Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В Российской государственной библиотеке проходит выставка «Товарищ Книга. Читатель и чтение в советском плакате 20–30-х годов»

Выставка «Товарищ Книга. Читатель и чтение в советском плакате 20–30-х годов», открывшаяся 22 марта, проходит в читательской зоне библиотеки — в Розовом зале. И это очень хорошо, потому что экспонаты её не оставляют равнодушным никого. Даже самые спешащие замедляют шаг, стараясь рассмотреть как можно больше и обещая себе обязательно вернуться. И, конечно, тема выставки близка каждому посетителю библиотеки. В экспозиции Розового зала — плакаты из фонда отдела изоизданий РГБ, посвящённые чтению и книге.

 


 

Куратор выставки, заведующая отделом изоизданий Любовь Витальевна Родионова, говорит, что одной из основных идей на подготовительном этапе было показать не самые растиражированные и знакомые каждому плакаты, а те, что были выполнены известными художниками, но не примелькались широкой публике. Именно это делает выставку такой привлекательной: свежесть восприятия.

Демонстрировать оригиналы плакатов в Розовом зале нельзя: яркий свет губительно действует на документы, которым почти сто лет. В экспозиции используются баннеры, воссоздающие оригиналы плакатов 20—30-х годов. Заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко рассказала, что выставке суждена долгая жизнь: баннеры будут путешествовать по другим площадкам, раскрывая фонды РГБ без ущерба для драгоценных подлинников.

Президент библиотеки Виктор Васильевич Фёдоров признался, что выставка произвела на него сильное впечатление: «Плакаты очень интересны и оригинальны. Форма решения выставки лаконично проста и не требует дополнительных пояснений; она позволяет задержаться, прикоснуться, прочувствовать — и пойти дальше по своим делам».

О плакатах 20—30-х годов, вошедших в экспозицию, и о художниках, их создавших, рассказала Любовь Витальевна Родионова, куратор выставки.

В раннем советском плакате тема книжного «просвещения» звучит громко и значительно. Борьба с неграмотностью, неотделимая от идей воспитания советского гражданина, подготовки квалифицированных работников для промышленности и сельского хозяйства, внедрения нового образа жизни и организации труда, неразрывно связывалась с вопросами уважительного отношения к книгам и учреждениям, их продвигающим.

Советские плакаты начала 20-х годов следуют традициям оформления популярной издательской продукции конца XIX — начала XX века. Характерные для дореволюционной прикладной графики композиционные решения с активным использованием пышного многофигурного, часто эклектичного, обрамления и текстовой части используются и в первых советских плакатах. Однако постепенно в плакате утверждается собственный графический язык и неповторимый декоративный стиль. Свою лепту в формирование этого процесса внесли замечательные мастера — Игнатий Игнатьевич Нивинский, Афанасий Ефремович Куликов, Сергей Иванович Иванов и другие художники-графики.

Плакат неотделим от реалий времени — советский читатель, «освоивший» книгу в 20-е годы ХХ века, должен был запомнить нехитрые правила бережного обращения с ней. На протяжении всего десятилетия художники создавали отдельные образцы и целые серии плакатов на тему правильного пользования книгой. На выставке представлены работы Фёдора Петровича Слуцкого, Дмитрия Михайловича Тархова, Ильи Юльевича Шлепянова, создавших яркие образы страдающих книг и читателей-вредителей, не утратившие злободневности для современного пользователя.

Значительная роль отводилась книге в массовом образовании взрослого населения страны, потому наиболее часто встречаются на плакатах характерные типажи рабочих, жителей деревень и сёл, постигающих зачатки грамотности и пополняющих читательские ряды. «К десятой годовщине пролетарской революции рабочий и крестьянин должны владеть книгой и газетой, как серпом и молотом» — этот плакатный лозунг может полно охарактеризовать первостепенные шаги новой культурной политики правительства.

Наряду с радостным пафосом обретения насущного навыка чтения, в середине 20-х годов появляется более целенаправленное отношение к книжному делу и организации процесса пользования книгами. Появление методических библиотечных плакатов «Как изучать читателя» и «Проработка книги читателем» говорит о направлениях работы библиотек — изучении читателей, управлении чтением и ведении рекомендательной библиографии. Проводятся мероприятия по развитию библиотечной сети в городе и особенно в сельской местности, отразившиеся в плакатах «Наш конкурс на лучшую и худшую избу-читальню», «Громкое чтение». Никогда впоследствии библиотечные учреждения не получат столь яркой и убедительной рекламы: «Запомни адрес библиотеки!», «Все в библиотеку!», «Библиотека поможет вам составить план вашего чтения».

В плакатах запечатлены первые книжные выставки, в частности организованные Государственным издательством, вылившиеся позднее в активную рекламную кампанию по продвижению издательской продукции.

Среди оригинальных мероприятий, призванных рекламировать книгу как символ правильной и благополучной жизни, выделяется беспроигрышный розыгрыш «Книга вместо водки», проводимый Обществом борьбы с алкоголизмом в 1929—1930-е годы. Неожиданный лозунг плаката «Книга — меткий удар по пьянству» отражает суть лотереи, в ходе которой выигрыш выдавался книгами.

Советский книжный плакат 30-х годов носит отраслевой характер, ориентирован прежде всего на распространение информации о новых изданиях профессиональной направленности — «Читайте книги об обороне СССР», «Новые книги к весеннему севу». Они утрачивают наивный демократизм творений первых лет советской власти и становятся выраженно политизированными, что наиболее ярко читается в плакате Бориса Георгиевича Кноблока, посвящённом юбилею смерти Александра Сергеевича Пушкина в 1937 году.

Вместе с тем именно в этот период складывается узнаваемый стиль детского книжного плаката, отразившего успехи в создании и оформлении традиционно важного направления отечественной издательской продукции. Призыв «Даёшь новую детскую книгу!», брошенный в плакате 1926 года художниками Анной Марковной Гелиной и сёстрами Чичаговыми, отзывается блестящей работой Ивана Петровича Буева и Бориса Вячеславовича Иорданского «А. С. Пушкин», созвучной лучшим образцам детской книги довоенного периода.

Оглядываясь назад и подводя итоги, можно с уверенностью констатировать, что советский плакат 20—30-х годов, наивно и искренне пропагандировавший книги и чтение, внёс существенный вклад в воспитание и просвещение детей и взрослых. Он способствовал созданию образованного общества, в котором книга стала лучшим подарком, сформировал моду на книги и чтение. И наша страна на протяжении нескольких десятилетий считалась самой читающей.

 

Источник: Российская государственная библиотека