Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Андрей Кушниренко: будущее Содружества будет исключительно интересным

Андрей Кушниренко: будущее Содружества будет исключительно интересным

Директор департамента экономического сотрудничества Исполкома Содружества Независимых Государств Андрей Константинович Кушниренко в интервью РИА Новости рассказал об основных направлениях деятельности Исполкома СНГ в целом и возглавляемого им департамента в частности. О различиях в задачах, которые решаются в органах СНГ и других интеграционных экономических образованиях на пространстве Содружества  – Таможенном союзе, ЕврАзЭС и формирующемся Едином экономическом пространстве. Андрей Константинович оценил степень серьезности имеющихся проблем, рассказал о возможных путях их решения. Главное и самое интересное в экономическом сотрудничестве на постсоветском пространстве, полагает он, - еще впереди.

http://www.ria.ru/interview/20120720/704275160.html



20/07/2012

 

 Полная версия интервью А.Кушниренко РИА «Новости»

 

- Прежде всего, чем конкретно занимается возглавляемый Вами департамент? Сейчас он является в Исполкоме СНГ ключевым?

- Думаю, любой руководитель считает свое подразделение ключевым. И я тут не исключение. Но если говорить серьезно, то  Исполнительный комитет – это весьма сложная структура, успешная работа которой зависит от эффективности каждой ее части. Наш общий конечный продукт – организация и координация интеграционного взаимодействия одиннадцати стран - членов Содружества. Если же вести речь о сотрудничестве экономическом – то, разумеется, наш департамент призван играть тут первую скрипку.

Помимо экономического департамента в рамках Исполкома действуют департамент по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, департамент гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем. На них возложено решение весьма сложных вопросов организации межгосударственного сотрудничества в таких важных областях как трудовая миграция, борьба с преступностью, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также координации взаимодействия стран Содружества в области науки, культуры, социальной сфере. В состав Исполкома входят также информационно-аналитический, правовой, организационный департаменты, ряд других структурных подразделений.

Экономический департамент обеспечивает в экономической сфере подготовку решений высших и уставных органов Содружества: Совета глав государств, Совета глав правительств, Экономического совета и ряда других, а также подготовку подписываемых главами государств и правительств международных соглашений по этим вопросам.

Неискушенному взгляду, эти процессы могут представляться формальными, чисто бюрократическими. Однако если разрабатываемое решение не рамочное и не декларативное, оно непременно  будет содержать в себе механизм практического воплощения. Поэтому, даже если Исполком работает над таким, скажем, нейтральным вопросом как Концепция развития гидрометеорологии, то все положения документа и механизмы его реализации должны быть тщательно проработаны и согласованы с  компетентными органами всех одиннадцати государств. А это министерства экономики, финансов, юстиции и т.д. Конечно, процесс этот кропотливый и зачастую весьма продолжительный. Но иного пути нет, если мы хотим, чтобы все написанное воплотилось в жизнь.

Поэтому тексты документов, учитывающие замечания всех участников будущего соглашения, тщательно выверяются на предмет устранения повторов и неоднозначных формулировок. Таким образом, сводится к минимуму опасность возникновения противоречий на стадии реализации. А если все же возникают какие-то проблемы на этой стадии, наша задача – своевременно проинформировать Экономический совет СНГ (в него входят заместители глав правительств) или глав правительств и предложить какие-то новые решения.

 

- Как проходит процесс приведения одного решения с одиннадцатью заинтересованными сторонами в состояние, устраивающее всех участников?

- Одиннадцати государствам прийти к консенсусу не просто, особенно, когда между некоторыми соседями сложные отношения. Но ничего сверхъестественного в этом тоже нет. Значение имеет, во-первых, сам обсуждаемый вопрос. Если вы планируете добиться подписания договора о всеобщей любви, то, простите за цинизм, достичь консенсуса вряд ли удастся. Если ваша цель – охватить максимальное число участников, – необходимо поднимать те вопросы, которые объективно интересны наибольшему количеству стран. Во-вторых, в тексте предлагаемых на подписание документов должны отсутствовать чрезмерно жесткие формулировки типа: «полностью привести национальное законодательство в соответствии с…». Очевидно, что переговоры в терминах «гармонизировать национальные правовые базы государств так, чтобы не возникало расхождений в понятиях», пройдут куда более продуктивно. Если на обсуждение выносится сложный вопрос, его согласование требует времени. Скажем, к консенсусу в отношении Договора о зоне свободной торговли удалось прийти только за 13 заседаний, которые проходили на протяжении трех лет.

 

- Но, получается, что в отдельных проектах участие могут принимать не все члены Содружества?

- Да. И это допущение встречает немало критики. Но ответ прост: в соглашениях в итоге принимают участие только те, для кого конкретный вопрос действительно является актуальным, и кто готов реально его решать. Согласитесь, абсурдно предлагать на подпись соглашение о сотрудничестве в области лесного хозяйства с участием стран, где нет лесов. Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество членов Содружества, значит, и соглашение и состав участников надо продумывать так, чтобы оно было реализуемо.

