддерживает тесные контакты с Секретариатом Конвенции Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Представители Секретариата ЕЭК ООН регулярно принимают участие в заседаниях Совета. В сентябре 2016 года Секретариату Конвенции ЕЭК ООН был предоставлен статус наблюдателя в Совете.

Сотрудничество со структурами Организации Объединенных Наций является одним из приоритетов в международной деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).

В экономической области МПА СНГ осуществляет сотрудничество с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН), Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТАЛ), Организацией ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), готовится к подписанию проект Меморандума о взаимопонимании с Программой ООН по населенным пунктам (ООН - ХАБИТАТ).

Регулярные контакты МПА СНГ с Организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) способствуют присоединению государств - участников СНГ к конвенциям ЮНЕСКО. Совместно проводятся гуманитарные акции, реализуются проекты, эксперты ЮНЕСКО участвуют в нормотворческой работе МПА СНГ.

Наши отраслевые структуры наладили деловое сотрудничество с такими структурами и подразделениями ООН, как Фонд ООН в области народонаселения, ЮНЕСКО, Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Конференция ООН по торговле и развитию, Управление Верховного Комиссара по правам человека, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности и другими.

Государства - участники СНГ активно сотрудничают в рамках ООН по всем направлениям. Приоритетным является сотрудничество в сфере экономики. Однако сегодня на первое место выходят также вопросы взаимодействия в сфере безопасности - это объясняется нарастанием угроз в области международной безопасности.

Мы видим, как современный мир захлестывают все новые вызовы. К застарелым конфликтам добавляются новые очаги напряженности, а серьезные кризисы перманентно охватывают не только отдельные страны, но и целые регионы.

Вызовы и угрозы, создаваемые террористическими группировками, требуют наращивания коллективных мер противодействия, в том числе по линии региональных организаций. СНГ исходит из того, что в объединении этих усилий наибольший эффект может быть достигнут, если будет последовательно и неуклонно укрепляться центральная и координирующая роль ООН, потенциал ее профильных институтов и глобальных программ.

Государства - участники Содружества подтверждают свою приверженность эффективному выполнению обязательств, принятых в рамках соответствующих решений ООН, а также свою нацеленность на дальнейшее оказание всемерного содействия ООН в реализации и совершенствовании ее Глобальной контртеррористической стратегии.

Безусловное беспокойство вызывают серьезные риски и в непосредственной близости у внешних границ Содружества,  а именно сохраняющаяся напряженность в афгано-пакистанском регионе, что естественно напрямую угрожает безопасности центральноазиатских государств - участников СНГ.

В результате внешнего вмешательства, экспорта «цветных» революций и искусственной смены режимов стабильные прежде страны погрузились в хаос и анархию ( примеры: Ирак, Ливия, Сирия ). Вместо обещанной демократии и процветания большинство населения в этих странах переживает ужасные страдания и вынуждено спасаться бегством. И теперь уже Европа подвергается испытаниям от штурмующих её мигрантов и значительного усиления террористической угрозы.

Одновременно информационное пространство стран СНГ подвергается агрессивным атакам со стороны отдельных государств, которые пытаются использовать свое доминирующее положение в глобальной информационной сети для достижения не только экономических, но и военно-политических целей.

Следует отметить, что в этих условиях страны Содружества подтверждают политическую волю к широкому международному сотрудничеству, к объединению усилий в деле повышения эффективности региональной и международной систем безопасности.

Пройдя 25 лет совместного становления и развития, несмотря на имеющиеся суверенные различия и особенности каждой из стран, Содружество остается авторитетным и активным участником всех важнейших международных документов, регулирующих сотрудничество в сфере обеспечения безопасности, разоружения, противодействия современным вызовам и угрозам, внося реальный вклад в их реализацию.

Совместные меры осуществляются естественно с учетом ведущей роли ООН, необходимости развития конструктивного партнерства с другими международными институтами и их специализированными структурами.

Таким образом, изложенная информация дает основание сделать вывод, что странами Содружества Независимых Государств проделана немалая работа в плане противодействия новым вызовам и угрозам. Есть все основания считать ее значимым вкладом Содружества в общие усилия по обеспечению международной безопасности как на региональном, так и на глобальном уровне. Одновременно динамично изменяющаяся международная обстановка, тенденции дальнейшего роста и трансформации различных факторов, представляющих реальную либо потенциальную угрозу нашим государствам, требуют дальнейшей консолидации совместных усилий по углублению и расширению всестороннего сотрудничества государств Содружества со структурами ООН и других международных организаций в целях эффективного противодействия имеющимся и вновь возникающим вызовам и угрозам всеобщей безопасности.

Формирование коллективных общих подходов, необходимых для эффективного сотрудничества в преодолении современных вызовов и угроз, предполагает наращивание сотрудничества ООН с региональными организациями, что также соответствует VIII главе Устава ООН. В этой связи полагаем, что было бы целесообразным возобновить практику совещаний и встреч высокого уровня между ООН, ОБСЕ и Советом Европы, которые ранее проводились ежегодно с 1993 года на ротационной основе с привлечением руководителей других региональных организаций. Такие встречи давали бы возможность руководителям рабочих и исполнительных органов этих организаций на высшем уровне обсудить наиболее актуальные вопросы мировой повестки дня и выработать общие подходы для их решения.

Благодарю за внимание!


Теги: Заместитель председателя Исполкома СНГ, Мероприятия, Политическое взаимодействие, 25 лет СНГ