Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Интернет-конференция по вопросам повестки дня предстоящего СМИД СНГ (3 апреля 2009 года)

3 апреля 2009 года на официальном сайте Исполнительного комитета СНГ (www.cis.minsk.by) состоялась Интернет-конференция, приуроченная к предстоящему заседанию Совета министров иностранных дел Содружества.

Участник: первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Владимир Гаркун.

Владимир Гаркун


Владимир Гаркун: Добрый день, уважаемые представители СМИ стран Содружества и посетители нашего Интернет-сайта. Мы получили присланные Вами вопросы и сегодня постараемся дать на них исчерпывающие ответы.

 

Ответы на вопросы

1. Александр Северов, Москва: В Туркменистане соберутся министры иностранных дел стран СНГ. Какие из вопросов, которые будут рассматриваться на их заседании, Вы считаете наиболее значимыми?

Владимир Гаркун: Действительно, 10 апреля в Ашхабаде состоится заседание Совета министров иностранных дел Содружества. Исполнительный комитет СНГ признателен руководству Туркменистана за предложение стать хозяином СМИД и за огромную работу, проводимую по подготовке к заседанию, что свидетельствует о заинтересованности страны в активном участии в происходящих на территории Содружества процессах. Отрадно и то, что этот интерес разделяют и остальные страны – ожидается, что в заседании примут участие практически все министры государств – участников СНГ.

В проекте повестки дня  значатся 20 вопросов по различным направлениям сотрудничества. Рассмотрение каждого из них вызвано необходимостью совершенствования работы в той или иной области. Все вопросы важны.

По Вашей просьбе выделил бы все же три вопроса. Во-первых – подготовка к празднованию 65-летия великой Победы. Такая работа в Содружестве началась еще в прошлом году, когда главы государств одобрили План основных мероприятий по подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. На предстоящем заседании СМИД внесен ряд документов по этой тематике. В рамках реализации упомянутого Плана предполагается объявить 2010 го Годом ветеранов ВОВ. Причем, это не означает, что заботой и вниманием наши ветераны, которых осталось не так уж много, будут окружены только в 2010 году. Разработаны такие мероприятия, которые направлены на улучшение жилищных условий, предоставление ветеранам льгот и пособий, обеспечение их медицинской помощью. Это не разовые акции, а программы, рассчитанные на перспективу.

Министры обсудят также проект  Решения о ветеранских организациях государств – участников Содружества Независимых Государств, определяющий основные направления деятельности, на которых рекомендовано сосредоточить основные усилия Координационного совета Международного союза «Содружество общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств». Государствам – участникам СНГ предлагается определить орган государственного управления для координации деятельности своих ветеранских организаций и рассмотреть возможность их финансирования, а Совету глав правительств СНГ рассмотреть возможность финансирования Координационного совета.

Будет рассмотрено и Решение СМИД о порядке изготовления единой юбилейной медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».

На предстоящее заседание СМИД вносится информация о реализации Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2008 год и о Плане на 2009 год.

В современных условиях для Содружества крайне важна политическая составляющая интеграции. В этом направлении значима роль межмидовских консультаций. Они, как правило, дают начало диалогу стран СНГ, помогают выяснению и сближению позиций по самым разнообразным вопросам жизнедеятельности Содружества. По результатам консультаций принимают многие решения Совет глав правительств и Совет министров иностранных дел.

В ходе консультаций обсуждаются наиболее актуальные проблемы взаимодействия стран Содружества в рамках ООН и ОБСЕ, дальнейшего сотрудничества в контексте новых вызовов и угроз, обеспечения прогресса в совместной экономической, гуманитарной, правовой и иной деятельности. Традиционным стало проведение ежегодных консультаций по проблематике Содружества.

В 2008 году все предусмотренные Планом консультации состоялись. Кроме того, вне Плана по предложению Министерства иностранных дел Кыргызской Республики состоялись консультации по выработке механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов на территориях государств – участников СНГ.

Хотел бы также выделить по значимости вопрос о проекте Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств СНГ на 2009–2010 годы. Это объемный документ, состоящий из 7 разделов по вопросам общегуманитарного характера, развития культурных связей, образования, науки, информации и массовых коммуникаций, книгоиздания и полиграфии, молодежной политики, спорта и туризма.

В проект Плана включены пункты о проведении фестивалей, олимпиад, форумов, конференций, выставок, патриотических акций, кинофестивалей, конкурсов (тренингов), семинаров, курсов повышения квалификации, создании Интернет-портала СНГ, выпуске телевизионных программ на темы сотрудничества в области литературы, науки и инноваций, создании совместной телевизионной продукции, проведении телемарафонов, телевизионных фестивалей, ярмарок книг и периодических изданий.

