Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере противодействия международному терроризму

Сегодня международный терроризм и экстремизм признаны всем международным сообществом в качестве глобальной угрозы.

17 декабря 2015 года принята резолюция СБ ООН 2253, которой утверждены основные положения Глобальной контртеррористической стратегии, и в отношении ДАИШ и «Аль-Каиды» она стала обязательной к исполнению всеми государствами – членами ООН.

15 июня 2017 года резолюцией ГА ООН А/71/291 создано новое контртеррористическое управление, а 21 июня 2017 года российский дипломат Владимир Воронков назначен руководителем данного подразделения в статусе заместителя Генерального секретаря. Создание новой высокой должности и структуры в Секретариате ООН является свидетельством фокусирования внимания мирового сообщества на угрожающем характере международного терроризма.

В настоящее время действует глобальная круглосуточная система связи Интерпола (I-24/7) с обширной базой данных в отношении боевиков-террористов (более 18 тыс. человек). Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (ФАТФ) представляет собой эффективную и обязательную для исполнения принятых стандартов глобальную сеть, вместе с 9 региональными группами включающую 198 юрисдикций. В феврале 2016 года ФАТФ приняла общую стратегию по вопросам противодействия финансированию терроризма. Группа Эгмонт объединяет и координирует деятельность подразделений финансовых разведок 151 юрисдикции. Подписано около десятка региональных конвенций о предотвращении финансирования терроризма.

Создана сеть различных информационных, аналитических, научных учреждений (Глобальный контртеррористический форум, Международный контртеррористический центр в Гааге, Альянс цивилизаций), постоянно проводятся различные конференции и мероприятия по проблемам борьбы с терроризмом и экстремизмом.

В рамках ООН ведется последовательная работа по утверждению на уровне Совета Безопасности основных положений Глобальной контртеррористической стратегии, принятой в 2006 году. В форме резолюции СБ ООН они становятся обязательными для исполнения всеми государствами – членами всемирной организации. С 2014 года принято около 15 таких резолюций:

27 января 2014 года – резолюция 2133, призывающая страны не допускать выплаты выкупов террористам за похищенных людей;

24 сентября 2014 года – резолюция 2178 против вновь появившейся угрозы – иностранных боевиков-террористов;

12 февраля 2015 года – резолюция 2199 по противодействию финансированию террористов, пресечению их подпитки за счет нелегальной торговли нефтью и другими источниками;

13 октября 2015 года – резолюция 2242 о роли женщин в урегулировании конфликтов и борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом;

20 декабря 2016 года – резолюция 2331 о пресечении финансирования террористической деятельности из источников, имеющих отношение к сексуальному и гендерному насилию, торговле людьми;

22 сентября 2016 года – резолюция 2309 по обеспечению авиационной безопасности от актов международного терроризма;

15 декабря 2016 года – резолюция 2325, которая нацеливает санкционный комитет по ДАИШ и «Аль-Каиде», Контртеррористический комитет и Комитет 1540 на усиление работы по предотвращению попадания оружия массового уничтожения (ядерного, химического и биологического оружия, а также средств его доставки) в распоряжение террористических организаций;

13 февраля 2017 года – резолюция 2341 о защите критически важных объектов инфраструктуры от террористических нападений;

24 марта 2017 года – резолюция 2347 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;

24 мая 2017 года – резолюция 2354, утвердившая Всеобъемлющую международную рамочную стратегию противодействия распространению террористических идей;

2 августа 2017 года – резолюция 2370 о предотвращении приобретения террористами оружия, особенно стрелкового оружия и легкого вооружения;

21 сентября 2017 года – резолюция 2379 о создании следственной группы по расследованию и сбору доказательств о преступлениях ДИАШ на территории Ирака;

21 ноября 2017 года – резолюция 2388 по предотвращению и пресечению торговли людьми в условиях вооруженного конфликта в связи с деятельностью террористических организаций.

