Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Сотрудничество государств – участников СНГ в области туризма: потенциал и перспективы реализации туристических проектов

Одной из главных тенденций постиндустриального развития в глобальном масштабе стало перемещение ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг, обеспечивающую удовлетворение потребностей населения и в значительной степени определяющую образ жизни людей.

Среди секторов мировой экономики, где эта тенденция проявляется наиболее ярко, выделяется туризм, способствующий активному расширению контактов между различными странами на всех уровнях. При этом его значение для национальных экономик растет с каждым днем.

Вполне закономерно, что туризм признан мировым сообществом экономическим феноменом, оказывающим значительное воздействие на развитие широкого спектра сфер общества и социально-экономический прогресс государства в целом.

Согласно оценкам экспертов Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы индустрии туризма и путешествий в 2019 году составляли 10,3 % мирового валового внутреннего продукта и имели темпы роста, опережающие рост мировой экономики на 3,5 %. На международный туризм приходилось 30 % мирового экспорта услуг и 7 % суммарного экспорта товаров и услуг[1].

В 2020 году развитие сферы туризма значительно приостановилось из-за мирового кризиса, вызванного пандемией COVID-19 и последующими ограничительными мерами. Следствием этого стало практически полное отсутствие международных выездных и въездных туристических потоков, консервация и приостановление деятельности ряда субъектов туристической деятельности и индустрии в целом, кадровые потери.

Вместе с тем в настоящее время наблюдается постепенное возобновление международных туристических поездок, появляются новые туристические проекты, виды туризма, меняется структура туристической индустрии.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2022 году в мире было зарегистрировано более 900 млн международных туристических поездок, что вдвое больше, чем в 2021 году. Тем не менее, количество международных прибытий в 2022 году остается на 37 % ниже, чем в допандемийном 2019 году (1,5 млн)[2].

Всемирный совет по туризму и путешествиям прогнозирует, что в мировой туристической отрасли к концу 2023 года будут трудоустроены 430 млн человек против 334 млн в 2019 году. Это примерно одна девятая всех рабочих мест в мире. Ожидается, что отрасль будет расти быстрее, чем мировая экономика[3].

Сегодня туризм является важной частью не только мировой экономики, но и занимает весомое место в гуманитарном сотрудничестве, являясь мощным фактором укрепления дружбы и взаимопонимания между странами и народами, их культурного взаимообогащения.

Сотрудничество в области туризма является одним из важных направлений многопланового взаимодействия государств – участников СНГ. На пространстве Содружества этому способствовало отсутствие визовых и языковых барьеров, наличие сформировавшихся за долгие годы дружественных и родственных связей между гражданами наших стран.

Большое экономическое и гуманитарное значение туристической отрасли предопределило то, что это направление сотрудничества, основанного на исторической и культурной общности, духовных традициях и ценностях, определено в качестве одного из приоритетных в рамках СНГ. В Концепции дальнейшего развития Содружества сфера туризма рассматривается как одна из составляющих широкомасштабного гуманитарного партнерства, направленного на активизацию интеграционных процессов на пространстве Содружества[4].

Основы совместной деятельности в данной сфере были заложены подписанным в 1993 году Соглашением о сотрудничестве в области туризма, в котором государства заявили о своем стремлении к формированию общего туристического пространства путем гармонизации соответствующей нормативно-правовой базы и решения ряда практических вопросов[5].

Стороны, в частности, наметили согласованные меры по внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, созданию единой информационной сети, восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом, а также по обеспечению защищенности и личной безопасности туристов.

Для координации сотрудничества создан Совет по туризму государств – участников СНГ (далее – Совет), который содействует развитию равноправного и взаимовыгодного диалога.

В рамках работы Совета сложилась практика обмена опытом и разработки совместных проектов по основным направлениям туристской деятельности, в том числе совершенствование нормативной правовой базы.

Следует отметить успешную деятельность Совета по разработке и реализации документов стратегического характера на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Меры по развитию туризма включаются в специальный раздел двухлетних планов приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества.