Гуманитарное направление сотрудничества в рамках Содружества всегда было одним из приоритетов. Это то, что сближает наши народы, что является основой развития сотрудничества и во всех остальных сферах.


2. Лачин Султанова, корреспондент азербайджанского информационного агентства "АПА": Каково отношение Исполкома СНГ к инициативе присуждения городу Баку, который был главным поставщиком нефтепродуктов в годы Великой Отечественной Войны, звания города-героя?

Владимир Гаркун: Как известно, почетное звание «Город-герой» было учреждено Президиумом Верховного Совета СССР в 1965 году к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Оно присваивалось политическим и административным центрам Советского Союза, отличившимся в годы войны. Таковыми стали Москва, Киев, Ленинград, Волгоград, Севастополь и Одесса, а Брестская крепость удостоилась особого звания «Крепость-герой». Позже этот список пополнили Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Смоленск и Мурманск.

Азербайджан, бесспорно, внес огромный вклад в копилку Победы. Вместе с тем, Исполкому СНГ не известно о каких-либо официальных обращениях по поводу присвоения Баку звания «Город-герой». И до сих пор на пространстве Содружества подобных прецедентов не было.


3. Паша Кесамански, Азербайджанское информационное агентство «Тренд»: Принимаются ли совместные меры на уровне СНГ для преодоления финансового кризиса и принимает ли Содружество специальные шаги по совместному взаимодействию с Азербайджаном в этой сфере?

Владимир Гаркун: Мировой финансовый кризис, стремительно развиваясь, поразил финансовые рынки и кредитно – финансовые институты стран СНГ и вплотную подступил к реальному сектору экономики. Негативные явления, вызванные кризисом, потребовали согласования действий со стороны государств Содружества. Они стали предметом обсуждения на заседаниях Совета глав государств в октябре и Совета глав правительств в ноябре прошлого года.

По решению глав государств приступило к работе постоянно действующее совещание на уровне министров финансов государств – участников СНГ для изучения ситуации в связи с мировым финансово-экономическим кризисом и выработки соответствующих предложений по его преодолению. Совсем недавно, 31 марта, состоялось второе заседание министров финансов, в котором, в частности, принял активное участие министр финансов Азербайджанской Республики Самир Шарифов. Он выступил в рамках обсуждения вопроса о социально – экономическом положении стран СНГ и принимаемых ими антикризисных мерах.

Совет глав правительств СНГ поручил руководителям министерств и ведомств, ответственным за финансовые и экономические вопросы, подготовить предложения по преодолению негативных последствий кризиса. Такие предложения были представлены на рассмотрение Экономического совета СНГ в декабре прошлого года. Они касаются государственной поддержки крупным системообразующим предприятиям путем выкупа части их акций, обеспечения гарантий сохранности банковских вкладов населения, изменения структуры золотовалютных резервов. Кроме того, предлагается разработать в рамках СНГ программу максимального обеспечения внутреннего рынка продуктами питания отечественного производства, переориентировать банковскую систему на инвестирование средств в перспективные бизнес-проекты, ограничить вывоз капитала за пределы государств – участников СНГ. Чрезвычайно важной признана необходимость проведения совместной фискальной политики, способствующей стимулированию спроса на внутреннем рынке, а также воздержания от введения новых ограничений во взаимной торговле и инвестициях в течение года. Заслуживают особого внимания предложения проводить согласованную политику стран СНГ в области валютного регулирования, в том числе создание условий для дальнейшего расширения сферы использования национальных валют государств для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей и формирование предпосылок для создания региональной резервной валюты на базе российского рубля.

Полагаю, реализация этих и многих других предложений стран СНГ, станет залогом успешного коллективного противостояния кризису.

Участники заседания договорились провести очередную, третью по счету встречу постоянно действующего совещания Министров финансов стран СНГ в сентябре нынешнего года в Москве. Проблема кризиса находится под постоянным контролем глав государств, правительств и финансовых ведомств.


4. К.Жуков, Могилев: Помимо СНГ на постсоветском пространстве сегодня существует еще несколько межгосударственных образований – Союзное государство, ЕврАзЭС, ОДКБ. В чем, помимо числа стран-участниц, их принципиальное отличие от СНГ? Не получится ли так, что в будущем с их развитием необходимость в СНГ отпадет и Содружество само собой разделится на более мелкие части?

