В.Норов: «Сегодня ШОС и СНГ становятся одними из ключевых участников геоэкономических процессов на евразийском пространстве»

 

Выступление Генерального секретаря ШОС В.И.Норова на Пленарном заседании Международного экономического форума СНГ.

Уважаемый Сергей Николаевич,
Ваши Превосходительства, дамы и господа!

Позвольте сердечно приветствовать участников и выразить признательность организаторам за оказываемое гостеприимство и созданные прекрасные условия для продуктивной работы Форума.

За последние годы настоящий Форум, несомненно, стал авторитетной площадкой для открытого диалога между представителями государственных структур и деловых кругов стран СНГ в целях предметного обсуждения актуальных вопросов многостороннего экономического сотрудничества и углубления интеграции.

Сегодня также с большой уверенностью можно отметить, что международное объединение СНГ зарекомендовало себя в качестве надежного многостороннего механизма, формирующего свою деятельность на принципах равноправия и учета интересов, уважения и укрепления вековых традиций добрососедства и партнёрства.

Цели и задачи Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества во многом совпадают, также как история их становления — от взаимодействия по вопросам политики и безопасности до многопрофильной кооперации.

В этой связи ШОС одной из первых еще в 2005 году заключила Меморандум о взаимопонимании с СНГ.

В настоящее время пять стран СНГ (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) являются членами ШОС, а три государства (Белоруссия, Армения и Азербайджан) входят в «семью ШОС», имея статусы наблюдателя и партнера по диалогу Организации. Это дает дополнительный стимул для наращивания взаимовыгодного сотрудничества между двумя нашими объединениями.

Уважаемые участники Форума,

ШОС сегодня стала трансконтинентальной организацией, которая объединяет почти половину населения мира и охватывает около 60 % территории Евразийского материка. Совокупный объем ВВП стран ШОС составляет 22,5 % (в 2018 году достиг более 18 трлн. долл. США) от общемирового показателя. Ожидается, что к 2030 году этот показатель может увеличиться до 35-40 % мирового ВПП.

Объем и характеристика экономик стран региона различны, но в значительной степени они дополняют друг друга, что создает благоприятные условия для расширения взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. К примеру, в 2018 году общий внешнеторговый оборот государств-членов ШОС составил 6,3 трлн. долл. США.

В рамках ШОС, так же как и в СНГ, придается особое значение развитию многостороннего экономического сотрудничества, в том числе в сфере транспорта и коммуникаций. Именно в этих целях принятой в Уфе Стратегии развития ШОС до 2025 года, в Бишкекской декларации саммита Организации, а также утвержденной в прошлом году в Ташкенте Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2035 года подчеркивается важность углубления сотрудничества в транспортной сфере, включая модернизацию действующих и создание новых транспортных коридоров, строительство мультимодальных центров логистики, формирование сети индустриальных кластеров вдоль транспортных артерий, а также применения цифровых технологий и интеллектуальных систем на транспорте.

В рамках председательства российской стороны в ШОС в период 2019-2020 годов запланировано и реализуется более 90 международных мероприятий, включая в транспортной сфере, такие как организация в апреле с.г. в Челябинске Совещания министров транспорта государств-членов ШОС, встречи руководителей железнодорожных администрации и заседание Специальной рабочей группы по развитию транзитного потенциала.

На экспертном уровне ведется работа по подготовке проектов соответствующих документов в сфере транспорта (Рамочного соглашения ШОС о создании системы интегрированного управления транспортными перевозками, Программы развития автомобильных дорог государств-членов Организации) и других документов в смежных сферах, которые планируется принять на саммите ШОС в Санкт-Петербурге 22-23 июля с.г.

Дамы и господа,

Примечательно, что в прошлом году 11 октября в Ашхабаде страны СНГ приняли Декларацию о стратегическом экономическом сотрудничестве государств-участников Содружества, которая еще раз прочно утвердила основные её экономические цели: дальнейшее интеграция СНГ в мирохозяйственные связи в качестве пространства, на котором осуществляются крупные транспортные и энергетические проекты, создаются современная инфраструктура, международные транспортные коридоры, а также налаживаются эффективные механизмы партнерства, позволяющие совершенствовать развитие экономических связей с другими государствами и международными организациями.

Стоит отметить, что сегодня ШОС и СНГ становятся одними из ключевых участников геоэкономических процессов на евразийском пространстве. Здесь осуществляются широкомасштабные меры по созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов, предпринимаются шаги по стимулированию роста взаимной торговли, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг, формируется транспортно-транзитный узел, охватывающий сухопутные и морские маршруты.

Государства-участники обеих организаций объективно выступают за формирование международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад» в качестве важных транзитных направлений для перевозок товаров по более короткому и экономичному маршруту между странами Азии и Европы.

При этом ШОС и СНГ могут сыграть важную роль в реализации идеи Большого Евразийского партнерства, озвученной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, которое предполагает «интеграцию интеграций», то есть тесное сопряжение идущих в Евразии различных региональных многосторонних интеграционных процессов.

В этой связи полагаем важным использовать имеющийся у ШОС и СНГ огромный потенциал для совместной реализации трансконтинентальных проектов в сфере обеспечения транспортной взаимосвязанности, необходимых для формирования разветвленной и интегрированной системы транспортных маршрутов в Евразии.

Важно отметить, что сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь» на площадке ШОС, согласно достигнутым договоренностям между лидерами России и Китая, создает необходимые условия для формирования широкой транзитной зоны грузопотокам из Азии в Европу и обратно.