Совет уделяет особое внимание вопросам расширения сотрудничества между туроператорами государств – участников СНГ и увеличения взаимного туристического потока на пространстве Содружества, а также взаимодействия со специализированными учреждениями системы ООН. В этих целях создана Рабочая группа Совета, на заседаниях которой обсуждалась разработка маршрутов культурного туризма в рамках СНГ на основе объектов программы ЮНЕСКО «Всемирное культурное наследие».

В период принятия в странах Содружества неотложных ограничительных мер по международным поездкам, связанных с распространением коронавирусной инфекции, деятельность созданной Советом Рабочей группы по реагированию на вызовы в туристической сфере позволила эффективно и оперативно взаимодействовать туристским администрациям государств – участников СНГ.

На заседаниях Совета также обсуждаются меры по привлечению туристского интереса к актуальным популярным маршрутам «Шелковый путь», «Винный путь», «Кулинария» и др. Организован обмен опытом привлечения инвестиций в туристическую отрасль и развития промышленного, сельского, гастрономического, экологического, медицинского, делового и других видов туризма в странах Содружества.

Одной из самых ярких и содержательных стала инициатива Совета по созданию совместного с Межгосударственной телерадиокомпанией «Мир» проекта «Мир чудес Содружества», посвященного туристской тематике. Его основная задача – формирование имиджа стран СНГ как открытых гостеприимных направлений, а также стимулирование интереса населения к туризму внутри Содружества.

В 2013 году взаимодействие в области туризма получило новый импульс. Главы правительств СНГ утвердили Стратегию развития сотрудничества в области туризма на период до 2020 года[6].

Впервые в Содружестве в сфере туризма был разработан масштабный и системный документ, охватывающий такие концептуальные направления туристской индустрии, как гармонизация законодательства, статистического учета, совершенствование механизмов обеспечения безопасности, в том числе создание единой системы мониторинга безопасности туризма, внедрение единых стандартов качества предоставления туристских услуг, подготовка кадров и другие.

Весомый вклад в содержательное наполнение документа внесли Совет по туризму и Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ (далее – МПА СНГ), принявшая к этому времени рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», а также модельные законы «О детском и юношеском туризме» и «О туристской деятельности».

Стратегия предусматривала утверждение планов мероприятий по ее реализации, которые разрабатывались не реже одного раза в три года, согласовывались и вносились в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств Содружества.

Базируясь на позитивном опыте работы в гуманитарной сфере и учитывая успешную практику проведения тематических годов, главы государств – участников СНГ объявили 2014 год Годом туризма в Содружестве[7].

В рамках тематического года в государствах осуществлен ряд совместных проектов, проведены выставки, конференции, фестивали, ознакомительные туры и многое другое. Интенсивная деятельность по развитию туризма охватила каждое из государств Содружества.

В целях дальнейшего развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма 29 мая 2020 года Совет глав правительств Содружества утвердил Стратегию развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма на 2021–2030 годы (Стратегия 2021–2030)[8].

Подготовка и принятие данного документа были инициированы Советом на основе достигнутых результатов в странах СНГ по реализации Стратегии развития на период до 2020 года. За прошедший период времени удалось решить ряд стратегических задач по укреплению взаимодействия стран Содружества в области туризма. Активно формировалось единое информационное пространство о туристических выставках, развивались двусторонние и многосторонние договорные отношения между субъектами туристской индустрии, формировались новые трансграничные маршруты, уделялось большое внимание подготовке экскурсоводов и гидов-переводчиков, созданию эффективной системы обеспечения общественной безопасности при проведении массовых международных мероприятий, в том числе фестивалей, игр и выставок, укреплялась материально-техническая инфраструктура туризма.

Несмотря на достигнутые результаты, в сотрудничестве государств – участников СНГ в области туризма остался ряд вопросов, которым предполагается уделить особое внимание в ходе реализации новой Стратегии 2021–2030. Это вопросы сотрудничества в совершенствовании правового регулирования туризма, статистического учета, в том числе методологии вспомогательного (сателлитного) счета туризма, совершенствовании систем стандартов и безопасности туризма, развитии туристической инфраструктуры, улучшении качества подготовки и повышении квалификации кадров для сферы туризма.

