Представитель Исполкома СНГ выступил перед студентами Казанского юридического института МВД России о сотрудничестве стран СНГ в сфере экономической безопасности

15 сентября 2017 года

14 сентября 2017 года советник отдела по сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, терроризмом и наркоугрозой департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Игорь Малашевич выступил перед студентами Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Лекция была посвящена сотрудничеству государств – участников СНГ в сфере экономической безопасности.

В своем выступлении И.Малашевич подчеркнул, что налогообложение служит одним из основных источников жизнедеятельности государства, поэтому борьба с налоговыми и финансовыми преступлениями является первостепенной государственной задачей, решение которой возлагается на органы налоговых (финансовых) расследований стран Содружества.

В 2016 году за счет налогов и таможенных платежей формировалось более 50 % бюджета стран СНГ, при этом почти у половины стран – до 80 % бюджета.

В связи с международным характером преступлений в сфере налогового (финансового) законодательства 20 октября 1999 года было принято решение о создании Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников Содружества Независимых Государств (КСОНР).

«В тот день в Минске собрались представители 11 государств – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины – и подписали решение о создании Совета. Представители Азербайджана, Латвии и Литвы выступали в качестве наблюдателей», – проинформировал И. Малашевич.

Главные цели создания Совета – выработка согласованной стратегии, координация деятельности и укрепление сотрудничества органов налоговых расследований в сфере борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Создание и функционирование КСОНР проводилось на основе последовательного поэтапного решения тех вопросов, которые отражали ситуацию в странах СНГ в сфере экономики и борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями.

В 2000 году Совету был придан статус органа отраслевого сотрудничества СНГ.

Сегодня членами КСОНР являются 9 государств – Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина. Последние несколько лет в работе Совета в качестве наблюдателей принимают участие представители Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Узбекистана, отметил представитель Исполкома СНГ.

Совет рассматривает актуальные вопросы борьбы с нарушениями налогового (финансового) законодательства, разрабатывает предложения по вопросам, входящим в его компетенцию, содействует взаимному обмену опытом и информацией между соответствующими ведомствами государств, рассматривает вопросы проведения совместных научно-исследовательских работ, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе в базовых учебных заведениях государств – участников Содружества, оценивает эффективность реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью в части налоговых (финансовых) правонарушений в странах СНГ.

Советом подготовлено и впоследствии подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями. «Данное Соглашение и сегодня является актуальным. Оно активно применяется в повседневной практической деятельности органов налоговых расследований стран в ходе взаимодействия с коллегами», – уточнил И.Малашевич.

Советом также разработаны и подписаны решения о нескольких базовых организациях. В настоящее время готовится еще один документ – о придании статуса базовой организации Академии правоохранительной деятельности при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.

Говоря об эффективности работы органов налоговых расследований в каждой из стран СНГ, И.Малашевич отметил, что важнейшим направлением их деятельности является борьба с лжепредпринимательством, а также криминальным банкротством.

Так, в Республике Армения в настоящее время случаи лжепредпринимательства сведены к минимуму, чему в немалой степени способствовало внедрение в Армении электронной системы управления. Все крупные налогоплательщики выписывают налоговые счета в электронном виде в режиме онлайн, которые автоматически фиксируются на центральном сервере, и производится перекрестная проверка этих счетов.

Важнейшим фактором противодействия теневой экономике является ограничение оборота наличных денег. Законодательством Армении установлена максимально допустимая сумма оплаты наличными как единовременным платежом, так и в ежемесячном разрезе.

По инициативе Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ДФР) совершенствовалось законодательство, в том числе внесено предложение о введении специальной уголовной ответственности в отношении лиц, незаконно распоряжающихся денежными средствами по банковским счетам.

По предложению ДФР банкам предоставляется право отказать участникам финансовой операции в ее осуществлении (за исключением зачисления денег на счет), если такая операция отвечает критериям выявления и признакам подозрительных операций, устанавливаемым Национальным банком. Это позволит своевременно пресекать сомнительные операции, пока денежные средства не выведены из хозяйственного оборота.

