Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики

(17 января – 1 февраля 2024 года)

 

По приглашению Правительства Азербайджанской Республики Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 17 января 2024 года осуществляет мониторинг подготовки внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики (далее – выборы).

Президент Азербайджанской Республики И. Алиев 7 декабря 2023 года подписал Распоряжение об объявлении внеочередных президентских выборов, на основании которого Центральная избирательная комиссия назначила их проведение на 7 февраля 2024 года. После восстановления территориальной целостности Азербайджанской Республики выборы впервые проходят на всей территории страны.

В составе Миссии аккредитованы 169 человек: представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работают 8 наблюдателей. Координирует их деятельность Штаб Миссии в городе Баку.

Миссия выполняет свои функции свободно и независимо, руководствуясь законодательством Азербайджанской Республики, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в избирательный процесс и во внутренние дела государства.

Наблюдатели от Содружества обсуждали ход избирательной кампании с руководством ЦИК, Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики. Состоялись встречи с представителями предвыборных штабов всех кандидатов в Президенты.

Миссия работает открыто и гласно. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения, долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации.

Законодательная база для проведения выборов

Правовой основой для проведения выборов являются Конституция, Избирательный кодекс Азербайджанской Республики (далее – Кодекс), нормы других законодательных актов, регулирующих вопросы проведения выборов, а также постановления Центральной избирательной комиссии (далее – Центральная комиссия, ЦИК), разъясняющие отдельные процедуры организации электоральной кампании.

После президентских выборов 2018 года в Кодекс внесен ряд изменений технического характера, связанных с уточнением терминов, которые применяются в законодательных актах, регулирующих отношения в сферах безопасности, пенсионного и финансового законодательства.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Азербайджанской Республики. Их выводы будут изложены после дня голосования в итоговом документе.

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляют Центральная комиссия, 125 окружных, 6319 участковых избирательных комиссий, в том числе 49 за рубежом.

Центральная комиссия состоит из 18 членов, которые избираются Милли Меджлисом: 6 членов представляют политическую партию, депутаты которой имеют большинство в парламенте, 6 – политические партии, составляющие меньшинство в Милли Меджлисе, 6 – от депутатов, не принадлежащих ни к одной политической партии.

Окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК) в составе 9 членов формируются Центральной избирательной комиссией.

Участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК) в составе 6 членов формируются окружными комиссиями.

При назначении членов окружных и участковых комиссий используется такой же принцип равного представительства, как и при формировании ЦИК.

Срок полномочий избирательных комиссий всех уровней – 5 лет. Действующие составы избирательных комиссий сформированы в 2021 году.

Зарегистрированные кандидаты на должность Президента вправе назначить своих представителей в избирательные комиссии всех уровней в качестве членов с правом совещательного голоса.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия ведет работу по организации избирательной кампании системно и планомерно.

Постановлением ЦИК 8 декабря 2023 года утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики.

Кроме того, принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

Центральная комиссия в целях совершенствования знаний, деловых и профессиональных навыков членов окружных и участковых комиссий подготовила двухэтапную программу их подготовки. На первом этапе с 10 по 15 января 2024 года для 250 местных тренеров (по два представителя от каждой ОИК) Тренинговая группа ЦИК провела курс практических семинаров, на которых была дана подробная информация обо всех процедурах дня выборов, включая подготовку избирательных участков к голосованию, ход голосования, особые ситуации в день выборов, подсчет голосов и оформление итоговых протоколов о результатах голосования.

На втором этапе обучения с 17 января 2024 года в течение 3–10 дней в зависимости от количества участковых комиссий в избирательных округах местные тренеры провели занятия для членов УИК. На ряде таких мероприятий присутствовали наблюдатели Миссии.

Всего в программе обучения задействовано около 38 000 членов избирательных комиссий всех уровней.

Для обеспечения единообразного применения норм избирательного законодательства Центральная комиссия издала Руководство для участковых избирательных комиссий, регламентирующее последовательность действий членов УИК в день голосования. Также ЦИК подготовила памятки для наблюдателей, для сотрудников полиции, для представителей СМИ, разъясняющие их права и обязанности в период подготовки и проведения выборов.

При Центральной и окружных комиссиях образованы экспертные группы по рассмотрению жалоб, связанных с нарушением избирательных прав граждан.

Члены Миссии принимают участие в заседаниях Центральной комиссии и отмечают, что ее решения принимаются коллегиально, на основе свободного и открытого обсуждения вопросов повестки дня, в присутствии наблюдателей и представителей средств массовой информации.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ посетили Аджигабульский, Апшеронский, Ахсуйский, Геранбойский, Гобустанский, Губинский, Гусарский, Джалилабадский, Евлахский, Имишлинский, Исмаиллинский, Ленкоранский, Масаллинский, Сабирабадский, Сальянский, Сиазаньский, Уджарский, Хачмазский, Шабранский, Шемахинский районы, Нахичеванскую Автономную Республику, города Баку, Гянджа, Евлах, Ленкорань, Ширван, где ознакомились с работой окружных и участковых комиссий. Представители Миссии констатируют, что комиссии обеспечены средствами связи, оргтехникой, необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой. В помещениях УИК размещена информация о кандидатах и порядке голосования.

По мнению Миссии, избирательные комиссии всех уровней принимают необходимые меры для проведения выборов организованно и в точном соответствии с законодательством страны. 

Списки избирателей

Единый список избирателей ведется Центральной комиссией, ежегодно обновляется на основании сведений участковых комиссий, предоставляемых ЦИК, и размещается на ее интернет-сайте.

В соответствии с Кодексом основанием для включения гражданина Азербайджанской Республики в список является факт его постоянного проживания на территории соответствующего участка (не менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, предшествовавших дню официального опубликования решения о назначении выборов).

