Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В Минске состоялось 34-е заседание Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств - участников СНГ

28 мая 2018 года в городе Минске (Республика Беларусь) состоялось 34-е заседание Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств - участников СНГ. Один из вопросов повестки дня – обсуждение доклада, посвященного 25-летию Межгосударственного совета по антимонопольной политике. О его подготовке рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

 


 

В 2006 году решением членов Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) был создан Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников СНГ.

Цель его создания – развитие практического взаимодействия антимонопольных органов государств – участников СНГ при пресечении нарушений антимонопольного законодательства на социально-значимых и инфраструктурных рынках, успешное функционирование которых обеспечивает эффективное развитие экономической интеграции государств Содружества.

Создание Штаба – начало нового этапа развития сотрудничества антимонопольных органов государств – участников СНГ.

В течение 10 лет под руководством Штаба был проведен ряд исследований состояния конкуренции на различных рынках в государствах – участниках СНГ, а именно, на рынках авиаперевозок (2008 год), телекоммуникаций (2010), продажи продовольственных товаров в розничных торговых сетях (2012), нефти и нефтепродуктов (2014), лекарственных средств (2015). Каждое такое исследование помогало выявить проблемы развития конкуренции в исследуемой отрасли и выработать рекомендации по развитию конкуренции на данных рынках.

«Самым первым проектом Штаба стало исследование состояния конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок государств-участников СНГ, - сообщил Анатолий Голомолзин. - Положительные изменения в сфере воздушных перевозок стали возможны, прежде всего, благодаря реализации рекомендаций, представленных в этом докладе».

Положительный опыт Российской Федерации по формированию и развитию рыночных инструментов на воздушном транспорте говорит о необходимости дальнейшего продвижения по этому пути, направлении усилий на реализацию ряда мер, включающих, в частности, разработку и внедрение правил недискриминационного доступа к услугам в аэропортах, развитие конкуренции в сфере наземного обслуживания, создание условий для привлечения к оказанию услуг альтернативных операторов, определение порядка допуска перевозчиков на международные маршруты с требованиями по обеспечению условий конкуренции.

«Необходима дальнейшая гармонизация законодательства с учетом требований по обеспечению условий конкуренции в различных сегментах авиационной деятельности. Меры по дальнейшему развитию международного воздушного сообщения на пространстве СНГ на основе принципов конкуренции должны рассматриваться в качестве важнейшей экономической задачи», - подчеркнул замглавы ФАС.

Другое исследование Штаба, на котором акцентировал внимание Анатолий Голомолзин, касалось состояния конкуренции на рынках телекоммуникаций государств-участников СНГ. Его разработка была обусловлена высокой важностью развития телекоммуникационных рынков для процесса экономической интеграции государств - участников СНГ. Следует отметить, что практически все страны мира развивают свой рынок связи в направлении либерализации и поощрения конкуренции, при этом все страны проходят свой путь от монопольного состояния к рынку с развитой конкуренцией в сфере телекоммуникаций. Рынки телекоммуникаций, функционирующие в условиях развитой конкуренции, показывают максимальные темпы роста с одновременным повышением доступности услуг для потребителей и инновационного развития.

Российская Федерация и Республика Казахстан совместно возбудили и завершили рассмотрение дела в отношении операторов связи своих стран. По итогам тарифы на услуги связи в роуминге снизились от 1,5 до 4-х раз.

В последующие несколько лет операторы связи снижали тарифы самостоятельно.

И сейчас выводы и рекомендации, выработанные в 2010 году, составляют основу для дальнейшей работы в этом направлении. Только теперь круг антимонопольных органов, участвующих в этой работе значительно расширен и не ограничивается странами СНГ.

С 2012 года по инициативе российского и турецкого конкурентных ведомств начала свое функционирование Международная рабочая группа по вопросам развития конкуренции на рынках международной связи в роуминге. Членами этой рабочей группы являются не только представители антимонопольных органов, но и представители операторов связи, что позволяет учитывать их мнение при выработке конкретных предложений.

Осенью 2014 года рабочая группа сформулировала основные принципы взаимодействия регуляторов, операторов связи, определяющие условия для снижения тарифов, получившие название «Принципы справедливого роуминга». Кроме того, разработана «Дорожная карта» по снижению тарифов в роуминге и развитию конкуренции, составной частью которой являются «Принципы справедливого роуминга».

Реализация «Принципов справедливого роуминга» позволит приблизить цены на услуги связи в роуминге к ценам на услуги связи, оказываемые в стране пребывания.

«Сегодня, по прошествии более 10 лет, можно твердо сказать, что Штаб на 100% зарекомендовал себя как эффективный институт сотрудничества антимонопольных органов государств – участников СНГ, результаты работы которого в разные годы получали высокую оценку Экономического совета СНГ и Совета глав правительств СНГ. Мы ждем дальнейших предложений от наших коллег в развитие тех работ, которые были сделаны», - подытожил свое выступление замглавы ФАС России.

На заседании обсуждались также вопрос работы Штаба по исследованию рынков медицинского оборудования в государствах-участниках СНГ и проект доклада «Формирование конкурентной политики в условиях развития цифровой экономики».

 

Источник: ФАС России