Для расширения деятельности стран Содружества по данным направлениям Стратегией 2021–2030 дополнительно предусмотрен комплекс форм сотрудничества по разработке новых и совершенствованию существующих модельных законов, обеспечению сопоставимости национальных и международных статистических данных по туризму, сетевому взаимодействию учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма, введению дополнительных мер по предотвращению незаконной предпринимательской деятельности в области туризма, внедрению соответствующих систем мониторинга безопасности туристской деятельности и др.

Стратегия 2021–2030 предусматривает достижение конкретных целей по 13 направлениям, для которых определены 109 основных форм развития сотрудничества государств – участников СНГ.

Для эффективного выполнения Стратегии 2021–2030 разрабатываются и принимаются соответствующие трехгодичные планы мероприятий, которые в установленном порядке готовятся и вносятся Советом по туризму на утверждение Совета министров иностранных дел СНГ.

Деятельность государств – участников СНГ по развитию сотрудничества в области туризма в ближайшие годы нацелена на интенсификацию туристских потоков на внутреннем рынке государств – участников СНГ и объединение усилий в создании совместного турпродукта и продвижении его на мировом рынке, рост доходов от этой деятельности во благо повышения уровня и качества жизни граждан.

Приоритетными формами сотрудничества в направлении ознакомительного туризма для сохранения культурного и природного наследия государств – участников СНГ станут создание кластерной системы в сфере агроэкотуризма, поощрение сельских усадеб, задействованных в туризме, развитие зеленых маршрутов и маршрутов вдоль природных ландшафтных коридоров.

Важным направлением сотрудничества государств – участников СНГ на текущем этапе являются создание условий доступности туристических объектов, поддержка профильных организаций, расширение практики льготного налогообложения субъектов туристической инфраструктуры и поощрения мер по развитию систем финансирования работодателей для развития семейного, школьного, молодежного туризма, а также туризма для лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время ведется проработка вопросов реализации Международного проекта государств – участников СНГ «Драгоценное ожерелье Содружества».

По мнению экспертов, в Содружестве давно назрела потребность в совместном турпродукте. Для решения этой задачи требуется общая система оценки качества туристических услуг и в целом согласованная политика стран СНГ в сфере определения туристических стандартов.

Идея Международного проекта «Драгоценное ожерелье Содружества» заключается в популяризации и продвижении комплексных туристических маршрутов, культурологическую основу которых составляют знаковые места и объекты, национальные традиции народов стран Содружества, а также в создании комплексного туристического продукта.

В дальнейшем планируется представление и продвижение этих маршрутов, в том числе в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», в ходе туристических выставок, научно-практических конференций, семинаров с участием представителей туристических сообществ и бизнес-структур государств – участников СНГ.

Данная инициатива была поддержана Советом по туризму государств – участников СНГ и Советом по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ. Создана совместная Рабочая группа по подготовке предложений о необходимых мерах по реализации данной инициативы.

В настоящее время подготовлен Перечень знаковых культурно-туристических объектов государств – участников СНГ, а также Список тематических культурных маршрутов Содружества.

В деле продвижения туристских услуг Стратегией 2021–2030 также предусмотрено проведение ежегодных туристических ярмарок СНГ. Главные цели ярмарок – налаживание прямого диалога между бизнес-сообществами, государственными структурами СНГ в сфере туризма, обмен опытом, продвижение производимых в СНГ туристических услуг на внешние рынки, определение совместных инвестиционных проектов, поддержание духа «сотрудничества и добрососедства»[9].

Первым таким мероприятием стала туристическая ярмарка государств – участников Содружества в Самарканде (Узбекистан, июль 2019 года). Реальным результатом проведения ярмарки стало подписание более 50 соглашений между туристическими организациями стран Содружества[10].