Владимир Гаркун: Ни в коей мере. Полагаю вполне закономерным, что на таком огромном и неоднородном пространстве, как СНГ, появились более узкие по составу объединения государств, которые выполняют свои функции и задачи по взаимодействию в тех или иных сферах. ЕврАзЭС – это преимущественно экономическое взаимодействие, ОДКБ - в сфере безопасности. Так что все это естественно.

При формировании этих объединений страны, как правило, исходили из своих национальных интересов и необходимости совместного решения региональных экономических проблем. Вместе с тем созданные региональные структуры не ослабляют Содружество, а в ряде случаев дополняют его. Через их деятельность в значительной мере происходит гармонизация интересов всех стран СНГ путем учета общих целей и признания различных подходов в их достижении. Могу отметить, что Исполком СНГ постоянно и конструктивно взаимодействует с исполнительными структурами Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзного государства России и Беларуси.

По моему глубокому убеждению, Содружество является единственной структурой, позволяющей согласовывать свои позиции для решения общих вопросов всем государствам – участникам. Поэтому оптимальная стратегическая линия развития Содружества видится в сохранении нынешнего формата СНГ при активном использовании элементов разноскоростной экономической интеграции.

Востребованность Содружества неоднократно подчеркивалась и главами наших государств, а принятие ими Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года говорит о его перспективности, важности и необходимости.


5. Петр Станиславович, Киев: В следующем году все страны СНГ будут праздновать великий юбилей – 65 лет Победы в Великой Отечественной войне. А что делается в Содружестве для социальной поддержки ветеранов и инвалидов войны?

Владимир Гаркун: Вопросам социальной защиты ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в СНГ всегда уделялось повышенное внимание. Только за последние годы государствами был подписан ряд важных документов в этой сфере. Среди них Решение об увековечении празднования Победы, согласно которому страны намерены продолжить работу по улучшению социального положения ветеранов и созданию им достойных условий жизни.

Внесены поправки в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним. Документом предусматривается, что государства несут расходы, связанные с реализацией прав на льготный проезд, на воздушном, водном, железнодорожном и междугородном автомобильном транспорте в полном объеме в соответствии с национальным законодательством в отношении постоянно проживающих на их территориях: своих граждан, граждан государств - участников Соглашения, лиц без гражданства, а в тех государствах, где произошла монетизация льгот, могут осуществляться денежные выплаты.

Кроме того, по причине монетизации льгот в ряде стран, эксперты разрабатывают поправки и в Соглашение о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих.

На последнем саммите в Бишкеке в октябре прошлого года был утвержден План основных мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы. В нем предусмотрено, что государства – участники СНГ рассмотрят все вопросы льготирования этой категории граждан. В документе рекомендуется также принять меры по диспансерному обследованию и оздоровлению всех ветеранов, решить вопрос об их бесплатном обеспечении лекарственными средствами и льготными путевками на санаторно-курортное лечение. Ветеранам будет оказана единовременная материальная помощь в порядке, определенном правительствами каждого из государств.


6. Дмитрий, Санкт-Петербург: Насколько реально, что страны СНГ в ближайшей перспективе признают независимость Абхазии и Южной Осетии и примут их в Содружество?

Владимир Гаркун: Признание или непризнание независимости – право каждого государства. Это предмет двустороннего формата. Что же касается вступления какой-либо страны в Содружество, то такая процедура прописана в Уставе СНГ.


7. Сергей Ещенко, Бендеры: Сегодня много говориться о необходимости укрепления сотрудничества в борьбе с современными вызовами и угрозами. Что для этого делается в рамках СНГ?

Владимир Гаркун: Сотрудничество стран СНГ в противодействии преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков и иным вызовам и угрозам ведется в рамках пяти отраслевых программ.

Продолжает развиваться нормативная правовая база взаимодействия. Активизируется сотрудничество в области информационного, научного обеспечения и подготовки кадров. Совершенствуется система координации и взаимодействия государств – участников и органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью. Только в результате 12 единовременных комплексных оперативно-профилактических мероприятий, проведенных на пространстве Содружества раскрыто 26,2 тыс. преступлений, задержано более 8,2 тыс. лиц, находившихся в розыске, пресечена деятельность 147 организованных преступных сообществ и групп, изъято 6,5 тыс. единиц огнестрельного оружия, более 8,3 тонны наркотиков, ликвидировано 36 нарколабораторий и 54 канала незаконной миграции, выявлено 258 фактов торговли людьми.

По итогам прошлого года отмечено снижение общего числа зарегистрированных преступлений в среднем по странам Содружества, в том числе террористического характера, тяжких и особо тяжких преступлений против личности (умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и преступлений против собственности (кражи, грабежи, разбойные нападения и мошенничество), а также в отношении иностранцев.