Этому процессу будет способствовать модернизация российской стороной Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, которая позволит к 2025 году увеличить грузопотоки до 210 миллионов тонн.

Сегодня наблюдается тенденция последовательного роста перевозки грузов железнодорожным путем из Китая в Казахстан, Россию и далее в Европу, страны Центральной Азии, Прикаспийского региона и Персидского залива.

Например, объем таких перевозок через два специализированных переезда на казахстанско-китайской границе в 2018 году увеличился на 38%. Правительство Казахстана планирует в ближайшие годы увеличить перевозку грузов по указанным маршрутам с 14 до 50 млн. т.

Действующие в настоящее время в странах ШОС более 312 тыс. км железных дорог содействуют развитию региональной транспортной взаимосвязанности. В тоже время ежегодно по направлениям Китай, Юго-Восточная Азия и Европа следует более 23 млн. контейнеров. В настоящее время контейнерные перевозки из Китая в Европу увеличились более чем в 40 раз по сравнению с 2010 годом, и только 1 % из них перевозится по железнодорожным линиям, а свыше 90% — по морским путям, по которым сроки доставки грузов в два с лишним раза выше, чем по железнодорожным.

В этой связи для увеличения железнодорожных перевозок с учетом возросших потребностей ускоренной доставки грузов странам ШОС и СНГ необходимо решать ряд существующих вопросов.

Прежде всего — это необходимость ускоренного решения вопросов строительства железной дороги «Узбекистан-Кыргызстан-Китай», о котором заявили на Саммите ШОС в Бишкеке 2019 года руководители Узбекистана и Кыргызстана, призванной стать в перспективе одним из важных звеньев региональной транспортной сети в рамках проектов «Восток-Запад» и «Север-Юг», обеспечив выход к международным морским портам для географически замкнутых государств Центральной Азии.

Считаем важным вовлекать в процесс сотрудничества государств-членов ШОС и СНГ в сфере транспорта Афганистан. Это может стать еще одним фактором стабилизации политической ситуации и экономического развития этой страны в полном соответствии с положениями принятой на Cаммите ШОС в Бишкеке в 2019 году Дорожной карты Контактной группы «ШОС — Афганистан».

При этом железная дорога «Хайратон — Мазари-Шариф» и проектируемые трассы «Мазари-Шариф — Герат» и «Мазари-Шариф — Пешавар» позволят сформировать новый транзитный коридор по маршруту «Север-Юг» с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги к портам Чабахар и Гвадар.

Одновременно следует сконцентрировать совместные усилия на развитии инфраструктуры мультимодальных логистических центров, ускорении процессов гармонизации стандартов в сфере транспорта и фитосанитарных правил.

В этой связи проведение данного форума в рамках председательства Узбекистана в СНГ в 2020 году имеет важное значение с учетом ее приоритетов, сформированных на основе предложений Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, которые нацелены на развитие производственной кооперации, упрощение таможенных процедур, более эффективное использование транзитного потенциала стран Содружества, создание новых транспортных маршрутов и развитие логистических центров, а также совместную реализацию проектов по внедрению цифровых технологий в отраслях промышленности и сельского хозяйства, в финансовом секторе и расширении доступа к электронным услугам.

Уважаемые коллеги!

Цифровая экономика и четвёртая Индустриальная Революция уже сейчас становятся частью повседневной жизни общества не только в крупных технологических центрах, но и в отдалённых уголках планеты.

По оценкам экспертов, на долю цифровой торговли сегодня приходиться около 20% мировой торговли и, как ожидается, она увеличится к 2025 году до 25%.

Согласно данным UNCTAD, оборот электронной коммерции в мире в прошлом году достиг 29 трлн. долл. США. По данным аналитиков американской биржи NASDAQ, к 2040 году на электронную коммерцию будет приходиться до 95% всей торговли в мире.

Как известно, важным моментом является то, что электронная коммерция создает ряд неоспоримых преимуществ для развития экономик стран на пространстве ШОС и СНГ.

Коммерческие компании получают возможность расширить рынки сбыта товаров, создается огромное количество новых рабочих мест, в том числе в смежных отраслях экономики. Это особенно важно для уязвимых слоев населения — женщин и молодёжи, превращаясь в действенный механизм выхода населения из нищеты.

Двигаясь в ногу со временем, главы государств-членов ШОС на прошлогоднем Саммите Организации в Бишкеке утвердили Концепцию сотрудничества в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий с целью совместного развития цифровых экономик стран региона.

Документ способствует формированию в регионе ШОС огромного рынка для реализации совместных инновационных проектов в сфере развития цифровой экономики и IT индустрии.

Примером начала такого эффективного сотрудничества может служить подписание соглашения о создание СП между китайской компанией Alibaba Group и российскими компаниями Mail.ru Group, «МегаФон», а также Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) на сумму 2 млрд. долл. США.

Учитывая, что создание и успешное развитие экосистем цифровой экономики зависит от развертывания масштабных инфраструктур, вложения больших инвестиций, развития информационно-коммуникационных технологий и современных цифровых навыков у населения, на наш взгляд, наступил период целенаправленных и активных совместных действий в этом направлении.

В этом контексте эффективное использование цифровых возможностей и формирование институциональной основы для сопряжения инфраструктурных проектов государств-членов ШОС и СНГ, несомненно, будет способствовать экономическому и социальному прогрессу наших стран.

В заключение, хочу еще раз выразить слова благодарности организаторам мероприятия за приглашение, а также пожелать всем участникам Форума больших успехов и достижения намеченных целей.

Благодарю за внимание.