В настоящее время Российская Федерация разрабатывает и продвигает проект резолюции о противодействии террористической идеологии. Россия также предлагает разработать и принять Международную конвенцию по борьбе с актами химического и биологического терроризма.

Все эти документы фактически стали актами объединения усилий международного сообщества по различным составляющим современного терроризма. Очевидно, что по мере развития ситуации усиливается координация действий государств в борьбе с новыми явлениями терроризма.

Сотрудничество государств – участников СНГ по антитеррористической проблематике осуществляется с учетом центральной роли Организации Объединенных Наций и во взаимодействии с авторитетными международными организациями. В их числе – новое Контртеррористическое управление ООН, Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Интерпол, соответствующие структуры Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайская организация сотрудничества, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Решением Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2016 года утверждена очередная Программа сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017–2019 годы. Этот документ предусматривает тесное взаимодействие 8 стран (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) по пяти направлениям:

формирование правовой базы сотрудничества;

проведение согласованных и/или совместных мероприятий, специальных операций, в том числе информационно-пропагандистских и профилактических, с участием государственных и общественных институтов;

информационно-аналитическая деятельность, включая использование, пополнение и развитие Специализированного банка данных Антитеррористического центра государств – участников СНГ;

научно-методическая работа;

обучение кадров.

В реализации вышеуказанной Программы задействованы соответствующие министерства и ведомства государств – участников и органы отраслевого сотрудничества СНГ:

Антитеррористический центр (АТЦ СНГ);

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;

Исполнительный комитет СНГ;

Комитет глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб;

Координационный совет генеральных прокуроров;

Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований;

Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ;

Межгосударственная телерадиокомпания «Мир»;

Совет командующих Пограничными войсками;

Совет министров внутренних дел;

Совет министров обороны;

Совет руководителей органов безопасности и специальных служб;

Совет руководителей миграционных органов;

Совет руководителей подразделений финансовой разведки.

На базе Отделения АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону в городе Бишкеке (Кыргызская Республика) ежегодно проводятся региональные экспертные консультации представителей подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности и специальных служб стран Содружества Центрально-Азиатского региона.

В ходе консультаций определяются тенденции и факторы, влияющие на трансформацию угроз террористического и экстремистского характера, вырабатываются предложения по принятию превентивных мер реагирования на современные вызовы и угрозы в регионе.

В 2017 году государства СНГ активизировали сотрудничество в области ликвидации условий для финансовой подпитки терроризма.

На это нацелены документы, принятые 11 октября 2017 года в Сочи на заседании Совета глав государств СНГ, – Концепция сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и Концепция сотрудничества в противодействии коррупции.

Повышению уровня сотрудничества компетентных органов будет способствовать подписанное 3 ноября 2017 года на заседании Совета глав правительств СНГ Соглашение об обмене информацией в рамках Содружества в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием.

С учетом современных тенденций значительное внимание также уделяется противодействию распространению экстремистских идей и привлечению в ряды террористов новых сторонников с использованием информационных технологий. Эта деятельность осуществляется в рамках Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.

В настоящее время новый акцент приобретает взаимодействие подразделений министерств обороны с органами безопасности. Опыт боевых действий в Сирии показал, что войсковые операции в сочетании с действиями спецслужб могут дать необходимый эффект в борьбе с терроризмом.

В мае 2017 года проведено двухэтапное антитеррористическое учение «Душанбе–Антитеррор – 2017», в рамках которого реализованы оперативно-боевые мероприятия по освобождению заложников и нейтрализации террористов на критически важных объектах, а также осуществлена войсковая операция по блокированию и уничтожению крупных военизированных террористических группировок.

Продолжено активное взаимодействие подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ по выявлению и отслеживанию денежных средств, полученных в результате совершения экономических преступлений, пресечению попыток их направления на финансирование терроризма.

Важное значение придается и реализации согласованных мер в отношении лиц, возвращающихся на территории государств – участников СНГ после участия в действиях международных террористических организаций.

