Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики,
состоявшихся 7 февраля 2024 года

 

Общие положения

По приглашению Правительства Азербайджанской Республики Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 17 января 2024 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики (далее – выборы).

Президент Азербайджанской Республики И. Алиев 7 декабря 2023 года подписал Распоряжение об объявлении внеочередных президентских выборов, на основании которого Центральная избирательная комиссия (далее – Центральная комиссия, ЦИК) назначила их проведение на 7 февраля 2024 года. После восстановления территориальной целостности Азербайджанской Республики выборы впервые проходили на всей территории страны.

В составе Миссии были аккредитованы 169 человек: представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работали 8 наблюдателей. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Баку.

Миссия выполняла свои функции свободно и независимо, руководствуясь законодательством Азербайджанской Республики, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в избирательный процесс и во внутренние дела государства.

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии СНГ С. Лебедев встретился с Председателем Центральной избирательной комиссии М. Панаховым, Министром иностранных дел Азербайджанской Республики Д. Байрамовым, Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества Чжан Мином, Главой Миссии Организации тюркских государств К. Омуралиевым, посетил окружные и участковые избирательные комиссии города Баку.

Долгосрочные наблюдатели от Содружества обсуждали ход избирательной кампании с руководством ЦИК, Министерства иностранных дел, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики. Состоялись встречи с представителями предвыборных штабов всех кандидатов в Президенты.

Миссия работала открыто и гласно. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения, промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью средствам массовой информации.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

Законодательная база для проведения выборов

Правовой основой для проведения выборов являются Конституция, Избирательный кодекс Азербайджанской Республики (далее – Кодекс), нормы других законодательных актов, регулирующих вопросы проведения выборов, а также постановления Центральной комиссии, разъясняющие отдельные процедуры организации электоральной кампании.

После президентских выборов 2018 года в Кодекс был внесен ряд изменений технического характера, связанных с уточнением терминов, которые применяются в законодательных актах, регулирующих отношения в сферах безопасности, пенсионного и финансового законодательства.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Азербайджанской Республики и отметили, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов независимыми избирательными органами на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, при наличии механизмов защиты избирательных прав граждан и разрешения электоральных споров.

По мнению Миссии, избирательное законодательство Азербайджанской Республики отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права и является достаточной правовой основой для свободного и демократического проведения выборов.

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляли Центральная комиссия, 125 окружных, 6537 участковых избирательных комиссий, в том числе 49 за рубежом.

Центральная комиссия состоит из 18 членов, которые избираются Милли Меджлисом: 6 членов представляют политическую партию, депутаты которой имеют большинство в парламенте, 6 – политические партии, составляющие меньшинство в Милли Меджлисе, 6 – от депутатов, не принадлежащих ни к одной политической партии.

Окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК) в составе 9 членов формируются Центральной комиссией.

Участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК) в составе 6 членов формируются окружными комиссиями.

При назначении членов окружных и участковых избирательных комиссий используется такой же принцип равного представительства, как и при формировании ЦИК.

Срок полномочий избирательных комиссий всех уровней – 5 лет. Действующие составы избирательных комиссий сформированы в 2021 году.

Зарегистрированные кандидаты на должность Президента были вправе назначить своих представителей в избирательные комиссии всех уровней в качестве членов с правом совещательного голоса.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия вела работу по организации избирательной кампании системно и планомерно.

Постановлением ЦИК 8 декабря 2023 года был утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики. Кроме того, был принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

Центральная комиссия в целях совершенствования знаний, деловых и профессиональных навыков членов окружных и участковых комиссий подготовила двухэтапную программу их подготовки. На первом этапе с 10 по 15 января 2024 года для 250 местных тренеров (по два представителя от каждой ОИК) тренинговая группа ЦИК провела курс практических семинаров, на которых была дана подробная информация обо всех процедурах дня выборов, включая подготовку избирательных участков к голосованию, ход голосования, особые ситуации в день выборов, подсчет голосов и оформление итоговых протоколов о результатах голосования.