Кроме того, ДФР инициировал реализацию банками права отказывать в осуществлении (приостанавливать) подозрительной финансовой операции, а также в дистанционном обслуживании в системе «Клиент-банк» субъектов хозяйствования, имеющих признаки лжепредпринимательских структур.

Пристальное внимание ДФР уделяет изучению вопросов неплатежеспособности и банкротства. При этом важным направлением работы является выработка предложений по совершенствованию правового регулирования противодействия уклонению от уплаты долгов путем банкротства.

Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан особое внимание уделяется вопросам противодействия лжепредпринимательству, выявления преступлений на ранней стадии их совершения. По итогам 2013 года впервые в республике наблюдалось снижение суммы обналиченных юридическими лицами в банках средств, направленных на приобретение товаров, работ и услуг, на 9 %. В совокупности с принимаемыми уполномоченными государственными органами мерами по поддержке предпринимателей все это способствовало росту налоговых поступлений в бюджет от субъектов малого и среднего бизнеса на 27 %. Внесен также ряд предложений о принятии законодательных мер по ограничению оборота наличных средств.

В целях недопущения ложного (преднамеренного) банкротства в Казахстане внесены предложения о возможности слияния юридических лиц только после проведения налоговых проверок. В результате в 2013 году имело место снижение на 32 % задолженности перед бюджетом у ликвидированных предприятий.

Аналогичные меры принимались и иными органами налоговых расследований, подчеркнул Представитель Исполкома СНГ. В частности, по его словам, Государственной службой по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция), подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции ОВД Российской Федерации.

Государства – участники КСОНР осуществляют целенаправленную работу по противодействию криминальным схемам, способствующим образованию у субъектов хозяйствования просроченной внешней дебиторской задолженности, и по профилактике правонарушений в сфере взаиморасчетов с иностранными компаниями.

К примеру, в Республике Армения по инициативе органов налоговых расследований в законодательство введена норма, согласно которой в случае неполучения налогоплательщиками в течение одного года, предшествующего дню осуществления авансовых платежей, результата по этим платежам, произведенным организациям, зарегистрированным в офшорных зонах, на приобретение товаров или основных средств у организаций, зарегистрированных в этих зонах, в отношении произведенных авансов исчисляется налог на прибыль по ставке 20 %. Перечень офшорных юрисдикций устанавливает Правительство.

В Республике Беларусь основной упор делается на выявление не только преступлений, предусмотренных ст. 225 (невозвращение из-за границы иностранной валюты) Уголовного кодекса Республики Беларусь, но и тяжких коррупционных преступлений. Как правило, невозвращение валюты из-за границы всегда сопровождается коррупционными проявлениями.

В Российской Федерации противодействие выводу денежных средств за границу осуществляется путем выявления и пресечения преступлений, предусмотренных ст. 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) и ст. 193.1 (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) Уголовного кодекса, а также путем пресечения деятельности криминальных кредитно-финансовых механизмов, обеспечивающих вывод активов из страны. Их организаторами, как правило, являются бывшие или действующие сотрудники банков, разрабатываются сложные схемы осуществления операций с использованием счетов фирм-однодневок, реквизитов несуществующих некоммерческих фондов, ломбардов.

Агентством государственного финансового контроля и борьбы с коррупцией Республики Таджикистан выявляются преступления по ст. 287 (невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте) Уголовного кодекса.

«Содружество идет по пути интенсивной экономической интеграции, укрепления хозяйственных связей и роста взаимных инвестиций. Вместе с тем происходящие процессы придают дополнительный импульс и коррупции, активно использующей ситуацию для незаконного обогащения. Она проявляется в виде подкупа иностранных должностных лиц для получения возможности вести или продолжать экономическую деятельность в другой стране, получать какое-либо необоснованное преимущество. Она укоренилась в денежных операциях стран, сплелась с финансовым сектором, и это делает ее обнаружение еще более трудным», – сообщил И. Малашевич.

Противодействие коррупционной преступности в сфере экономической деятельности в настоящее время является одной из главных задач государственной важности для органов налоговых расследований.