В настоящее время ведется работа по созданию Единой системы учета граждан третьих стран и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств – участников СНГ, предусмотренной соответствующим Соглашением от 18 октября 2011 года. Целями формирования такой системы являются обеспечение эффективного контроля миграционной ситуации, въезда, выезда и пребывания на территориях государств – участников Соглашения (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан), повышение эффективности совместной борьбы с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконной миграцией и иными вызовами и угрозами.

В настоящее время информационный обмен между спецслужбами и правоохранительными органами государств – участников СНГ осуществляется посредством межгосударственной, межведомственной информационной системы коллективного пользования – Специализированный банк данных АТЦ СНГ. С 2017 года в режиме реального времени с использованием защищенных каналов связи через сеть Интернет обеспечивается доступ компетентных органов 10 государств Содружества к массивам, содержащим сведения в отношении:

террористических и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с национальным законодательством государств – участников СНГ;

материалов и ресурсов сети Интернет с контентом террористического и экстремистского характера с целью их блокирования;

лиц, принимающих (принимавших) участие в боевых действиях на территориях государств, не входящих в СНГ, в составе террористических, экстремистских организаций и незаконных вооруженных формирований;

лиц, объявленных в международный розыск по линии Интерпола по обвинению в совершении преступлений террористического характера.

АТЦ СНГ создал единую базу граждан государств – участников СНГ, осужденных и разыскиваемых за преступления террористической и экстремистской направленности, она обновляется раз в три месяца – это высокая частота обновления. Единая база показывает высокую эффективность: начиная с 2010 года на ее основе удалось обнаружить места пребывания более тысячи человек, уведомить партнеров, и эти лица были задержаны.

В Центре, а также во всех министерствах внутренних дел стран Содружества действуют абонентские пункты Интерпола с онлайн-доступом к его банкам данных посредством подключения к Глобальной полицейской коммуникационной системе – 24/7 (24 часа в сутки все 7 дней недели, т. е. постоянно).

В 2017 году в результате проведенных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций только по линии противодействия терроризму и экстремизму на пространстве СНГ предотвращено 87 террористических актов, выявлено 99 лиц, причастных к финансированию терроризма, 11 из них задержано.

АТЦ СНГ совместно с национальными пенитенциарными службами государств – участников СНГ в ходе проведения операции «Трал-Антитеррор» в исправительных учреждениях и следственных изоляторах установлены 26 лиц, разыскиваемых за совершение террористических преступлений, но отбывающих наказание за совершение других общеуголовных преступлений.

Советом руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ в рамках реализации мероприятий операции «Барьер», направленных на выявление международных террористических центров, ячеек террористов, а также их пособников, установлено более 800 лиц, подозреваемых в террористической деятельности.

Начата реализация проекта «Взаимная заморозка», к которому подключились все члены Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Проект предусматривает регулярный обмен списками лиц, причастных к террористической деятельности, в целях заморозки их активов.

Советом министров обороны государств – участников СНГ организован и проведен ряд мероприятий, направленных на реализацию военных аспектов противодействия международному терроризму, с участием войск (сил) Объединенной системы противовоздушной обороны СНГ.

Осуществляется большая работа в социальной сфере, включая работу с молодежью. Она направлена на противодействие идеологии терроризма, формирование в обществе нетерпимости к нему, консолидацию здоровых сил общества для совместной борьбы с этим явлением, устранение условий, ведущих к проявлениям насильственного экстремизма.

Таким образом, есть все основания считать проводимую в рамках СНГ работу значимым вкладом Содружества Независимых Государств в общие усилия по обеспечению международной безопасности как на региональном, так и на глобальном уровне.

 

Заместитель Председателя Исполнительного комитета СНГ
А.СМАГУЛОВ


Департамент по сотрудничеству в сфере безопасности
и противодействия новым вызовам и угрозам
Исполнительного комитета СНГ