Вместе с тем, криминогенная обстановка по ряду опасных преступлений остается сложной. В структуре преступности значительная доля приходится на преступления против собственности. Возрос удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Реальную угрозу безопасности создают коррупция, незаконная миграция, торговля людьми, прежде всего женщинами и детьми, и другие трансграничные преступления. Достаточно сильно выросли риски появления новых вызовов и угроз безопасности, прежде всего в сфере экономики и финансов, а также информационных технологий.

В стадии согласования находятся проекты документов о взаимодействии в борьбе с коррупцией, правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности, межгосударственном розыске лиц, создании современных следственно-оперативных групп. Продолжится активное сотрудничество государств – участников СНГ в рамках соответствующих отраслевых программ.

В будущем планируется укреплять сотрудничество в сфере обеспечения безопасности, в том числе и с другими международными организациями. К примеру, на предстоящей встрече министры иностранных дел рассмотрят проекты соглашений об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью и о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий.


8. Полина Ирина, корреспондент группы СНГ и Балтии Службы ИНО-ТАСС: Внес ли мировой финансовый кризис какие-либо коррективы в ход реализации 1-го этапа Стратегии экономического развития СНГ до 2020 года?

Владимир Гаркун: Сегодня уже ясно, что мировой финансово-экономический кризис в той или иной степени затронул все страны Содружества. Первый этап Стратегии рассчитан на период с 2009 по 2011 годы. Естественно, с учетом кризиса в Стратегию будут внесены коррективы, так как при ее разработке закладывались более оптимистичные прогнозы. Мы исходим из того, что все тезисы, изложенные в Стратегии, должны иметь конкретное воплощение, а для этого необходимо, чтобы документ учитывал сложившиеся реалии.

Какие мероприятия государственного уровня будут проведены на пространстве СНГ в связи с объявленным Годом молодежи?

Владимир Гаркун: Прежде всего, в Год молодежи планируется разработать Стратегию международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ. Такое предложение поступило от белорусской стороны и было поддержано на заседании Совета по делам молодежи, который прошел в январе в Бишкеке.

Кроме того, в мае – июне намечено провести Международный лагерь для лидеров общественных молодежных организаций Содружества на базе белорусского Национального детского оздоровительного лагеря «Зубренок». В проекте программы лагеря предполагается: встречи с руководством Исполкома СНГ, руководителями национальных государственных структур по работе с молодежью, известными политиками, учеными. В качестве тренеров будут приглашаться опытные специалисты из стран Содружества.

Во всех странах стержневыми будут мероприятия патриотической направленности, прежде всего, посвященные 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Это Международная Вахта Памяти, Международная акция «Мы – наследники Великой Победы», патриотическая акция «Во славу Великой Победы», предложенная Россией. Будут проводиться также гражданско-патриотическая смена «За честь Отчизны» для учащихся кадетских классов, акции по поиску захороненных и безвестно пропавших солдат и офицеров, восстановлению памятников и ухода за братскими могилами.

Второе направление мероприятий Года молодежи – сделать видимыми, полезными для государств Содружества молодежные идеи и инициативы. В этой связи Азербайджан предложил провести научно-творческий фестиваль «Есть идея», Беларусь – Международный форум «Открытый проект – молодежное сотрудничество», Кыргызстан – конференцию молодых ученых «Энергоресурсы будущего», Россия – выставку-форум молодежного и юношеского изобретательства «Научно-техническое творчество молодежи - 2009», Международный молодежный научный форум «Ломоносов – 2009 – Молодежный форум науки и инноваций России и СНГ – 2009»; Второй Санкт – Петербургский Международный молодежный кинофестиваль.

В Год молодежи также предполагается расширение возможности в СНГ получения и обмена информацией, значимой для молодежи.

Все названные акции и форумы являются составной частью Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества стран Содружества на 2009-2010 годы, который планируется утвердить на предстоящем заседании Совета глав правительств.

Президент РФ Дмитрий Медведев встречался с министрами финансов стран СНГ. Какие были их предложения по выходу из мирового финансового кризиса?

Владимир Гаркун: В повестке дня заседания постоянно действующего совещания министров финансов стран СНГ, о котором я уже упоминал, значилось два вопроса: о социально-экономическом положении государств – участников СНГ и антикризисных мерах, принимаемых на национальном уровне, по преодолению последствий мирового финансового кризиса и о предложениях «Группы двадцати» по преодолению глобального финансово-экономического кризиса и реформированию международной валютно-финансовой системы.