На втором этапе обучения с 17 января 2024 года в течение 3–10 дней в зависимости от количества участковых комиссий в избирательных округах местные тренеры провели занятия для членов УИК. На ряде таких мероприятий присутствовали наблюдатели Миссии.

Всего в программе обучения было задействовано около 38 000 членов избирательных комиссий всех уровней.

Для обеспечения единообразного применения норм избирательного законодательства Центральная комиссия издала Руководство для участковых избирательных комиссий, регламентирующее последовательность действий членов УИК в день голосования. Также ЦИК подготовила памятки для наблюдателей, для сотрудников полиции, для представителей СМИ, разъясняющие их права и обязанности в период подготовки и проведения выборов.

При Центральной и окружных избирательных комиссиях были образованы экспертные группы по рассмотрению жалоб, связанных с нарушением избирательных прав граждан.

Члены Миссии принимали участие в заседаниях Центральной комиссии и отмечают, что ее решения принимались коллегиально, на основе свободного и открытого обсуждения вопросов повестки дня, в присутствии наблюдателей и представителей средств массовой информации.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ посетили Аджигабульский, Апшеронский, Ахсуйский, Геранбойский, Гобустанский, Губинский, Гусарский, Джалилабадский, Евлахский, Имишлинский, Исмаиллинский, Ленкоранский, Масаллинский, Сабирабадский, Сальянский, Сиазаньский, Уджарский, Хачмазский, Шабранский, Шемахинский районы, Нахчыванскую Автономную Республику, города Баку, Гянджа, Евлах, Ленкорань, Ширван, где ознакомились с работой окружных и участковых избирательных комиссий. Представители Миссии констатируют, что комиссии были обеспечены средствами связи, оргтехникой, необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой. В помещениях УИК размещена информация о кандидатах и порядке голосования.

По мнению Миссии, избирательные комиссии всех уровней приняли необходимые меры для проведения выборов организованно и в точном соответствии с законодательством страны. 

Списки избирателей

Единый список избирателей ведется Центральной комиссией, ежегодно обновляется на основании сведений участковых комиссий, предоставляемых ЦИК, и размещается на ее интернет-сайте.

В соответствии с Кодексом основанием для включения гражданина Азербайджанской Республики в список является факт его постоянного проживания на территории соответствующего участка (не менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, предшествовавших дню официального опубликования решения о назначении выборов).

Списки избирателей составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в УИК, второй – не позднее чем за 25 дней до дня голосования передается в окружную комиссию.

Участковые комиссии не позднее чем за 35 дней до дня голосования предоставляют списки избирателей для всеобщего ознакомления.

Каждый гражданин имел возможность проверить данные о себе в списках на специальной странице сайта ЦИК.

Избиратель мог обратиться с заявлением об ошибке или неточности в списках в участковую комиссию, которая вносила соответствующие изменения в список либо выдавала избирателю письменный отказ в удовлетворении заявления для обжалования в вышестоящую избирательную комиссию.

В день выборов граждане, проживающие на территории избирательного участка, но по каким-либо причинам не включенные в основной список избирателей, по решению УИК включались в дополнительный список.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах было включено более 6 миллионов 478 тысяч избирателей.

По мнению Миссии, составление и уточнение списков избирателей прошли в соответствии с Кодексом, что способствовало реализации конституционного права граждан Азербайджанской Республики на участие в выборах.

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты

В соответствии с требованиями Конституции Азербайджанской Республики Президентом может быть избран гражданин Азербайджанской Республики, постоянно проживающий на территории Азербайджанской Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, с высшим образованием, без двойного гражданства.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента Азербайджанской Республики принадлежит политическим партиям, блокам политических партий, а также обладающим избирательным правом гражданам путем создания инициативной группы избирателей как минимум из 100 человек.