Списки избирателей составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в УИК, второй – не позднее чем за 25 дней до дня голосования передается в окружную комиссию.

Участковые комиссии не позднее чем за 35 дней до дня голосования предоставляют списки избирателей для всеобщего ознакомления.

Избиратель может обратиться с заявлением об ошибке или неточности в списках в участковую комиссию, которая вносит соответствующие изменения в список либо выдает избирателю письменный отказ в удовлетворении заявления для обжалования в вышестоящую избирательную комиссию.

В день выборов граждане, проживающие на территории избирательного участка, но по каким-либо причинам не включенные в основной список избирателей, по решению УИК могут быть включены в дополнительный список.

По информации Центральной избирательной комиссии, в списки для участия в выборах включены более 6 миллионов 300 тысяч избирателей.

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты

В соответствии с требованиями Конституции Азербайджанской Республики Президентом может быть избран гражданин Азербайджанской Республики, постоянно проживающий на территории Азербайджанской Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, с высшим образованием, без двойного гражданства.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента Азербайджанской Республики принадлежит политическим партиям, блокам политических партий, а также обладающим избирательным правом гражданам путем создания инициативной группы избирателей как минимум из 100 человек.

Документы для регистрации в качестве кандидатов на высший государственный пост поступили в Центральную комиссию от 17 претендентов, 5 из которых были выдвинуты политическими партиями, а 12 – путем самовыдвижения.

Необходимые в соответствии с Кодексом не менее 40 тысяч подписей избирателей в поддержку кандидата в ЦИК были предоставлены 7 претендентами.

Центральная комиссия после проверки созданной ЦИК специальной Рабочей группой подписных листов зарегистрировала 7 кандидатов на должность главы государства:

И. Алиева, выдвинутого Партией «Ени Азербайджан»;

Ф. Алиева, самовыдвиженца;

Г. Гасангулиева, выдвинутого Партией «Народный фронт единого Азербайджана»;

Э. Мусаева, выдвинутого Партией «Великий Азербайджан»;

Ф. Мустафу, выдвинутого Партией «Великое созидание»;

Р. Нуррулаева, выдвинутого Партией «Национальный фронт»;

З. Оруджа, самовыдвиженца.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты соответствовали требованиям законодательства Азербайджана. Участие в избирательной кампании 7 претендентов свидетельствует о ее проведении на условиях состязательности и политического плюрализма.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация кандидатов на должность Президента проводится с 15 января и продлится до 8.00 утра 6 февраля 2024 года.

В соответствии с Кодексом агитация осуществляется:

через средства массовой информации;

путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами);

путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

другими способами, не запрещенными законом.

Согласно Решению ЦИК от 26 декабря 2023 года бесплатные эфирное время и печатная площадь для предвыборной агитации предоставляются на канале Общественной телевизионной и радиовещательной компании (ITV) – по 6 часов бесплатного эфирного времени в неделю (3 часа на общественном телевидении и 3 часа на общественном радио) и на страницах газет «Азербайджан», «Халг газети», «Республика», «Бакинский рабочий» – не менее 10 % от общего объема еженедельной печатной площади.

Очередность выступлений кандидатов определена Центральной комиссией путем жеребьевки.

Кандидаты также вправе за счет средств собственных избирательных фондов на равных условиях приобрести эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации в 44 средствах массовой информации, перечень которых утвержден ЦИК.

Для контроля соблюдения правил ведения предвыборной агитации в СМИ при Центральной комиссии образована пресс-группа из сотрудников ЦИК и представителей средств массовой информации страны.

Местные исполнительные и распорядительные органы до 15 января 2024 года определили места для проведения агитационных мероприятий, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями – 139 открытых площадок и стадионов, а также 142 помещения на всей территории страны.

В населенных пунктах республики оборудовано более 10 000 стендов, на которых размещаются агитационные плакаты кандидатов на должность Президента. В соответствии с Кодексом в день голосования ранее размещенные предвыборные агитационные материалы внутри и снаружи помещений избирательных участков должны быть сняты.

Миссия отмечает, что агитационная кампания проходит спокойно и организованно, в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. По мнению наблюдателей от СНГ, кандидатам созданы равные условия для ведения предвыборной агитации.

Центральная и нижестоящие избирательные комиссии, СМИ подробно информируют население страны об избирательной кампании. Руководством Центральной комиссии и сотрудниками Секретариата ЦИК регулярно проводятся брифинги и пресс-конференции, на которых освещается ход подготовки к выборам, разъясняются нормы избирательного законодательства.

С момента назначения даты выборов ЦИК открыла телефонную горячую линию, позвонив на которую граждане могут получить консультации по вопросам электоральной кампании, а также проверить наличие данных о себе в списке, получить сведения о номере избирательного участка и месторасположении помещения для голосования.

Центральная комиссия проводит активную кампанию, призывающую граждан страны прийти в день голосования на избирательные участки. По каналам телевидения и радио регулярно транслируются информационные ролики и социальная реклама, призывающие к участию в выборах. Для информирования избирателей о дне голосования также используются рекламные табло, баннеры, плакаты.

С 15 января 2024 года работает Независимый медиацентр ЦИК «Выборы-2024», где представители национальных и зарубежных СМИ могут получить оперативную информацию о ходе избирательной кампании.

Всем избирателям разосланы извещения о дне голосования с указанием номера и адреса избирательного участка, времени голосования, списка документов, удостоверяющих личность, содержащие подробные правила голосования. Для оповещения граждан о дне выборов также используются СМС-сообщения.

Жалобы и заявления

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса. После изучения и обобщения ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии. 

Свои окончательные выводы и оценки Миссия отразит в итоговом документе по результатам мониторинга подготовки и проведения досрочных выборов Президента Азербайджанской Республики.