 

- После создания в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза, а теперь еще и Единого экономического пространства (к 2015 году), в СМИ появилась тема, дескать, если страны Содружества прибегли к новым объединениям, следовательно, со своими задачами не справляется именно экономический департамент Исполкома СНГ.

- Два разных объединения – СНГ и Таможенный союз – существуют потому, что существует и две разные степени интеграции с разным составом участников. Таможенный союз, или «тройка» включает Белоруссию, Казахстан и Россию. А в Содружестве нас одиннадцать. Что это означает? Лишь то, что в настоящий момент из одиннадцати государств к такой высокой степени интеграции готовы пока три.

 Оба объединения занимаются экономическими вопросами, но сферы ответственности и компетенции у нас несколько разные.  Хотя мы, безусловно, связаны и формально, и интеллектуально – взаимодействуем, обмениваемся информацией.

Задачи ТС более специфические. В рамках «тройки» степень интеграции высокая, и надо понимать, что эти три страны уже договорились об отсутствии барьеров на едином для них таможенном пространстве, условились о «единой высоте» таможенного тарифа на внешней границе. В формате СНГ подобных договоренностей нет, в частности и потому, что одиннадцати странам прийти к согласию по многим злободневным экономическим вопросам сложнее.

Очень интересно наблюдать за развитием ТС, интересно проследить, какие результаты принесет этот интеграционный проект в среднесрочной и долгосрочной перспективах. На начальном этапе своего существования молодое экономическое объединение всегда дает рост объема торговли. Но важно понимать причины роста. Не за счет того ли он, что страны стали торговать между собой теми продуктами, которые они раньше экспортировали на внешний рынок?  То есть раньше кто-то продавал это в Европейский союз, а теперь, к примеру, в Казахстан. Тогда мы получаем просто замещение торговых потоков.

Другое дело, если в результате объединения образуются новые торговые потоки, пусть, допустим, и не очень большие, но новые, и это, правда, здорово. Это уже реальная интеграция.

 

- Получается, ваши результаты в области экономического сотрудничества всегда будут менее очевидными, чем результаты ТС.

- В общем-то, да. Но, во-первых, не следует забывать, что ТС – это иной, более высокий уровень интеграции, к которому, повторю, сегодня готовы лишь три страны из одиннадцати. А во-вторых, если оценивать работу Исполкома СНГ системно, станет понятно, что мы занимаемся многими другими вопросами, и экономика – лишь часть единого проблемного поля. Решаемые нами задачи  обеспечивают сохранение и развитие культурных, научных коммуникаций, чисто человеческих связей. И этой своей работой мы как бы «подтягиваем» все остальные страны Содружества к формату ТС.

 

- Как обозначил в одной из своих статей Президент России Владимир Путин, вы «бережете мириады цивилизационных и духовных нитей, объединяющих наши народы». Чтобы не упустить эти важные нити к моменту, когда будет достигнут высокий уровень экономической интеграции?

- Так и есть. Объясню на примере русского языка. Сегодня это наше реальное и очень ценное общее достояние. Это надежный инструмент познания колоссальных интеллектуальных и духовных ценностей, инструмент общения, которым владеют люди во всех странах СНГ. Если же упустить это направление, попытаться, скажем, ввести какой-либо другой язык в формате взаимодействия одиннадцати стран, можно разрушить существующую  духовную и культурную общность государств Содружества. Ущерб при этом понесут все народы.

 

- Вопрос транспортных коммуникаций, в том числе транспортных тарифов тоже очень важен на пространстве СНГ. И, тем не менее, тарифы на транзит и цены на пассажирские билеты между странами скорее наводят на мысли о разобщенности.

- Ваш посыл я разделяю. Оглядываясь на пространственный размах наших стран, уместно вспомнить слова Сталина, который сказал, что «в Советском Союзе железнодорожные тарифы – это вопрос не экономический, а вопрос политический». География грузовых и пассажирских потоков Содружества сегодня еще масштабнее. Складывается ситуация, когда, например, при вывозе на экспорт угля из Кузбасса 80% итоговой цены – это издержки транспортировки. Получается, мы экспортируем не уголь, а услуги по его перевозке. Так быть не должно. Еще один пример: на Дальнем Востоке встречаются в основном японские автомобили. Во многом потому, что отечественные туда доставлять нерентабельно. Эти проблемы надо решать. И населению наших стран надо всячески облегчать возможность поездок по странам Содружества. Цены на билеты должны быть доступными.

К слову сказать, одним из важных, но, конечно, не единственным  мотивом подписания соглашений о ТС для наших казахстанских коллег было уравнивание железнодорожных тарифов на перевозку казахстанских и российских грузов: если раньше перевозки от Пскова до Томска стоили столько-то, а от Томска до Астаны стоимость резко взлетала, то теперь тарифы уравнены.

