Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Сотрудничество государств – участников СНГ в сфере физической культуры и спорта: главные события и новые перспективы развития

Сотрудничество в сфере физической культуры и спорта имеет большое значение для развития международных отношений. Оно содействует упрочению дружбы и взаимопонимания между народами, активизации межкультурного диалога, является эффективным инструментом народной дипломатии и имиджевой политики, который позволяет продвигать интересы стран СНГ на мировом уровне.

Главы государств СНГ едины во мнении, что спорт и физическая культура входят в число приоритетных направлений развития сотрудничества в Содружестве.

За время существования Организации в этой области сформирована обширная договорно-правовая база. Среди наиболее актуальных межправительственных документов, затрагивающих указанные вопросы, необходимо отметить следующие:

Соглашение о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников СНГ (2007 год), которое призвано содействовать развитию взаимодействия в области физической культуры и спорта по линии государственных органов, национальных олимпийских комитетов, поддерживать их инициативы, направленные на эффективное развитие физической культуры, спорта и олимпийского движения, сохранить традиционно сложившиеся связи между народами стран Содружества, расширять и совершенствовать отношения в области физической культуры и спорта;

Стратегия развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области физической культуры и спорта на 2021–2030 годы (2020 год), определяющая цели и задачи кооперации в области физической культуры и спорта и направленная на повышение уровня здоровья и качества жизни населения, расширение возможностей для занятий физической культурой и спортом гражданами, совершенствование спортивного потенциала и инфраструктуры, повышение конкурентоспособности национальных команд государств СНГ на мировой арене, развитие межкультурного диалога и укрепление дружбы между странами Организации.

Межгосударственная программа «Спортивные столицы Содружества» (2022 год), рассматриваемая в качестве эффективного инструмента межгосударственного взаимодействия в сфере физической культуры и спорта, способствующая созданию благоприятного климата для экономического и политического сотрудничества государств-участников, а также гуманитарному, социальному, экономическому и инфраструктурному развитию и продвижению отдельных территорий и городов, повышению авторитета СНГ на международной арене.

Статус «Спортивная столица Содружества» присваивается ежегодно одному из городов поочередно в государствах объединения, в год проведения Игр стран СНГ этот статус будет присваиваться городу, принимающему соревнования. Ожидается, что придание статуса Спортивной столицы Содружества городам государств – участников СНГ позволит ярко раскрыть их спортивный потенциал на пространстве Содружества, расширит возможности для приобщения населения к занятиям физической культурой и спортом.

Кроме этого, учреждена Спартакиада стран СНГ среди детей с ограниченными возможностями здоровья (2023 год), согласован проект Положения о Чемпионате (Первенстве, Кубке) СНГ, который будет внесен в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств СНГ, что позволит возобновить проведение состязаний высокого уровня и будет способствовать привлечению лиц с ограниченными физическими возможностями к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В рамках Содружества созданы органы и механизмы взаимодействия, такие как Совет по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС).

Совет по физической культуре и спорту является координирующим органом в области спорта, на его регулярных заседаниях обсуждаются актуальные вопросы развития физической культуры, а также принимаются решения о проведении и поддержке разнообразных спортивных мероприятий для различных групп населения.

Проекты МФГС в сфере спорта направлены на развитие массовых физкультурных движений, детско-юношеского и национальных видов спорта. Фонд традиционно поддерживает Международные Иссык-Кульские спортивные игры стран СНГ и ШОС, проходящие каждые два года с 2004 года на территории Кыргызской Республики; фестиваль школьного спорта СНГ, начавший свою историю в 2016 году в России и направленный на популяризацию школьного спорта и развитие дружеских отношений между школьниками из разных стран; фестиваль спорта среди семейных команд государств – участников СНГ «Спортивная семья», который был впервые проведен в 2019 году в Беларуси и стал уникальной площадкой для демонстрации семейных ценностей и здорового образа жизни.

