Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В СНГ необходимо создать эффективный механизм взаимодействия в области нормирования труда – А.Смагулов

В Содружестве Независимых Государств необходимо создать эффективный механизм взаимодействия в области нормирования труда. Такое мнение высказал в своем выступлении на Международной научно-практической конференции «Организация и нормирование труда: наука, образование, практика» заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Агыбай Смагулов. Конференция прошла 15 – 16 ноября 2018 года в Минске.

По словам Агыбая Смагулова, актуальность создания такого механизма обусловлена общими для государств – участников СНГ проблемами, вызванными в том числе и распадом централизованной системы управления в данной сфере. «Очевидна необходимость обмена информацией в виде методик и рекомендаций, отраслевых и межотраслевых нормативных справочников, материалов по организации системы нормирования труда на уровне предприятий (организаций), описания опыта разработки и внедрения современных программных продуктов по разработке норм, включая микроэлементные нормативы по труду с учетом исторических особенностей наших стран», – сказал он.

Агыбай Смагулов также отметил, что в настоящее время в условиях высокой рыночной конкуренции и решения задачи роста производительности труда чрезвычайно важна организация эффективной системы оказания консультационных услуг для органов государственного управления и хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ в сфере нормирования труда как на уровне крупного, так и малого и среднего бизнеса.

Зампред Исполкома СНГ напомнил, что за сто лет существования Международной организации труда, которая объединяет представителей правительств, работодателей и (наемных) работников (принцип трипартизма) 187 государств, было принято 189 конвенций и 205 рекомендаций. Эти 394, почти 400 документов охватывают такие сферы трудовых отношений, как продолжительность рабочего дня и условия труда, заработная плата, включая минимальную заработную плату, оплачиваемые отпуска и охрана труда, право на создание ассоциаций работодателей и профсоюзов, запрет принудительного труда и охрану материнства, детский труд и медицинское, социальное обеспечение, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, равное вознаграждение и контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Первая конвенция, принятая в рамках МОТ в 1919 году, была посвящена ограничению рабочего времени.

Вместе с тем в реестре Международной организации труда нет ни одного документа, посвященного нормированию труда. Представляется, что в обычном международном трудовом праве, где получили развитие такие институты трудового права, как рабочее время, заработная плата, дисциплина труда и др., отсутствует институт нормирования труда. В мировой практике вопросы нормирования труда, нормы выработки регулируются локальными нормативными актами, как правило, в коллективных договорах между работодателем и трудовым коллективном. Представляется, что организация и нормирование труда – это скорее экономическая категория, чем юридическая.

Особенностью трудового права государств – участников Содружества является то, что в принятых трудовых кодексах введена (или оставлена по аналогии с советскими кодексами законов о труде) отдельная глава, посвященная нормированию труда (за исключением Республики Узбекистан и Республики Армения, в кодексах которых нет такой главы), отметил Агыбай Смагулов. Трудовые кодексы государств – участников СНГ, также как и международное трудовое право, оставляют за работодателем право на разработку, введение, замену и пересмотр норм труда. Уполномоченный государственный орган разрабатывает лишь методику и рекомендации по порядку нормирования труда.

Нормы труда подлежат обязательной замене по мере проведения аттестации и рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда. Специально оговорено, что достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по своей инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Нормы труда в организации, на услуги (товары, работы) которой вводится государственное регулирование тарифов (цен, ставок сборов), утверждаются работодателем по согласованию с уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности и с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.

Типовые нормы и нормативы по труду разрабатываются и утверждаются отраслевыми ассоциациями работодателей, единые и (или) межотраслевые типовые нормы и нормативы по труду для всех сфер деятельности утверждаются национальными ассоциациями предпринимателей по согласованию с представителями работников в установленном уполномоченным государственным органом по труду порядке.

«С переходом на новые формы хозяйствования многие предприятия используют прежние заниженные нормы труда, что сдерживает повышение эффективности производственых процессов. На сегодня в большинстве организаций малого и среднего бизнеса не применяются современные методы нормирования труда. Зачастую даже в крупных промышленных компаниях отсутствуют структурные подразделения и должностные лица, которые целенаправленно занимаются изучением, разработкой, внедрением передовых методов нормирования труда и пересмотром трудовых нормативов. Если рассматривать этот вопрос в целом, то это уже проблема повышения производительности труда и конкурентоспособности наших государств на мировом рынке», – заявил Агыбай Смагулов.

Он отметил, что перед учеными и экспертами стоит актуальная задача по исследованию мирового опыта нормирования труда, разработке в зарубежных странах нормативных сборников государственными структурами и/или ассоциациями частного сектора и доведению этой информации до бизнес-структур. По мнению зампреда Исполкома СНГ, важно также найти баланс между интересами работодателей и защитной функцией трудового права, обеспечением государственных гарантий в сфере нормирования труда работников. Базовые организации могли бы разработать тематику таких исследований и координировать работу экспертов.

В своем выступлении Агыбай Смагулов также поднял тему разработки и внедрения профессиональных стандартов, которые призваны заменить единые тарифно-квалификационые справочники.

«В 1999 году в рамках СНГ было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве по применению Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника служащих, где в статье 2 говорилось о разработке Межгосударственного классификатора профессий рабочих и должностей служащих. Однако жизнь и международная практика заставили отказаться от этой идеи – разработки межгосударственного классификатора. Сегодня стратегия нацелена на замену прежних справочников по конкретным профессиям и должностям на сборники по профессиональным стандартам, определяющим уровни квалификации и компетенции работников, которые будет необходимо учитывать при установлении норм труда. Новые стандарты профессиональной деятельности разрабатываются по укрупненным группам профессий. Если действовавшие справочники содержали более 5 тысяч профессий и должностей, то стандартов будет разработано порядка 800–900», – сказал он.

По словам Агыбая Смагулова, за последние двадцать лет в связи со значительными технологическими сдвигами и ростом спроса на квалифицированную рабочую силу по всему миру идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и профессиональных стандартов. В ряде наших стран создано необходимое правовое поле, подготовлено методическое обеспечение и ведется непосредственая разработка и внедрение профессиональных стандартов. Они разрабатываются уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников на основании методических рекомендаций и правил, разработанных министерствами труда и социальной защиты и согласованных с общенациональными объединениями работодателей и объединениями работников.

«Перед вами, учеными и специалистами в сфере нормирования труда, трудового права открывается еще одно чрезвычайно актуальное направление – объединение усилий в разработке профессиональных стандартов, обмене опытом и доведении до наших бизнес-структур информации о том, как использовать уже разработанные и разрабатываемые профессиональные стандарты. Эту тематику также целесообразно включить в программы планируемых конференций и семинаров», – резюмировал Агыбай Смагулов.

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