В СНГ последовательно проводится согласованная тарифная политика при организации грузовых перевозок железнодорожным транспортом. Ежегодно принимается документ, определяющий предельный уровень ставок провозных плат, который не может быть превышен железнодорожной администрацией ни одной страны СНГ. Кстати говоря, это распространяется на железнодорожные администрации стран Балтии, Болгарии и Финляндии, участвующих в этой работе. Такая согласованная тарифная политика позволяет обеспечить конкурентоспособность железнодорожных перевозок по территории именно государств СНГ, в том числе и с выходом на морские порты.

  

- Как вы оцените состояние двусторонних отношений России и Украины?

- Ну, об этом надо спрашивать у каждой из двух сторон. Что же касается Содружества, то довольно долго Украина вела себя сдержанно, осторожничала в дискуссиях, избегала подписания серьезных соглашений, а те, к которым все же присоединялась, сопровождала столь значительными оговорками, что участие Украины становилось порой чисто формальным.

Сейчас Украина активно участвует в выработке решений по интересующим ее вопросам, выступает с интересными и масштабными предложениями по ряду направлений. Скажем, по сотрудничеству в сфере инноваций, агропромышленному комплексу, транспортным коридорам. 

Очевидно, что Украина развивает свою внешнеторговую политику по принципу многовекторности. И это вполне естественно. Помимо участия в Содружестве, в стране ведется работа по евроинтеграции.

 

- Программа «Восточное партнерство» – это конкурент для СНГ на сегодняшний день, с оглядкой на экономический кризис в Евросоюзе?

- Размах проекта изначально действительно не мог не поражать. «Восточное партнерство» было нацелено на всю европейскую компоненту Содружества. Но время показало, что наладить интеграционные отношения Евросоюза с постсоветскими странами не так просто. И, конечно, ввиду серьезных экономических проблем, с которыми столкнулись европейцы, представляется, что  интерес ЕС к «Восточному партнерству» несколько ослаб.

 

- Оцениваете ли вы как угрозы действия внешних игроков на постсоветском пространстве, обладающих значительным финансовым, экономическим и военно-политическим потенциалом – Китая и Турции?

- Отвечу вопросом на вопрос: угрозы  кому и чему?

В современном мире за решениями на международной арене стоит прежде всего экономический интерес. Поэтому вряд ли какое-то из государств «ради идей» откажется от экономических выгод. И с учетом менталитета и цивилизационного кода, каждая страна, выбирая партнеров для интеграционных проектов, принимает во внимание экономико-политические выгоды.

Ни один здравомыслящий человек не станет складывать все яйца в одну корзину. Поэтому сегодня государства считают разумным проводить многовекторную внешнюю политику, что делают и страны постсоветского пространства.

Во многих научных публикациях отмечается, что Китай, разговаривая с нашими партнерами об инвестициях и совместных проектах, прежде всего стремится получить еще один источник природных ресурсов. Турция, предлагая Казахстану, Киргизии, Азербайджану и Узбекистану идею «тюркоязычного мира», как свидетельствуют эксперты, хочет получить точку приложения своих инвестиций и найти рынок сбыта для своих товаров.

 

- И Россия...

- Совершенно верно. И Россия тоже, выделяя соответствующие приоритетные направления сотрудничества. Поэтому очень важно с учетом всех протекающих на пространстве Содружества процессов, не только не допустить разрыва экономических, цивилизационных и гуманитарных связей. Но, напротив, упрочить и развить такие связи. Этим, собственно, департаменты Исполкома и занимаются.

 

- Можно ли говорить о том, что интеграционные процессы на пространстве СНГ – это не только стремление создать лучшие экономические условия для стран-участниц, но и попытка «не слиться» с глобализацией, создавая свой глобальный вызов?

- В теоретическом плане, возможно, да, в прикладном же – не вижу ничего плохого в том, чтобы «слиться». Вопрос ставится иначе: «слиться» на каких условиях? Необходимо двигаться в общем русле, но с чем-то своим. Создавая экономические интеграционные образования на постсоветском пространстве, мы не ставим перед собой цель противопоставить что-то другим объединениям. Страны Содружества просто отстаивают свои интересы.

Здесь очень многое зависит от выбора экономической модели. Если ориентироваться на свой внутренний рынок как на стимул экономического развития – это одна группа партнеров. Если направленность на экспорт, на открытие рынков в других странах – то это совсем другие партнеры.

 

- Когда же можно будет однозначно сказать, что выбор сделан?

- Учитывая ход тех процессов, о которых мы говорим, думаю, году в 2015. С одной стороны, к этому времени заработает Евразийский союз на базе Единого экономического пространства и будет понятно, что дает регионализация. С другой стороны, к этому времени Россия уже два года пробудет в ВТО. И будет более понятно, что дает глобализация. Сопоставление этих результатов и интересов экономических операторов стран Содружества будет исключительно интересным.

 

Беседовала Наталия Иванова