В сотрудничестве государств – участников СНГ в области физической культуры на различных этапах его становления важную роль сыграл ряд событий. Одним из таких были Международные спортивные игры, которые во взаимодействии с Международной Конфедерацией спортивных организаций и Исполнительным комитетом СНГ были проведены в городах Москве (1994 г.), Минске (1999, 2006 гг.), Киеве (2001 г.), Астане (2003 г.), Баку (2005 г.), Кишиневе (2008 г.). Целью соревнований было развитие физической культуры и массового спорта среди населения, укрепление дружбы между странами Организации. Игры способствовали повышению мастерства, пропаганды здорового образа жизни и расширению межкультурного обмена между участниками.

Игры стран СНГ – это новый формат сотрудничества в сфере физкультуры и спорта, учреждение которых было инициировано Россией, а решение по их организации принято Советом глав правительств СНГ 25 октября 2019 года. Основой Игр послужил фестиваль национальных видов спорта и игр государств – участников СНГ, который прошел в Ульяновске в 2017 году. Решение поддержали 10 государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), что свидетельствует о большом интересе к этому крупномасштабному спортивному событию на территории Содружества. Данный турнир отличается от предыдущих тем, что сочетает в себе ценности и идеалы Олимпийского движения и традиции народов стран СНГ, выраженные в национальных видах спорта, являет собой уникальную площадку для их демонстрации и популяризации на международной арене, сохранению как исторического наследия.

В программу Игр включены олимпийские и неолимпийские виды спорта, которые вызывают большой интерес в странах СНГ. Положением об Играх предусмотрено, что они будут проводиться поочередно в государствах – участниках Содружества с периодичностью раз в два года и общей продолжительностью до десяти дней. Решение о месте и сроках проведения очередных Игр будет приниматься Советом по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников СНГ.

Первые в истории Игры стран СНГ прошли в период с 4 по 11 сентября 2021 года в Казани, в год 30-летия Содружества Независимых Государств. В соревнованиях приняли участие 1139 спортсменов из 9 стран объединения. В программу были включены 16 видов спорта, в которых разыграли 182 комплекта наград. Мероприятие получило положительные отзывы от государств – участников СНГ и вызвало широкий резонанс в спортивном сообществе.

В период с 4 по 14 августа 2023 года в Беларуси прошли II Игры стран СНГ, в которых приняли участие уже 2,2 тысячи спортсменов из 22 стран Европы, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Они соревновались в 20 видах программы, разыграв 246 комплектов наград.

В итоге в общем зачете первое место заняла Россия. Беларусь и Узбекистан завоевали второе и третье места. Выступая на торжественной церемонии закрытия Игр, Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев отметил, что «состязания войдут в историю Содружества как масштабное и знаменательное спортивное событие. На проведение II Игр стран СНГ не повлияли санкционные барьеры, а тот факт, что для участия в II Играх стран СНГ в Беларусь прибыли спортсмены из 13 стран дальнего зарубежья, наглядно и убедительно показывает, что в спорте нет и не может быть границ между государствами, нет и не может быть политики и дискриминации».

Одним из ключевых условий развития массового и профессионального спорта является наличие качественной инфраструктуры, объектов и сооружений, которые удовлетворяют потребности жителей и спортсменов, а также позволяют проводить мероприятия и соревнования разного уровня и формата.

Положительная тенденция строительства и модернизации спортивной инфраструктуры в последние годы отчетливо наблюдается и в СНГ. Дополнительным стимулом к этому выступает проведение крупных международных спортивных мероприятий, таких как 7-е зимние Азиатские игры в Астане и Алматы в 2011 году, Универсиада в Казани в 2013 году, Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, Европейские игры в Баку в 2015 году и в Минске в 2019 году, 5-е Азиатские игры по боевым искусствам и состязаниям в помещениях в Ашхабаде в 2017 году и другие.