Очередную туристическую ярмарку государств – участников СНГ в сентябре 2022 года принял Минск. В ее рамках состоялись заседание Совета и тематическая конференция. В ходе ярмарки проведен Международный туристический конгресс с отдельными секциями по развитию промышленного, делового туризма, совершенствованию законодательства в сфере туризма, обмену опытом по организации работы туристических информационных центров.

Эффективной площадкой для встреч представителей стран СНГ туристической сферы стал проект Travel Hub «Содружество», который был инициирован в 2019 году и проведен в рамках 23-й сессии Всемирной туристской организации в Санкт-Петербурге.

По инициативе Совета МПА СНГ проект включен в План мероприятий на 2021–2023 годы по реализации Стратегии 2021–2030.

Travel Hub «Содружество» – платформа для объединения всех участников туристической отрасли государств Содружества: государственных структур, некоммерческих организаций, бизнеса. Основной целью проекта является увеличение туристических потоков в страны СНГ и повышение узнаваемости и привлекательности этих стран.

В октябре 2023 года запланирован очередной Международный туристический форум Travel Hub «Содружество», тема которого горный туризм стран Содружества. Цель форума – создание новых сценариев развития и поддержки горного туризма в странах Содружества, запуск новых законодательных инициатив в данной сфере, а также создание площадки для обмена опытом, информирование о новых проектах и направлениях.

Мероприятия, которые проводятся в таких новых форматах, создают площадку для широкого ознакомления с туристическим потенциалом стран СНГ, а также для ряда двусторонних переговоров в более неформальной обстановке.

В целях научно-методической поддержки деятельности организаций по направлениям сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма Стратегией 2021–2030 предусмотрена проработка вопроса о базовой организации государств – участников СНГ в области туризма. И на прошедшем 13 мая 2023 года заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Душанбе этот статус был придан Международному университету «Шелковый путь» (г. Самарканд)[11].

Принятие этого решения позволит обеспечить эффективное взаимодействие государств – участников СНГ в сфере подготовки и переподготовки кадров, которая стала особо значима в период цифровой трансформации отраслей и нацелена на решение не только экономических, но и социальных проблем, в том числе по преодолению в государствах – участниках СНГ последствий пандемии COVID-19.

Одним из важных условий дальнейшего развития туристического пространства СНГ является наличие инфраструктуры: гостиничного фонда, курортных, туристических зон и маршрутов, которые удовлетворяют потребности туристов и путешественников.

В каждой стране СНГ активно развивается туристическая отрасль, утверждены программы по развитию туризма, имеется большой потенциал для развития внутреннего туризма и обмена турпотоками в рамках Содружества.

Для привлечения туристов создаются новые гостиничные комплексы и зоны, рестораны, музеи, достопримечательности и туристические маршруты. Среди новых знаковых объектов, построенных в государствах – участниках СНГ, можно отметить Национальную туристическую зону «Аваза» на берегу Каспийского моря в Туркменистане и Международный туристический центр «Великий шелковый путь» в Самарканде.

В целом для развития индустрии туризма необходимо, прежде всего, обеспечить последовательное формирование имиджа СНГ как региона, благоприятного для туризма, в том числе за счет проведения объединенной кампании по продвижению стран-участниц как единого туристского пространства на международном рынке.

Туризм сегодня может стать локомотивом развития всего Содружества, связующим звеном между приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества, коммерческими интересами различных сфер бизнеса в наших странах. Единство целей и задач развития сферы туризма позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина.

Стратегия развития сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма на 2021–2030 годы как раз и призвана консолидировать усилия государственных органов, национальных, региональных и других туристских организаций государств – участников СНГ в формировании общего туристского пространства Содружества. Ее выполнение позволит государствам – участникам СНГ более эффективно использовать преимущества общего пространства для повышения конкурентоспособности туристских услуг, которые сделают путешествия граждан наших стран более интересными, комфортными и безопасными.

Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ

 

[1] Национальная стратегия развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс] // Официальный портал Национального агентства по туризму. Режим доступа: https://www.belarustourism.by/important-documents/?ELEMENT_ID=22021.