Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О деятельности Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ

Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (СРМО) был образован в соответствии с Соглашением глав государств Содружества 5 октября 2007 года.

 

В состав Совета входят руководители восьми миграционных органов государств – участников СНГ, а также представители Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

В настоящее время председательство в Совете осуществляется Российской Федерацией, функции Секретариата Совета выполняют сотрудники Главного управления по вопросам миграции МВД России и Исполнительного комитета СНГ.

Основные направления деятельности Совета:

 

Совет был создан в целях минимизации роста масштабов миграционных процессов негативных последствий для экономического развития и национальной безопасности государств – участников СНГ.

Главной формой работы Совета являются регулярные заседания, на которых рассматриваются вопросы и документы, относящиеся к двум ключевым областям миграционного сотрудничества: содействие легальной трудовой миграции, а также участие в выработке и реализации мер по борьбе с незаконной миграцией.

При непосредственном участии Совета создана и продолжает совершенствоваться договорно-правовая база сотрудничества в Содружестве в миграционной сфере.

Совет систематически проводит инвентаризацию нормативно-правовой базы сотрудничества в СНГ по миграционным вопросам.

 

В соответствии с Решением Совета постпредов стран СНГ от 15 марта 2016 года проведена очередная такая инвентаризация, результаты которой были рассмотрены на заседании СРМО в Душанбе 24 мая этого года и представлены в Исполнительный комитет СНГ.

 

В рамках взаимодействия Совета с Межпарламентской Ассамблеей СНГ проделана большая работа по формированию модельной законодательной базы в данной области. Только в рамках выполнения Перспективного плана модельного законотворчества в СНГ на 2011–2015 годы при участии Совета разработан целый ряд модельных законов, соглашений и рекомендаций, которые, по информации членов Совета, востребованы во многих странах Содружества при подготовке национальных законодательных актов и международных соглашений в области миграции.

Сотрудничество с МПА СНГ продолжается, и на повестке дня стоит разработка Миграционного кодекса для государств – участников СНГ и модельного закона «О беженцах».

Советом регулярно рассматриваются ход и итоги выполнения решений высших органов СНГ в области миграции, определяются и реализуются приоритетные задачи.  

 

В целях максимального учета экономических интересов государств – участников СНГ члены Совета регулярно обмениваются национальным опытом упорядочения трудовой миграции.  

Советом спланирован и выполняется комплекс мероприятий по выполнению Программы сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2015– 2019 годы, периодически обобщается и рассматривается опыт проведения компетентными органами совместных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций.

Большое внимание Советом уделяется координации мер по внедрению новых интегрированных информационных систем и совершенствованию действующих механизмов обмена информацией.

В частности, на постоянном контроле Совета находятся принимаемые меры по выполнению Соглашения о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников СНГ от 18 октября 2011 года.

Так, на полях Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2017» на ВДНХ в Москве состоялось очередное заседание Рабочей группы по созданию ЕСУ СНГ с демонстрацией ее опытного участка, а результаты проделанной работы будут рассмотрены на очередном заседании Совета в ноябре.

Реализация стоящих перед Советом задач осуществляется в тесном взаимодействии с органами СНГ, указанными на слайде.

 

 

На современном этапе мирового развития оптимальное решение миграционных проблем в регионе СНГ возможно при условии широкого сотрудничества с профильными международными организациями и их рабочими структурами.

СРМО взаимодействует с Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности, Всеобщей конфедерацией профсоюзов, Евразийской экономической комиссией, Международной организацией по миграции, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международным центром по развитию миграционной политики, другими европейскими и международными организациями.

В области подготовки кадров миграционных органов Совет курирует базовую организацию государств – участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

 

Решением Совета глав правительств от 23 мая 2008 года статус базовой организации придан Академии МВД Республики Беларусь, а непосредственная организация учебного процесса возложена на входящий в ее состав Международный учебный центр.

 

В упорядочении миграционных процессов важную роль играет их прозрачность, информированность граждан о законных основаниях и способах реализации своего права на временную смену государства пребывания, а также об ответственности за незаконную миграцию.

В этих целях Советом и миграционными органами стран Содружества налажено сотрудничество со средствами массовой информации, издаются ведомственные журналы, газеты, информация по миграционной проблематике и деятельности СРМО размещается и оперативно актуализируется на сайте Исполнительного комитета СНГ и сайтах миграционных органов.

 

Благодаря деятельности СРМО в Содружестве создана и функционирует организационно-правовая система сотрудничества компетентных органов государств – участников и профильных органов СНГ в сфере миграции. Эта система позволяет оперативно отслеживать потенциальные вызовы и угрозы, противостоять им, упорядочивать и регулировать процессы трудовой миграции, осуществлять защиту прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, эффективно противодействовать незаконной миграции на пространстве Содружества.

Перспективные направления оптимизации сотрудничества в сфере миграции в СНГ

1. Придание дополнительного импульса процессу присоединения государств – участников СНГ к ранее принятым в рамках Содружества документам в области миграции и деятельности Совета либо завершению по ним внутригосударственных процедур

2. Активизация заключения двусторонних соглашений государств – участников СНГ по ключевым направлениям в области трудовой миграции и борьбы с незаконной миграцией, в том числе на основе модельных соглашений

3. Привлечение возможностей специализированных учреждений, программ и фондов универсальных и региональных международных организаций в целях подготовки и повышения квалификации кадров миграционных и иных компетентных органов.

 

Материал предоставлен Советом руководителей миграционных органов государств – участников СНГ