Практика показывает, что открытие счетов за рубежом субъектами реального сектора экономики и правонарушения с их использованием сопряжены с совершением широкого спектра преступлений: против порядка осуществления экономической деятельности, коррупционной направленности и др. При этом такая противоправная деятельность представляет определенную сложность для ее выявления и документирования. Однако в рамках налаженного взаимодействия совместными усилиями эта проблема решается.

Относительно открытия счетов за рубежом непосредственно физическими лицами: подобная информация попадает в поле зрения органов налоговых расследований редко, так как сведения о счетах и движении денежных средств по ним составляют банковскую тайну. По этой причине получить подобные сведения от компетентных органов иностранных государств без наличия возбужденного уголовного дела затруднительно.

Отдельной проблемой, получившей широкое распространение в последние годы, является регистрация лжепредпринимательских структур на имя иностранных граждан за разовое материальное вознаграждение. В ходе совместной отработки фиктивных директоров лжепредпринимательских структур и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих незаконные финансовые операции, установлено, что в основном ими являются остро нуждающиеся в работе лица.

Так, органами финансовых расследований Беларуси совместно с финансовой разведкой выявляется множество лжепредпринимательских структур, около четверти из них создается иностранными гражданами. В основном такие предприятия, а также расчетные счета фирм-нерезидентов используются для совершения преступлений в сфере предпринимательства и налогообложения.

В частности, указанные субъекты используются в целях возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров с применением нулевой ставки НДС, все чаще – для легализации преступных доходов, а также для незаконного транзита денежных средств через банковскую систему страны в целях вывода капиталов за рубеж.

Представитель Исполнительного комитета СНГ выразил уверенность, что укрепление взаимодействия в рамках КСОНР позволяет повысить оперативность и эффективность работы по пресечению деятельности, связанной с использованием счетов, открытых за рубежом. В свою очередь дает возможность предотвратить влияние указанного негатива на экономику стран СНГ и способствует реализации принципа неотвратимости наказания.

Технологии незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в наиболее общем виде классифицируются как формирование искусственного налогового кредита, его возмещение при проведении (оформлении) операций внутри страны и злоупотребления с НДС при экспорте. В странах Содружества схемы незаконного возмещения НДС аналогичны (бестоварные операции, использование фиктивных поставщиков, подделка инвойсов, псевдоэкспорт, ценовые манипуляции и т.п.).

Законодательство в ряде государств рассматривает незаконное возмещение НДС как налоговое мошенничество, карая за такие действия либо в соответствии с общей нормой о мошенничестве, либо по специальной норме (иногда из налогового законодательства).

Органами налоговых расследований на постоянной основе проводится мониторинг складывающейся криминальной обстановки в кредитно-финансовой сфере. Характерной особенностью совершаемых в этой сфере преступлений являются адаптация злоумышленников к обновлению и усложнению механизма банковской деятельности, изобретение новых форм маскировки преступных намерений, умелое использование финансовых документов, технических новаций. Преступные элементы используют широкий арсенал средств: от проникновения в систему управления кредитными и некредитными организациями до использования различных инструментов (например, офшоров).

Для совершения целого ряда преступлений в кредитно-финансовой сфере продолжают использоваться лжепредпринимательские структуры (хищения, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, фиктивное банкротство, вывод денежных средств за рубеж, легализация доходов, полученных преступным путем, и другие).

Имеются многочисленные примеры эффективного проведения совместных финансовых расследований в рамках КСОНР. И.Малашевич отметил, что такое сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия деятельности транснациональных организованных групп, использующих кредитно-финансовую систему в криминальных целях и создающих угрозы международной безопасности и устойчивому экономическому развитию.

«Как показывает практика, выработка согласованной стратегии, а также координация деятельности органов налоговых расследований в рамках КСОНР способствуют укреплению сотрудничества в противодействии налоговой (финансовой) преступности», – резюмировал представитель Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ


Теги: Россия, Обзор, Налоговые (финансовые) расследования, КСОНР