Документы для регистрации в качестве кандидатов на высший государственный пост поступили в Центральную комиссию от 17 претендентов, 5 из которых были выдвинуты политическими партиями, а 12 – путем самовыдвижения.

Необходимые в соответствии с Кодексом не менее 40 тысяч подписей избирателей в поддержку кандидата в ЦИК были предоставлены 7 претендентами.

Центральная комиссия, после проверки подписных листов созданной ЦИК специальной Рабочей группой, зарегистрировала 7 кандидатов на должность главы государства:

И. Алиева, выдвинутого Партией «Ени Азербайджан»;

Ф. Алиева, самовыдвиженца;

Г. Гасангулиева, выдвинутого Партией «Народный фронт единого Азербайджана»;

Э. Мусаева, выдвинутого Партией «Великий Азербайджан»;

Ф. Мустафу, выдвинутого Партией «Великое созидание»;

Р. Нуррулаева, выдвинутого Партией «Национальный фронт»;

З. Оруджа, самовыдвиженца.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты соответствовали требованиям законодательства Азербайджана. Участие в избирательной кампании 7 претендентов обеспечило ее проведение на условиях состязательности и политического плюрализма.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация кандидатов на должность Президента проводилась с 15 января до 8.00 утра 6 февраля 2024 года.

В соответствии с Кодексом агитация осуществляется:

- через средства массовой информации;

- путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами);

- путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

‑ другими способами, не запрещенными законом.

В соответствии с Решением ЦИК от 26 декабря 2023 года бесплатные эфирное время и печатная площадь для предвыборной агитации были предоставлены на канале Общественной Телевизионной и Радиовещательной Компании (ITV) – по 6 часов бесплатного эфирного времени в неделю (3 часа на общественном телевидении и 3 часа на общественном радио) и на страницах газет «Азербайджан», «Халг газети», «Республика», «Бакинский рабочий» – не менее 10 % от общего объема еженедельной печатной площади.

Очередность выступлений кандидатов была определена Центральной комиссией путем жеребьевки.

Кандидаты также были вправе за счет средств собственных избирательных фондов на равных условиях приобрести эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации в 44 средствах массовой информации, перечень которых был утвержден ЦИК.

Для контроля соблюдения правил ведения предвыборной агитации в СМИ при Центральной комиссии была образована пресс-группа из сотрудников ЦИК и представителей средств массовой информации страны.

Местные исполнительные и распорядительные органы до 15 января 2024 года определили места для проведения агитационных мероприятий, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями – 139 открытых площадок и стадионов, а также 142 помещения на всей территории республики. По информации Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, в период агитационной кампании проведены 1094 агитационно-пропагандистских мероприятия, в которых приняли участие более 183 тысяч человек.

В населенных пунктах страны было оборудовано более 10 000 стендов, на которых размещались агитационные плакаты кандидатов на должность Президента. В соответствии с Кодексом в день голосования ранее размещенные предвыборные агитационные материалы внутри и снаружи помещений избирательных участков были сняты.

Миссия отмечает, что агитационная кампания проходила спокойно и организованно, в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. По мнению наблюдателей от СНГ, кандидатам были созданы равные условия для ведения предвыборной агитации.

Центральная и нижестоящие избирательные комиссии, СМИ подробно информировали население страны об избирательной кампании. Руководством Центральной комиссии и сотрудниками Секретариата ЦИК регулярно организовывались брифинги и пресс-конференции, на которых освещался ход подготовки к выборам, разъяснялись нормы избирательного законодательства.

С момента назначения даты выборов ЦИК открыла телефонную «горячую линию», позвонив на которую граждане могли получить консультации по вопросам электоральной кампании, а также проверить наличие данных о себе в списке, получить сведения о номере избирательного участка и месторасположении помещения для голосования.

Центральная комиссия проводила активную кампанию, призывающую граждан прийти в день голосования на избирательные участки. По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики и социальная реклама, призывающие к участию в выборах. Для информирования избирателей о дне голосования также использовались рекламные табло, баннеры, плакаты.