Подобные события в мире спорта способствуют созданию новых объектов, улучшению существующих, привлечению инвестиций и туристов, повышению интереса к спорту и укреплению здоровья населения, повышению качества жизни, формированию позитивного имиджа страны. По информации Статистического комитета СНГ, в 2020 году на территории Содружества введено в строй и реконструировано 2,4 тыс. спортивных площадок, что на 15 % больше, чем в 2019 году. Общее количество сооружений в странах СНГ составило 77,7 тыс., из них 14,6 тыс. – крытые залы, 9,5 тыс. – стадионы и футбольные поля, 8,1 тыс. – лыжные базы и трассы, 6,7 тыс. – бассейны и аквапарки, 5,8 тыс. – ледовые дворцы и катки. В среднем на один спортивный объект приходится около 3,5 тыс. человек населения.

Среди знаковых объектов, построенных и модернизированных в государствах – участниках СНГ, можно отметить Олимпийский городок в Ашхабаде, стадионы (Олимпийский стадион в Баку, стадион «Астана-Арена» в Астане), арены («Минск-Арена», «Хумо Арена» в Ташкенте), лыжные трассы (горнолыжный комплекс «Амирсой» в Узбекистане, горнолыжный центр «Силичи» в Беларуси) и многие другие. Это позволило улучшить условия для тренировок и предоставить больше возможностей для занятий гражданам.

Следует отметить, что, несмотря на множество достигнутых успехов, в современной профессиональной спортивной сфере СНГ существуют также вызовы, присущие мировому спорту, в частности проблема допинга, который нарушает правила и этические нормы, обязательные к соблюдению всеми участниками спортивных соревнований. Допинг подрывает доверие к спорту как социальному институту, способствующему здоровому образу жизни, развитию личности и социальной интеграции. Допинг – это не только проблема отдельных спортсменов, но и системная задача, ее решение требует совместных усилий международных и национальных организаций, правительств, спортивных федераций, тренеров, врачей, журналистов и общественности. Борьба с допингом в спорте строится на двух основополагающих принципах: охрана физического и психического здоровья спортсменов, как любителей, так и профессионалов, и сохранение спортивной этики и спортивных ценностей. Для борьбы с допингом необходим комплексный подход, включающий в себя научные исследования, тестирование, санкции, а также превентивные меры, в том числе законодательного плана.

СНГ активно участвует в борьбе с допингом в рамках своей нормотворческой деятельности. В частности, Стратегией развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области физической культуры и спорта на 2021–2030 годы (2020 год) предусматривается предотвращение допинга в спорте и борьба с ним, реализация программ физкультурного, олимпийского, антидопингового образования в государствах – участниках СНГ, внедрение комплекса мер по улучшению антидопингового обеспечения спорта, проведение национальных и международных конференций по борьбе с допингом в спорте.

План мероприятий на 2021–2023 годы по реализации Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области физической культуры и спорта на 2021–2030 годы (2021 год) включает проведение мероприятий по обмену опытом в сфере спортивной медицины и борьбы с допингом, проведение совместных научных исследований в антидопинговой сфере, организацию и проведение ежегодных международных конференций по проблемам антидопинга в спорте, издание сборников материалов конференций, разработку и реализацию программ физкультурного, олимпийского, антидопингового образования.

Кроме этого, Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств рассмотрела и приняла проект модельного закона «О противодействии применению допинга в спорте» (2020 год), поручив направить указанный модельный закон в парламенты государств – участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать его для использования в национальном законодательстве.

В целом спорт на пространстве СНГ выступает инструментом диалога, интеграции и прогресса. Он является одним из перспективных направлений сотрудничества стран СНГ, отражая их общие интересы и ценности. Спорт объединяет народы Содружества, демонстрирует их таланты и потенциал, способствует упрочению мира и сотрудничества в региональном и глобальном масштабах, является эффективным средством укрепления дружественных отношений между государствами.

Развитие сотрудничества в области физкультуры и спорта способствует формированию общего пространства добрососедства и является основой для обсуждения разнообразных гуманитарных, социальных, экономических вопросов, поскольку обладает уникальными возможностями и объединяет людей, разных по своей социальной, культурной, религиозной принадлежности.

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