Министры изложили позиции государств – участников СНГ по этим проблемам, в том числе отметив необходимость повышения качества регулирования финансовых рынков, согласования ряда макроэкономических показателей, неприменения протекционистских мер в отношении друг друга, препятствующих продвижению товаров, согласования мер миграционной политики.

После заседания министров финансов принял Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. По информации, которой располагает Исполком СНГ, в ходе встречи российский лидер выслушал представителей стран Содружества, ответил на их вопросы. Поблагодарив гостей за откровенный разговор, Дмитрий Анатольевич сказал, что обязательно учтет высказанные мнения и оценки, и заверил, что российская делегация будет выступать в Лондоне с согласованной с партнерами по СНГ позицией.


9. Информационное агентство «БЕЛТА»: Каким образом в Содружестве будет решен вопрос о льготах ветеранам ВОВ, в частности, на бесплатный проезд?

Владимир Гаркун: С этой целью на заседании Совета глав государств СНГ, которое состоялось в Минске в мае прошлого года, подписано Решение о проезде инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В нем дается поручение правительствам стран Содружества обеспечить бесплатный проезд ветеранам на всех видах транспорта в период проведения праздничных мероприятий, связанных с 65-й годовщиной Победы в ВОВ. Работа в этом направлении ведется.


10. Анастасия Крюкова, Москва: С 2008 года в СНГ появилась традиция проводить каждый год по тематике одного из направлений гуманитарного сотрудничества. Первым стал Год литературы и чтения. Насколько эффективной и оправданной оказалась инициатива? Как далеко удалось странам за этот год продвинуться в пропаганде литературы и чтения, развитии национальных литератур?

Владимир Гаркун: Предложение об объявлении 2008 года Годом литературы и чтения в СНГ инициировано Республикой Таджикистан. 

В рамках Года  в странах было проведено множество мероприятий, акций, в том числе, юбилейных и творческих вечеров, литературных чтений, конференций и круглых столов, издание книг, CD-дисков. Праздновались – 1150-летие со дня рождения основоположника классической таджикско-персидской литературы Абуабдулло Рудаки, 100-летие со дня рождения видного азербайджанского поэта Микаила Мушвига, 100-летие со дня рождения известного армянского писателя Вильяма Сарояна.

Мероприятия Года литературы и чтения стали одним из приоритетов деятельности Содружества Независимых Государств в гуманитарной сфере.

Особое внимание уделялось проектам по развитию и поддержке книгоиздания, литературы, библиотечного дела, национальных языков и художественного перевода в целях укрепления и пропаганды культурного наследия народов стран СНГ, воспитания молодежи в духе толерантности и уважения к другим культурам.

Мероприятия были направлены на создание инфраструктуры развития культуры чтения, информационную, организационную и финансовую поддержку большого числа проектов по пропаганде литературы, чтения и книги во всех странах СНГ (книжные выставки, конкурсы, фестивали, литературные праздники и премии, профессиональные семинары, научно-практические конференции, круглые столы).

В рамках Года состоялось вручение премии в области поэзии для молодых литераторов стран СНГ «Содружество дебютов».

В конкурсе участвовало более ста молодых талантов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. В итоге в список претендентов на премию вошли произведения тридцати трех поэтов, изданные отдельным сборником стихов. Денежные призы и дипломы получили 10 лауреатов.

Был проведен V ежегодный Международный конкурс государств - участников СНГ «Искусство книги».

На конкурс было представлено  более 170 изданий из десяти стран Содружества. Они рассматривались жюри в шести номинациях – «Содружество», «Моя страна», «Книга для детей и юношества», «Наш современник», «Арт-книга», «Отпечатано в Содружестве». Победителями стали книги азербайджанских, белорусских, кыргызских и российских издателей.

Гран-при достался представителям Украины за выпуск «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя.

Кроме того, в феврале нынешнего года в Бишкеке состоялся Международный форум «Айтматов и современность», посвященный итогам Года литературы и чтения в СНГ и 80-летию со дня рождения Чингиза Айтматова. В нем приняли участие государственные и общественные деятели, эксперты-аналитики, деятели науки, культуры, искусства, образования, представители общественных объединений, дипломатического корпуса, СМИ.

Год чтения стал замечательным проектом, давшим всплеск доброй воли и творческого мышления, а также научившим многих впервые в жизни получать радость от чтения. Он показал, что грамотное и образованное общество имеет большой потенциал, а затраченные финансовые вложения – это инвестиции в будущее.


 

Владимир Гаркун: Наша Интернет-конференция завершена. Благодарим всех участников за внимание к теме взаимодействия в рамках СНГ и интересные вопросы. Надеемся на дальнейшее конструктивное сотрудничество.