На официальном сайте ЦИК и портале информационного центра Центральной комиссии публиковались законодательные акты и иные документы, регулирующие организацию и проведение выборов, а также информация о подготовке ко дню голосования.

С 15 января 2024 года работал Независимый медиацентр ЦИК «Выборы-2024», где представители национальных и зарубежных СМИ могли оперативно получать новости о ходе избирательной кампании.

Всем избирателям были разосланы извещения о дне голосования с указанием номера и адреса избирательного участка, времени голосования, списка документов, удостоверяющих личность, а также содержащие подробные правила голосования. Для оповещения граждан о дне выборов также использовались СМС-сообщения.

Жалобы и заявления

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики с просьбой проинформировать о случаях поступления обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного законодательства и результатах их рассмотрения.

По состоянию на 6 февраля 2024 года в Центральную комиссию поступило 1 обращение, которое было направлено в Генеральную прокуратуру. Проведенная органами прокуратуры проверка не нашла подтверждения изложенным в обращении фактам.

По информации Верховного Суда, суды республики рассмотрели 9 заявлений, по которым было отказано в удовлетворении заявленных требований.

По сведениям Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, зафиксированы 3 правонарушения, касающихся порчи агитационных материалов кандидатов.

Миссия констатирует, что рассмотрение жалоб и обращений осуществлялось в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Голосование в день выборов проводилось с 8 до 19 часов.

Избиратели, не имевшие возможности находиться в день голосования по месту жительства, могли проголосовать на основании открепительных удостоверений в местах фактического нахождения. Открепительные удостоверения выдавались окружными комиссиями с 24 декабря 2023 года по 13 января 2024 года, а с 14 января по 4 февраля 2024 года – участковыми комиссиями.

Перед получением избирательного бюллетеня осуществлялась маркировка большого пальца левой руки граждан безвредной невидимой жидкостью в целях предотвращения возможности многократного голосования.

В случаях, когда по состоянию здоровья или по другим уважительным обстоятельствам граждане не могли прибыть на избирательный участок, по их заявлению, поданному не позднее чем за 24 часа до дня выборов, УИК организовывали голосование с использованием переносной урны.

Для реализации принципа гласности и открытости избирательного процесса 1000 избирательных участков во всех регионах республики были оборудованы веб-камерами, транслировавшими ход голосования в Интернете в режиме реального времени.

Представители Миссии посетили 1090 избирательных участков в большинстве избирательных округов страны, а также осуществляли наблюдение на зарубежных участках в дипломатических представительствах Азербайджанской Республики в Республике Беларусь (Минск), Республике Казахстан (Алматы), Кыргызской Республике (Бишкек), Республике Молдова (Кишинев), Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург) и Республике Узбекистан (Ташкент).

По оценкам наблюдателей от СНГ, голосование проходило спокойно и организованно, при высокой активности граждан, в присутствии значительного количества национальных и международных наблюдателей. Помещения для голосования были обеспечены необходимым оборудованием и информационными материалами. Незрячим избирателям выдавались трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля. Для доступа на избирательные участки, на территории которых проживают граждане с ограниченными физическими возможностями, были установлены специальные пандусы.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов и отмечают, что данная процедура проходила в соответствии с требованиями Кодекса.

В мониторинге голосования приняли участие более 90 тысяч национальных наблюдателей, что позволило осуществить широкий гражданский контроль за проведением выборов.

В своих отчетах наблюдатели от Содружества отметили немногочисленные недостатки и упущения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты выборов.

По мнению наблюдателей от СНГ, Центральная, окружные и участковые комиссии при содействии органов власти республики обеспечили проведение избирательной кампании на высоком организационном уровне.

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы 7 февраля 2024  года:

проведены в полном соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Азербайджанской Республики;

прошли на конкурентной основе, открыто и гласно;

были свободными, прозрачными и соответствовали принципам проведения демократических выборов.